Меню

Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности младших школьников

Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности младших школьников

Содержимое публикации

Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности младших школьников

Васильева Екатерина Евгеньевна

Студентка 42 группы специальности «Преподавание в начальных классах» НТПК №1 (Нижний Тагил, Россия); katyusha.vasileva.00@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы формировании познавательной активности во время создания виртуальной экскурсии. Рассмотрены способы формирования познавательной активности. Охарактеризованы виды и этапы создания виртуальной экскурсии.

Ключевые слова. Виртуальная экскурсия, познавательная активность, младшие школьники.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, определяет, что начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную активность и интересы обучающихся.

«Познавательная активность — это:

-самостоятельная, инициативная деятельность ребенка, нацеленный на познание окружающей действительности;

-самостоятельная деятельность по добыванию необходимой информации, вычленению проблем и поиск пути их решения» [5, с.216].

Данная проблема является одной из самых актуальных в возрастной психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является исходным пунктом формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и предприимчивости.

Учёные определяют два способа формирования познавательной активности младших школьников: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный способ формирования познавательной активности подразумевает увеличение количества учебных и внеучебных занятий. А интенсивный способ предусматривает усовершенствование структуры, хода учебных и внеучебных занятий, изменение самого способа подачи информации, применение новых интерактивных технологий.

Считается, что интенсивный способ намного эффективнее, так как он создает обучающемуся неподдельную заинтересованность в учебной деятельности, не принуждая его к ней.

Для решения проблемы формирования познавательной активности младших школьников возможно использование нестандартных передовых технологий, которые помогут осуществить поставленные задачи, повысить мотивацию и эффективность обучения, сформировать познавательную активность. К таким методам обучения можно отнести метод использования виртуальной экскурсии, строящийся на дидактических принципах наглядности, доступности и научности.

Виртуальная экскурсия — это вид образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии тем, что отражение действительности виртуально, плюсами виртуальной экскурсии являются открытость, возможность повторного просмотра, демонстративность, наличие интерактивных заданий [3, с.45].

Выделяется такие функции экскурсий: реализуется принцип наглядности обучения; реализуется принцип научности обучения [4, с.134].

Существует разнообразие видов виртуальных экскурсий: обзорные тематические; биографические; использование технологий создания презентации; использование инструментов сайтостроения; использование геоинформационных систем; 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта); использование панорамных композиций.

Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана: определить идею экскурсии (проблему); составить цель (цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой); определить задачи; определить содержание экскурсии (отбор материала, информации); подобрать техническую составляющую (выбор и обоснование используемого программного обеспечения) [ 2, с.34].

При создании виртуальной экскурсии самый простой вариант – это применение презентаций, поскольку каждый педагог и обучающийся владеют данными умениями, если говорить о сайтостроении, то все школы имеют в наличии необходимое программное обеспечение (блокнот и браузер) [ 1, с.40].

При использовании геоинформационных систем необходим доступ в Интернет на хорошей скорости.

Следующий способ усложнён в организации, так как не во всех образовательных учреждениях есть программное обеспечение для 3D-моделирования, наличия часов для изучения данной темы.

«Использование панорамных композиций сопряжено c еще большими трудностями, поскольку нужно специальное оборудование и программное обеспечение для создания панорам. Таким образом, самостоятельное создание педагогом экскурсий трудоемкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий» [ 3, с.45].

Во время виртуальных экскурсий изменяется взаимодействие педагога с обучающимися: активность учителя уступает место активности обучающегося, цель педагога – создание условий для формирования инициативы обучающихся. Обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт так же важен, как и опыт взрослого, побуждающий обучающихся к самостоятельному поиску и исследованию.

Перед и после проведения виртуальной экскурсии в начальной школе были проведены тесты-диагностики, имеющее такие вопросы:

— Выполняешь ли ты сложные задания по предмету?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Редко.

— Предпочитаешь отвечать на вопросы на сообразительность?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Не знаю.

— Читаешь ли ты литературу по предметам без специального задания учителя?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Редко.

— Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

Варианты ответов: 1. Всегда нахожу на них ответ ; 2. Иногда нахожу на них ответ ; 3. Не обращаю на них внимания.

— Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

Варианты ответов: 1. Стремлюсь с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); 2. Иногда с кем-нибудь делюсь; 3. Не стану об этом рассказывать.

— Ты хочешь постоянно узнавать что-то новое на уроке?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Редко.

Проанализировав результаты диагностического исследования по выявлению уровня познавательной активности младших школьников и фрагмент урока окружающего мира с использованием виртуальной экскурсии, можно сделать вывод, что виртуальную экскурсию можно использовать как средство формирования познавательной активности путём демонстрации и поиска новой информации.

Абасов З.А. Познавательная активность школьников / З.А.Абасов // Педагогика. — 2018. — № 7. – С. 40-43 [8, с.].

Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова. М осква : Пед. Общ. России , — 2016. – 66 с.

Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения/ А.А.Вербицкий. — Москва: Знание, 2016. — 64 с.

Карпенко Л.А. Психология развития. Словарь / Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, под. ред. А.Л. Венгер. — Москва: ПЕР СЭ, 2016. – 176 с.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 320 с.

Источник

Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности младших школьников

Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности младших школьников

Васильева Екатерина Евгеньевна

Студентка 42 группы специальности «Преподавание в начальных классах» НТПК №1 (Нижний Тагил, Россия); katyusha.vasileva.00@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы формировании познавательной активности во время создания виртуальной экскурсии. Рассмотрены способы формирования познавательной активности. Охарактеризованы виды и этапы создания виртуальной экскурсии.

Ключевые слова. Виртуальная экскурсия, познавательная активность, младшие школьники.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, определяет, что начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную активность и интересы обучающихся.

«Познавательная активность — это:

-самостоятельная, инициативная деятельность ребенка, нацеленный на познание окружающей действительности;

-самостоятельная деятельность по добыванию необходимой информации, вычленению проблем и поиск пути их решения» [5, с.216].

Данная проблема является одной из самых актуальных в возрастной психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является исходным пунктом формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и предприимчивости.

Учёные определяют два способа формирования познавательной активности младших школьников: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный способ формирования познавательной активности подразумевает увеличение количества учебных и внеучебных занятий. А интенсивный способ предусматривает усовершенствование структуры, хода учебных и внеучебных занятий, изменение самого способа подачи информации, применение новых интерактивных технологий.

Считается, что интенсивный способ намного эффективнее, так как он создает обучающемуся неподдельную заинтересованность в учебной деятельности, не принуждая его к ней.

Читайте также:  Путешествия по спортивно оздоровительным маршрутам

Для решения проблемы формирования познавательной активности младших школьников возможно использование нестандартных передовых технологий, которые помогут осуществить поставленные задачи, повысить мотивацию и эффективность обучения, сформировать познавательную активность. К таким методам обучения можно отнести метод использования виртуальной экскурсии, строящийся на дидактических принципах наглядности, доступности и научности.

Виртуальная экскурсия — это вид образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии тем, что отражение действительности виртуально, плюсами виртуальной экскурсии являются открытость, возможность повторного просмотра, демонстративность, наличие интерактивных заданий [3, с.45].

Выделяется такие функции экскурсий: реализуется принцип наглядности обучения; реализуется принцип научности обучения [4, с.134].

Существует разнообразие видов виртуальных экскурсий: обзорные тематические; биографические; использование технологий создания презентации; использование инструментов сайтостроения; использование геоинформационных систем; 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта); использование панорамных композиций.

Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана: определить идею экскурсии (проблему); составить цель (цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой); определить задачи; определить содержание экскурсии (отбор материала, информации); подобрать техническую составляющую (выбор и обоснование используемого программного обеспечения) [ 2, с.34].

При создании виртуальной экскурсии самый простой вариант – это применение презентаций, поскольку каждый педагог и обучающийся владеют данными умениями, если говорить о сайтостроении, то все школы имеют в наличии необходимое программное обеспечение (блокнот и браузер) [ 1, с.40].

При использовании геоинформационных систем необходим доступ в Интернет на хорошей скорости.

Следующий способ усложнён в организации, так как не во всех образовательных учреждениях есть программное обеспечение для 3D-моделирования, наличия часов для изучения данной темы.

«Использование панорамных композиций сопряжено c еще большими трудностями, поскольку нужно специальное оборудование и программное обеспечение для создания панорам. Таким образом, самостоятельное создание педагогом экскурсий трудоемкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий» [ 3, с.45].

Во время виртуальных экскурсий изменяется взаимодействие педагога с обучающимися: активность учителя уступает место активности обучающегося, цель педагога – создание условий для формирования инициативы обучающихся. Обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт так же важен, как и опыт взрослого, побуждающий обучающихся к самостоятельному поиску и исследованию.

Перед и после проведения виртуальной экскурсии в начальной школе были проведены тесты-диагностики, имеющее такие вопросы:

— Выполняешь ли ты сложные задания по предмету?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Редко.

— Предпочитаешь отвечать на вопросы на сообразительность?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Не знаю.

— Читаешь ли ты литературу по предметам без специального задания учителя?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Редко.

— Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

Варианты ответов: 1. Всегда нахожу на них ответ ; 2. Иногда нахожу на них ответ ; 3. Не обращаю на них внимания.

— Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

Варианты ответов: 1. Стремлюсь с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); 2. Иногда с кем-нибудь делюсь; 3. Не стану об этом рассказывать.

— Ты хочешь постоянно узнавать что-то новое на уроке?

Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Редко.

Проанализировав результаты диагностического исследования по выявлению уровня познавательной активности младших школьников и фрагмент урока окружающего мира с использованием виртуальной экскурсии, можно сделать вывод, что виртуальную экскурсию можно использовать как средство формирования познавательной активности путём демонстрации и поиска новой информации.

Абасов З.А. Познавательная активность школьников / З.А.Абасов // Педагогика. — 2018. — № 7. – С. 40-43 [8, с.].

Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова. М осква : Пед. Общ. России , — 2016. – 66 с.

Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения/ А.А.Вербицкий. — Москва: Знание, 2016. — 64 с.

Карпенко Л.А. Психология развития. Словарь / Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, под. ред. А.Л. Венгер. — Москва: ПЕР СЭ, 2016. – 176 с.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 320 с.

Источник

Педагогический проект «Использование виртуальных экскурсий как средство повышения учебной мотивации»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю. А. Гагарина города Аши

Педагогический проект на тему:

« Использование виртуальных экскурсий как средства развития познавательной мотивации»

Автор: Галимова Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

МКОУ «СОШ № 3» г. Аши

1.Краткая аннотация проекта

Основное общее образование

Возрастная группа учащихся

Сроки реализации проекта

20 17 — 2019 годы

История и обществознание

Учителя истории и обществознания

Краткое описание ресурса

Инновационный проект, описывающий приемы проектирования процесса обучения с применением современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основного средства обучения предлагается использование виртуальной экскурсии, включающей сочетание проблемной технологии, дифференцированного обучения, визуализации изучаемого материала, разноуровневых предметных и метапредметных заданий.

Галимова Елена Владимировна

« Использование виртуальных экскурсий как средства развития познавательной мотивации»

2.Обоснование необходимости проекта

Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

Образование рассматривается как целенаправленный организованный, управляемый и контролируемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование нужной и полезной обществу личности, на становление инициативности, самостоятельности, ответственности.

Для реализации этой задачи необходимо создавать условия для овладения универсальными способностями или ключевыми компетенциями:

способностью к исследованию;

способностью к эффективной коммуникации;

способностью к принятию решений и их реализации;

способностью к критическому осмыслению информации;

способностью к саморазвитию и самореализации.

Понятно, что развитие этих способностей невозможно без деятельности самого ученика.

Работая в школе, столкнулась с проблемой нежелания большинства ребят выходить за рамки воспроизведения изучаемого материала, критически осмысливать информацию, самостоятельно принимать решения.

Количество доступной информации растет с каждым годом. К телевидению, видео, радио все активнее присоединяются компьютерные сети. Но все эти источники предоставляют в основном материал для пассивного восприятия, не способствуют формированию умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

При необходимости работы с дополнительным материалом учащиеся чаще всего используют сеть интернет, редко обращаясь непосредственно к исторической литературе. Копируя данные из интернета, не задумываются над смыслом и содержанием текста, часто даже не учитывая связь найденного с заданной темой.

В итоге отметила для себя, что значительный объем изучаемого материала, то, что современные дети в большинстве своем читают мало и практически не умеют читать вдумчиво, нежелание ребят полностью включиться в работу, отсутствие во многих (особенно в старших классах) стремления реализовать себя на уроке, приводят к существенному снижению интереса к истории как предмету, понижению учебной мотивации, уменьшению познавательной активности.

В поисках решения этой проблемы обратилась к педагогической литературе, рассмотрела опыт работы коллег, апробировала различные формы работы.

В ходе работы над проблемой пришла к выводу: активизация и интенсификация деятельности учеников становится главной целью учителя. В нашей школе применяются педагогические технологии, которые уже доказали свою высокую эффективность с точки зрения саморазвития личности. Все они обладают средствами, активизирующими деятельность школьников, но в применении виртуальных технологий, в частности виртуальной экскурсионной деятельности, на мой взгляд, эти средства составляют главную идею и в максимальной степени учитывают потребности учащихся среднего школьного возраста.

Данный опыт может быть использован учителями истории и обществознания в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех видов действующих программ.

3.Цели и задачи проекта

Цель данного педагогического проекта: выявление и создание условий для развития учащихся через виртуальные экскурсии.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

– изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта;

– обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями;

– создать площадку для демонстрации опыта проведения виртуальных экскурсий в урочной и внеклассной деятельности, на занятиях дополнительного образования;

— творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ.

Проект предусматривает изучение комплекса методов и методик практической педагогической деятельности, опубликованных в ряде трудов по педагогике и психологии. В своей работе опираюсь на элементы теорий: о ведущих типах деятельности в отдельные возрастные периоды (А.Н.Ле онтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.); о содержании и этапах формирова ния учебной деятельности (Д.Б.Элько нин, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, Л.В.Занков и др.); о мотивации учения и развитии по знавательных интересов школьников (В.С.Ильин, А.К.Маркова, Л.И.Божо вич, Г.И.Щукина и др.); о проблемном обучении (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, Н.ЕДайри и др)

4. Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

– кабинет истории соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя;

– кабинет снабжен комплектами дидактических материалов для истории и обществознания ;

– кабинет оснащен АРМом, имеется возможность применения на уроках мультимедийных средств: компьютера, проектора, есть постоянный выход в интернет;

– в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по истории и обществознанию для учащихся и учителя;

– имеются электронные пособия по истории и обществознанию, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею первую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование. Продолжаю пополнять знания по содержанию и методике преподавания истории и обществознания не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования.

Работая над данным проектом, пришла к выводу, что необходимо сотрудничество с учителями филологического цикла, классными руководителями.

6.Этапы реализации проекта

подбор психолого — педагогической литературы по теме проекта, изучение методики совершенствования урока в условиях модернизации образования.

апробация и применение изученных технологий и корректировка применения того или иного приема реализации технологии при проведении урока;

мониторинг промежуточных и выходных результатов, корректировка дальнейшей работы.

заключительный (или результативно-аналитический)

Апрель-май 2019 годы

анализ результатов, оценка эффективности методики, обобщение и распространение опыта.

7. Основное содержание проекта

С самых древних времен люди мечтали перемещаться в пространстве, а с появление компьютеров и развитием сети Интернет эта мечта становится реальностью. Коммуникационные технологии предоставляют возможности общения в реальном времени, с различными людьми, преодолевая барьеры огромных расстояний и языка общения. Однако помимо общения человеку также необходимо удовлетворять потребности в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью и обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные экскурсии, виртуальные лаборатории.

В образовательных целях можно использовать виртуальные путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, ботанических садов и парков, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические знания. В данном контексте виртуальная экскурсия будет отличаться от традиционной лишь тем, что может быть организована и проведена в условиях учреждения. Сегодня существует уже довольно больше количество готовых экскурсий и туров в сети Интернет, а их количество и качество постоянно растет. Кроме того, педагог может самостоятельно создавать виртуальные экскурсии, используя специальное программное обеспечение.

Виртуальные экскурсии можно применять на различных уроках, как фрагментарно, так и как серию уроков по определенной тематике. К примеру, учащимся гораздо интереснее было бы посетить музей А.С. Пушкина нежели прочитать о жизни и творчестве великого поэта в учебнике, или же просто услышав безусловно интересный рассказ учителя на уроке. Но виртуальная экскурсия позволяет погрузится в изучение темы всецело, но много будет зависеть от мастерства и умений педагога, использующего данный метод на своих уроках.

Виртуальные экскурсии — понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. [5]. На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [2]. Виртуальную экскурсию можно сопроводить дополнительно аудио файлами.

Проведение урока в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Практически в каждом предмете может быть использована данная форма обучения (литература, история, изобразительное искусство, биология, география, технология и т.д.).

В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:

обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;

тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;

биографические — экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.

С точки зрения использования информационных технологий можно рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии. Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:

использование технологий создания презентации.

использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).

3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).

использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).

При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант — это использование презентаций, поскольку каждый педагог и ученик владеют данными умениями.

Самостоятельное создание педагогом экскурсий трудоемкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий.

Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана.

Определить идею экскурсии (проблему).

Поставить цель (цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой).

Определить задачи (задачи должны быть путем к цели).

Определить содержание экскурсии (отбор материала, информации).

Подобрать техническую составляющую (выбор и обоснование используемого программного обеспечения).

Составление маршрута экскурсии.

Подготовка текста экскурсии.

Составление методической разработки.

Проведение пробной экскурсии.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

1. познавательная ценность;

2. известность (популярность);

3. необычность (экзотичность), неповторимость;

4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой).

Рассмотрим в качестве примера экскурсию из курса истории для 5 класса.

Тема экскурсии : « Путешествие в мир доисторического мальчика»

Целевая аудитория: 5 классы

закрепление знаний по теме первобытные люди

совершить виртуальное путешествие в историю первобытного общества;

создать условия для развития уважения, гордости нашими далекими предками;

вызвать эмоциональный отклик обучающихся на трудности жизни первобытного человека;

создать условия для осознания значения первобытной эпохи в жизни современного человека.

Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты . Виртуальная экскурсия составлена на основе известной книги д , Эрвильи «Приключения доисторического мальчика». В экскурсии используются фрагменты одноименного диафильма и аудиоспектакля. В рамках экскурсии ребята не только познакомятся с жизнью первобытного человека с точки зрения сверстника, но и решая познавательные задания смогут повторить изученный материал.

Экскурсия призвана эмоционально окрасить для младших подростков эпоху первобытности, доказать её значимость в истории современного человека.

Используются авторские стихи.

Техническое и иное обеспечение экскурсии : ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы: Power Point 2010, для воспроизведения звука формата MP 3, просмотра видео формата AVI .

Экскурсия выполнена в приложении MS PowerPoint 2010, содержит музыкальные фрагменты в формате mp 3, ссылку на просмотр ролика формата avi .

Связи и переходы внутри презентации осуществляются через систему гиперссылок.

Рекомендации по использованию ресурса : виртуальная экскурсия предназначена для уроков и внеклассных занятий по истории древнего мира. Может быть использована как полностью, так и отдельными частями (станциями). (подробный конспект экскурсии находится в приложении 1).

Виртуальная экскурсия как форма работы может быть использована в рамках любого учебного предмета, по большинству изучаемых предметов, а также во внеурочной деятельности.

В качестве примера рассмотрим экскурсию, посвященную международному женскому дню.

Тема экскурсии : « О, женщина…»

Целевая аудитория: 5 — 7 классы

формирование представлений у обучающихся об истории праздника 8 Марта;

знакомство обучающихся с необыкновенными женщинами.

совершить виртуальное путешествие в историю праздника 8 марта и мир удивительных женских судеб;

создать условия для развития уважения, гордости, преклонения, восхищения к женщине – матери и труженице — через беседу об удивительных женщинах;

вызвать эмоциональный отклик обучающихся на подвиги женщин во время ВОВ и участие в покорении космоса женщинами через интересные факты и события;

показать триумфы и трагедии знаменитых женщин, которые правили народами, сражались в битвах, принимали жизненно важные решения на благо своего народа посредством исторического материала ;

создать условия для осознания значения матери в жизни человека и общества на основе изречений великих людей, произведений поэзии и музыки.

Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты . Виртуальная экскурсия развивает у важительное отношение к женщине — матери, жене, сестре. Эта тема была, есть и будет всегда актуальной. Пополнение знаний о женщине, несомненно, повлияет на осознание детьми её значимости в их жизни, будет способствовать развитию интереса к повседневной жизни женщины, осознанию важности и необходимости присутствия женщин в жизни общества, пониманию значимости активной деятельности женщин в становлении правового государства, а также будет содействовать повышению статуса женщины.

Техническое и иное обеспечение экскурсии : ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы: Power Point 2010, для воспроизведения звука формата MP 3, просмотра видео формата AVI .

Экскурсия выполнена в приложении MS PowerPoint 2010, содержит музыкальные фрагменты в формате mp 3, ссылку на просмотр ролика формата avi . При подготовке ресурса были использованы технологические приемы Интерактивная лента и Листание.

Связи и переходы внутри презентации осуществляются через систему гиперссылок.

Рекомендации по использованию ресурса : виртуальная экскурсия предназначена для внеклассных мероприятий по теме «праздники». Может быть использована отдельными частями (станциями). (подробный конспект экскурсии смотри в приложении 2).

Как видим, задача виртуальных экскурсий несколько отличается от традиционной экскурсионной деятельности. Их тематика далеко выходит за рамки конкретных географических объектов и может быть представлена тематическими направлениями, что значительно расширяет возможности экскурсионной деятельности.

Можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности, развивают умения и навыки поиска необходимой информации.

Виртуальные экскурсии позволяют решить множество задач:

мотивировать детей к самостоятельной творческой работе на примере проектных работ учащихся прошлых лет;

расширять знания учащихся по информационным технологиям;

повышать наглядности и научности обучения.

Виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.

8. Предполагаемые образовательные результаты проекта и социальный эффект.

Обобщая работу по использованию виртуальной экскурсионной деятельности на уроках истории, можно сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:

– для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;

– у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;

– на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

– ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала.

Составлена копилка виртуальных экскурсий к материалам

1) истории Древнего мира:

— в мир доисторического мальчика;

-в мир египетских богов;

-по Древнему Вавилону;

— по Древней Индии;

— по Древним Афинам;

— семь чудес света.

2) истории Средневековой Европы:

— в рыцарский замок;

3) истории России ( IX – XV в.в.):

— в эпоху формирования древнерусского государства;

— в мир древнерусской культуры;

— родословие московских князей.

4) внеклассной работы:

— историю праздника День народного единства;

— дни воинской славы РФ;

— музей истории школы № 3;

Созданные мною разработки виртуальных экскурсий нашли отражение на страницах следующих интернет — порталов: Сеть творческих учителей, Фестиваль «Открытый урок» издательство «1 сентября», Инфоурок, инновационный образовательный центр «Мой университет», сайте ЧИППКРО и т.д. (см. приложение 4).

Работы сертифицированы, отмечены свидетельствами, благодарностями со стороны коллег-педагогов (см. приложение 3).

С радостью отмечаю, что в ходе применения на уроках современных технологий значительно возрос интерес к изучению предмета. Проведенный опрос показал, что при подготовке к уроку работа ученика стала более вдумчивой, при отборе исторического материала увеличился процент критического осмысления текста.

Отношение учащихся к чтению исторической литературы

Обращаетесь ли вы к исторической литературе для подготовки к уроку?

Внимательнее ли вы теперь читаете текст, когда готовите материал к уроку?

Формулируете ли вы собственное мнение, когда готовитесь к уроку?

Можете ли вы сказать, что учиться стало интереснее?

Работники школьной, детской и юношеской библиотек указывают, что учащиеся классов, где я работаю, стали чаще обращаться к литературе исторического плана, энциклопедиям и справочникам.

При выполнении творческих заданий ребятами составлены презентационные материалы, оформленные в виде проектов («Школа будущего мое видение», «Виртуальный краеведческий музей Ашинского района» и др.).

По результатам диагностики можно сделать вывод о положительной динамики успеваемости (абсолютной и качественной) по истории обучающихся во время реализации проекта.

Мониторинг качества обученности по истории (табл 1)

Источник

Страны мира, путешествия © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector