Меню

Виртуальная экскурсия весенний лес

ОО Познание (ознакомление с природным миром) виртуальная экскурсия в весенний лес» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, за насекомыми и птицами ( видеть, описывать). Учить правильно вести себя в лесу ( не нарушать покой его обитателей), продолжать воспитывать интерес к природе, умение видеть красоту формировать представление о лесе, как о доме, в который человек приходит в гости ( в лесу человек отдыхает, любуется красотой, собирает ягоды, грибы, орехи) уточнить и обобщить занятия о лесе.

Скачать:

Вложение Размер
oo_poznanie.docx 18.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОО Познание (ознакомление с природным миром) вертуальная экскурсия в весенний лес» (старший дошкольный возраст)

Цель: Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, за насекомыми и птицами ( видеть, описывать). Учить правильно вести себя в лесу ( не нарушать покой его обитателей), продолжать воспитывать интерес к природе, умение видеть красоту формировать представление о лесе, как о доме, в который человек приходит в гости ( в лесу человек отдыхает, любуется красотой, собирает ягоды, грибы, орехи) уточнить и обобщить занятия о лесе.

1.Образование относительных прилагательных ( лес- сосновый, еловый, березовый, дубовый, смешанный).

2. Связная речь: четкое проговаривание скороговорок, составление описательного рассказа по вопросам).

3. Практическое усвоение предлогов: под, между, из-за, около, из-под.

4. Имитация животных.

Оборудование к занятию: деревья, поляна, муравьиная куча, цветы, птицы-картинки (кукушка, дятел,синица, соловей), аудио запись с голосами птиц, ( гнездо, звери) заяц, лиса, медведь. Для игры листья.

В раздевалке говорю детям о том, что надо вспомнить о правилах поведения в лесу ( не шуметь, не мусорить, ходить осторожно, чтобы не сломать и никого не раздавить и т.д)

Много леса – не — губи,

Мало леса – береги

Нет леса – посади (друзья леса).

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится

Всё открой не утаи

Дети ходят по группе рассматривают, любуются. Предлагаю подышать лесным ароматом .

Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. Здесь живут птицы, звери, змеи, насекомые. А сколько грибов и ягод. Цветы смотрят на нас и просят не рвать их, а понюхать и понаблюдать. В лесу ни на секунду не замолкает жизнь. Все трудятся: птицы строят гнезда, муравьи – муравейники, кроты роют ходы. Чтобы понять как живет лес, почему происходит так, а не иначе, нужно хорошо знать повадки обитателей леса, разобраться в разнообразии растительного мира.

-Ребята, а какой бывает лес? ( берёзовый, сосновый, дубовый, смешанный, а ещё дремучий, темный, грозный, добрый)

— Какие деревья вы знаете?

— А чем отличаются листья? Чем похожи?

Игра: С какой ветки детки?»

Зелена, а не лук, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

Символ России – светолюбива, белоствольна, через ранки вытекает сок, полезный, вкусный. (береза)

Что за стройная девица, не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год… (ель)

Под елями стелется мох, там темно и тихо, похоже на царство Бабы – яги. Семена ели лекарство для белок и клестов.

Липа: Я дерево цветом душистым

Даю я прохладную тень

Под кроной моей отдыхают

В безветренный солнечный день… (Липа)

Цветок липы похож на маленькое солнышко. Он очень полезен и его заваривают и пьют от простуды.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды.)

А что еще растет в лесу? Какие растения вы знаете?

Дети : Подснежник, медуница, первоцвет, ветреница, мать и мачеха.

Воспитатель: посмотрите на мать и мачеху. Расскажите, как он выглядит.

Дети: Это желтый мохнатый цветок.

Воспитатель : Да, ребята, мать и мачеха зацветает рано весной, как бут-то торопиться показать нам свою красоту. Позже появляются листочки. И если мы приложим верхний листик к щеке, он будет холодным, а нижняя сторона листа – теплая. Люди говорят мать и мачеха.

Логическая задача: Однажды ранней весной я пошла в лес. В лесу еще лежал снег и вдруг на проталинке я увидела….

Ответы детей: Это подснежник.

Воспитатель: А как выглядит подснежник? И как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей)

Воспитатель: Подснежник, исчезающий вид и поэтому занесен в красную книгу. А как вы думаете, почему он исчезающий? (ответы детей)

Динамическая пауза «Цветок»

Давай те мы с вами представим, что мы подснежники растущие на поляне. Сначала растет стебель, а за тем распускается цветок. (Дети изображают подснежник)

Вырос голубой цветок на поляне, (руки в вертикальном положении подняты вверх, пальцы слегка округлив соединить в бутон)

Утром весенним раскрыв лепестки, (развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питание ( ритмичные движения: пальцы вместе – врозь)

Дружно дают под землей корешки ( ладони опустить в низ, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Танец цветов под спокойную музыку.

Звучат голоса птиц: кукушка, соловей, синица, дятел.

Дятел: пестрые, черные, зеленые, но на всех красивые шапочки на голове.

У них очень сильный клюв и очень длинный язык ( 10-15 см), кроме того очень липкий с твердыми зубчиками на него прилипают насекомые, личинки. Дятел лечит деревья, живет в дупле.

Дятел – доктор леса.

Дятел жил в дупле густом

Дуб долбил, как долотом.

(Повторить всем вместе сильнее и тише)

Кукушка: Птица хитрая. Самец пролетая над гнездом распугивает мелких птиц, они временно покидают гнезда, а в это время самка подбрасывает яйцо, при этом выбрасывая остальные ( или одно яйцо) хозяев, чтобы они не заметили. Кукушонок появляется на свет, выбрасывает других птенцов из гнезда остается один, а родители ели успевают прокормить прожорливого птенца. Кукушки полезны – они поедают волосатых гусениц. Песня кукушки говорит о том, что пришла весна.

-Кто знает песню кукушки? (ку-ку-ку-ку).

Соловей: гнездится на земле, в густой траве. Он серого цвета невзрачный, получил свое название не из-за пения, а из-за цвета, «соловей – по- старинному – цвет оперения. Мы заслушиваемся его голосом.

Игра: «Эхо ( повторить наших птиц)»

Дятел – постучать кулачками Сорока: непоседа, пестрая

Кукушка – ку-ку птица длиннохвостая

Синица – си, си, си птица говорливая

А ещё кто живёт в лесу?

Дети : Насекомые ( бабочки, кузнечики, жуки, муравьи и т.д.) Воспитатель: Предлагаю вспомнить загадки:

Спал цветок и вдруг проснулся

Дальше спать не хотел

Плавно, плавно полетел ( бабочка)

Павлиний глаз, траурница, лимонница, адмирал т.д.

С цветка на травинку, отталкивается ножками

С листочка на цветочек прыгает над дорожками (кузнечик) Не жужжу, когда сижу

Не жужжу, когда хожу

Не жужжу, когда тружусь

А жужжу, когда кружусь.

Слово «жук» — звукоподражательное, т.е . эти насекомые издают «ж» , «ж». Жуков очень много: носорог, олень, грибник, каракурт.

Мужички без топоров

Срубят избу без углов (муравьи)

Муравьи трудолюбивы, в их гнезде есть подземная часть ( спальни, детские с личинками, коридоры)

Не зверь, не птица

А нос, как спица. (комар)

Предлагаю игру: обыграть зверей( лису, зайца, медведя). Выбор сделан по картинкам. (Дети имитируют животных, изображая характерные повадки)

Расскажите: лиса какая? – рыжая, хитрая, пушистая и т.д.,

Медведь – косолапый, грустный, большой; заяц – длинноухий, быстрый, трусливый.

Угостите зверей: белочке — орешки и грибочки; мишке – мед, малину, рыбу; зайчику – морковку, капустный лист.

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю в группе сделать зарисовки о ваших впечатлениях.

Теплый ветер гладит лица

Лес шумит густой листвой

Дуб нам хочет наклониться

Клен качает головой.

А кудрявая береза

Провожает всех ребят

До свиданья, лес зеленый

Мы уходим в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во время экскурсии дети знакомятся с отдельными страницами истории г. Абакана, людях, оставивших след в памяти народа , благодаря этому стимулируется интерес к изучению родного города, стремление к со.

В настоящее время новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейше.

Коррекционно-развивающее занятие по коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы старших дошкольников (5-6 лет).

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Весеннее пробуждение» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие творческого воображения у старших дошкольников при .

ОО Познание (ознакомление с природным миром)«Путешествие в весенний лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Продолжать .

Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

познакомить детей с видами профессий, показатьзначение трудовой деятельности в жизни человека; вызвать интерес к разнымпрофессиям; сформировать у детей реалистические представления о мотивахи результа.

Источник

Виртуальная экскурсия в лес.

Мир природы и человека.Конспект урока «Мир природы и человека»

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия в лес.»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями № 39»

Конспект внеклассного мероприятия по экологическому направлению во внеурочной деятельности с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: Путешествие в летний лес средней полосы России

Разработала и подготовила: воспитатель Лецкая Елена Евгеньевна

Класс: учащиеся 2-3 классов

— познакомить и расширить представления детей о жизни леса в летний период времени с учетом индивидуальных способностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на позитивном опыте по взаимодействию с окружающей средой;

— сформировать ценностное отношение к природе;

— сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— закрепить элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

— формировать познавательные интересы во внеурочное время.

— воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;

-воспитать бережное отношение к природе;

— овладеть умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;

— развитие речи, внимания, мышления, воображения, восприятия;

Форма проведения: групповая

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, музыкальные композиции.

— умение бережно относится к окружающему миру.

— Знания о необходимости защищать природные ресурсы.

— Развитие индивидуальности в процессе творческой деятельности в выполнении интеллектуальных заданий.

Вступительное слово учителя

Громко прозвенел звонок-

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Ни минуты не теряйте!

Сегодня, ребята, мы отправляемся в удивительное путешествие. Оно пройдет под девизом: «Мы в любое время года ходим тропами природы!»

Но вот куда мы отправимся в наше путешествие, пока для вас это тайна. Открыть эту тайну вам поможет загадка (демонстрация отгадки на магнитной доске).

1. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Мы пойдем в лес, и изучать мы с вами будем лес, что в лесу растёт, и кто там живет.

Подготовка к путешествию:

Прежде, чем отправиться в лес, мы с вами составим правила поведения в лесу. Для этого нужно выбрать нужные картинки и поместить их в кармашки (игра с пиктограммами)

Правила вы знаете, значит можем отправляться в путешествие.

1.Но чтобы попасть в лес, нужно произнести волшебные слова. Повторяйте за мной (закройте глаза): Закружились, закружились и в лесу мы очутились (открывайте глаза). Послушайте, как встречает нас лес, как поют птицы

Видеоролик «Мы попали в лес»

(на фоне показа, познавательный рассказ о лесе)

— Лес — наше богатство. Лес — это зеленый наряд нашей планеты Земли. Там, где лес — всегда чистый воздух.

— Лес — это дом для зверей и птиц. Лес — это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

— Лес — это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Мы очутились в лесу(физкультминутка)

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят:

Как они сядут – покажем-

Крылья сложили назад.

1. Интерактивная игра «Лесные жители».

А кто живет в лесу? нам помогут узнать загадки, а отгадки это и есть обитатели леса.

2.Интерактивная игра «Лесной концерт» .

Мы узнали кто живет в лесу , а теперь послушайте и угадайте, какое из животных или птиц так кричит .

Хорошо в лесу. Давайте погуляем по лесу. сделаем глубокий вдох через нос, затем длинный выдох через рот (дыхательное упражнение). Но нам пора возвращаться в школу, повторяйте за мной (закройте глаза): Закружились, закружились и в школе мы очутились (открывайте глаза).

6.Связывание информации (коллективное дело)

Где мы были? Что растет в лесу? Кто в нем живет?

А сейчас мы изобразим свою картину леса, в котором будут расти деревья, грибы, ягоды и жить дикие животные, которых мы сегодня повстречали в нашем путешествии.

«Мордашки». Посмотрите , у наших диких животных разное настроение ,выберете тех животных, настроение которых соответствует вашему настроению сейчас.

Источник

Виртуальная экскурсия «Весенняя сказка цветов»

Виртуальная экскурсия «Весенняя сказка цветов»

Цель: формирование у обучающихся потребности заботиться о первых цветах.

  1. расширять представление обучающихся о жизни первоцветов;
  2. повышать общий интеллектуальный уровень обучающихся;
  3. развивать познавательную активность
  1. воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе;
  2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру;
  3. воспитывать умения и навыки коллективной творческой деятельности.
  1. развивать эстетические чувства и умение любоваться изяществом первых весенних цветов;
  2. расширять кругозор обучающихся, способствовать развитию логического мышления, памяти, речи;
  3. обогащать словарный запас детей; способствовать раскрытию актёрских и литературных способностей;
  4. формировать наглядно-практическое мышление.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация; для сценки: костюмы пчелы и пролески; толковый словарь; карточки и описание первоцветов: подснежник, первоцвет (примула), хохлатка, пролеска, медуница, ландыш, сон-трава (прострел), гусиный лук.

Развивать интерес к природе, желание больше узнать о ней.

Развивать способность у обучающихся принимать и сохранять цель, контролировать и оценивать свои действия

Организовать сотрудничество с воспитателем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Привлечь внимание слабовидящих детей к проблемам сохранения окружающей среды.

Формировать внутреннюю позицию обучающихся.

Ориентировать обучающихся на выполнение моральных норм.

  1. Организационный момент. Введение в тему. Целеполагание.

К нам весна шагает

Видно, очень тёплые

Ведущий. Издавна люди любили весну, называли её «весна-красна», уставшие от чёрно-белой зимы, радовались многообразию ярких весенних красок. Весну люди воспевают в стихах, песнях, пишут музыку о весне. Ведь весной природа просыпается, распускаются листочки на деревьях, начинают цвести цветы.

— Как называются цветы, появляющиеся после таяния снега? (Первоцветы)

Тема нашего занятия «Весенняя сказка цветов» Какую цель каждый из вас поставит перед собой, услышав тему занятия? (Способствовать сохранению первоцветов)

Какие задачи поставим, чтобы достигнуть этой цели? (Развивать познавательные способности, умение наблюдать; воспитывать ответственность за окружающую среду)

Пока на деревьях не развились листья, в лесу много света. В апреле-мае в наших лесах начинают цвести первоцветы, называемые эфемероидами. Это слово греческого происхождения и в переводе означает «скоропреходящий», «быстротечный». Такое название связано с тем, что эти растения быстро зацветают, у них созревают семена, и на лето, накопив запасы питательных веществ в подземных органах, переходят в состояние покоя до следующей весны.

— Какие первоцветы знаете вы? (Ответы детей)

2. Основная часть. Экскурсия в ботанический сад.

Ведущий. Сегодня мы с вами полюбуемся на некоторые из них, побывав в ботаническом саду

— Что такое «ботанический сад»? (Ответы детей) Зачитайте в толковом словаре.

— А вы знаете, как необходимо вести себя в ботаническом саду? (Ответы детей)

Поздороваемся с ботаническим садом: «Здравствуй, сад!» А ещё мы скажем: «Не бойся нас, сад. Мы тебя не обидим. Мы только посмотрим, что растёт в нашем ботаническом саду». И тогда сад откроет нам свои тайны.

Первые ботанические сады появились очень давно в Западной Европе: в Италии, Англии, Франции. В России сады появились во времена Петра I и назывались «аптекарские сады».

— Как вы думаете, почему? (Потому что вначале в ботанических садах выращивали только лекарственные растения для нужд аптеки).

— Ребята, а как вы думаете, для чего необходим ботанический сад? (Ответы детей) (Для изучения, для охраны редких видов растений, для того, чтобы предотвратить полное исчезновение редких видов).

К числу исчезающих видов относятся первоцветы.

В нашем ботаническом саду мы познакомимся с первоцветами, которые, к сожалению, мы можем встретить очень редко, и поэтому многие из них занесены в Красную книгу. И учёные нашего ботанического сада разводят эти растения, чтобы ими восхищались и о них не забывали.

Перед вами поляна первоцветов (на столе карточки с цветами).

— Представьте, что вы стали учёными-исследователями. Разделитесь на пары.

Вам нужно выбрать из всех первоцветов лишь тот, который подходит к вашему описанию. (Описание растений дано детям). Поднимите руку, кто не ошибётся в этом задании. (Ребята выбирают цветы, подходящие под описание)

Затем «учёные» знакомят остальных со своим первоцветом и закрепляют его название.

Голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие.

Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому это было сделать. Подснежник согрел Землю и на ней появилась жизнь. Подснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снегов. И самое интересное, что в разных местах есть свои подснежники. Настоящий же подснежник – это галактус. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он ещё в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричневую луковицу. Это его подземная кладовая, он пополняет её за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться.

Скромный задумчивый цветок ландыша является всеобщим любимцем, а во многих странах воспет в стихах. Многочисленные народные легенды, обычаи обязаны ландышу.

Одна из легенд рассказывает, что ландыш оплакивал уходящую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из его сердца и окрасила зелёные слёзы (ягоды) в ярко-красные.

Во Франции 1 мая отмечают праздник ландышей. Ландыш является символом любви. Считается, что если девушка прикалывает цветы ландыша к груди, к причёске – это означает, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю – предложение не принято.

В Германии раньше в период цветения ландышей проводили в лесу народные гуляния. Вокруг горящих костров девушки и парни танцевали с ландышами в руках.

Нежный цветок дорог сердцу русского человека. Композитор Пётр Ильич Чайковский, находясь далеко от Родины, вспоминая о родном ландыше, писал:

«Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы – тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз ещё на ландыши взглянуть».

Ландыш – растение лекарственное. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Но ягоды есть нельзя. Они ядовиты.

Цветок этот известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Расцветает в апреле-мае. В это время полянки, где растут первоцветы, кажутся золотистыми. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуется букетик жёлтых цветков, похожих на маленькие колокольчики. Первоцветы растут на полянах, где много солнца. Бабочки и шмели находят в его цветках сладкий сок-нектар. Люди лечатся первоцветом от кашля. Вот какой это чудесный цветок! Он занесён в Красную книгу Вологодской области.

Ведущий. Золотые ключи весны… золотые ключики… Так называют первоцветы в народе. Трудно сказать, кто первый заметил, что цветки первоцвета и вправду похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а сделанных из чистого золота. И сложили люди такую легенду. Послушайте её.

Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге Пётр выронил связку золотых ключей и, она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из неё вырос похожий на ключи цветок.

Его ещё называют цветок-колдунья. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Колокольчики поначалу у него розовые. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые – опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда начнут отцветать, они уже синие, поблёкшие. Но отцветают тоже поочерёдно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном и том же стебельке цветы сразу четырёх оттенков! Любопытно и то, что насекомые не «посещают» никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Недаром о нём пишут поэты, говорится о нём и в народных сказках, легендах. Только вот всё реже можно теперь встретить его в лесу и на лугу – очень уж стало много охотников на него.

Ведущий . Представьте себе, что вы цветочки. Встали все, тянемся к солнышку руками, поднимаем выше головы, поднимаемся на носочки. Пролетел ветерок. Покачались цветочки. Подошла ночь. Заснули цветочки.

Эти цветы можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Кажется, что кто-то специально воткнул в землю мохнатые фиолетовые цветы. Почему это растение называют сон-трава? Его поникшие цветки будто спят. Пока ещё у растения нет ни листьев, ни стебля. Через несколько дней цветы широко раскрываются. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Размножается семенами, причём даёт их очень много. Но из-за того, что сон-траву собирают целыми охапками, растение не успевает дать семена, поэтому быстро исчезает. Сейчас встречается редко.

Ведущий. Поэты и художники воспевают красоту цветов. Композиторы пишут музыку, посвящая её цветам. Люди издавна рисовали цветы, украшали ими посуду, одежду, игрушки. На Руси женщины украшали себя замечательными цветастыми платками.

К сожалению, многие раннецветущие стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Первоцветы надо охранять. Они украшают природу, нужны насекомым, из некоторых получают лекарства. Не срывайте их и не позволяйте это делать другим. Давайте следовать словам поэта из стихотворения С. Варчука «Я не спешу…»

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розовато-фиолетового, бледно-жёлтого и белого цветов, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому её, наверное, и назвали хохлаткой. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Цветёт хохлатка в апреле и мае.

Цветы хохлатки привлекают шмелей и пчёл сладким соком-нектаром. А люди любят эти цветы за их красоту, за то, что клубнями хохлатки можно лечить некоторые болезни. Когда цветы хохлатки отцветут, соберите их семена и посейте в саду или на клумбе. Каждую весну они будут напоминать вам о красоте весеннего леса. Занесена в Красную книгу Вологодской области.

За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звёздочкой. Увидеть её можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснулась от зимнего сна. Присмотритесь внимательнее к её нежному стебельку с цветами. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Когда расцветают пролески, кажется, будто на землю упали кусочки голубого неба. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. Поэтому пролески нужно беречь. Если вы сами захотите вырастить эти цветы, соберите семена и посейте их возле дома, в саду или на клумбе.

Автор. Под густыми елями ещё лежат сугробы, а на полянке, где снег растаял, показались маленькие цветочки. Словно кто-то разбросал ярко-голубые звёздочки. На цветок присела пчела.

Пчела. Здравствуй, Пролеска! Давно тебя не видела. Всю зиму я проспала, соскучилась.

Пролеска . И я рада, что ты меня не забыла, в гости пришла.

Пчела . Жаль, что цветёшь ты недолго. Чуть больше недели.

Пролеска . Зато всю эту неделю я буду радовать своей красотой обитателей леса и тебя тоже.

Жёлтые цветки гусиного лука появляются весной прямо из-под снега. В солнечный день они поднимают головки к солнцу и похожи на лучистые звёзды. Вечером и в пасмурную погоду гусиный лук складывает свои лепестки, опускает головку и весёлые звёздочки гаснут.

Отцветёт гусиный лук, его стебелёк ляжет на землю и будет тихо дремать до следующей весны. Его семена высыплются на землю, а это любимое лакомство муравьёв. Возьмёт муравьишка маленькое семечко и потащит его в свой муравейник. Да вдруг зазевается, или напугает его кто-нибудь, и уронит муравьишка зёрнышко. Через год весной оно прорастёт, и ещё один красивый жёлтый островок гусиного лука появится в лесу. Вместо корешка у гусиного лука – луковка величиной с горошину. Поэтому он и называется луком. А гусиный – потому что его любят гуси, и домашние, и дикие.

Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчёл и шмелей. Если вы пойдёте в весенний лес, обязательно полюбуйтесь этим нежным цветком. Занесён в Красную книгу Вологодской области.

Ведущий. И это далеко не все первоцветы, занесённые в Красную книгу и нуждающиеся в охране. Все весенние цветы мы должны беречь, ведь в букете они очень быстро вянут и теряют свою красоту.

Психологическая разгрузка (звучит спокойная музыка).

Ведущий. Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы будем внимательны ко всему живому на этой планете. Откройте глаза. Спасибо тебе, мудрая природа, за создание этих красок!

— Почти все первоцветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Ведущий. Сбор растений для букетов — очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей любви к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.

Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик вашего класса сорвал бы по 5 штук? А если не по 5, а по 10 штук?

— Какой вывод можно сделать?

Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников-любителей «скромных букетиков».

Запомните, выросший в лесу или на лугу цветок находится «у себя дома», он связан с другими обитателями. К нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в почву, где из семян вырастут новые растения… Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет!

Я иду по зелёному лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца — отрада,

Украшенье родимой земли!»

— Ребята, что общее вы услышали от всех цветов, что им угрожает больше всего? (Сбор для букетов)

— А что мы с вами можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить? (Не рвать самим и не давать рвать другим)

Давайте прислушаемся к голосам цветов, к их боли. Сделаем всё, что в наших силах, чтобы сберечь красоту весенних лесов и лугов, многообразие цветочного мира нашей области. Давайте спасём нежные ранние цветы!

Смотря на эти великолепные растения, так и хочется сказать всем людям:

Весны первые шаги,

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

— Что бы сделали вы для сохранения растений, если бы были журналистами?

А мы распространим листовки в нашей школе, призывающие детей и взрослых к сохранению первоцветов. Я предлагаю вам такую. (Зачитывает)

Скоро появятся первые весенние цветы.

Как они нежны и красивы! Они радуют нас,

дают пищу и дом насекомым, укрепляют почву.

Дети! Будьте друзьями природы!

Не рвите и не топчите первоцветы!»

Кто не согласен со мной? Кто хочет составить свою листовку? (Работа детей)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Закончилась наша экскурсия по ботаническому саду

Вспомним тему нашего занятия и цель, которую мы поставили.

— Как вы думаете, достигли ли мы цели?

— Понравилось занятие или нет? Почему?

— Что больше всего запомнилось?

— Довольны ли вы своей работой? Кто может похвалить себя за работу?

— Кто считает, что работал плохо и мог бы работать лучше?

— О чём оно вас заставило задуматься?

— Какое вы приняли решение, уходя с занятия?

  1. Бурова М.И., Гриценко М.Е., Логовеева Г.П. Родной край. Книга для младших школьников. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1998.
  2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение: книга для учителя /ред.- сост. М.А. Козлова – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности великобритании вестминстерский дворец

Страны мира, путешествия © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector