Меню

Виртуальная экскурсия как форма организации воспитательных мероприятий

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения
статья

В статье представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предлагается использовать виртуальную экскурсию. Pекoмендoванo к испoльзoванию педагoгами дoпoлнительнoгo oбpазoвания.

Скачать:

Вложение Размер
virtualnye_ekskursii_v_usloviyah_du.docx 14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образовани я в условиях дистанционного обучения

Автор : Тельнова Л.Н.,

педагог дополнительного образования

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, учится на героических примерах наших великих предков. Музей в современном обществе — не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Но не всегда имеется возможность побывать непосредственно в музее. На помощь педагогам пришли новые технологии.

С самых древних времен люди мечтали перемещаться в пространстве, а с появлением компьютеров и развитием сети Интернет эта мечта становится реальностью. Коммуникационные технологии предоставляют возможности общения в реальном времени, с различными людьми, преодолевая барьеры огромных расстояний и языка общения. П омимо общения человеку также необходимо удовлетворять потребности в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью и обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные интерактивные экскурсии.

Виртуальные экскурсии в методическом плане – это инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Виртуальную экскурсию можно сопроводить дополнительно аудио файлами.

В методической литературе приводятся различные классификации

экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных

1) обзорные , где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных

2) тематические , то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;

3) биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией

Примерный пл ан урока с использованием виртуальной экскурсии :

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа
  3. Просмотр учащимися виртуальной экскурсии
  4. Самостоятельная работа воспитанников
  5. Отчеты детей о проделанной работе.
  6. Подведение итогов.

Виртуальная экскурсия, как и любое другое занятие, начинается с организационного момента. Педагог дистанционно организует детей на работу, приветствует их, сообщает им тему экскурсии, ее цель, задачи, структуру.

После организационного момента следует вводная беседа. Ее задача – актуализация имеющихся у воспитанников знаний по изучаемой теме. Это позволяет педагогу сделать процесс усвоения материала более глубоким и эффективным, подготовить их выполнению самостоятельной работы.

Проведение следующего этапа занятия — это просмотр учащимися виртуальной экскурсии по ссылке, указанной педагогом.

Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. После просмотра экскурсии целесообразно предложить учащимся про йти он-лайн викторину, заранее подготовленную педагогом. С этой целью можно использовать ресурс для создания интерактивных упражнений LearningApps.org . Можно предложить учащимся самим создать такое упражнение и обменяться ссылками.

Заканчивается занятие итоговой беседой, возможно в чате группы, в ходе которой педагог вместе с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

В канун 75-летия Великой Победы многие известные музеи подготовили виртуальные выставки, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны.Фондом президентских грантов с оздан сайт Победители21.рф, где в виртуальном методическом кабинете представлен обширный каталог «Виртуальные экскурсии» с ссылками на виртуальные туры и 3D — панорамы.

Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью.

Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • не покидая учебного кабинета,а в режиме самоизоляции — дома, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны;
  • за один урок возможность посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ;
  • автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность образовательного процесса;
  • знакомство с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации;
  • доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и др.;
  • получение учащимися практическ их навык ов самостоятельного наблюдения и анализа;

В заключении, хотелось бы отметить,что в условиях дистанционного обучения виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия в самых отдаленных точках Земли.

  1. «Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. (Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №2, 2017)
  2. Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.

Роль музея в патриотическом воспитании учащихся: [электронный ресурс]//Открытый урок.Первое сентября//URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626079/

Источник

Cтатья «Виртуальная экскурсия — эффективная форма организации учебного процесса»
статья

В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях.

Скачать:

Вложение Размер
virtualnaya_ekskursiya.docx 20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия – эффективная форма организации учебного процесса.

Храмова В.В., преподаватель химии ГАПОУ СО «СОПК»

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.

Химия является одним из тех учебных предметов, который дает богатый материал для отработки самых разнообразных методов и приемов работы с информацией.

В связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменились образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать.

Возникающее противоречие между возрастающим интересом к ресурсам сети Интернет и практически повсеместным его использованием в подростковой среде, с одной стороны, и практически полным отсутствием использования Интернета в образовательном процессе и снижением интереса к изучению естественнонаучных дисциплин — с другой, привело меня к идее создания виртуальных экскурсий.

Этому способствовало и проведение демонстрационного экзамена у выпускников колледжа и чемпионата профессионального мастерства , где одним из заданий было проведение виртуальной экскурсии.

Экскурсия – это традиционная форма организации обучения биологии и химии.

Экскурсия соблюдает незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой.

Вместе с тем, не всегда, по разным причинам, можно провести экскурсию .

Это и погодные условия, недостаток времени, материальные расходы. И что делать, если человек всю жизнь мечтал восхититься красотами подводного мира Карибского моря или своими глазами увидеть динозавров?

Выход – это создание проведение виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, аудиозапись, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.

Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны, объектами микромира.
  • Помогает организовать деятельность студентов по овладению научными знаниями.
  • Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность .
  • В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
  • Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
  • Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует общекультурному развитию и формированию у студентов ИКТ-компетенций.

В Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что учитель должен владеть ИКТ-компетенциями.

Перед тем, как проводить виртуальную образовательную экскурсию, необходимо провести со студентами вступительную беседу, отмечая цели и задачи путешествия. Во время экскурсии студентам можно предложить законспектировать интересные моменты. Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой вместе со студентами обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты. В конце занятия студенты получают творческие задания для закрепления пройденного материала. Как правило, я предлагаю написать отчет, подготовить выступление, создать альбом, презентацию и т. д..

Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим преподавателем или студентами под его руководством.

Виртуальные экскурсии можно отнести к информационно-исследовательским проектам, которые требуют сбора информации, анализ и обобщение фактов, ознакомления с ней заинтересованных лиц

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. Перечислю наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:
определение темы,

  • постановка цели и задач экскурсии,
  • составление маршрута экскурсии,
  • изучение и отбор экскурсионных объектов,
  • изучение литературных источников по теме экскурсии,
  • консультации у специалистов,
  • написание контрольного текста экскурсии,
  • комплектование «портфеля экскурсовода»,
  • выбор методических приемов проведения экскурсии,
  • показ экскурсии.

Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных студентов создаю творческие группы. Каждому члену творческой группы даю отдельное задание, с учетом его интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем группы.

В соответствии с педагогической концепцией образования преподаватель выступает в роли не информатора, а организатора образовательного процесса. Результатом виртуальной экскурсии является тенденция повышения познавательного интереса студентов, уровня их знаний по предмету.

Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации и внеурочной деятельности студентов.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует больших творческих усилий. Но результат того стоит!

Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность студентов, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.

А если мы научим студентов не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем.

В качестве примера рассмотрим виртуальную экскурсию » Великие русские химики». Особенность этой экскурсии в том, что она не теряет свою актуальность с учащимися разных возрастных групп .

Образовательные задачи экскурсии: расширить и систематизировать знания студентов об ученых России, внесших вклад в развитие химической науки.

Воспитательные задачи: через организацию деятельности студентов во время подготовки и проведения экскурсии способствовать воспитанию у них чувства коллективизма; способствовать воспитанию чувства патриотизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о.

Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Урок должен имеет свое лицо, своеобрази.

Зражевская Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества &ldquo.

«Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса»По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ.

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока.

Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль. О.

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки.

Источник

Читайте также:  Курорты крыма места отдых
Adblock
detector