Меню

Виртуальная экскурсия как метод обучения современных школьников

Виртуальные экскурсии как одна из эффективных форм организации учебного процесса

, студентка факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ»

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматривается один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная экскурсия. Раскрывается понятие виртуальной экскурсии, дается примерная классификация виртуальных экскурсий, которые можно использовать на уроках. Уточняются особенности проведения виртуальных экскурсий как с использованием ресурсов среды Интернет, так и без подключения к данной среде.

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современная молодежь проявляет к ним значительный интерес, задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника учителя.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии [1].

Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (, , и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира [5].

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д. [4].

Виртуальные экскурсии можно разделить на следующие виды:

    литературные – это экскурсии, связанные с жизнью и творчеством того или иного писателя; краеведческие:

-исторические – это сбор сведений по истории своего края, города, данных о развитии экономики и культуры, о местах боевой и трудовой славы, о замечательных людях;

-природоведческие – это знакомство с природными условиями и ресурсами родного края, постановкой охраны природы;

— производственные – это знакомство с природными и социально-экономическими условиями сельскохозяйственного и промышленного производства, с вопросами их технологии, способами организации и планирования, с перспективой развития хозяйства в районе, городе, с развитием данной отрасли в масштабе области и страны в целом;

    историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы; художественные – экскурсии по мировым выставочным залам; обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках одного тематического направления.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

— не покидая здания учебного заведения можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны;

— автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;

— помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями;

— ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта [2, с. 130].

Использование виртуальных экскурсий на уроках будет способствовать расширению знаний учащихся, развитию навыков поиска необходимой информации. Все это ведет к расширению художественно-эстетического развития каждого школьника.

Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:

— определение цели и задач экскурсии;

— отбор литературы и составление библиографии;

— определение источников экскурсионного материала;

— отбор и изучение экскурсионных объектов;

— сканирование фотографий или других иллюстраций;

Читайте также:  Париж город красивые места

— составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

— подготовка текста экскурсии;

— определение техники ведения виртуальной экскурсии;

— показ экскурсии [3, с. 204].

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту от одной экспозиции к другой.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: создать презентацию, подготовить доклад, составить альбом [6].

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Особенно остро она стоит в сельской школе. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе.

В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии [4].

В программах по изобразительному искусству для младших школьников рекомендуется использовать виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский художественный музей и др. Музеи Белгородской области также предлагают разнообразные виртуальные экскурсии. Хочется посоветовать обратиться к региональному опыту сотрудничества образовательных учреждений и музея.

Белгородский государственный историко-краеведческий музей предлагает виртуальную экскурсию по всем отделам своего музея. Достаточно зайти на сайт музея в раздел «Музей без преград. Виртуальная экскурсия». Также можно совершить виртуальную экскурсию «Музейная азбука». Она знакомит с уникальными экспонатами музея и с многоплановой деятельностью музейных работников. Виртуальная выставка «Выстояв, мы победим» имеет подразделы: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Битва за Днепр. Оборона Ленинграда», «Окончание Великой Отечественной войны».

Белгородский государственный художественный музейпредлагает виртуальные экскурсии следующей тематики: «Художник и книга», посвященная Году литературы (из фондов БГХМ), «Произведения белгородских художников в собрании Белгородского государственного художественного музея».

Посетители сайта Белгородского литературного музея могут познакомиться с виртуальными выставками: «Живая палитра», «Автографы памяти», «Радость детства». А раздел «Виртуальный тур» предлагает совершить виртуальную экскурсию по всему музею.

Очень хорошо развита сеть виртуальных экскурсий в Белгородском музее народной культуры. Тематика разнообразна: «Дом и быт», «Мужские ремёсла», «Женские ремёсла», «Казачество», «Музыкальные инструменты».

И другие музеи Белгородской области предлагают виртуальные экскурсии. Например, музей-заповедник «Прохоровское поле», расположенный в п. Прохоровка, шебекинский историко-художественный музей, мемориальный музей «Первой конной армии», который находится в с. Великомихайловка.

Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

Виртуальные экскурсии музеев города Белгород позволяют решить вопросы тесного взаимодействия музея и школы, использовать средства новых информационных технологий в образовании и воспитании школьников.

Источник

Статья по теме: «Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса»

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Экскурсия как хорошая книга – должна будить воображение!

Задача современного учителя — достигнуть высокого образовательного результата на основе применения системно-деятельностного подхода, который положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. При таком подходе обучающийся рассматривается как активный субъект обучения. Это внесло значительные изменения в теорию и практику образования. Возникает вопрос, что необходимо сделать, чтобы изучение учебного предмета стало привлекательным, доступным и интересным? Как сделать так, чтобы учащиеся получили не только теоретические знания, но и сумели применить их на практике.

Чтобы успешно организовать учебный процесс педагогу сегодня необходимо постоянно искать новые формы, методы и средства подачи учебного материала. Учителю необходимо не только вызвать у учащихся потребность в изучении, но и помочь сделать первые шаги, после чего ученики смогут самостоятельно (под наблюдением учителя) продолжить движение по сложному пути познания предмета.

В настоящее время лидируют методы и приемы обучения, которые основаны на применении ИКТ. ИКТ позволяют расширить образовательное пространство, сделать его удобным и доступным для всех учащихся, в том числе и для детей с ОВЗ, в любое удобное время, как в школе, так и вне ее, не ограничивая себя во времени.

Читайте также:  Семь чудес света энциклопедия для детей

Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.

Как метод обучения, экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века, и способствовали развитию наблюдательности, самостоятельности. Прогрессивные педагоги России и Западной Европы, начали внедрять экскурсии в образовательный процесс, с целью разнообразить формы обучения. Сегодня экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Действительно, между виртуальной и традиционной экскурсией много общего, но есть и существенные отличия.

Виртуальные экскурсии выполняют те же цели и задачи, что традиционная экскурсия, но у них имеются ряд преимуществ. Они не требуют больших затрат времени, органично вписываются в канву урока на любом его этапе, визуализация объектов происходит в классной аудитории или дома без организационных издержек. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т.п. Таким образом, не покидая класса, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи.

Уроки, включающие в себя виртуальные демонстрации гораздо интереснее и эффективнее чем те, на которых осуществляется обычная работа с учебником .

В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п.

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали ведущие педагоги России и мира (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др).

В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:

обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;

тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;

биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.

С точки зрения использования информационных технологий можно рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии. Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:

использование технологий создания презентации.

использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).

использование геоинформационных систем ( yandex , google и др);

3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).

использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).

Создание виртуальной экскурсии – хороший способ организовать деятельность учеников на уроке и дома. Учитель сам может создавать виртуальные маршруты для своих учеников, знакомить их с достопримечательностями стран и городов, рассказывать об известных исторических событиях, представлять информацию в ярком, запоминающемся виде.

При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант – это использование презентаций, поскольку каждый педагог и ученик владеют данными умениями. Организация «рукотворной» виртуальной экскурсии на первый взгляд проще, так как учитель сам подбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, одежды, портреты, фотографии. Но с другой стороны эта работа требует методических знаний, поисковых умений и хорошей подготовки в области информационных технологий.

Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:

— определение цели и задач экскурсии;

— отбор литературы и составление библиографии;

— определение источников экскурсионного материала;

— отбор и изучение экскурсионных объектов;

— сканирование фотографий или других иллюстраций;

— составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

— подготовка текста экскурсии;

— определение техники ведения виртуальной экскурсии;

— п осле проведения виртуальной экскурсии отвести время на рефлексию.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

В сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальны экскурсий. Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи – Лувр, Эрмитаж, Кремль и др. Все больше городов мира предлагают посетителям сети Интернет совершить виртуальное путешествие по своим улицам и площадям. Крупные предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективней презентовать свою деятельность.

Читайте также:  Одно чудес света статуя зевса

Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы урочной и внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами.

Виртуальной экскурсии можно отвести целый урок, а можно использовать как элемент урока при изучении нового материала или закреплении изученного.

7 класс

Тема «Формирование единого Русского государства». В рамках изучения темы провожу отдельный урок «Развитие культуры единого Русского государства» , где рассматриваю историю Московского Кремля. На этом уроке знакомлю обучающихся с историей Кремля, используя презентацию, учебный видеофильм, а в качестве закрепления материала мы «путешествуем» по залам Кремлевского дворца, Грановитой палаты, площадям Кремля. Для этого использую подключение сети Интернет и сайт «Открытие Кремля ». ( http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5 )

Эту же экскурсию можно использовать на уроке обществознания в 8 классе при изучении темы « Органы государственной власти и управления в Российской Федерации », посетив кабинет Президента.

Тема « Повседневная жизнь восточных славян» При изучении этой темы мы отправляемся в путешествие в усадьбу карельского крестьянина ( http://kizhi.karelia.ru/journey/ )

Большое разнообразие виртуальных экскурсий представляет Национальный музей Республики Коми. Экскурсию « Стефан Пермский. Путь через века» можно использовать на уроках истории в 6 классе при изучении темы: «Христианизация Коми края. Стефан Пермский». Виртуальный тур по музею этнографии поможет познакомиться с бытом коми народа. А виртуальная экскурсия « ГУЛАГ в Республике Коми» окажет неоценимую помощь при подготовке мероприятия, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий.

В 9 классе можно посетить виртуальные экскурсии «Мамаев курган» и «Панорама Сталинградской битвы» при изучении тем о Великой Отечественной войне, путешествие на крейсер «Варяг» при изучении темы «Русско-японская война 1904-1905г.г.» Эти экскурсии можно найти на сайте Министерства обороны РФ.

Виртуальные экскурсии можно использовать при изучении курса ОРКСЭ, модуль «Мировые религиозные культуры». Тема “Священные сооружения” : На данном уроке ребята познакомятся со священными зданиями христианства, иудаизма, буддизма и ислама.

После проведение экскурсии, можно предложить учащимся подготовить отзыв или сочинение о том, что они увидели и узнали, нарисовать или представить в виде таблицы основные черты священных сооружений разных религий.

Буддийский дацан в Санкт-Петербурге

Мечеть г. Самара

Еще одним эффективным средством виртуальной экскурсии является использование в учебном процессе метода проектов. Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и предусматривают использование ИКТ . В рамках проектной технологии можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае ученики, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют свои знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской работы.

Виртуальная экскурсия – презентация «Реклама Древнего Египта»

Виртуальная экскурсия – презентация «Путеводитель по Эжве»

Карты Google (Google Maps — https://www.google.com/maps/ ) – сервис, позволяющий создавать свои карты, устанавливать на них метки, добавлять в метки текст описания места, размещать фотографии (по URL), вставлять видео с YouTube. Можно организовать поиск домов и организаций по названию и адресу.

Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для создания и использования виртуальных экскурсий в образовательном процессе. Использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательную, творческую, исследовательскую, проектную), чему достаточно полно соответствует форма виртуального путешествия (экскурсии).

Виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию.

Список использованной литературы:

Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007.

Комаровская Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика / Е. П. Комаровская // Вестник Московского университета. Сер. 20,- Педагогическое образование, 2009 – с. 250

Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие / Л.Я. Ноль – М.: РГГУ, 2007 — с. 386

Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3).

Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Л. : ГИЗ, 1930. — 114, [2] с. – Библиогр.: с. 107-114. – (Экскурсионная библиотека).

Источник

Adblock
detector