Меню

Вид путешествия с образовательной целью

Образовательное путешествие как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.
статья на тему

как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.

Скачать:

Вложение Размер
obrazov._putesh._-_kak_metod.docx 255.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Образовательное путешествие — как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.

Воспитатель высшей категории:

Степанова Ольга Ивановна

Что такое образовательное путешествие?

Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека.

Образовательное путешествие ставит своей целью научить странствовать в безграничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные; читать те культурные послания, которые содержат объекты культурной среды.

Основу образовательного путешествия составляет активное, творческое, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. В процессе этой работы ребёнку представляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам; на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам взрослые истины.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Существенное отличие образовательного путешествия от экскурсии заключается в том, что оно ориентировано не столько на приобретение информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. В ходе путешествия все предметы, окружающие человека, рассматриваются как своеобразные тексты культуры, «расшифровка» которых позволяет установить взаимосвязь между реальными объектами и воплощенными в них идеями. В отличие от экскурсии, определяющей для образовательного путешествия является идея – тот культурный текст, который, как предполагается, освоит ребёнок, и явления культуры, с которыми он познакомится. Эта идея формулируется в виде вопроса, задачи или проблемы, которые «поведут» за собой, соединят все предлагаемые к исследованию объекты, выстроят их в определенный маршрут. Наряду с культурными смыслами обучающийся осваивает разнообразные способы взаимодействия с миром, способы его познания, как научные, так и «ино-научные». Важно также, что это познание основывается на собственных наблюдениях, впечатлениях, размышлениях и требует не созерцательного отношения, а напряженной, активной духовной работы.

И, наконец, образовательное путешествие разворачивается в реальном пространстве, используя в качестве культурных ориентиров разнообразные объекты окружающего мира, что предполагает непосредственное знакомство с ними и приобретение знаний и представлений о них.

Таким образом, образовательное путешествие разворачивается на нескольких содержательных уровнях и решает несколько задач:

= знакомство с разнообразными объектами культурного наследия;

= приобретение опыта исследования подобных объектов;

= получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Обозначенные цели и задачи образовательного путешествия диктуют и принципиально иные, отличные от экскурсионных, формы и способы его реализации. Экскурсия, нацелена на конкретный результат – дать за короткое время значительное количество фактических сведений, проиллюстрировав их.

Метод образовательного путешествия направлен на созидание личности. Поэтому для него сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Именно процесс познания, в основе которого лежит непосредственный диалог человека с миром, и является предметом рассмотрения методики образовательного путешествия.

3. СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И экскурсия, и образовательное путешествие могут быть использованы как для единичного изучения и исследования того или иного объекта культуры, так и для системного освоения целостных и многогранных феноменов культуры.

Таким образом, образовательное путешествие может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры, которая позволяет приобрести представление о культуре в целом при изучении ее отдельных артефактов, осознать единство и хрупкость концептосферы культуры, овладеть способами ориентирования в безграничном пространстве культуры, а также эффективно использовать развивающий потенциал повседневного окружения человека.

В качестве объектов ОП могут выступать разнообразные элементы города – памятники и здания, улицы и площади, вывески и витрины, транспортные средства и мосты, магазины и школы, скверы и парки.

В совокупности идея путешествия позволяют выбрать объекты для предстоящего путешествия и соединить их в образовательный маршрут. При выборе предметов исследования в городской среде рекомендуется учитывать, что объекты, составляющие маршрут, должны:

= быть доступны для осмотра детьми, т.е. находиться на расстоянии, позволяющим их исследовать и рассматривать;

= давать возможность ребёнку развивать различные каналы восприятия мира: визуальные, тактильные, слуховые, вербальные;

= обладать информационным потенциалом, т.е. способностью невербальными средствами рассказывать о себе при внимательном осмотре, находиться друг от друга на небольшом расстоянии;

= обладать привлекательностью, быть безопасным для ребёнка.

Важно отметить, что путешествие, как правило, не предполагает изучение каждого объекта по всем возможным направлениям, мы можем остановить внимание детей только на тех аспектах, которые важны для нас в контексте выбранной идеи путешествия. Важно понимать, что исследовательская работа детей разворачивается в ситуации непредсказуемости. В ходе путешествия ребёнок менее всего слушает педагога, обычно он что-то делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Взрослые не могут точно предугадать ответы детей, выставить подробный алгоритм вопросов и ответов. Вместе с детьми педагог всматривается в изучаемый объект, выдвигает идеи, обсуждает различные мнения. Педагогу необходимо поддерживать желания детей говорить о том, что они видят и переживают. Подробная информация об объекте исследования предоставляется педагогом только в том случае, если об этом просят дети.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Образовательное путешествие, как правило, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Первый этап. Подготовка к путешествию.

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современного дошкольника, которое способно «повести» его в путешествие. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры (даже предметов), исследование которых позволит справиться с задачей.

Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут – определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа.

Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности.

В маршрутном листе — указаны:

= объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности;

= порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов;

= вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию.

Создание образовательного маршрута требует от педагога определенного навыка, предварительного самостоятельного исследования тех объектов, которые будут включены в маршрутный лист. В ходе этой работы уточняется маршрут, определяются ориентиры, выясняется потенциал предметов или явлений, которые были намечены для исследовательской деятельности, определяется круг вопросов и исследовательских заданий.

Другой аспект предварительной работы связан с подготовкой участников путешествия. Путешествие предполагает наличие у детей определенного количества знаний ( в соответствии с возрастной группой), к которому они будут обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута.

Второй этап. Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа детей на маршруте, который, как уже было сказано, может пролегать и в виртуальном пространстве.

Образовательное путешествие предполагает работу в группах, в детском саду целесообразно разделить детей на 2 группы. Каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут использовать различные предметы для создания своей постановки, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении.

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут подведены его итоги, возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали. Детям предлагается ответить на вопросы, обозначенные в маршрутном листе, на основе этого изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия, и аргументировать собственную точку зрения с помощью результатов своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге вырабатывается общая позиция, которая выносится на общую защиту.

Форма проведения образовательного путешествия может быть различной и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п.

Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и заключительная работа – составляют единое целое и реализуются последовательно.

ВЫВОД: Таким образом, образовательное путешествие — это особый метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся непосредственно в городском пространстве. Его цель заключается не столько в приобретении фактологических знаний о конкретном городе (в данном случае о Санкт-Петербурге), сколько в освоении определенных закономерностей культуры, в постижении того историко-культурного, социального опыта цивилизации, хранителем которого является мегаполис.

Пример образовательного путешествия:

«Транспорт нашего района».

-) помочь детям приобрести опыт ориентирования близ лежащих к детскому саду улиц (дать названия улиц, которые планируете исследовать);

-) научить детей самостоятельно добывать информацию в городской среде, дорожные знаки, остановки транспорта, карты метрополитена, указатели в метро.

-) беседа о видах транспорта;

-) беседа о дорожных знаках, указателях, обозначениях и других ориентирах, встречающихся на улицах города.

-) работа с картой района, с помощью которой разрабатывается маршрут путешествия от детского сада до ближайшей станции метро;

-) знакомство с картой метрополитена, жетонами, магнитными картами, условными обозначениями, которые встречаются в метро.

-) при выходе из д/сада предлагаем детям проблемную ситуацию: как найти станцию метро (дать название станции), обсуждаем возможные варианты решения: спросить у прохожих, найти по плану или карте;

-) по пути следования к метро детям даётся задание, какие виды транспорта они видят;

-) по ходу движения к метро детям даётся задание – обратить внимание на знакомые дорожные знаки, указатели, и рассказать, что они означают (пешеходный переход, автобусная остановка, осторожно дети), при этом необходимо уточнить, как дети догадались о содержании знака, какую дополнительную информацию несёт указатель (номер автобуса);

-) на перекрёстке с детьми обсуждается, что такое перекрёсток, как на нём регулируется движение, для чего необходим светофор и пешеходный переход, как пользуются переходом люди.

На площади перед метро детям предлагается найти станцию, используя знаки визуальной коммуникации (букву «М»), обилие входящих и выходящих людей. Детям предлагается разобраться, где вход и выход станции.

В вестибюле станции метро, дети обсуждают, как попасть в метро, высказывают версии о том, для чего необходим турникет. Наблюдают, как работает турникет, куда надо опускать жетон, как узнать, можно ли проходить через турникет или нет, где проходят дети. Смотрим, где можно купить жетоны.

Вопросы к детям:

Кто уже ездил на метро? Куда вы ездили? Что понравилось больше всего? и т. д .

После завершения путешествия обсуждаем с детьми, что им запомнилось и, по желанию, просим зарисовать свои впечатления, или сделать поделки, и рассказать о путешествии родителям.

Источник

«Образовательное путешествие, как метод обучения в урочной и внеурочной деятельности»

Расширение индивидуального образовательного пространства учащегося посредством образовательного путешествия.

(Технология образовательного события (маршрута).

Нам с вами исключительно повезло работать в школе 21 века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Предметный подход к познанию мира, и, соответственно – его носитель – учитель, перестают быть для ученика единственным источником знаний. Обсуждаемые новые концепции образования предполагают, что 40% знаний учащиеся должны приобретать не на уроке, а во внеурочное время. То есть задача учителя, классного руководителя не столько в том, чтобы дать учащимся определённый багаж знаний, сколько в развитии компетенций учащегося – и учебных, и социальных. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе.

И тут возможности образовательного путешествия безграничны.

Так что же такое образовательное путешествие?

Образовательное путешествие – особая технология освоения мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, где учитель выступает в роли тьютора, сопроводителя ученика в его самообразовании, самостроительстве.

Цели, задачи путешествия должны быть ориентированы на личностные интересы и потребности учеников и разрабатываться при их содействии. Они должны быть четкими, конкретными и понятными всем участникам путешествия. Каждому ученику необходима личная цель, личный вопрос, на который он будет искать ответ.

Объектом исследования во время образовательного путешествия является: окружающий мир во всем его многообразии.

Субъектами образовательного маршрута являются ученик и его учитель. Во время путешествия они становятся равнозначными участниками путешествия, попутчиками

Образовательное путешествие предполагает активную самостоятельную деятельность учащегося, что относится к сильной стороне этой технологии.

Есть у образовательного путешествия и слабые стороны . Это прежде всего – сложная, новая роль учителя, которая требует очень большой подготовки. Тьютору (учителю) довольно трудно решать одновременно задачи большого количества учащихся, разделившихся на разные по своему познавательному интересу группы. Да ещё надо искоренить у детей (да и у родителей тоже) стереотип отношения к путешествиям, как к способу отдохнуть, развеяться, т.е. организовать путешествие таким образом, чтобы знания и опыт, полученные на маршрутах путешествия, рассматривались как первооснова, а не как сопутствующий результат.

Каковы же методические принципы образовательного путешествия?

Образовательное путешествие предполагает непосредственное взаимодействие учащихся с природой, историей, культурой. Учитель ничего сам об изучаемом объекте не рассказывает и не даёт никакой информации. Другими словами, «не встаёт» между ребёнком и объектом, а выступает в роли организатора исследовательской деятельности учащихся.

В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребёнка личный опыт и объекты окружающего мира. (Пример с перелётными птицами: дети уже что– то знают про них – это их личный опыт, а дополнительные сведения они могут получить и в библиотеке, и в Интернете, и у родителей и т.д.).

В ходе путешествия детям предстоит «добыть» необходимую информацию различными способами, но главное здесь то, что образовательный процесс идёт от личных ощущений и наблюдений детей к обобщению и формированию новых представлений .(Т. е. сначала наблюдали, ощупывали, экспериментировали – и появились новые знания).

Путешествие предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов. И всё это дети делают самостоятельно.

Позволяет каждому ребёнку выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения.

Основной формой организации обсуждения является дискуссия, в ходе которой педагог задаёт уточняющие вопросы, обобщает высказанные версии, помогает учащимся выявить «слабые места» проведённого исследования.

Работа на этапах.

Технология образовательного путешествия основана на положении: знание человечества становится твоим, если ты:

1. Сам формулируешь свой познавательный интерес, ставишь вопрос;

2. Сам ищешь ответ .

3. Можешь сам представить найденное знание окружающим тебя людям.

В результате такого образования у ученика появляется тот багаж знаний, который им выявлен, им осмыслён, им пережит. Такой багаж становится личным богатством – это то, что уже не забывается.

Основные положения данной технологии одновременно являются этапами работы.

Итак, первый этап – кабинетный (подготовительный).

Сначала надо определиться с маршрутом. Ученик (или группа учеников – единомышленников) определяют тему маршрута и идею (задают себе проблемный вопрос).

Каждой группе или каждому ученику предлагаем разработать план маршрута, обосновав его образовательными целями (что нового мы увидим, узнаем).

Разработка маршрутного листа ( ход путешествия: куда пойдём, чтобы найти ответ на вопросы; что там будем делать; с кем встретимся; какие наблюдения проведём и т.д.)

Сбор, анализ, обработка материала.

Третий этап – знание – образ (презентационный).

Предоставление результатов в виде:

альбомов, утренников, КТД, презентаций, цикла газетных статей, виртуальных газет, видеофильмов, создания нового туристического маршрута и т.д

Задачи тьютора (учителя) на этапах.

1. Работа по выявлению индивидуального интереса учащегося.

2. Сопровождение деятельности учащегося в его индивидуальном маршруте. Ученик самостоятельно осуществляет внеурочную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чём причины успеха или неудачи и т.д.

3. Работа с учащимися по определению ими способов сбора и обработки материала.

4. Организация презентационного этапа.

Осознание учащимся открытости образовательного пространства.

Готовность ученика к самообразованию через осознание своих образовательных потребностей, интересов; через мотивацию

Освоение методики исследовательской и проектной деятельности, работы с различными источниками знаний

Освоение различных форм оформления и презентации результатов своей работы.

При этом важным для учащихся становится приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности:

-управление собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением;

-управление коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде;

Именно к решению этих задач и призывают нас новые федеральные стандарты.

Своё выступление я хочу закончить притчей:

«В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках».

А в наших руках — наши ученики. И оттого, как мы сможем развить задатки, данные детям, зависит, достигнут ли они соответственных высот, или эти задатки останутся нераскрытыми. И я уверена, что помочь этому в полной мере может педагогическая технология – образовательное путешествие.

Источник

Читайте также:  Отдых черное море кемпинговые
Adblock
detector