Меню

Виды экскурсий по дидактической цели

Учебная экскурсия

Латинское слово EXCURSIO означает вылазку, посещение какого – либо места и объекта с целью его изучения.

Экскурсия — это такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают, осмысливают и усваивают знания путем выхода (выезда) к месту расположения изучаемых объектов (природа, предприятия, исторические памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии проводятся с целью расширения кругозора, закрепления и конкретизации знаний учащихся, полученных на уроке.

Дидактические функции экскурсии:

1) Реализация принципа наглядности обучения

2) Повышение научности обучения, укрепления его связи с жизнью, с практикой

3) Экскурсия способствует решению задач политехнического образования

4) Экскурсии играют важную роль профориентации учащихся

5) Содействуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи, формированию научного мировоззрения положительных качеств личности.

В учебных программах по каждому предмету определяется перечень экскурсий и их содержание.

Виды экскурсий:

1. В зависимости от места в учебном процессе и дидактической цели экскурсии бывают:

– вводные или предшествующие – для накопления фактического материала с последующем изучением его на уроке;

– текущие или сопутствующие — проводятся в связи с непосредственным прохождением программного материала;

– итоговые, заключительные, последующие служат для подтверждения теоретических положений в природе, на производстве, в окружающей действительности. Они посвящаются закреплению того материала, который предварительно изучен в классе на уроке.

2. По назначению выделяются следующие виды учебных экскурсий:

Предметные (естественно-научные, производственные, историко-литературные, географические, краеведческие), комплексные (по нескольким предметам).

3. По образовательно-воспитательным целям. Они могут быть обзорными и тематическими.

Для успешного проведения экскурсии учителю необходимо:

1) предварительно ознакомиться с методом проведения экскурсии с экскурсионными объектами;

2) определить цели и задачи экскурсии и разъяснить их учащимся;

3) разработать маршрут и определить пункты, наиболее удобные для наблюдения над изучаемыми объектами;

4) сформулировать вопросы для учащихся;

5) подготовить вместе с учащимися необходимое снаряжение.

В процессе экскурсии учитель (руководитель экскурсии) организует наблюдение учащихся, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся могут вести записи своих наблюдений, делать зарисовки, фотоснимки, магнитную запись и др.

Экскурсия завершается обработкой собранных материалов. Учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, оформляют дневники, альбомы, составляют графики, готовят доклады и т.д. Собранный материал также может использоваться в качестве раздаточного материала для уроков, выставок и т.д.

Продолжительность экскурсии зависит от характера объектов, цели проведения, возраста учащихся и примерно поводится от 40-45 минут до 2-2,5 часов.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник

Виды экскурсий по дидактической цели

Артушникова Юлия Викторвна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №638
Пушкинского района Санкт-Петербург

Школьная экскурсия это – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

К специфическим признакам экскурсии относятся [2]:

а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);

б) экскурсионность объекта;

в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

г) способ предметного изучения;

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

Школьные экскурсии имеют два вида:

— урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Читайте также:  Дневные экскурсии по адыгеи

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Основное назначение производственных экскурсий — знакомство с характером местного производства, а на его основе с экономикой и организацией производства, с принципами и закономерностями его размещения.

В процессе проведения производственных экскурсий у учащихся воспитываются элементы общетрудовой и технической культуры, любовь и уважение к профессиям людей, занятых в сфере материального производства.

Объектами производственных экскурсий могут быть промышленные предприятия — фабрики, заводы; транспортные — железнодорожные станции, пристани; энергетические — электростанции; сельскохозяйственные — колхозы, совхозы, подсобные хозяйства и другие предприятия. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии . Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии — показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии . Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид — комплексные экскурсии , которые охватывают сразу несколько предметов.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения и каково место экскурсии в учебном процессе. С этой точки зрения выделяются три вида экскурсий: предварительные, сопровождающие и заключительные.

Читайте также:  Афанасий никитин совершил путешествие хождение за три моря какие это моря

Предварительные экскурсии имеют целью накопления учащимися знаний, необходимых перед объяснением новой темы. Это стимулирует интерес и облегчает восприятие новой темы.

Сопровождающие экскурсии проводятся с целью частичной проверки знаний теоретического материала; проведение наблюдений по данной теме; сообщения новых знаний, то есть соответствует комбинированным урокам.

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д [4].

Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Экскурсия как вид деятельности представляет собой активность человека, которая направлена на достижения поставленной цели. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п.

Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.

Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний[3].

Читайте также:  Минское море отдых 2020

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов[5].

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов[3].

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.[1]

1. Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания.- М.: Академия, 2008. – 496с.

2. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 400 с.

3. Каурова А.Д . Организация сферы туризма : учебное пособие . СПб.: Герда, 2006. — 320 с.

4. Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

5. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М., 2000. – 412с

Источник

Adblock
detector