Меню

Виды экскурсии по естествознанию

Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий — необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.

Экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.

Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по природоведению, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует прежде всего отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся.

Важное место в плане работы педагога занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом. Экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде, содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели физического развития не должны быть забыты.

Экскурсии — очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии — это те же уроки, но уроки в природе или музее, на выставке, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществлять их без срыва других занятий.

Новое в образовании:

Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей развития теоретического мышления у младших школьников
Психологи, изучая этот познавательный процесс, считают, что мышление представляет собой активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Теоретические и практические выводы делаются людьми на основе сенсорной информации. Мышление отражает бытие не только в виде отде .

Сравнительный анализ проявлений маскулинности, агрессивности и эмпатии в группах подростков
1. Исследование маскулинности подростков по методике С. Бем На первом этапе проводилось исследование маскулинности подростков по методике Феминности – Маскулинности С. Бем. В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте 14-15 лет, проживающие в городе Владимире. Опросник предъявл .

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг .

Источник

Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы сезонного наблюдения на уроках окружающего мира

Естествоведческая экскурсия — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет изучать предметы, явления, процессы и ситуации природы (материального мира) в их естественной обстановке или в специально созданных искусственных условиях. Для этого предусматривается выход младших школьников из классной комнаты в природу, в том числе преобразованную человеком (парк, сад и т.п.), а также передвижение их от одного изучаемого объекта к другому.

Количество экскурсий по сравнению с занятиями, проводимыми в помещении (например, классной комнате), незначительно — обычно не более 5 в год, что связано с рядом обстоятельств:

· далеко не все изучаемые предметы, явления, процессы или же ситуации природы (материального мира) имеются в окрестностях школы и даже населенного пункта (особенно, если школа размещена в крупном городе);

· проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: проведению экскурсии может помешать погода; экскурсии, как правило, требуют больше времени (это связано отчасти с выведением младших школьников на место проведения экскурсии и возвращением в класс), проведение экскурсии связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины).

Читайте также:  Интересные природные места волгоградской области

Но все же экскурсии имеют ряд преимуществ:

· на экскурсиях учащиеся изучают предметы, явления, процессы или ситуации природы (материального мира), а также природные (материальные) системы такими, какими они есть на самом деле, причем в их обычном (естественном или же искусственно созданном) взаимодействии с другими компонентами;

· неоценима роль экскурсий в экологическом образовании учеников, так как именно на экскурсиях предоставляется возможность увидеть примеры как положительных, так и отрицательных последствий деятельности человека в природе (материальном мире), поучаствовать в несложной природоохранной деятельности, научиться вести себя в природе экологически и нравственно обоснованно;

· в ходе непосредственного общения с природой и ее компонентами младшие школьники получают незабываемый заряд переживаний и эстетических впечатлений.

Экскурсии по естествознанию могут быть урочными (уроками-экскурсиями) и внеурочными, а по месту в системе других занятий — вводными, текущими и обобщающими [8].

На вводных экскурсиях, проводимых в начале темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем, младшие школьники получают первоначальные представления об изучаемом материале, задания для последующей работы.

Текущие экскурсии, проводимые по ходу изучения темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем, предполагают знакомство с конкретными природными предметами, явлениями, процессами или же ситуациями с развитием представлений о них.

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем и предполагают систематизацию и обобщение изученного материала.

Экскурсии также можно разделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-либо одного компонента природы или же ряда близких компонентов природы. Например, на предметной экскурсии по теме «Поверхность нашего края» изучаются только формы рельефа, на предметной экскурсии по теме «Растения луга» изучаются только растения, произрастающие на лугу.

На комплексных экскурсиях изучается комплекс разнородных компонентов природы, связанных между собой. Например, на комплексной экскурсии по теме «Экскурсия на луг» изучаются форма рельефа, грибы, растения, насекомые, птицы и звери лугового сообщества, следы деятельности человека.

Следует иметь в виду, что любую экскурсию в природу можно назвать еще и экологической, если в ходе ее младшие ученики выявляют связи, существующие между компонентами природы, сообщества, выявляют и оценивают антропогенное влияние, участвуют в несложной природоохранной деятельности, усваивают экологически и нравственно обоснованные правила поведения в природе.

В экскурсионной работе по естествознанию выделяют 3 этапа:

1) подготовку к экскурсии;

2) проведение экскурсии;

3) послеэкскурсионную работу.

При подготовке к экскурсии учитель готовится сам, а также готовит младших школьников:

· определяет тему, цели и задачи экскурсии;

· изучает методическую, а при необходимости и специальную (общеземлеведческую, краеведческую, ботаническую, зоологическую и др.) литературу;

· намечает место и маршрут движения учащихся на экскурсии;

· посещает место проведения экскурсии по намеченному маршруту и отмечает объекты для наблюдения и опытов, уточняя маршрут, планирует необходимое экскурсионное снаряжение, при необходимости выбирает места (остановки) для отдыха, приема пищи, игр, определяет способы и маршрут выдвижения на место проведения экскурсии и возвращения в класс, параллельно проводит хронометраж;

· продумывает правила безопасного поведения на экскурсии: на месте ее проведения, в ходе выдвижения к этому месту и в процессе возвращения в класс;

· продумывает послеэкскурсионную работу;

· предупреждает учащихся о сроках и месте проведения экскурсии, инструктирует их о том, как следует одеться, что с собой взять;

· заинтересовывает учащихся с помощью определенных заданий.

Природоведческие экскурсии содержат обычно следующие структурные элементы (этапы, части):

1) организационный момент (подготовка к экскурсии) (1-2 мин.);

2) выдвижение на место проведения экскурсии;

3) инструктаж или вводная беседа (объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе) (3-5 мин.);

4) основная часть с выделением ряда самостоятельных работ (основное время занятия);

5) обобщающая беседа по результатам самостоятельных работ (5-10 мин.);

6) подведение итогов (2-3 мин.);

7) домашнее задание (1-2 мин.);

8) возвращение в класс [10].

Послеэкскурсионная работа заключается прежде всего в том, что полученные на экскурсии знания, умения, впечатления, а также собранный природный материал учащиеся используют на последующих уроках в классе, причем не только на уроках естествознания, а и по другим предметам. Собранный на экскурсии природный материал можно поместить в краеведческом уголке, а также для изготовления наглядных пособий, в групповой внеклассной работе, на уроках труда.

В последнее время получила распространение близкая к экскурсии форма занятий на природе — занятие на учебной экологической тропе. В окрестностях школы намечается постоянно действующий маршрут с посещением объектов природы, в том числе преобразованной человеком, интересных с точки зрения формирования экологического сознания эксцентрического типа и экологической культуры. Это могут быть родник (источник), муравейник, овраг, участок леса или луга, участок естественного или искусственного водоема, остатки костра или пожарища, терриконы, оставленный строительный мусор, заброшенный котлован и т.п.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 572 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Экскурсии.Их значение в обучении естествознанию.Методика проведения природоведческой экскурсии.

Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Читайте также:  Экскурсии одного дня по ярославлю

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

— создание условий для индивидуального развития ребенка;

— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

— создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

— расширение рамок общения школьников с социумом;

— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

— для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся учебные экскурсии, которые должны «закрепить» и расширить знания, полученные учащимися на уроках.

Экскурсия — (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. [1]

Экскурсия учебная — форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. [2]

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. [3]

Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. [4] Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». [5] В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. [6] Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Цели экскурсий

— интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

— осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

— воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

— расширение кругозора учащихся;

— воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

— воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Виды экскурсий

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

— урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:

— группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;

— краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);

Читайте также:  Медицинская экскурсия для детей

— музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика». По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала). [7]

Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Методика проведения экскурсии

В методике выделяют три блока:

Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.

Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение(закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики — системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.

Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:

1. Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.

2. Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. [8]

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2462 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector