Меню

Страны с субурбанизацией список

Субурбанизация: нарастающая проблема или спасение мегаполисов

Развитие городских систем разных стран, несмотря на некоторую схожесть (наличие крупного центра, пригородных и сельских зон), в зависимости от имеющихся национальных особенностей, специфики местности и социальной политики, происходит по-разному. Согласно мировой тенденции, выделяют несколько основных этапов развития городов, главными из которых являются урбанизация и субурбанизация. Если термин урбанизации понятен, то субурбанизация зачастую используется исключительно в качестве его «противовеса». Так ли это на самом деле, и что такое субурбанизация?

Субурбанизация: определение, предпосылки, последствия

Слово «suburb» с английского языка переводиться, как пригород, а его производное используется социологами для описания процесса оттока городского населения в его ближайшие окраины.

Не стоит путать с ложной урбанизацией, когда перенаселение мегаполисов становится причиной ухудшения качества жизни (самый острый вопрос – дефицит рабочих мест), люди вынуждены переезжать в ближайшие окрестности. В отличие от ложной урбанизации, которая больше подобна бегству маргинальных слоев населения, субурбанизация подразумевает добровольный переезд в малоэтажные дома (обязательное условие), созданные муниципалитетом.

Первый и наиболее яркий пример субурбанизации был зафиксирован, а если точнее, то грамотно организован, правительством США в послевоенные годы ХХ века. Более детально этот процесс мы описывали в нашей статье https://mentamore.com/socium/suburbiya.htm .

Эта кампания изменила негативно-пренебрежительную коннотацию преследующую термин. Вместо жилья для малоимущих и этнических меньшинств, пригороды стали рассматриваться, и соответствовать, статусу районов с престижным жильем для комфортной жизни.

Жизнь в ближнем пригороде дает возможность получать необходимые блага городской жизни, при этом избавляет людей от главных недостатков мегаполиса:

  • грязь, загазованность, шум;
  • пробки;
  • высокий уровень преступности.

Привлекательность пригородов также обусловлена острым дефицитом жилья в городской черте. Чем больше город, тем больше его население и соответственно выше спрос на жилье. Малоэтажные застройки субурбии позволяют максимально быстро и безболезненно (без каких-либо принудительных выселений) перераспределить численность населения.

Стоит также отметить, что субурбанизация не делает городских жителей сельскими, т.к основная занятость в мегаполисе остается. Кроме того, в таких районах, как правило, полностью отсутствуют, или значительно удалены любые крупные объекты инфраструктуры, в том числе и школы, супермаркеты, транспорт. Поэтому одним из необходимых требований для комфортной жизни в пригороде является наличие личного автомобиля.

Субурбанизация мира: примеры США, Европы и России

Американская субурбия считается эталоном маятниковой миграции (передвижение большого числа людей на работу и обратно из мест проживания) и образцом планировки, но далеко не уникальной.

Яркие представители субурбанизированных пригородов Европы – Великобритания и Франция. Их анализ позволит увидеть, каким может быть процесс и результат субурбанизации при разных составляющих.

Одно из главных отличий пригорода британских городов от американских в том, что архитектурная постройка здесь уже завершена. Новые районы заселяются, но не меняется их облик. Развитие, например, лондонских окраин, связано с повышением финансового благосостояния граждан. Поэтому главная цель переезда за черту города – «покупка» комфорта в условиях тишины.

В противовес «Туманному Альбиону» выступают пригородные зоны Франции, возникшие и постоянно увеличивающиеся в своих размерах, в след за ростом числа беженцев в стране. Французское «banlieue», хотя и переводится как пригород, несет совсем другую смысловую нагрузку. Это социальное жилье, пусть и малоэтажное, для бедных и малообеспеченных слоев населения. Санитарные условия, как и криминальная ситуация, находятся в плачевном состоянии.

Аналогичная обстановка царит в африканских странах, где пригороды стали синонимом картонных трущоб.

Читайте также:  Как отправить вещи другую страну

Специфика российской субурбанизации заключается в том, что пригородная зона состоит, как правило, из деревень или дачных массивов. Т.е. горожане стремятся иметь частный дом неподалеку от города, но при этом не хотят отказываться, ни от городской жизни, ни от недвижимости. При этом цивилизованный вид малоэтажной субурбии имеют только элитные (и часто закрытые) поселки.

Самые крупные и привлекательные с точки зрения перспектив города — Москва и Санк-Петербург, не очень активно развивают субурбию: границы городов расширяются за счет трансформации бывших пригородов в новые спальные районы.

Эволюция пригорода

Наивысшей точкой развития субурбанизации является трансформация облагороженного пригорода в столичный район или Metropolitan area. Причем образоваться такой район может вокруг любого мегаполиса, а не только политической столицы страны.

Столичный район – город, окруженный плотной пригородной застройкой, часто превышающей площадь самого мегаполиса. В каждом из секторов имеются школы, офисы, развлекательные центры. Увидеть это можно на примерах Нью-Йорка, чей 100-км ареол пересекает три штата, канадского Торонто и японского Токио.

Проблемы субурбанизации

Одной из главных угроз субурбанизации считается размытие границ города. Со временем любой ближний пригород будет поглощен мегаполисом, а для организации субурбии необходимо будет занимать следующие территории. Каждый год мегаполисы расползаются по спирали или в выборочном направлении, «расправляясь» с сельскохозяйственными угодьями и небольшими поселениями.

Источник

Рейтинг стран мира по уровню урбанизации

Информация об исследовании

Рейтинг стран мира по показателю уровня урбанизации (Urbanization Index), который выпускается Департаментом Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам (The United Nations Department of Economic and Social Affairs).
Наиме­но­ва­ние: Рейтинг стран мира по уровню урбанизации / Urban Population Index.
Тематика исследо­вания: Страны и регионыДемографическое развитие
Направ­ление исследо­вания: Общество Изучение социальных процессов.
Отрасль исследо­вания: Управление Государственное управление.
Дата исследо­вания: 1980 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (раз в два года).
Органи­зация исследо­вания: Департамент Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН) / The United Nations Department of Economic and Social Affairs (UNDESA).
Сайт исследо­вания: http://www.un.org/en/development/desa/
Послед­нее исследо­вание: Urban Population Index 2020.
Связан­ные исследо­вания:
  • Рейтинг стран мира по численности населения
  • Рейтинг стран мира по уровню плотности населения
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Насто­ящий доку­мент подго­товлен совместно с предста­витель­ством Программы развития ООН в России. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 10.03.2021.

Рейтинг стран мира по уровню урбанизации (Urbanization Index) — это сравнительный анализ статистических данных о доле городского населения в общей численности населения стран и территорий мира, который выпускается Департаментом Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам (The United Nations Department of Economic and Social Affairs). Уровень урбанизации понимается как доля городского населения в численности всего населения. В настоящем рейтинге этот показатель рассчитывается как процент населения той или иной страны, проживающий в районах, которые классифицируются как города в соответствии с критериями, используемыми в данной стране. Выпускается раз в два года на основе статистических данных, получаемых от национальных институтов и международных организаций. Считается одним из ключевых (хотя и косвенных) показателей социально-экономического развития, поэтому широко используется для расчёта индексов общественного развития различными международными организациями, а также в серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) «Перспективы мирового населения» (World Population Prospects).

Урбанизация страны — это процесс увеличения доли городского населения, который сопровождается ростом экономической, политической и культурной значимости городов по сравнению с сельской местностью. В большинстве стран мира существует устойчивая тенденция к урбанизации, которая является естественным следствием и стимулом экономического развития, проходящего стадии индустриализации и постиндустриализации. Поэтому уровень урбанизации, измеряемый процентным отношением городского населения к общей численности населения страны, особенно высок в развитых странах и гораздо ниже в странах с низким доходом на душу населения (см. Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения). В то же время темпы урбанизации в развивающихся странах в настоящее время гораздо выше, чем в развитых. Следует также учитывать, что в развивающихся странах, где численность населения выше, этот показатель соответствует большему числу людей. В итоге основная часть наиболее населённых городов мира расположена в этой группе стран.

В настоящее время большинство населения мира проживает в городах и эта доля продолжает расти. Однако, несмотря на то что быстрый рост городов наблюдается практически во всех странах мира, уровни урбанизации в разных географических регионах весьма неодинаковы. В то время как большинство стран Латинской Америки урбанизированы в той же степени, как и страны Европы, страны Южной Азии, Восточной Азии и Центральной Африки остаются преимущественно сельскохозяйственными.

Показатель уровня урбанизации стран мира обновляется раз в два года, при этом отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на один-два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по уровню урбанизации (доле городского населения, представленной по отношению к общей численности населения в каждой стране). Текущие данные представлены по состоянию на 2019 год (опубликованы в 2020 году).

Источник

Субурбанизация

Субурбанизация (от англ. suburb — пригород) — процесс развития пригородов больших городов и переселения населения в пригороды. В результате субурбанизации происходит формирование городских агломераций. При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами — центрами агломераций выше [1] .

Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах может отсутствовать социальная инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — нет места приложения труда.

История

В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 1950-х годах. В 1950 году Бюро переписи населения США изменило свое определение «городского населения» с учетом существующей неопределённости городских границ. Помимо жителей периферийных пригородов с населением более 2500 человек, жители автономных поселений такого же размера теперь тоже учитывались в переписи как городские, как и жители «тесно заселенной зоны вокруг города с населением не менее 50 000 человек, включающей и периферийные и автономные поселки». Появились такие термины как «расширенные городские зоны», «децентрализованные населенные зоны», «большие города с пригородами», «городские агломерации», «мегалополисы». Особенно характерно в этой связи развитие Лос-Анжелеса, где к 1970 году центральная часть города не только опустела, но, по словам некоторых опрошенных жителей, стала казаться «чужой и даже враждебной». В отношении Лос-Анжелеса употребляли такие определения, как «пригороды в поисках города», «прототип супергорода», «автопия» (зона, выделенная исключительно для движения автотранспорта) [2] .

В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

В процессе компьютеризации непроизводственных секторов экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара (удалённая работа). Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом несколько ослабляется (для некоторых видов нематериального производства становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель).

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural — сельский, лат. urbanus — городской) — распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов. В России с начала XXI века это явление наблюдается главным образом в Московской области. Во многих формально сельских населённых пунктах строятся промышленные предприятия и склады, выводимые из Москвы, подавляющее большинство населения ведёт городской образ жизни, население увеличивается за счёт переселенцев из Москвы и других регионов.

Негативные последствия субурбанизации

Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах, пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. В Соединённых Штатах Америки, ЮАР, Британии субурбанизация сопровождается так называемым бегством белых (англ. White flight ): центральные районы городов заселяются представителями негроидной расы, в то время как белое население перемещается в пригороды [3] , что приводит к увеличению преступности и к общему упадку центральных районов.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

Развитие инфраструктуры под личный автотранспорт отчуждает природные территории (в том числе вырубка лесов), сам по себе автотранспорт загрязняет воздух и, опосредованно, водоёмы. Загрязнение атмосферы состоит из парниковых газов [4] , которые вносят свой вклад в глобальное потепление, и выбросов оксидов азота (33 % загрязнения от ЛАТ), пыли и аэрозолей (20 %), угарного газа (58 %), летучих органических соединений (18 %), которые негативно сказываются на здоровье жителей [5] [6] [7] . Хотя в пригороде воздух зачастую чище, чем в центре, наибольшие концентрации загрязнителей всегда на автотрассах, где жители пригородов проводят больше времени. По причине «жизни в машине» жители пригородов также чаще гибнут в автокатастрофах [8] [9] , чаще страдают от ожирения и гиподинамии [10] .

Скорая помощь и пожарные спасатели дольше едут до места ЧП [11] .

Обслуживание личного автотранспорта приводит к росту инфраструктурных издержек для города [12] , и личных затрат для человека [13] .

Источник

Страны мира, путешествия © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector