- Значение крестовых походов
- Что такое крестовые походы?
- Значение крестовых походов кратко
- Значения крестовых походов для Востока:
- Крестовые походы: причины, история и последствия
- Крестовые походы: причины
- Крестовый поход «бедноты»
- Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
- Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
- Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
- Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
- Другие Крестовые походы
- Последствия Крестовых походов
- ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ: что восток дал западу
Значение крестовых походов
Каковы были итоги и значение крестовых походов, Вы узнаете из этой статьи.
Что такое крестовые походы?
Крестовые походы являют собой военно-колонизационные движения феодалов, части крестьянства и горожан в форме религиозной войны, целью которых было освобождение святынь христианства из-под власти мусульман в Палестине, а также обращение в католичество язычников и еретиков.
Классическая эпоха Крестовых походов конец XI — начало XII веков. Сам термин появился приблизительно в 1250 году. Участники первых походов именовали себя пилигримами.
Значение крестовых походов кратко
Итоги и значения крестовых походов для западной Европы:
Крестовые походы длились больше 200 лет, но так и не сумели достичь своей цели. Можно выделить как позитивные, так и негативные последствия.
Они провели к крушению Восточной римской империи. Разрушенная Византия попала в руки туркам. В военных действиях погибло много людей.
Результат первого крестового похода способствовал падению форм общественного строя. Рыцарское сословие ослабевало из-за постоянных походов на Восток. Усиленная централизованная власть королей уничтожила остатки феодальной аристократии. Благодаря крестовым походам наладились торговые отношения между Востоком и Западом: городское сословие значительно обогатилось и усилило свое политическое значение. Оно стало опорой в борьбе королевской власти и аристократией феодалов.
В большей части европейских государств, крепостная зависимость была разрушена, а крепостное крестьянство либо уходило на Восток с крестоносцами, либо откупались от баронов. Также походы сближали европейцев, они стали осознавать себя одним целым. А познакомившись с восточными народами, уяснили, что те вовсе не варвары, как считалось раньше.
В Европу из Востока купцы стали привозить рис и сахар, жемчуг, пряности, драгоценности, шелк. Пытаясь найти более безопасные и краткие пути в Малую Азию, они совершали великие географические путешествия.
Значения крестовых походов для Востока:
Для восточных государств крестовые походы не имели такого значения, как для Европы. Они частично оказали влияние на общественный и государственный строй мусульман, их культуру. В результате многочисленных походов сократилась численность населения. Постоянные войны способствовали развитию военного дела, а также привели в упадок мусульманские страны. В ответ на агрессию европейцев мусульмане объявили им джихад — священную войну.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое историческое значение крестовых походов.
Источник
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
- Стремлением освободить Святую землю;
- Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
- Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
- Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
- Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
- Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
- Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
- Графство Триполи;
- Княжество Антиохия;
- Графство Эдесское.
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
- Французский король Людовик VII;
- Германский император Конрад III Гогенштауфен.
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
- Некачественное продовольствие;
- Болезни.
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
- Британцы выступили под предводительством бесстрашного воина — короля Англии Ричарда «Львиное сердце».
- Король Франции Филипп II Август возглавил французских крестоносцев.
- Немецкий император Фридрих Барбаросса повел в поход немецких рыцарей.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
- Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
- Европейцы узнали о шахматах;
- Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
- В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Читайте также:
Источник
ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ: что восток дал западу
Первый крестовый поход. Средневековая миниатюра
Этим культурным багажом европейцы овладели, конечно, не с наскоку, не в военных походах, а в мирное время. Придя на Святую землю, они поселились на ней и основали Иерусалимское королевство. Они считали эту землю своей, называли себя Новым Израилем и собирались жить здесь вечно. Причем в тесном контакте с населением этой земли, восточно-христианским и мусульманским. Крестоносцы строили крепости и города, развивали сельское хозяйство, нанимая работников из местных. Они женились на местных женщинах и, хоть и обращали их в католичество, но, по словам историков, «жили по обычаям своей жены». Вот именно двухсотлетнее пребывание крестоносцев на Востоке, взаимодействие их с его цивилизацией и влияние этого взаимодействия на историю Европы и является темой данной статьи. О мире я пишу здесь, а не о войне.
Карта Иерусалимского королевства. Википедия
Приход европейцев на просвещенный Восток открыл для них новый неизвестный дотоле мир с иной природой, иными обычаями и нравами. Интерес к этому миру привел к развитию истории, географии и этнографии.
Тесно общаясь с местным населением, крестоносцы почерпнули очень многое из передовой по тем временам арабской науки и технологии. Особенно заметно влияние Востока на развитие в Европе математики и медицины. Тогда же появились у европейцев ветряная мельница и водяное колесо, почтовые голуби и изогнутая сабля. Они научились производить изысканные ткани – дамаст, муслин и атлас (названия первых двух происходят от названия городов Дамаск и Мосул, а третьей – от арабского слова «красивый»). Заимствование западными архитекторами восточной стрельчатой арки привело к возникновению готического стиля.
Готические стрельчатые арки аббатства Баллапаис. Википедия
Помимо святых мест крестоносцы завоевали еще и обширные территории. Знакомство с необычной природой Святой земли и ее плодами привело к развитию новых отраслей сельского хозяйства. Здесь европейцы открыли для себя гречиху, рис, абрикосы, лимоны. Они начали производить и отправлять в Европу новый предмет роскоши – тростниковый сахар. И главное, Запад стал напрямую получать самую большую ценность Востока – пряности и благовония.
Сеятель. Средневековая миниатюра
Вообще, в этот период бурно развивалась торговля между Европой и Азией. Если раньше вся она шла через Византию, то теперь стороны могли торговать без посредника. А развитие торговли привело к расцвету портовых городов Италии и Франции. Города же, разбогатев и окрепнув, приобретали все большую независимость от феодалов, что вело к развитию промышленности и самоуправления.
Средневековый Мюнхен
Крестьяне, отправляясь в крестовые походы, освобождались от крепостной зависимости. Вернувшись на родину, они образовывали класс свободных земледельцев, совершенно непредставимый в Средние века. Таким образом, в среде простонародья и в городе, и в деревне стало формироваться сословие лично свободных людей. Думаю, без преувеличения можно сказать, что именно тогда были заложены основы современного европейского общества.
Что же касается людей благородного происхождения – рыцарей – то влияние крестовых походов на них переоценить просто невозможно. Сойдясь вместе во время военных действий, живя впоследствии в одном государстве, рыцари из разных стран сблизились между собой, выработали общие для всех правила и обычаи. На этой основе развилась обширная романтическая литература, воспевавшая их подвиги и рыцарское благородство.
Рыцарь и дама сердца. Средневековая миниатюра
Вообще, если говорить о культуре, то тут произошел настоящий прорыв. Европейцы после долгого перерыва заново познакомились с сокровищами античной мысли. Почему сочинения римских и греческих авторов дошли до них в арабских переводах? Да очень просто: потому, что у арабов была бумага. В Европе она появилась лишь в 11-м веке, в основном же писали на пергаменте. Пергамент очень дорог, поэтому он использовался многократно. Чтобы написать новый текст, приходилось соскабливать предыдущий. Вот древние произведения и исчезли. Арабы же еще в 8-м веке научились у китайцев изготавливать бумагу. Стереть написанное на бумаге невозможно, да и не нужно, так как бумага гораздо дешевле пергамента. Вот так и сохранились многие произведения античности в переводе на арабский.
Манускрипт Меровингов на пергаменте. Википедия
Огромное количество античных источников было принесено в Западную Европу и византийцами, бежавшими из своей разваливающейся империи. Крестовые походы, особенно четвертый 1204-го года, подорвали могущество Византии и явились одной из главных причин ее падения. Эта трагедия Восточной империи во многом способствовала расцвету Западной.
Знакомство с античностью произвело полный переворот в мировоззрении средневековой Европы и привело уже в 14-м веке к возникновению Проторенессанса, предвестника эпохи Возрождения. На мой взгляд, это самый важный результат крестовых походов. И на нем хотелось бы остановиться особо. Дело в том, что неудача крестовых походов сильно подорвала авторитет католической церкви вообще и папства в особенности. Ведь именно римские папы призывали христиан к походу на Иерусалим, убеждая, что дело это угодно Богу и поэтому обречено на успех. Но успех оказался недолговечным, поэтому люди стали критичнее относиться к папской власти. Они узнали, что католицизм – не единственная религия на свете, что религии, как и народы, бывают разные. Церковь перестала быть безусловным центром мироздания. Горизонты людей расширились. Все это в совокупности с заново открытым наследием античности обратило внимание человека на самого себя, на свою деятельность, на жизнь в этом, а не в грядущем мире. Что и привело в результате к повороту западноевропейской культуры в сторону гуманизма.
Рисунок Леонардо да Винчи. Витрувианский человек
Таким образом, то, что началось как безжалостная война Запада с Востоком, а окончилось полным военным и политическим поражением, привело в результате к невиданному культурному и социальному расцвету Европы. Я считаю, что именно эта черта отличает европейскую цивилизацию – умение извлекать уроки из собственных ошибок и использовать эти уроки для движения вперед. Я все еще верю в Европу.
Источник