Типы избирательных систем
Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, т.е. как способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.
По происхождению все избирательные системы можно разделить на три большие категории:
1. Избирательные системы, которые появились эволюционно. Англоязычные и скандинавские страны имеют давнюю историю свободных выборов и их избирательные системы существуют около столетия.
2. Избирательные системы, которые появились вследствие изменения конституционного порядка несколько десятилетий тому. Избирательные системы Франции, Германии, Италии и Австрии базируются на конституциях, которые были созданы после второй мировой войны.
3. Избирательные системы, которые недавно появились после установления нового конституционного порядка. Сегодня Испания, Португалия, Греция проводят выборы на альтернативной основе, но избирательная система страны, которая недавно внедрила в жизнь принцип свободного выбора, не способна сразу же институционно закрепить его в полной мере. К этой же категории можно определенной мерой отнести и постсоветские страны, в том числе и Украину.
Современные демократии применяют широкую гамму разнообразных избирательных систем (их около 350), любая из которых имеет присущие лишь ей преимущества и недостатки. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, наоборот, дать последним право на парламентское представительство.
Как правило, избирательные системы представляют собой разные модификации двух основных типов: мажоритарной и пропорциональной.
Мажоритарная система. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.
При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателей, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют «победитель получает все». В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.
Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).
В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:
· система двух туров. Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, например, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;
· альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). Если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Затем исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.
· Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента).
Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя «избирательный порог» (барьер) — наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. Например, в России этот порог составляет 5% голосов избирателей.
Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования.
· система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всей страны в рамках единого общенационального округа;
· система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);
· система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;
· система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, т.е. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.
Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие:
· непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;
· отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;
· формирует парламентское большинство;
· способствует установлению стабильной двухпартийной системы;
· приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.
К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:
· не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется — 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда «пропадают» до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;
· порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы – 17% голосов и всего 7% мест;
· устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может породить «соблазн» махинаций с определением их границ и численностью избирателей для получения избирательной выгоды;
· возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;
· приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.
К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:
· обеспечивает более адекватное представительство политических сил;
· сокращает количество «неучтенных» голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалась неучтенной более 1/4 голосов, и еще реже это число приближается к 1/2;
· позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);
· стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.
Однако у пропорциональной системы есть слабые стороны:
· слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;
· зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
· порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;
· способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;
· потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.
В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы, которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем.
Например, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина — на основе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.
В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.
Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам:
· пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;
· в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;
· партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации.
Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название «закона Дюверже«. Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к «полезному» (стратегическому) голосованию, т.е. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, «пропадут». В этом проявляется своеобразный «психологический эффект» избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий — партий «фаворитов». Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Избирательная система – это совокупность избирательных процедур, предусмотренных законом и связанных с формированием органов власти.
2. Избирательная система функционирует на принципах всеобщности, равенства и тайного голосования. Однако избирательным законодательством предусмотренный ценз оседлости и возрастной ценз. Возрастной ценз разный для активного (право выбирать) и пассивного (право быть избранным) избирательного права. Кроме этого, в некоторых странах (Австрия, Бельгия, Нидерланды) предусмотренное обязательное голосование.
3. Избирательные системы разделяются на три основных типа: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.
Источник
Типы избирательных систем
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.
На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Рассматривая данные системы, обратим особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.
· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (это 50% + 1 голос и более). Такая избирательная система существует, например, в Австралии.
Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.
Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу».О ней также говорят — «победитель получает все».
В настоящее время такая система действует в четырех странах — США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии.
Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного.
При мажоритарной системе, как правило, возникают и упрочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями.
Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.
Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий.
Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем.
· Пропорциональная избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов.
Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе.
При использовании пропорциональной избирательной системы преследуется цель обеспечения широкого и пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп.
Данная система способствует развитию многопартийности. Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности. Существуют два ее вида:
· пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;
· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. Остановимся на них подробнее.
К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства.
Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.
Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. Примеры США, Англии и других стран достаточно убедительно об этом свидетельствуют.
Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают.
Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей. В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных округов.
Как показывает опыт, сельское население голосует более традиционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов. Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.
Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти.
К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил.
Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Однако рассматриваемая система имеет весьма существенные недостатки. (Пример Италии, использующей данную систему: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства).
Основные недостатки данной системы можно свести к следующему.
Во-первых, при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью.
Во-вторых, пропорциональная избирательная система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.
В-третьих, при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая.
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зависимости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламентариев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.
Недостатки пропорциональной системы очевидны и существенны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропорциональные избирательные системы.
Мировая практика показывает, что если мажоритарные системы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны.
Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств.
Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере.
В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.
1. Системы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма;
2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом;
3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению представителям некоторых политических сил в парламент.
Пример — избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от политической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в границах всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» используется и в ряде других государств.
Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем.
Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствий с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник