Меню

Виртуальная экскурсия по литературе это

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.
статья по литературе

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения культурного кругозора обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
virtualnaya_ekskursiya_na_urokah_literatury.docx 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

учитель русского языка и литературы

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современная молодежь проявляет к ним значительный интерес, задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника преподавателя.

Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:

  • литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
  • литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
  • историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
  • обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание обучающихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Школьники не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии обучающиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой преподаватель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки обучающихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.

На помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим преподавателем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что преподаватель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.

Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

Кроме фронтальной виртуальной экскурсии на уроках литературы можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках литературы, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности. Подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов: диагностический, подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический.

Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для учащихся (групп учащихся) разрабатывается «индивидуальный маршрут» деятельности: объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы»).

Например, учащимся, можно дать задание разработать виртуальную экспозицию о жизни и творчестве С.Есенина, А.Блока и т.п.

Применение как реальных, так и виртуальных экскурсий на уроках литературы делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным. Помогает учащимся рассмотреть литературные процессы и познакомиться с творчеством различных авторов более подробно; расширяет опыт восприятия литературного произведения, формирует умение анализировать текст, определить замысел, составить план раскрытия темы, найти аргументы для обоснования своего мнения, сделать выводы, самостоятельно создавать собственный текст – сочинение.

1.Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.

2.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.

3.Носов, Н.А. Виртуальная психология [Текст] / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 С.

Источник

Виртуальные экскурсии на уроках литературы

преподаватель ГБПОУ РО «ШПК» г. Шахты

Виртуальные экскурсии на уроках литературы

Литература – это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Чтобы помочь обучающимся в овладении данным видом искусства, деятельность преподавателя должна быть направлена на изучение и применение новых форм и методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий . В связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей литературы появилась возможность проведения на учебных занятиях виртуальных экскурсий. Экскурсии имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности.

Наиболее интересной для восприятия обучающихся будет проведение интерактивной виртуальной экскурсии. Для проведения данного вида экскурсии необходимо подключение к сети Интернет. Например, тема урока «Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина». При изучении этой темы мы отправляемся в Московский государственный музей С.А.Есенина ( http :// esenin — museum . ru / virtual _ tour 4»4 ) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея. Мы видим рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница», первые положительные отклики критиков. Используя данный материал, можно провести мультимедийную экскурсию в с. Константиново, где родился великий поэт. Увидеть усадьбу Есениных, полюбоваться прекрасными видами на Оку, которые вдохновляли поэта на написание новых стихотворений.

Интересный материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева собран на сайте (http:/ www . turgenev . org . ru / gallery . htm ). Используя данный материал можно совершить виртуальную экскурсию в Музей-заповедник И.С Тургенева «Спасское-Лутовиново».

В программе по литературе отведено достаточное количество на самостоятельную работу обучающихся. Некоторые из таких заданий включают подготовку и проведение заочной экскурсии по пушкинским местам, в один из музеев М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, заочной экскурсии в музей-усадьбу А.К. Толстого в Красном Роге, экскурсии в один из музеев Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.И. Цветаевой, М.А. Булгакова.

Все проводимые экскурсии имеют общую структуру:

-Общее введение, где озвучивается тема и маршрут.

-Задачи экскурсии (объясняется, с какой целью проводится данная экскурсия).

-Самостоятельная работа обучающихся. Может быть организована по карточкам с заданиями.

-Ответы обучающихся в зависимости от формы экскурсии.

-Обобщающая беседа, в которой подводится итог.

Можно создать творческую группу из 4-5 человек и раздать задания.

При проведении виртуальной экскурсии так же необходимо помнить, что это не просто «прогулка», а часть учебного занятия. При этом необходимо активно вовлекать обучающихся в работу. Естественно, что работа в этом направлении способствует развитию интереса к предмету, дает возможность глубже изучить его. Применение средств информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить увлекательные и познавательные уроки литературы, как для обучающихся, так и для самого преподавателя.

Источник

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

ресурс раскрывает работу с виртуальными экскурсиями

Скачать:

Вложение Размер
plan_uroka.doc 256 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ им. Л.Н. Толстого

« Жизнь и творчество И.С.Тургенева»

Цель урока : 1.дать представление о жизни и творчестве Тургенева.

2.развивать навыки самостоятельной работы

3.расширять кругозор учащихся.

Оборудование : Компьютер, Интернет, программа «Роwer Point», «Microsoft Word», «Tom Reader».

1. Вступительное слово учителя: объявление целей и задач урока;

2.Разминка: блиц-опрос .1)Назовите самый известный рассказ Тургенева. 2)В каком произведении героями были крестьяне?3)Назовите имена крестьян, чьи имена есть в названии рассказа.4)Фамилия помещика из этого рассказа. 5)Из какой семьи — богатой или бедной — происходил Тургенев?

Экскурсия в музей Спасское-Лутовиново:

3. Восприятие нового материала .

4. Повторение основных сведений.

Обсуждение прочитанного. Вопросно-ответная беседа.

5. Работа с программой «Tom Reader».

А) По группам читают о романах Тургенева: 1 – о романе «Рудин» , 2 – о «Дворянском гнезде», 3 – о романе «Накануне».

В «Дворянском гнезде» Тургенев показал историю хорошего человека из дворян –Федора Лаврецкого. В лице Лаврецкого мы, несомненно, имеем одного из самых симпатичных представителей дворянско-помещичьей полосы русской жизни; он человек и тонко-мыслящий, и тонко-чувствующий. И тем не менее он не может не согласиться со своим другом, энтузиастом Михалевичем, когда тот, перебрав события его жизни, называет его «байбаком». Вся эта жизнь была отдана личным радостям или личному горю. Потеряв за границей свое семейное счастье, он приезжает на родину с твердым намерением взяться за «дело». Но увы! это «дело» смутно для него самого. Достаточно было, поэтому, первых проблесков сочувствия к нему со стороны героини романа Лизы Калитиной, чтобы неутоленная жажда личного счастья снова залила все его существо. Возможность возрождения для новой жизни мелькнула перед Лаврецким ,когда до него дошло известие о смерти жены. Однако известие о смерти жены оказалось ошибочным. Вторичная незадача снова и окончательно надломила мягкого романтика. Драма Лизы и Лаврецкого заключалась в том ,что мираж личного счастья внезапно рассеялся. В эпилоге мы узнаем, что Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий как будто обрел «дело»: он научился «землю пахать» .

Б) Беседа и обсуждение прочитанного.

В) Запись основных героев романов.

6.Повторение основных сведений. Программа «Power Point»:

7. Решение кроссворда в Excel.

8. Обсуждение и подведение итогов урока.

« Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»

Цель урока: 1.дать представление о жизни и творчестве Толстого.

2.развивать навыки самостоятельной работы

3.расширять кругозор учащихся.

Оборудование : Компьютер, Интернет, программа «Роwer Point»,

« Ехсеl», «Microsoft Word».

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя:объявление целей и задач урока;

2.Разминка: блиц-опрос .1)Назовите самое известное произведение Толстого. 2)Что вы знаете о личности Л.Н.Толстого?3)Назовите родовое имение Л.Н.Толстого 5)Из какой семьи происходил Толстой?

3.Экскурсия в музей Толстого.

4. Восприятие нового материала по «Адресам» в Интернете.

5. Повторение основных сведений.

6.Просмотр в Интернете родословной Л.Н.Толстого.

Источник

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ.
учебно-методический материал по литературе

Статья поможет подготовить урок по изучению биографии писателя.

Скачать:

Вложение Размер
izuchenie_biografii_pisatelya_pomogaet_uslyshat_golos_pisatelya.docx 17.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ.

Изучение биографии писателя помогает услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы. В каждом литературном произведении отражается личность его автора, выражается его авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к пониманию художественного текста. А как же построить такой урок?

Если на уроках по биографии будет звучать только речь учителя, встречи учеников с писателями так и не состоится. Как превратить изложение биографии в урок-размышление?

Наиболее эффективной формой при изучении биографии писателя

является виртуальная экскурсии.

1. При изучении биографии Н. А.Некрасова в 8 классе можно подготовить виртуальную ЭКСКУРСИЮ ПО НЕКРАСОВСКИМ МЕСТАМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим законам. Р. Гамзатов

Основной целью данной экскурсии будет знакомство учащихся

с памятными местами Ярославской области, связанными с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова

Конечно, начинать работу надо с маршрута экскурсии по некрасовским местам(4).

Грешнево – родовая усадьба Некрасовых. Здесь, в доме отца, Алексея Сергеевича Некрасова, типичного помещика-крепостника, прошли детские годы поэта. Именно из Грешнёва Некрасов поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.

Некрасов учился в Ярославской гимназии с 1832 по 1837 год. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах.

Верстах в трёх-четырёх от Грешнева, в стороне от шоссе, идущего из Яро-славля, на возвышенности раскинулось село Абакумцево.

На краю Абакумцева, на берегу небольшого пруда, стоит церковь Петра и Павла. Среди её прихожан была и семья Некрасовых. Налево у самой ограды находится сложенный из красного кирпича семейный склеп Некрасовых

Карабиха .Эта усадьба стала наиболее крупной в Ярославской губернии. Здесь Николай Алексеевич впервые прочитал поэму «Русские женщины»

Ежегодно в июле в Карабихе проводятся НЕКРАСОВСКИЕ ПРАЗДНИКИ поэзии. Девиз праздника на протяжении последних лет остаётся прежним – «Верю, есть ещё сердца живые, / Для кого поэзия свята»

В 1999 году в одном из старинных зданий музея в имении Карабиха был создан «Музей Деда Мазая» Он стал первым в Ярославской области интерактивным литературным музеем для самых юных посетителей — детей от 5 до 12 лет. Музей был создан на средства гранта Президента РФ. В «Музее Деда Мазая» дети не просто зрители и слушатели, они – активные участники самых разнообразных событии

Такая форма работы при изучении биографии Некрасова позволит учащимся понять, что «Некрасов – огромный поэтический талант…»

При изучении биографии известной шведской писательницы Астрид Линдгрен совместно с обучающимися можно создать виртуальную экскурсию « ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АСТРИД ЛИНДГРЕН»

Данная форма работы позволит вызвать интерес к литературному творчеству Астрид Линдгрен и развивать творческие способности ребят

Структура виртуальной экскурсии не изменяется. Начать можно с показа буктрейлера «Волшебный мир Астрид Линдгрен».

А далее ознакомление проходит совместно с чтением и анализом отрывков из произведений писательницы (« Пеппи Длинныйчулок», «Знаменитый сыщик Калле Блумквист», «Малыш и карлсон»). Используя индивидуальные и групповые формы работы, учитель задействует всех обучающихся в работе на уроке.

Ребятам будет интересна информация о музее для всей семьи Юнибакен — в Стокгольме, где живут персонажи шведских сказок, известных и любимых во всем мире.

Учащиеся показывают свои творческие работы(рисунки, аппликации, Буриме, кроссворды, анаграммы), подготовленные к данному уроку .

Каков был бы мир без любви? Для идущего

по жизни не быть любимым,

не знать самому любви,

не уметь любить – всё равно что

брести по голой пустыне.

Виртуальная экскурсия носит характер наглядности и дает возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ.

Автор делится организацией работы по пропоганде здорового образа жизни на уроках литературы при изучении биографий писателей и поэтов.

Презентация по литературе.

Материал будет полезен преподавателям литературы.

Презентация к выступлению «Изучение биографии писателей в 10 классе».

В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одн.

Тезисы к докладу «Изучение биографии писателя на уроках литературы с использованием ИКТ».

Источник

Читайте также:  Фразы для тату про путешествия
Adblock
detector