Меню

Вводная экскурсия что это

Классификация экскурсий

· вводные,

· текущие,

· обобщающие экскурсии.

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее пред-
ставление о природных объектах и явлениях, которые им
предстоит изучать на последующих уроках.

Главная цельвводных экскурсий – формирование образ-
ных представлений, на основе которых будут в дальнейшем
развиваться новые понятия.

Примером могут служить вводные сезонные экскурсии.

Задания, которые могут выполнять учащие-
ся под руководством учителя на зимней экскурсии:

Наблюдения за неживой природой:

1. Наблюдайте за положением солнца относительно вы-
бранного вами дерева. Как изменилось его положение по сравнению с осенним периодом?

2. Измерьте температуру воздуха на солнце и в тени. Сде-
лайте выводы.

3. Линейкой измерьте высоту снежного покрова на откры-
том месте и возле дерева. Где она больше? Почему?

4. Сделайте вывод: от чего зависят зимние изменения
в неживой природе?

Наблюдения за растениями:

1. Как зимуют лиственные деревья и кустарники? Рассмот-
рите зимующую почку. Что находится внутри почки? На каких
лиственных растениях сохранились плоды и семена?

2. Рассмотрите сосну обыкновенную. Какой у нее ствол?
Какой формы крона? Как расположены хвоинки? Есть ли на
сосне шишки? Все ли они одинаковы? Что находится внутри
шишки? Найдите на сосне почки. Что находится внутри почки?

3. Внимательно рассмотрите снег вокруг хвойных деревь-
ев. Есть ли на снегу крылатые семена ели и сосны?

4. Лопаткой аккуратно очистите от снега площадку
в 1 кв. м. Какие травянистые растения зимуют под снегом?
Какую роль играет снег в жизни травянистых растений?
После наблюдения укройте растения снегом.

5. Сделайте вывод о причинах изменений в жизни растений
зимой.

Наблюдения за животными:

1. Внимательно рассмотрите следы животных на снегу.
Кто их оставил: птицы или звери? Зарисуйте эти следы. По-
пытайтесь определить названия животных.

2. Каких оседлых птиц вы увидели на экскурсии? Какие
кочующие птицы вам встретились?

3. Насыпьте корм в кормушки и понаблюдайте, какие
птицы к ним прилетают. Как они себя ведут?

4. Сделайте выводы о причинах изменений в жизни жи-
вотных зимой.

Текущие экскурсиипредполагают знакомство в природе с конкретными объектами и явлениями,
которые изучаются на текущих уроках.

Примером является экскурсия по изучению форм поверх-
ности родного края.
Учащиеся на ней работают по следую-
щим заданиям:

1. На месте работы, с помощью компаса, определите на-
правление сторон горизонта. Нанесите их на планшет.

2. Расскажите, что видите к северу, югу, западу и востоку
от себя. Сделайте схематическую зарисовку на планшете.
Сфотографируйте окружающую местность.

3. Изучите ближайший холм или гору. Найдите и опиши-
те подошву, склоны, вершину. Зарисуйте или сфотографи-
руйте эту форму поверхности. Подпишите ее части.

4. Поднимитесь на вершину холма (невысокой горы). Что
вы ощущаете при быстром подъеме (как изменяется дыхание,
сердцебиение, скорость движения)? Сделайте вывод: по кру-
тому или пологому склону вы поднимались.

5. Осмотритесь вокруг, стоя на вершине. Как изменилась
даль горизонта? Объясните, почему во время военных дейст-
вий вершины холмов обычно избираются в качестве наблю-
дательных пунктов.

Читайте также:  Основные достопримечательности липецкой области

6. Определите с помощью компаса, к каким сторонам го-
ризонта обращены наиболее крутой и наиболее пологий
склоны.

7. По компасу найдите у холма его южный и северный
склоны. Установите различия между ними. Какой склон
лучше освещен солнцем? Как освещенность влияет на разно-
образие растительности?

8. Если рядом на местности есть овраг, то познакомьтесь с
его формой, размерами. Сделайте схематическую зарисовку.
Сфотографируйте. Подумайте, что могло являться причиной
образования оврага. Какможно остановить его рост?

9. Сделайте вывод: какие формы поверхности можно на-
блюдать в вашей местности.

10. Как деятельность людей влияет на поверхность края?
Что вы сможете сделать для украшения поверхности своей
местности?

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы
или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природ-
ные объекты и явления, которые изучались на предыдущих
уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и
систематизируются знания, полученные учащимися в про-
цессе изучения темы.

Примером могут служить экскурсии по изучению природ-
ных сообществ
, которые проводятся после изучения крае-
ведческого раздела.

Примерные задания по наблю-
дениям за растениями и животными луга:

1. Обратите внимание, каких растений на лугу больше:
травянистых или кустарниковых. Встречаются ли на лугу
деревья?

2. Внимательно осмотрите ваш участок луга. С помощью рисунков атласа-определителя составьте список растений, которые на нем встречаются.
Заполните табл.

Растения луга
Лекарственные Кормовые Ядовитые

3. Наблюдайте на лугу результат деятельности человека
(выпас скота, вытаптывание растений, сбор букетов). Как
меняется состав растений в результате влияния человека?

4. Внимательно присмотритесь к растениям луга. Легко
ли заметить на них насекомых? Почему?

5. В полной тишине и неподвижности понаблюдайте за
цветами в течение минимум одной минуты. Подсчитайте,
сколько цветков облетит пчела, шмель или бабочка за это
время. Какую роль играют насекомые в жизни растений
луга?

6. Что делают насекомые на цветках растений? Какую роль
играют растения в жизни насекомых?

7. Энтомологическим сачком проведите «кошение» (не-
сколько раз взмахните им по траве). Понаблюдайте, как
пойманные насекомые покидают раскрытый сачок. (Сначала
улетают мухи, затем наездники, далее ползут менее подвиж-
ные жуки, на дне сачка остаются тли и т.п.).

Источник

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Читайте также:  Кто создал первое кругосветное путешествие

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу — он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

Экскурсионный метод имеет ряд особенностей:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение — один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Современная классификация экскурсий:

· По содержанию : обзорные и тематические .

Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.

Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).

· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .

· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;

— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Экскурсия — это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.

Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.

Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.

Читайте также:  Посмотреть все чудеса света

Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.

Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.

Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.

Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.). В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание.

Содержание экскурсий определяется соответствующими темами тех или иных предметов, изучаемых в начальной школе и отличается рядом специфических особенностей. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Так, экскурсия по «Окружающему миру» может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Э скурсии представляют собой своеобразный урок в условиях непосредственного общения с природой или преобразованной трудом человека окружающей социоприродной средой. Они позволяют расширить рамки традиционного урока и позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в освоение учащимися практических умений и навыков, обеспечивают получение дополнительных знаний и умений в различных областях науки.

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

Экскурсия как метод обучения ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся и позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В современном мире технологий результатом экскурсии может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Китайская пословица гласит:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Источник

Adblock
detector