Тематика экскурсий по географии

Цикл экскурсий по географии
материал по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Экскурсии на уроках географии

Скачать:

Вложение Размер
ekskursii.doc 17 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл экскурсий по географии

Изучение природы своей местности, знакомство с отдельными ПТК, влиянием человека на окружающую среду и последствия этого влияния

Ориентирование на местности, измерение расстояний на местности. Определение азимутов на местности

Изучение типов и свойств почв своей местности

Изучение типов и свойств почв своей местности

Экскурсия на местное предприятие

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл «Экскурсия по виртуальному музею» состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира.

Учебные экскурсии играют важную роль в учебно-воспитатаельном процессе. В данном материале представлено обобщение опыта по проведению учебных экскурсии в ходе рпеподавания географии и во внеурочное вр.

Внеклассная работа по географии является одной из составляющих в школьном образовании.

Цикл экскурсий и целевых прогулок натему: «Знакомство с родным городом» Включает в себя по две экскурсии в месяц и знакомит детей с достопримечательными местами города Саров, с социально-значимыми зда.

Методическая разработка урока-экскурсии по географии « Юный эколог» для 5-7 классов на базе лесопарка «Сосновка».

Ознакомление широкого круга учащихся, их родителей и жителей города с малоизвестными страницами славного исторического прошлого Купавны; Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения.

Учебные экскурсии по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. .

Источник

Методическая разработка проекта «Учебные экскурсии по географии»

Методическая разработка проекта

«Учебные экскурсии по географии»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проекта «Учебные экскурсии по географии»»

Муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Белореченска

«Учебные экскурсии по географии»

для 6-8 классов МБОУ СОШ 5

Шубина Татьяна Геннадьевна

г. Белореченск 2016 год

Методическая разработка проекта

«Учебные экскурсии по географии»

для 6-8 классов МБОУ СОШ 5

Учебные экскурсии по географии

Моно-проект (в рамках предметов «География» и «Кубановедение») .

Учебные года с 2009-2013г.

Благодаря этому проекту учащиеся сформируют представления о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий

Объяснение явлений и процессов в географической оболочки Земли, укрепление знаний по физической географии на примере своей местности. Формирование общих понятий о формах поверхности Земли в сравнение с географией своей местности.

-воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

— осознание ответственности человека за благосостояние окружающей среды;

-расширить кругозор учащихся и знания о родной природе;

— научиться находить источник информации и извлекать информацию, относящуюся к теме экскурсии;

— научиться планировать работу над проектом и сотрудничать друг с другом;

-доводить начатое дело до конца;

-овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний для достижения конечного результата;

-объединение детей одним общим делом, получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного и формирование уверенности детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей;

-овладение учащимися умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей.

Окрестности Краснодарского края.

1. Экскурсия по окрестностям Краснодарского края.

2. Работа в творческих группах.

3. Создание фотогазет «Путешествие по родному краю».

4. Презентации учащихся «Путешествия по родному краю».

5. Выставка проектных работ творческих групп.

-формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание краеведения ;

-формирование любви к своему краю .

— умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

-расширение кругозора детей и формирование знаний по предмету «География» и «Кубановедение»;

-формирование знаний о природе Краснодаврского края.

Практическая значимость проекта

При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются , что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные единства (комплексы).

I. Экскурсии для 6 классов «Литосфера» (2009-2010г).

1) Определение тематического поля и темы проекта: «Учебные экскурсии по географии».

Составление маршрутного листа экскурсии по Краснодарскому краю.

2) Поиск и анализ проблемы:

-необходимо выяснить, какие формы рельефа встречаются в Краснодарском крае. Сформировать общие понятия о формах поверхности Земли. Сделать анализ форм рельефа своей местности и сравнить особенности рельефа отдаленных территорий, недоступных для непосредственного восприятия.

3) Постановка цели проекта:

— какие формы рельефа представлены в нашей местности,

— какие внутренние силы земли участвовали в формирование форм рельефа нашей местности;

— какие внешние силы земли участвовали в формирование форм рельефа нашей местности;

— как разнообразные формы рельефа отразятся на жизни наших земляков – белореченцев.

4) Деление на группы и определение сферы деятельности каждого участника над проектом:

фотокорреспонденты (Горбачев Евгений, Клейменов Иван, Баласанян Артем ) под руководством учителя фотографируют работу творческих групп, делают фоторепортаж экскурсий;

творческие группы (1 группа – руководитель Михайлова Анна. 2 группа – руководитель Полетаева Алина, 3 группа – руководитель Вознюк Анастасия, 4 группа – руководитель – Галышева Екатерина) готовят информацию о маршруте экскурсии «Литосфера».

краеведы (Малахов Илья, Буримова Витта, Валикеева Кристина ) готовят подборку интересного материала о рельефе Краснодарском крае и городе Белореченске и знакомят остальных учащихся;

эксперты (Бесперстых Алексей, Елькина Виолетта, Катенринюк Карина, Крылаткова Анастапситя, Белясник Кирилл, Богус Ирина, Клейменов Иван, Корнев Владимир) оформляют выставку плакатов : «Путешествие по родному края»».

II. Экскурсии для 7 классов «Внутренние воды » (2010-2011г).

1. Поиск, изучение и обработка собранной информации:

-составление вопросов для репортажей; фотокорреспондентами под руководством учителя, отбор фотоматериалов для газеты «Путешествие по родному краю»;

-составление текстов информации для историков – краеведов;

-подборка легенд о реках Краснодарского края;

-подготовка фотоотчетов фотокорреспондентами».

2. Поиск оптимального способа достижения цели проекта:

-составление маршрута творческими группами учащихся»;

-составление текста комментария к газете.

3. Составление плана реализации проекта.

2) Создание газеты.

3) Анализ работы творческих групп во время экскурсии

3) Чтение лучших легенд о крае .

4) Представление выставки газет.

5) Просмотр презентации «Это наш край!» и оценка качества выполнения проделанной работы.

III. Практический (2009-2013г).

Выполнение запланированных экскурсий и технологических операций: работа учащихся над проектом в группах.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:

а) вводная беседа учителя

б) выполнение учащимися заданий при движении по маршруту

в) заключительная беседа

Составление учащимися описание природного комплекса по плану:

географическое положение ( по отношению к ближайшим устойчивым объектам – населенному пункту, месту слияния рек и т.д.)

рельеф и элемент рельефа

горные породы, слагающие местность

название природного комплекса, его хозяйственное использование и меры по охране

2. Текущий контроль качества. Внесение при необходимости изменений.

1. Подготовка презентационных материалов: рисунков, фотогазеты, презентации,, репортажей историками и корреспондентами.

2. Презентация проекта.

1) Мотивация учащихся. Вступительное слово учителя.

2) Теоретическая подготовка учащихся. Повторение тех физико-географических и экономико-географических понятий , которые они должны применить на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы , без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях.

3) Практическая подготовка. Обучение школьников, тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии.

4) Организационная подготовка учащихся . Учитель сообщает тему, цели и план экскурсии, разбивает класс на творческие группы по 6-7 человек, назначает командиров в группах, сообщает список индивидуального и группового снаряжения, указывает место и время сбора, форму одежды, проводит инструктажи, а также знакомит с требованиями к поведению на экскурсии. Особое внимание обращается на соблюдение правил поведение в природе, на выполнение техники безопасности на посещаемом месте.

5) В творческих группах под руководством учителя происходит ознакомление с имеющимися планами и картами местности.

1. Анализ результатов выполнения проекта.

Просмотр презентации «Это наш край».

2. Оценка качества выполнения проекта.

-Кому понравилось работать над проектом?

–А что в этой работе вам понравилось?

Работа над проектом удалась в работу были вовлечены все участники учебного процесса – учитель(координатор), родители (помощники) и все учащиеся (активные участники). Работа велась в группах, у каждого участника проекта было свое индивидуальное задание. Результатом работы стала выставка фотогазет «Путешествие по родному краю», которые можно использовать на уроках географии и кубановедения при изучении соответствующих тем.

Источник

ЭКСКУРСИЯ, КАК ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

ЭКСКУРСИЯ, КАК ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

Основными формами организации обучения географии в школе считаются урочная и внеклассная формы. Урок является ведущей формой обучения так как, он охватывает большую часть времени за все годы школьного обучения. Но помимо урока в учебном процессе применяются и иные формы: экскурсии, семинары, лекции, конференции, диспуты, дискуссии, практические занятия, факультатив, зачет, экзамен, коллоквиум, домашняя работа, дополнительные занятия, формы внеклассной работы [3]. Экскурсии являются самой распространенной формой внеклассной краеведческой работы.

Экскурсия (латинские excursio, excursus, греческое acdromh) – это значит выход, выезд учащихся из места их обычного пребывания. Она предполагает путешествие, передвижение для непосредственного изучения объектов, находящихся в природе или представленных в музеях [1]. На современном этапе учебная экскурсия – это не просто созерцание, это обязательное выполнение исследовательских практических действия для изучения объектов. Экскурсия всегда имеет цель, очень часто ряд исследований выполняются в группе, что очень важно для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий.

Преподавание географии немыслимо без проведения экскурсий, так как такая форма обучения играет важную образовательную, воспитательную, развивающую роль. Экскурсии повышают интерес и внимание учащихся, активизируют их восприятие, а это приводит к более глубокому усвоению и прочному запоминанию материала. В ходе экскурсий дети приобретают навыки работы с приборами, расширяется их кругозор, формируются содержательные и образные представления.

Самое главное, во время таких экскурсий преподаватель обязательно должен подвести обучающихся к мысли: что лично они могут сделать для сохранения природы своего края. Важно, чтобы каждый ученик нашел для себя ответ на этот вопрос. Несомненно, экскурсия как форма организации обучения играет важнейшую учебно-воспитательную роль, и она действительно незаменима в преподавании географии. Этот предмет невозможно изучать только в теории, не выходя из класса. Для создания полной картины своей местности обучающимся необходимо общение с природой, причем не только с позиции обучения, но и сточки зрения духовно-этического развития [4].

Необходимо отметить и эмоциональную составляющую. Ведь школьникам всегда интересно оказаться в новой обстановке – на берегу реки, в роще или лесопарке, на карьере. Для них это самые настоящие путешествия, дающие не только новые знания, но и множество новых ярких впечатлений. Эмоциональная окраска всегда способствует лучшему усвоению и осознанию любой информации. Конечно, эффективность экскурсии зависит не только от удачного выбора природного объекта, но и от педагогического мастерства преподавателя, задачей которого является помочь учащимся почувствовать любовь к родному краю и сделать выход на природу по-настоящему интересным и запоминающимся. Географическая экскурсия не просто знакомит детей с природой, но и дает базовые навыки научного исследования, учит устанавливать взаимосвязи природных объектов и явлений. Не только для обучающихся, но и для преподавателя географии экскурсия является чрезвычайно полезной. Ведь она значительно повышает его педагогическую и научную квалификацию, способствует обогащению его научно-исследовательского опыта, дает новые навыки работы со школьниками во внеурочной обстановке.

Во время географических экскурсий могут не только осуществляться исследования, но и проводиться сбор материала, например, окаменелостей, растений для гербариев. Могут составляться описания природных объектов и фотоколлекции. Весь собранный материал может быть успешно использован при проведении последующих занятий. Наилучшие результаты дает комплексная географическая экскурсия, например, когда озеро изучается в совокупности с окружающей растительностью и рельефом. Именно такая организация экскурсии способствует созданию целостной картины местности и позволяет изучить родную природу во всем ее многообразии [2]. Только так обучающиеся смогут понять и осознать взаимосвязи всех его компонентов, составить представление о природной системе как о едином целом.

Таким образом, правильно построенная экскурсия не только развивает необходимые знания и умения, наблюдательность и внимание, но также учит устанавливать связи, развивает творческие способности, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Экскурсия открывает широкие возможности для экологического образования учащихся, воспитания экологического мышления.

В ходе нашего исследования, изучив ряд литературных источников, проанализировав опыт работы учителей географии по организации и проведению экскурсий, нами были разработаны и проведены ряд экскурсий по изучению природы родного края в МБОУ «Шаталовской СОШ» Староосколького района Белгородской области. Одна из них – это экскурсия по изучению родника «Гринёвский» в селе Шаталовка Староосколького района Белгородской области.

Цель экскурсии: формирование представлений об основных компонентах естественного комплекса и взаимосвязях между ними, выявление местоположения и изучение родника, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение осознания учениками универсальной ценности природы, воспитания потребности в общении с природой, интереса к познанию ее законов, и ее охране, формирование практических умений и навыков. Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

• изучить расположение родников и окружающую их территорию;

• провести исследование родника;

• провести описание параметров источника (глубины, ширины);

• разработать и провести мероприятия по очистке и благоустройству родников, создать подходы, делающие родник доступным для посещения;

• проанализировать собранный материал;

Для выполнения задач научных исследований нами были выбраны различные методы, такие как индуктивные и дедуктивные, анализ, наблюдение, сравнение.

Для выполнения задачи 1: измерить площадь водной поверхности и глубину родников. Проводилось измерение при помощи рулетки в двух перпендикулярных направлениях, а глубина измерялась в самом глубоком месте при помощи металлического шеста.

Задача 2: определить расход воды или дебит родников.

Измерения проводились с использованием 10-литрового ведра и секундомера. Для родников, имеющих малый дебит, выкапываются сборные ямки и измерения проводились литровой кружкой и секундомером.

Задача 3: измерить температуру воздуха и температуру воды в источниках.

Измерение температуры воздуха проводилось сухим электронным и спиртовым термометрами, держа их в тени на высоте 1 метра над поверхностью земли в течение 1 минуты до получения устойчивого показания.

После проведенных исследований родника были проведены работы по очистке источника: убран мусор на территории, прилегающей к роднику.

Полученный в ходе экскурсии материал можно использовать на учебных занятиях по географии, биологии, экологии, во внеурочной деятельности. Можно рекомендовать продолжить исследование родника по другим параметрам, провести мероприятия по благоустройству родника, продолжить контролировать санитарно-гигиеническое состояние родника, осуществлять своевременный уход (очистка родника, уборка мусора).

В заключение мы хотели бы отметить следующее: экскурсии, как правило, применяются с большим успехом в воспитательной деятельности учителя. Однако, география один из немногих школьных предметов, который нуждается в организации и проведении экскурсий. Большинство географических объектов отличаются значительной протяжённостью, сложностью и многообразием, их можно обозреть только на месте их обычного нахождения. Изучаемые географией объекты, например, рельеф местности, реку, предприятие и т.п., географ не может принести в класс, для непосредственного ознакомления с ними учеников необходимо проводить экскурсии. Из-за значительной затраты времени на их проведение экскурсий, их необходимо проводить во внеурочное время. Для этого необходима тщательная подготовка, детальное планирование и сформированные практические умения у учителей географии.

Вахромеева О.Б. Человек с открытым сердцем. — Санкт-Петербург, 2004. – 372 с.

Елховская Л.Н. Формы и методы внеурочной работы по изучению своего края – М.: [24] Просвещение, 1988. – 180 с.

Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции: учеб. пособие. В 3 ч. Ч.3. – Дидактика – Гродно: ГрГУ, 2000. – 138 с.

Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. – М.: Просвещение, 1980. – 112 с.

Источник

Читайте также:  Париж центр города достопримечательности
Оцените статью