Меню

Урок по радищеву путешествие

урок литературы в 9 классе Радищев.»Путешествие из Петербурга в Москву»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Урок литературы в 9классе по творчеству А.Н.Радищева предполагает знакомство уч-ся с творчеством писателя ; даёт возможность увидеть его гражданское беспокойство за положение народа, его желание до конца отстаивать права человека, развивает умение анализировать и обобщать материал худ. произведения, воспитывает толерантность к чужому мнению, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury_9kl._radishchev_puteshestvie_iz_peterburga_v_moskvu.docx 22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Силаева Т.И.

Тема урока : А.Н. Радищев. Гражданские мотивы произведения писателя «Путешествие из Петербурга в Москву»

Цели урока : 1) познакомить уч-ся с творчеством писателя ; показать его гражданское беспокойство за положение народа, его желание до конца отстаивать права человека.

2)развивать умение анализировать и обобщать материал худ. произведения.

3)воспитывать толерантность к чужому мнению, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Оформление урока : 1.Презентация

2.Два манекена в одежде дворянина и крестьянина

4.Столы расставлены для работы в группах (5 групп)

  1. Вступительное слово учитель.
  2. Обращение к эпиграфу.
  3. Повторение биографии писателя.
  4. Индивидуальное сообщение уч-ся.
  5. Работа в группах (обсуждение идейного содержания отдельных глав).
  6. Обобщение. Подведение итогов.
  7. Дом. задание.

1.Вступительное слово учителя.

Темой сегодняшнего урока станет творчество А.Н.Радищева, его произведение «Путешествие из П….» . Строить наш разговор мы сегодня будем немного по-другому. Посмотрим на это произведение с точки зрения прав человека, поговорим о свободе, о толерантности.

— Что такое толерантность? (Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведения, чувствам, идеям, верованиям).

С точки зрения русского языка не совсем правильно переводить как терпимость, потому что принято это ассоциировать с непротивлением.

Не следует путать толерантность ни с пассивностью, ни с соглашательством или равнодушием. Это активное и ответственное отношение к человеку, его правам и свободам. Особенно, если это касается социальной сферы.

ЮНЕСКО. Декларация прав человека 1995 год ,пункт 1.4.

Проявление толерантности , которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа или уступки чужим убеждениям.

История вопроса о правах человека уходит далеко в историю Давайте перенесёмся с вами в 18век и посмотрим на это через призму произведения А.Радищева «Путешествие из Пет….»

(на экране портрет писателя и эпиграфы)

Кто был Отечеству сын верный.

Был ГРАЖДАНИН, ОТЕЦ ПРИМЕРНЫЙ.

И СМЕЛО ПРАВДУ ГОВОРИЛ.

Кто ни пред кем не изгибался,

До гроба лестию гнушался,

Я чаю,- тот довольно жил?

«Радищев ,следуя обыкновенному ходу вещей, должен был достигнуть одной из первых степеней государственности, но …дерзнул безо всякой опоры вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия…» А.Пушкин

— Что вы знаете об этом человеке?

(уч-ся называют интересные факты биографии писателя)

Учитель : А.С.Пушкин сказал: «Радищев рабства враг…». Протест против рабства , духовной несвободы составляет пафос жизни и творчества писателя. С большей силой это проявилось в книге « Путешествие из Петербурга в Москву»

-Что побудило его написать её? (ответ уч-ся находят в 1 главе)

-Какова была реакция царского правительства? ( императрица собиралась отправить на плаху писателя. «Бунтовщик хуже Пугачёва..»).

— А как же быть с ореолом « просвещённой государыни»?

(Об исторической обстановке готовится инд. Сообщение)

— Какие две реальные общественные силы мы видим в русской жизни?

(дворянство и крестьянство)

Учитель : У нас в классе два манекена, олицетворяющих эти силы, скованных одной государственной цепью и весы — символ правосудия.

От главы к главе автор знакомит читателя с теми или иными сторонами отношений этих сил, злоупотреблений одних и бедственного положения других.

25 станций- 25 сторон общественной жизни тогдашней России. Вы разделены на 5 групп-станций (учитель расставляет таблички – названия станций и даёт 2-3 минуты для выполнения задания)

— Какие картины жизни мы видим? Как они характеризуют Дворянство и крестьянство? (таблички с выводами – ключевыми словами кладём на весы)

«Любань» — тяжесть труда, бесправность крестьян, трудолюбие

«Пешки», «Вышний Волочок» — описание крестьянской избы, нищета, труд присваивает помещик, богатство нажито грабежом, Радищев приравнивает к грабежу. Государством этот грабёж узаконен.

«Медное» — продажа крепостных. Узаконена власть

над крестьянином, в силу которой помещик волен распоряжаться жизнью крепостных.

«Чудово», «Спасская Полесть» — бесчеловечность и чиновников, казнокрадство, чинопочитание

«Торжок» — нет свободы слова.

-Справедливо ли устроено общество?

— Давайте посмотрим, что у нас на весах?

(зачитывается вывод, на экране таблица)

Дворянство — бездушие, жестокость, чинопочитание, казнокрадство.

Закон на стороне дворян

Крестьянство — Трудолюбие , нищета, крестьянин в законе мёртв

Учитель: Мы рассмотрели несколько глав. Можем ли мы ответить, почему Книга вызвала негодование императрицы?

— Посмотрите главу «Тверь». В оде «Вольность» — призыв к свержению самодержавия.

Заслуга Радищева в том, что он ввел в русскую литературу идеи справедливости, законности, возмущения против угнетателей. Крепостное право – чудище ,с которым необходимо бороться . Народ терпит до крайности. Но один ли выход.

А.С. Пушкин ответил автору « Путешествие из Петербурга в Москву»: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества».

( на экране слова )

Ты хочешь знать: кто я?

Что я? Куда я еду?

Я тот же, что и был, что буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева повлияла на развитие целого направления в русской литературе, целью которого было и является «исправление нравов», «Чувства добрые» пробуждали в сердцах людей Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Толстой….

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание : Биография Н.М.Карамзина, повесть «Бедная Лиза»

Инд. задание: сентиментализм – направление в русской литературе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный урок — размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве РадищеваЗадачи:образовательная –.

Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав.

цель урока — применение знаний на практике.

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные .

Презентация содержит материал к уроку в 9 классе по теме: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева».

Тест на знание текста и логику.

Квест-путешествие – новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повы.

Источник

Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав произведения

Скачать:

Вложение Размер
a.n.radishchev_puteshestvie_iz_peterburga_v_moskvu.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Пермский край МАОУ «Гимназия №2» г.Перми

Аптракова Елена Александровна (учитель русского языка и литературы)

Тема: « Путешествие по России »

(по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Цели урока : — обобщение знаний учащихся по произведению А.Н.Радищева и включение экономического аспекта на уроке;

-развитие экономического мышления через анализ, обобщения, сравнения;

-на примере литературных персонажей, событий общественной жизни воспитать чувство патриотизма, ответственности перед обществом.

Оформление урока : — портрет А.Н.Радищева, под ним слова А.С.Пушкина «Человек с духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью…»;

-портрет Екатерины 11;

-карта Российской империи во 11 половине ХУ111 века;

-таблица А.Маслоу «Иерархия человеческих потребностей»;

-музыка: концерт №4 фо минор А.Вивальди.

ПЛАН УРОКА

  1. Книга А.Н.Радищева и время правления Екатерины 11
  2. Цели и задачи урока.
  3. Панорама быта и нравов различных слоев общества.
  4. Экономическая система крепостной России:

а) непроизводительные силы:

–бесправное существование (люди-товар)

–лишение прав и жизни;

б) способы лишения жизни:

-пополнение казны за счет отнятых средств;

в) словарная работа: виды налогов;

г) казенные и помещичьи крестьяне;

д) человек и его права;

е) возможность удовлетворения человеческих потребностей (таблица)

ж) роль государства.

  1. Актуальность произведения.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание: сочинение-рассуждение.

ХОД УРОКА

Ученица рассказывает о времени правления Екатери ны11 :

«Годы царствования Екатерины 11 – это время расцвета абсолютизма. Недаром дворяне назвали это время «золотым веком». Для них это действительно было золотое время, когда привилегии помещиков и крепостной гнет достигли наивысшего развития. Императрица на только усилила власть помещиков над крестьянами, но и старалась умножить число богатых дворян. С этой целью она стала раздавать дворянам казенные земли и государственных крестьян, положение которых политически было абсолютно бесправным.

Но в переписке с европейскими философами Екатерина 11 рисовала Россию обителью благоденствия и тишины. «Лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной», — писала Екатерина 11.

Ученик зачитывает из книги Радищева :

«Жестокосердный помещик! Посмотри на крестьян, тебе подвластных. Не ты ли родишь их в болезни и горести, обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет».

Ученица : «Все сие клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу начальства»;

«помещиков сочинитель казнит»;

«царям грозится плахою»;

«Тут рассеивание заразы французской, отвращение от начальства.Сей

бунтовщик хуже Пугачева».

Вступительное слово учителя.

Так отозвалась Екатерина 11 о книге « Путешествие из Петербурга в Москву », о книге замечательного писателя-революционера Александра Николаевича Радищева, которого А.С.Пушкин назвал человеком «с духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью ».

В своей книге Радищев подверг глубокому анализу и гневному обличению все стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической России. Сегодня, завершая работу над произведением, мы постараемся проанализировать причины экономического упадка крепостнической России. Посмотрим, насколько актуально произведение, написанное более 200-х лет назад. Поговорим о дне сегодняшнем, о закономерностях экономического развития общества, о социально-экономических изменениях, которые в нем произошли.

. На предыдущих уроках мы увидели, что Радищев показал быт и нравы различных слоев общества. Каких же?

— придворное и поместное дворянство,

  1. чиновники «Чудово», купцы «Новгорода»,
  2. вельможи, царские прислужники «Спасская полесть»,
  3. административные чины «Зайцово»,
  4. помещики, крестьяне

ВЫВОД: Радищеву потребовалось высокое мужество, чтобы открыто заявить о пороках такого общества, осудить его законы, систему правления.

Начиная разговор об экономической системе крепостнической России, хочется привести слова шотландского экономиста Адама Смита: «Государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения…»

. Кто же тогда является производительными силами, каково их положение, и какова роль государства в содержании этих сил? Рассмотрим на примерах.

Главными производительными силами, несомненно, является народ.

Каково его положение в государстве?

  1. нищенское существование («Пешки», «Вышний Волочок»)
  2. бесправное существование («Медное»)
  3. беззаконие («крестьянин в законе мертв»)
  4. лишение прав и самой жизни («Пешки»): «Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно».

. Какие же это способы лишения жизни?

  1. своеволие и жестокость помещика;
  2. рекрутские наборы;
  3. налогообложение.

Ученица рассказывает о видах налогов в крепостной России.

. Какой вид более продуктивный и почему? (Оброк, так если мужик не полениться, то себе что-то и останется «Вышний Волочок»).

Таким образом, Радищев в главе «Любани» выдвигает экономический аргумент:

« Крепостное право невыгодно с народнохозяйственной точки зрения, т.к. уменьшает количество материальных благ, добываемых трудом народа; подневольный труд на барина менее эффективен, чем труд свободный, когда человек работает на себя».

«Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду? Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным?»

. Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России?

Радищев, однако, отмечает, что есть и прогрессивный момент в положении крестьян. Так он размышляет о казенных и помещичьих крестьянах. В чем выгодность их положения?

  1. платят известное 1) что господин хочет
  2. судятся с равными 2) в законе мертв

Так Радищев ставит перед нами новую проблему: человек и его права в государстве.

. Что он говорит о праве естественном и праве народном? («Новгород»)

«Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность, защита, благосостояние. Но он кладет оным преграду, становится послушен велениям себе подобного, словом, становится гражданином. Какия же ради вины обуздывает он свои хотения? Почто поставляет над собою власть? Для своея пользы, скажет рассудок; для воея пользы, скажет внутреннее чувствование; для своея пользы, скажет мудрое законоположение.

Против врага своего он защиты и мщения ищет в законе. Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, тогда пользуется гражданин природным правом защищения, сохранности, благосостояния».

Говоря об этом, хочется привести таблицу «Иерархия человеческих потребностей», предложенная А.Маслоу.

. Каков уровень потребностей человека в крепостнической России?

Первые две ступени. На вершину поднимаются лишь одиночки.

Крепостное право ограничивает возможности человека, не дает свободы и права.

Что главное? Свобода.

Заключительное слово. Актуальность произведения.

Сегодня, в наше нелегкое время мы с вами тоже находимся в зависимости от государства, являясь гражданами.

Имея свободу выбора, слова и т.д. все ли мы поднялись на вершину? Почему? В чем причина?

Очень многое зависит от самого человека. Имея права, не всегда можем ими пользоваться, приходится бороться за свои права. Как у Радищева: «Член общества тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает закон, когда становится злодеем».

Получается, что в книге, написанной более 200 лет назад, мы находим те же проблемы, что волнуют нас сегодня.

. Что еще мы получили в наследство от крепостнической России?

— поборы на дорогах,

Гл. «Спасская полесть»:

  1. использование служебного положения для удовлетворения своих нужд «На казенные денежки дыр много».

Гл. «Выезд», гл. «Тосна», гл. «Любани»:

  1. спекуляция ценными бумагами.

Да, многое описанное в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» можно увидеть и в наши дни. Думаю, что итогом изучения этого произведения и размышлений о дне сегодняшнем будут ваши домашние сочинения-размышления на тему: «Путешествуя по…(улице, городу, России)».

Начиная путешествие, Радищев писал: « Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уезвленна стала». Оглянитесь вокруг, что из увиденного возмущает вашу душу, что волнует, что хотелось бы изменить?

Заканчивая разговор, мне бы хотелось еще раз открыть книгу и зачитать слова, обращенные через столетия к нам:

«…сей день да будет знаменитейшим в летописях наших…

Не медлите, возлюбленные мои.

Время летит: дни наши переходят в недействии.

Да не скончаема жизни нашея…

Да не воспользуется тем потомство наше, да не пожнет венца нашего и с презрением о нас да не скажет: они были».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный урок — размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве РадищеваЗадачи:образовательная –.

Урок-лекция по творчеству А.Н. Радищева в 9 классе.

цель урока — применение знаний на практике.

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные .

Презентация содержит материал к уроку в 9 классе по теме: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева».

Урок литературы в 9классе по творчеству А.Н.Радищева предполагает знакомство уч-ся с творчеством писателя ; даёт возможность увидеть его гражданское беспокойство за положение народа, его же.

Квест-путешествие – новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повы.

Источник

Читайте также:  Конспект экскурсии по доу для родителей
Adblock
detector