Меню

Страны с родовым строем

Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.

Общая характеристика первобытно-общинного строя.

Первобытно-общинный строй — это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.
Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие «первобытным стадом», под воздействием труда все более приобретали черты «общественного человека».
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода — свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.
Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода — мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.
Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения — социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

1) преобладание коллективного характера труда;

2) половозрастное разделение труда;

3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;

4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта;

5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов;

6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;

7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).

Протогосударства.

Важным этапом в предыстории государства стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являвшихся по своей сути и предгосударственными. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства.
Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.

Читайте также:  Организация снг страны участники

Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя.

Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии. Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.

Факторы, способствующие складыванию протогосударства:

  • экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);
  • военный (ведет к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).

Таким образом, ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, а складываются спонтанно в ходе естественной эволюции самого общинного строя. Образование протогосударства — это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию.
На различных континентах и у разных народов, в силу неравномерностей самого исторического процесса, такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в III—IV вв. до н.э. Несколько позднее переход к государственности и цивилизации происходил в Средиземноморском бассейне — античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX—XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
Формы догосударственной организации человечества:

  • человеческое стадо;
  • родовая община;
  • племя;
  • союзы и суперсоюзы племен (протогосударство).

Генезис государства периода родового строя (последствия неолитической революции, этапы формирования протогосударства):

  1. Появление оседлых земледельческих обществ.
  2. Разделение труда внутри общины и между общинами (скотоводческий, земледельческий, ремесленный и т.д.).
  3. Появление прибавочного продукта (излишков) приводит к социальному и имущественному расслоению внутри родовой группы и между родовыми группами.
  4. Усложнение функций вождя: добавляется функция перераспределения прибавочного продукта, т.е. зарождаются элементы будущей эксплуатации, присущей государству.
  5. Изменение в осуществлении власти внутри общины — власть вождя приобретает все большую степень силы и большую обязанность для членов общины.
  6. Развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур, появление племени, имевшего свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды.
  7. Складывание органов племенного самоуправления — племенного совета, в который входили вожди и старейшины.
  8. Выделение социального слоя управленцев, деятельность которых становится профессиональной, а социальный слой закрытым, что приводит к разделении людей на две неравные группы — управляющих и управляемых.
  9. Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию.
  10. Союзы и суперсоюзы племен — это и есть протогосударство.

Источник

§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ

§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ

Периодизация древнейшей истории. История человечества насчитывает сотни тысяч лет. Пелена веков плотно окутывает ранние стадии существования людей. Их изучением занимаются учёные-археологи. Только археологические находки дают возможность представить некоторые стороны жизни древнего человека. Материалы археологов свидетельствуют, что люди практически никогда не жили в одиночку. Они сообща выживали в суровых природных условиях, в дремучих лесах, сообща защищались от диких зверей, строили жилища, чтобы укрыться от непогоды, сообща добывали пищу.

Древнейшим и самым длительным временем развития человеческого общества был первобытнообщинный строй. Учёные выделяют в нём несколько периодов и cвязывают их с материалом, из которого люди изготавливали орудия труда и оружие. Вначале это был каменный век. Его сменил бронзовый век. Третьим стал век железный. Каждый период первобытного строя длился сотни и даже тысячи лет.

Каменный век. Понятие «каменный век» условно, как и его даты. Сегодня принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет назад. Этот процесс происходил у разных народов и в разных регионах мира неодновременно. На протяжении каменного века обезьяноподобный питекантроп постепенно превратился в человека разумного (по-латыни – «хомо сапиенс»).

Первоначально древние люди освоили незначительную часть нашей страны с мягким, тёплым климатом – вблизи тёплого Чёрного моря. В дальнейшем они расселялись в долинах Днепра, Волги, Дона, Печоры, Лены, Ангары, Амура, Енисея и других рек.

Находки археологов в последние годы позволили сделать важное открытие – пересмотреть прежний вывод о расселении древнего человека на территории России. Ранее считалось, что человек разумный примерно 45 тысяч лет назад перекочевал из Африки и Азии в Западную, затем в Центральную, а значительно позднее в Восточную Европу. Древнейшие поселения человека, обнаруженные в селе Костёнки под Воронежем, также насчитывают возраст около 45 тысяч лет. Учёным ещё предстоит выяснить, как «хомо сапиенс» попал в Восточную Европу и откуда. В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный над одной из древнейших стоянок человека.

Человек разумный. Художник З. Буриан

Древние люди объединялись в группы по несколько десятков человек, которые назывались орда или стадо. Пищу добывали собирательством и охотой. Устраивали облавы на животных, загоняя их в ловчие ямы или глубокие овраги, используя копья и рогатины. Объектами охоты были мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев, медведь, олень.

Затем климат изменился. Около 80 тысяч лет назад резко похолодало. На огромной территории Европы и Азии образовался гигантский ледник. На смену суровому климату пришло потепление, а после него вновь похолодало. Так на протяжении тысяч лет одна ледниковая эпоха сменяла другую.

Археологические раскопки в селе Костёнки под Воронежем

Охота на шерстистого носорога

Природные условия заставляли учиться выживать. В пещерах и примитивных жилищах люди укрывались от непогоды. Для устройства жилищ использовали шкуры, кости и черепа крупных животных, бивни мамонтов. Одежду также изготовляли из шкур.

Примерно 30 тысяч лет назад сформировались родовые общины – коллективы людей, связанные кровно-родственными отношениями. Члены общины сообща трудились. Имущество было общим. Несколько родовых общин одной местности составляли племя во главе с советом старейшин.

Первобытный человек воспринимал себя как единое целое с природой. Он считал, что с помощью особых слов и действий (обрядов) можно помогать или вредить людям, обеспечить успешную охоту, вызвать дождь или прекратить его. Так зарождалась ма?гия, которая отражала фантастические представления древнего человека об окружающем мире. К концу каменного века у человека сложились религиозные представления о загробной жизни и примитивные культы богов.

Читайте также:  Искусство страны востока рисунки

Жилище охотников. Реконструкция

В каменном веке возникло искусство. Археологические находки свидетельствуют об умении древнего человека воспроизводить увиденное, мысленно создавать изображение и воплощать образ в камне, дереве, на стене пещеры. Например, росписи Каповой пещеры на реке Белой на Урале, разнообразные украшения со стоянок Костёнки и Гагарино на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре. Многочисленные скульптурные изображения женщины-матери и животных дают учёным основание утверждать о существовании культа плодородия и охотничьей магии.

Примерно 15 тысяч лет назад закончился ледниковый период, потеплело, и гигантская таёжная зона раскинулась от Прибалтики до Тихого океана. Южнее лежали степи, севернее – тундра. В более мягком климате богаче стал расти-тельный и животный мир. Вымерли мамонты, носороги, овцебыки, но появились новые виды животных.

Человек совершенствовал каменные орудия труда и охоты: простые ручные рубила и острые сколы кремня приобрели форму наконечников стрел, копий, гарпунов, ножей, каменных топоров, кинжалов. Человек научился делать предметы из рога и кости животных, добывать и хранить огонь, изобрёл лук, приручил собаку.

Изображение мамонта в Каповой пещере

Женские статуэтки. Стоянка Мальта

Южные области осваивались быстрее. Сказывались преимущества открытых степных пространств, более тёплый климат, близость к древнейшим центрам цивилизации. На севере в течение длительного времени жили охотой и собирательством.

Древние люди возделывали деревянными мотыгами участки земли и сеяли пшеницу и другие злаки. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, а также овец, коз, свиней. Скот стал мерилом богатства и знатности.

Около VIII – III тысячелетий до н. э. произошёл переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (скотоводству и земледелию). Этот переход сопровождался совершенствованием орудий труда, появлением глиняной посуды, прядения. Между племенами происходил обмен.

Поселение древнего человека

Первые люди на территории нашей страны

Древние люди научились строить долговременные жилища, что способствовало переходу к полуоседлому образу жизни.

Древнейшие поселения каменного века археологи обнаружили во многих частях Евразии: в Крыму и на Северном Кавказе, в бассейнах рек Днепра и Северского Донца, в Нижнем Поволжье, в Карелии и на побережье Белого моря, на Урале и в Зауралье, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Находки различных предметов в этих поселениях свидетельствуют о разнообразии культур, которые складывались в каменном веке.

В конце каменного века оформились расы людей – европеоидная, негроидная и монголоидная.

Каменный век закончился на юге нашей страны в IV тысячелетии до н. э., на севере затянулся до II тысячелетия до н. э.

Бронзовый век. В III тысячелетии до н. э. человек сделал важное открытие – путём сплава меди и олова получил бронзу. Более твёрдые, чем медные, бронзовые орудия к концу II тысячелетия до н. э. распространились повсеместно по территории нашей страны, за исключением Крайнего Севера.

Получением бронзы занимались в Прикарпатье, на Северном Кавказе и Урале. Вначале брали руду, лежавшую на поверхности земли. Позже научились добывать её из-под земли через шахты.

Изделия из бронзы стали предметом обмена между племенами.

Применение орудий труда из бронзы дало новый толчок развитию земледелия. Появились излишки произведённой продукции, которые присваивали отдельные члены общины – родовая знать. Это вело к имущественному расслоению среди соплеменников. Возросла роль военного вождя, который организовывал защиту территории своего племени от набегов соседей и возглавлял военные походы на другие племена.

Человек бронзового века. Реконструкция М. Герасимова

Глиняный сосуд эпохи бронзы. II тысячелетие до н. э. Из раскопок в Подмосковье

Признаком богатства кочевника являлось наличие многочисленного стада, преимущественно овец. Их владельцы перемещались по степям в поисках плодородных выпасов. Основным типом жилища кочевника стала войлочная юрта, а хороший конь – главным средством передвижения, так же как и конная четырёхколёсная повозка.

Совершенствовались не только орудия труда, но и вооружение – лук, стрелы, мечи, кинжалы. Скотоводы-кочевники большую часть жизни проводили в военных походах. Удачливые вожди и их соратники обогащались за счёт захваченной добычи. Временами отдельные племена объединялись в большие племенные союзы, властвовавшие на обширных пространствах.

Тесное общение племён способствовало распространению на огромных территориях единых культур и близких языков.

Бронзовый век завершился в начале I тысячелетия до н. э.

Железный век. Железный век – новая эра в истории человечества. Железо стали выплавлять в I тысячелетии до н. э. С его помощью человек строил жилища, отвоёвывал у леса пашни, добивался высоких урожаев. Развивалось пашенное земледелие. Использование сохи с железным наконечником и лошадиной (или воловьей) упряжки улучшало качество обработки земли.

Землю, которая считалась собственностью рода, обрабатывали семьи, получая по жребию свой надел. Формировалась собственность семьи: орудия труда, жилища, скот, урожай с земельного надела. Семьи обособлялись и наряду с родовыми наделами самостоятельно распахивали новые земли. Нередко соседями оказывались представители разных родов. Кровнородственные связи со временем утрачивали своё значение. Их вытесняли хозяйственные интересы семей. Со временем родовая община преобразовалась в территориальную соседскую общину.

Подобные процессы происходили и у скотоводческих племён. Стада животных переходили в собственность отдельных семей. Однако и здесь общая собственность на землю – пастбища – продолжала связывать кочевников в единую общину.

Читайте также:  Где идет двойная таможня с какими странами

Постепенно основная масса общинников попадала в зависимость к богатым сородичам – родовой знати. В их хозяйствах трудились рабы и разорившиеся соплеменники. Родовая знать присваивала свободные земли, превращая их в свою собственность. Нередко происходили захваты и общинных земель.

Первобытнообщинный строй эпоха развития человеческого общества, основу которого составляла родовая община.

Питекантроп (от греческих слов «обезьяна» и «человек») – древнейший человек.

Родовая община коллектив родственников, имевших общего предка. Члены родовой общины вели совместное хозяйство и имели общее имущество.

Старейшина самый опытный и авторитетный член родовой общины.

Магия (от греческого слова «колдовство», «волшебство») – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

Мотыга ручное орудие для рыхления земли.

Соха древнейшее орудие для пахоты, основу которого составлял кусок дерева с развилиной, на концы которой насаживались железные наконечники, а над ними крепилась железная лопатка для отвала земли.

Территориальная соседская (или семейная) община объединение отдельных семей для совместной обработки земли. Первоначально семейную собственность составляли скот, орудия труда, жилища, урожай, а позжеземля.

Около 45 тысяч лет назад – возраст древнейшего поселения человека разумного на территории России (село Костёнки под Воронежем).

Вопросы и задания

1. Используя текст, карту (с. 11) и иллюстрации, составьте рассказ о жизни человека в каменном, бронзовом и железном веках.

2. Какие причины способствовали расслоению родовой общины на богатых и бедных?

3. Пользуясь иллюстрациями параграфа и дополнительной информацией, расскажите об искусстве древних людей.

4. Начертите «ленту времени» и отметьте на ней основные периоды древнейшей истории.

5. Рассмотрите иллюстрацию «Поселение древнего человека». Составьте рассказ о жизни древних людей.

6*. Нарисуйте или сделайте с помощью различных материалов орудия труда древнейших людей.

7. Какие изменения произошли у племён, использовавших железные орудия?

8. Чем родовая община отличалась от территориальной соседской?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ

§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ Периодизация древнейшей истории. История человечества насчитывает сотни тысяч лет. Пелена веков плотно окутывает ранние стадии существования людей. Их изучением занимаются учёные-археологи. Только археологические находки дают

I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности

I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем.

Общественнополитический строй

Общественнополитический строй В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз

Строй уже изменен

Строй уже изменен — Да. Я выступлю против. Какой может быть переход к рынку без изменения строя? Это любой экономист скажет — отношение к собственности.— Он уже изменился, — говорит Каганович. — Социальный строй.— Они меняют его.— Уже изменен. Уже изменен, —

Государственный строй

Государственный строй Государственный строй. О государственном устройстве Колхидского царства, к сожалению, историческая наука располагает весьма скудными сведениями. С полной уверенностью можно лишь утверждать, что во главе государства стоял царь и страна была

Первобытнообщинный строй в Индии

Первобытнообщинный строй в Индии Природа и географическое положение страны Древние индийцы реку Инд называли Синдху, персы — Хинду, а древние греки — Индос. Уже в древности страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от нее, Европа стала называть Индией. Сами

Первобытнообщинный строй на территории Литвы

Первобытнообщинный строй на территории Литвы В глубокой древности на территории Литвы существовал первобытнообщинный строй (до IX века н. э.). Древнейшие следы обитания людей на территории Литвы относятся к эпохе конца палеолита и мезолиту (9–5 тыс. до н. э.). Найдены

Первобытнообщинный строй на территории Литвы

Первобытнообщинный строй на территории Литвы В глубокой древности на территории Литвы существовал первобытнообщинный строй (до IX века н. э.). Древнейшие следы обитания людей на территории Литвы относятся к эпохе конца палеолита и мезолиту (9–5 тыс. до н. э.). Найдены

Наш строй

Наш строй Если меня попросят в самой краткой форме охарактеризовать тот строй, что мы установим в Новороссии, то отвечу: это — православный социализм.Вы уже набрали в грудь воздуху, готовые разразиться целой тирадой? Выдохните. Я не имею в виду строй, где все обитают в

2. Общественный строй

2. Общественный строй 2.1. Характер общественного строя. Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие

ГЛАВА I Первобытнообщинный строй. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы

ГЛАВА I Первобытнообщинный строй. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы Первобытнообщинный строй занимает самый большой период в жизни человечества, начиная с появления человека (около 2,5 миллионов лет тому назад) до образования классовых обществ.

2. Политический строй

2. Политический строй В политическом строе России в XVII в. происходят существенные изменения. Сословно-представительная монархия с Боярской думой, Земскими соборами и органами местного управления эволюционировала в абсолютную чиновничье-дворянскую монархию.

2.7. Государственный строй

2.7. Государственный строй Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.Великий князь. Им мог быть только член семьи Владимира

Источник

Adblock
detector