Урок василий теркин защитник родной страны

«Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина».
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

Урок составлен с учетом технологии «Модерация». Технология предлагает работу на уроке в семи фазах.

Скачать:

Вложение Размер
vasiliy_tyorkin_-_zashchitnik_rodnoy_strany._novatorskiy_harakter_obraza_vasiliya_tyorkina.doc 112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина.

— продолжить работу над главами из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» (чтение фрагментов текста и комментарий);

— проникнуть в замысел автора;

— понимание идейно-художественного богатства поэмы;

— систематизация литературоведческих понятий.

— развитие ассоциативного и логического мышления;

— развитие умения проводить мини-исследования поэтического текста;

-развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

— учиться понимать чувства и переживание человека;

— проникнуться гордостью за русский народ-победитель;

— воспитывать интерес к истории родной страны.

— портрет А.Т. Твардовского и Тёркина

— слайдовая презентация, песня из фильма

-схема анализа лирического героя, план исследования на уроке, маршрутные листы, листы рефлексии.

1.Инициация (начало урока)

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературы у вас проведу я.

-Вам понадобятся на уроке раздаточный материал, текст поэмы и хорошее настроение.

-Кстати, на партах у каждого лежит конверт. Что в нем? Это вы узнаете в конце урока.

2. Вхождение или погружение в тему (формулирование целей совместно с учащимися)

3 фаза Формирование ожиданий учеников

4 фаза Передача и объяснение информации

Проработка содержания темы (групповая работа)

6 фаза Подведение итогов. Рефлексия

7 фаза Эмоциональная разрядка

— Урок мне хочется начать с музык. Произв.

— Как вы думаете как связан этот отрывок с нашим уроком? 5 мин

Отрывок из фильма

-Как вы думаете о чем мы должны будем поговорить на уроке? ( ответы детей) 3 мин

-Определите тему урока.

-Посмотрите внимательно на тему (слайд №1), что вам непонятно в теме урока?

-А что значит новаторский?

Активизация знаний учащихся.

-Определите свою задачу на уроке.

-Исходя из темы определите учебную задачу нашего урока.

-Давайте вместе составим план урока.

Дерево ожиданий (наклеить человечков на дереве)

-Чтобы выполнить все пункты плана нашего урока, вам нужно будет провести исследование в группе.

Деление на группы. -Для для работы на уроке нам необходимо разделиться на группы.

Разрезанная открытка . Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» – книжки, рабочие альбомчики, карандаши и ручки, листы бумаги и т. п.).

-Исследуйте материал, который у вас на столах. Определите, как мы будем выполнять учебную задачу.

1 группа. «На привале», 2 группа «Переправа», 3 группа «О награде». Но вы также используете содержание всей поэмы для своих ответов. В конце урока вы должны представить своё исследование. (Лист №1) Свои ответы вы должны подтвердить строчками из текста.

-Начнём наше исследование.

Давайте обратимся к плану исследования . (У каждого на столе план исследования. (Лист № 2 )

Определим тему, цель, гипотезу и т.д.

План исследования. (Лист № 2 )

1.Определение темы исследования.

2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?)

3.Выдвижение гипотезы. (сделай своё предположение о том, какой будет результат и почему? (Если…. то…..)

4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?(записать план своих действий)

5. Анализ образа главного героя. План действий (Лист № 1)

6.Получаем результаты. Анализируем.

7. Защищаем результаты в коллективе.

Работа в группах

Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей группы с сообщением.

Практическая работа – 8-10 минут.

( Преподаватель – помощник, наблюдает, оказывает поддержку, если это необходимо учащимся)

Оцените свою работу в группах.

Представление учащимися своих результатов деятельности.

(сопровождение ответов учащихся, слайдами)

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Обратимся к пунктам нашего плана урока.

-На какие вопросы нашли ответы?

-Что мы ещё не выяснили?

Если дети не ответили, спросить.

-Так в чём же новаторство этого образа Василия Тёркина?

-Да, правильно. В этом и состоит Новаторство образа Василия Теркина.

Организует деятельность детей по применению новых знаний.

-А можно ли Василия Теркина сравнить с героями нашего времени?

Учитель демонстрирует слайдовую презентацию о героях современности.

-А как бы вы поступили в этой ситуации?

— А хотели ли вы быть похожим на Василия Тёркина?

Вывод учителя . Образ Василия Теркина- собирательный образ, многогранный, емкий, яркий и запоминающийся, а рифма «Василий — Россия», несколько раз повторенная в тексте, подчеркивает, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Тёркина.

Продолжите предложенные там фразы. ( На работу 1 минута)

Вопросы для рефлексии:

  1. На уроке мне было…
  2. Я узнал, что..
  3. Я хотел бы..

Напишите на листочках, что вам было сложно делать на уроке.

Превратите эти листочки в настоящий военный треугольник.( учитель показывает классу, как нужно согнуть лист бумаги, чтобы получился конверт- треугольник). Это ваши письма – мне, в мирную жизнь. Надеюсь, наш урок оказался не напрасным.

  1. Упражнение «Раздувающийся шар»

• Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется в высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

-Откройте конверты. Почему я вам дарю такую картинку.

Смотрят видео, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции

О Василии Теркине.

Настоящим русским воином, солдатом, защитником родной страны.

Василий Тёркин-защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина

Новаторский — новый, созданный вновь.

Каждый ставит свою задачу, формулирую вслух.

Ставят учебную задачу.(формулируют вслух)

1.Проанализировать образ Тёркина и определить черты народного героя.

2.Выявить новаторский характер образа Василия Тёркина.

  1. Определить черты защитника родной страны.
  2. Определить новаторство образа героя
  3. Соотнести образ защитника родной страны с героями сегодняшних дней.

Мы будем работать в группах , исследовать образ Василия Тёркина.

Составляют план исследования. Устно проговаривая. ( на слайдах.)

1. Тема. Василий Тёркин – защитник родной станы. Новаторский характер образа героя.

2. Цель. Проанализировать образ Василия Тёркина в соответствии с планом, выявить черты народного героя. Новаторский характер образа героя

3. Гипотеза. Если Василий Теркин Защитник родной страны, значит он должен обладать чертами народного героя.

4. Метод исследования — наблюдение, анализ эпизодов, образа главного героя.

План действий .(у каждой группы свой )

  1. Прочитать главу из поэмы Василий Теркин.
  2. Проанализировать план характеристики главного героя.
  3. В соответствии с планом охарактеризовать образ главного героя.
  4. Выявить черты народного героя.
  5. Представить образ Тёркина.

Представление учащимися своих результатов деятельности.

Выступая, дети подчеркивают, что

Отвечают выступающие от группы 1,2,3 группы

Оценивают, проговаривают в слух.

В этом герое, собраны все лучшие черты народного героя. Можно сказать, что этот образ собирательный . Тёркин- это народный герой ВОВ.

Да. Дети приводят примеры героев наших дней.

Источник

Урок литературы по теме «Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского»
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Василия Теркина — защитника родной страны в поэме А. Тврдовского «Василий Теркин» проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Цель урока — дать всестороннюю характеристику Василию Теркину через разные формы работы: фронтальную беседу, индивидуальные выступления, выразительное чтение отрывков из поэмы. Урок начинается с мотивации и целеполагания. Используется ИКТ, приемы парной и групповой работы.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury_8_klass._obraz_vasiliya_terkina_v_poeme_a._tvardovskogo-.docx 40.58 КБ
prezentatsiya_k_uroku_vasiliy_terkin_-_zashchitnik_rodnoy_strany.pptx 1.09 МБ
mentalnye_karty_k_uroku_literatury_8_kl._obraz_vasiliya_terkina_-_zashchitnika_rodnoy_strany.pptx 586.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Тема: «Образ Василия Теркина – защитника родной страны

в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Смирнова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

урока литературы в 8 классе на тему «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 11»

Смирнова Галина Александровна

тип урока – урок применения знаний и умений,

форма урока – комбинированный.

Тема урока . тема «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»,

продолжительность – 40 минут.

Урок по теме «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме

А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — это плановый урок литературы по программе 8 класса.

Тема урока актуальна в преддверии празднования Дня Победы.

Цель урока — раскрыть образ русского солдата, используя текст поэмы.

Урок начинается с МОТИВАЦИИ, которая расположена на слайдах презентации, и с просмотра видеоролика к поэме «Василий Теркин».

Учащиеся сами формулируют тему и цель урока.

Ставят задачи для достижения поставленной цели урока и выбирают формы работы, чтобы выполнить поставленные задачи.

Мотивация урока и целеполагание – это этапы урока в контексте требований ФГОС.

На уроке используется ИКТ: демонстрируется видеоролик, учащиеся выступают со своими презентациями, подготовленными дома. Использован иллюстративный материал к поэме художников-иллюстраторов О. Верейского и И. Бруни. И, конечно, на уроке звучат строки из поэмы, характеризующие образ бойца, как отдельных учащихся, так и групповые композиции.

К середине урока ребятам предложена на выбор творческая работа в парах: создание ментальной карты или написание мини-сочинения «Диалог писателя и героя поэмы», как бы это звучало, если бы автор и его герой встретились наяву, о чем бы они говорили.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» на предыдущих уроках понравилась классу, охотно заучивались отрывки из глав поэмы, ребята даже шутили между собой строчками из поэмы, особенно мальчишки.

Поэтому мы с ребятами выбрали эту тему.

Урок – это живой процесс, а не заранее отрепетированное представление.

Поэтому трудно предвидеть, как все получится, тем более на видеокамеру. Но урок получился. Хотя заметно, что ребята волновались и смущались. Задачи урока выполнены, использовались разные приемы на уроке: индивидуальная работа, сотрудничество в парах и группах, творческие размышления и фантазии, выразительное чтение отрывков из поэмы.

Цель достигнута. Есть результаты работы в виде ментальных карт, в виде коротких сочинений-фантазий, в виде презентаций.

Гайдукова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы.

На уроке учащимися сформулированы тема и цель предстоящей работы, учителем четко откорректированы тема и цель и представлены на слайде.

Учитель хорошо владеет компьютерными технологиями и демонстрирует это на уроке в виде видеороликов и презентаций.

Мне понравились самостоятельные работы учеников, их презентации, изготовление ментальных карт, мини сочинения по заданной теме.

Саблина Валентина Ивановна, библиотекарь МАОУ «СОШ № 11».

На уроке мне понравилось чтение наизусть учащимися отрывков из поэмы «Василий Теркин».

Понравилась работа в парах – составление ментальных карт за короткий промежуток времени. Видно, что ребята знают эту форму работы и умеют ее выполнять.

Приятно было смотреть на восьмиклассников в процессе занятия.

Большая часть класса была активна на уроке.

Филиппова Настя, ученица 8 а класса .

Мне урок понравился. Понравилось читать стихи наизусть – поэма

А. Твардовского легко запоминается. Понравилось, что класс работал дружно.

Понравились различные формы работы.

Глазачев Слава, ученик 8 а класса .

Мне понравилось наше мероприятие, то есть участие в конкурсе на видео урок. Конечно, это было необычно, когда во время ответа тебя снимают на камеру. Но ведь и не каждому классу приходится так работать.

Сергеева Вера, ученица 8 а класса.

Очень интересно, когда на уроке предоставляется выбор форм работы. Ты выбираешь, что тебе больше нравится, чтобы полнее реализовать свой ответ. И еще я люблю мобильность – быстроту реакции ученика и учителя. Когда ученик отвечает, а учитель уже предвидит ответ и готовит следующий вопрос, а ученик снова подхватывает ответ.

На этом уроке нами использовалась фронтальная беседа, мы выбирали для себя формы работы.

Тема урока . Василий Теркин – защитник родной страны.

Цель урока . Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны через разные формы работы на уроке: индивидуальные выступления, фронтальную беседу, выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы, через презентации, творческие зарисовки и схемы.

Тип урока . Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты .

Предметные . Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Метапредметные . Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

Познавательные . Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.

Регулятивные . Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.

Коммуникативные . Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Личностные . Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.

Оборудование . Тексты с содержанием поэмы. Рабочие тетради. Компьютер. Интернет. Видеоаппаратура. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Презентации.

  1. МОТИВАЦИЯ для определения темы урока.
  1. Приветствие учителя с учениками. Звучит легкая музыка (песни фронтовых лет).
  2. Видеоролик «Василий Теркин» — 1-2 минуты.
  3. Работа со слайдами 1,2,3,4, на которых рисунки художников-иллюстраторов – образ Василия Теркина.
  4. Задание учащимся сформулировать тему урока.
  5. Учитель корректирует тему и показывает на слайде тему урока — «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (слайд № 5).
  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Определить цель и задачи урока, исходя из темы урока.
  1. Задание учащимся сформулировать цель урока.
  2. Учитель корректирует цель и показывает на слайде цель урока

«Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику

родной страны» (слайд № 6).

  1. Что нужно знать, чтобы дать характеристика литературному персонажу?
  2. Прослушать ответы учащихся, демонстрация слайда № 7.

— план характеристики литературного персонажа;

— умение работать с текстом и интернет информацией).

  1. Какие формы работы можно применить, чтобы достигнуть цели урока. Работа в парах и группах.
  1. Выслушать предложения учащихся.
  2. Показать на слайде формы работы на уроке

(- классическая (в прозе) характеристика героя;

— цитатный план характеристики;

— иллюстративный план характеристики;

— презентация по рисункам…;

  1. Повторить план характеристики литературного персонажа.
  2. Показать на слайде алгоритм работы

(Алгоритм характеристики литературного персонажа .

1/. Место, занимаемое героем в произведении.

2/. Обстановка, в которой он живет.

3/. Портрет – описание внешности.

4/. Манера держаться.

6/. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.

7/. Понимание героем цели в жизни.

8/. Чувства и мысли литературного героя, его взаимоотношения с другими людьми.

9/. Отношение автора к герою.

10/. Значение героя в раскрытии идеи произведения.).

  1. Учащиеся имеют перед собой этот алгоритм, распечатанный каждому.
  1. Характеристика с добавлением цитат из поэмы.
  1. Прозаическая характеристика (Смотреть в приложении «Характеристика Василия Теркина).
  2. Придерживаться плана.
  3. Цитаты Василия Теркина, которые характеризуют его, как человека (Смотреть в приложении «Цитаты Василия Теркина).
  4. Презентации учащихся «Иллюстративные характеристики бойца (Художники О. Верейский и И. Бруни).
  5. Класс добавляет к иллюстрациям отрывки из поэмы, соответствующие слайду.
  1. Творческие задания. Работа в парах и группах.
  1. Составление ментальной карты, используя цитаты, иллюстрации (из компьютера с помощью принтера).
  2. Сочинения-рассуждения «Диалог писателя и героя поэмы», как бы это звучало, если бы автор и его герой встретились наяву, о чем бы они говорили. На экране слайд-фото памятника А. Твардовскому и

В. Теркину в Смоленске.

  1. Итог урока.
  1. Представление ментальной карты.
  2. Представление (зачитать) сочинений учащихся.
  1. Домашнее задание. Дооформить ментальную карту.

Урок по теме «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме

А. Т. Твардовского «Василий Теркин» актуален в преддверии празднования Дня Победы.

Урок начинается с мотиваци и целеполагания – это этапы урока в контексте требований ФГОС.

На уроке используется ИКТ: демонстрируется видеоролик, учащиеся выступают со своими презентациями, подготовленными дома. Использован иллюстративный материал к поэме художников-иллюстраторов О. Верейского и И. Бруни.

На уроке используются приёмы парной и групповой работы (парные и групповые композиции).

К середине урока ребятам предложена на выбор творческая работа в парах: создание ментальной карты или написание мини-сочинения «Диалог писателя и героя поэмы», как бы это звучало, если бы автор и его герой встретились наяву, о чем бы они говорили.

Использовались новые методики и технологии: Использование ИКТ, создание ментальной карты, технология критического мышления.

В процессе урока происходит планирование и реализация образовательных результатов, УУД компетенций.

Предметные . Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Метапредметные . Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

Познавательные . Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.

Регулятивные . Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.

Коммуникативные . Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Личностные . Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.

Характеристика главного героя поэмы — солдата Василия Теркина .

  1. Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».

Деревенский житель, родом из Смоленского края, холост, рядовой пехотинец. Воевал всю войну, был ранен, дошёл до Берлина вместе с Советской Армией.

  1. Внешний вид: « Красотою наделён не был он отменной. Не высок. не то чтоб мал». Больше о внешности НИЧЕГО нет. Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним видом:

Теркин – кто же он такой?

Просто парень сам собой

  1. Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец». Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть.:

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу.

  1. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя. Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

Вдруг он молвит, как во сне:

— Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне?

Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.

  1. Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Теркин?

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе — хоть куда.

  1. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности.

Цитаты Василия Теркина

1. Покосился повар:

«Ничего себе едок —

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладёт,

– Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: – Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте.

2. – Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк – он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

– То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маета:

Вдруг как сослепу задавит, —

Ведь не видит ни черта.

3. Вот он полы подтянул,

Чью-то тёщу помянул,

И приник к земле сырой,

И лежит он, мой герой,

Спит себе, как дома.

Вдруг он молвит, как во сне:

– Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне,

Чтоб не всё на кожу тратить?

Дали стопку – начал жить,

Приподнялся на кровати:

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнём

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

5. – Разрешите доложить

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до девяноста.

И лихой, нещадной стужи

Не бранили, как ни зла:

Лишь бы немцу было хуже,

О себе ли речь там шла!

И желал наш добрый парень:

Пусть помёрзнет немец-барин,

Немец-барин не привык,

Русский стерпит – он мужик.

7. – Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

8. – Тёркин, сроку пять минут.

– Ничего. С земли не сгонят,

Дальше фронта не пошлют.

9. – Ах ты, Тёркин. Ну и малый.

И в кого ты удался,

Только мать, наверно, знала…

– Я от тётки родился.

10. …И могу вам сообщить

Из своей палаты,

Что, большой любитель жить,

И хотя натёр бока,

Говорят, зато нога

Будет лучше прежней.

11. В гимнастёрку влез солдат,

А на гимнастёрке —

Ордена, медали в ряд

Жарким пламенем горят…

– Закупил их, что ли, брат,

Разом в военторге?

Тот стоит во всей красе,

на урок литературы в 8 классе на тему «Образ Василия Теркина –

защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 11»

Смирнова Галина Александровна

Урок литературы по заявленной теме проведен в соответствии с требова-ниями ФГОС основного общего образования, с основной образовательной программой общего образования МАОУ «СОШ №11». На уроке решаются задачи: формирование ИКТ-компетенций, активизация читательского круго-зора, организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества и другие.

Организация процесса обучения на уроке соответствует возрастным особенностям учащихся. Созданы оптимальные условия для достижения целей и задач урока, предоставлены возможности для применения умений и навыков, творческих способностей учащихся.

В процессе организации урока Галина Александровна реализует вариа-тивные формы и методы обучения. Информация, используемая на уроке, дос-тупна, современна и опирается на знания и прежний опыт учащихся. Коммен-тарии учеников и ответы на вопросы точны, разнообразны.

Реализация организаторской функции учителя проявляется следующим образом: учитель применяет смену видов деятельности обучающихся. Урок начинается с мотивации и целеполагания, что способствует осмыслению предстоящего процесса занятия и самостоятельной работе обучающихся. Далее следует постановка задач и выбор самостоятельно различных форм работы для достижения цели, для реализации поставленных задач урока.

В процессе урока ответы учащихся имеют подкрепление в виде нагляд-ных и демонстрационных средств, с помощью презентаций и чтения наизусть текста поэмы. Учитель способствует закреплению и обобщению результатов на основе межпредметных связей.

Эффективность работы класса стимулируется применением коммуника-тивных навыков: работы в парах, в группах. В ходе урока учитель применяет диалоговые и полилоговые формы общения, создает ситуацию успеха и психо-логической поддержки обучающимся, идеи обучающихся разрабатываются и используются на уроке учителем.

Урок заканчивается подведением итогов.

Деятельность учителя нацелена на развитие индивидуальности обучаю-щихся, на формирование их способности к самопознанию и творческой реали-зации. Галина Александровна проявляет педагогический такт, способность воспринимать психо-эмоциональное состояние обучающихся на уроке; предви-дит возможные точки зрения учеников, ход их рассуждений, оказывает помощь и содействие, создает и поддерживает продуктивную атмосферу на уроке.

Источник

Читайте также:  Описание птиц нашей страны
Оцените статью