- Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
- Схема государственный строй стран мира
- Список стран по системе правления — List of countries by system of government
- СОДЕРЖАНИЕ
- Список стран
- карта
- Легенда
- Государства-члены и наблюдатели ООН
- Частично признанные государства
- Непризнанные состояния
- Системы управления
- Президентские системы
- Президентские системы без премьер-министра
- Президентские системы с премьер-министром
- Полупрезидентские системы
- Премьер-президентские системы
- Президент-парламентские системы
- Парламентские и связанные с ними системы
- Полные парламентские республиканские системы
- Парламентские республики с исполнительной властью
- Независимые от собраний республиканские системы
- Директорские республиканские системы
- Конституционные монархии
- Конституционные монархии с церемониальными / неисполнительными монархами
- Конституционные монархии с активными монархами
- Абсолютные монархии
- Традиционные абсолютные монархии
- Абсолютные монархии с демократически избранным законодательным органом
- Однопартийные государства
- Военные диктатуры
- Переходные правительства
- Системы внутреннего устройства
- Унитарные государства
- Централизованные унитарные государства
- Региональные унитарные государства
- Федерация
- Европейский Союз
Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
Схема государственный строй стран мира
Государственный строй стран мира (формы, устройства)
1. Территориально-государственное устройство
Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью.
Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия
Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система.
Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств)
2. Форма правления
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента
США, Аргентина, Иран, Бразилия
Парламентские — главой государства фактически является глава парламента
Германия, Италия, Индия, Израиль
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.
Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом
Бельгия, Норвегия, Тайланд
Абсолютные — власть монарха относительно не ограничена
3. Государственный режим
Основные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид
Источник
Список стран по системе правления — List of countries by system of government
Часть серии » Политика» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные формы правления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Источник питания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Частично признанные государстваСледующие государства контролируют свою территорию и признаны хотя бы одним государством-членом ООН.
Непризнанные состоянияСледующие государства / правительства контролируют свою территорию, но не признаны ни одним государством-членом ООН.
Системы управленияКурсивом обозначены состояния с ограниченным распознаванием. Президентские системыЭто системы, в которых президент является активным главой исполнительной ветви власти, избирается и остается на своем посту независимо от законодательной власти . В полных президентских системах президент является одновременно главой государства и главой правительства. Как правило, премьер-министра нет, хотя, если он существует, в большинстве случаев он или она служит исключительно по усмотрению президента. Следующий список включает демократические и недемократические государства: Президентские системы без премьер-министра
Президентские системы с премьер-министром
Полупрезидентские системыВ полупрезидентских системах всегда есть и президент, и глава правительства, обычно, но не исключительно, называемый премьер-министром . В таких системах президент обладает подлинной исполнительной властью, в отличие от парламентской республики, но роль главы правительства может исполнять премьер-министр . Премьер-президентские системыПрезидент выбирает премьер-министра и кабинет, но только парламент может отстранить их от должности с вотумом недоверия . Президент не имеет права увольнять премьер-министра или кабинет министров.
Президент-парламентские системыПрезидент выбирает премьер-министра и кабинет без вотума доверия парламента, но для своего выбора должен получить поддержку парламентского большинства. Чтобы отстранить премьер-министра или весь кабинет от власти, президент может их отстранить, либо собрание может отстранить их от власти вотумом недоверия .
Парламентские и связанные с ними системыВ парламентской республике глава правительства избирается или назначается законодательным органом и также подотчетен ему. Главу государства обычно называют президентом, и в большинстве парламентских республик он отделен от главы правительства и является в значительной степени аполитичной церемониальной фигурой. В этих системах главу правительства обычно называют премьер-министром, канцлером или премьер-министром. В смешанных республиканских системах и директивных республиканских системах глава правительства также является главой государства и обычно носит титул президента. Полные парламентские республиканские системыВ некоторых полноценных парламентских системах глава государства избирается прямым голосованием. Однако в соответствии с некоторыми системами классификации эти системы могут вместо этого классифицироваться как полупрезидентские системы, несмотря на их слабое президентство. Полноценные парламентские системы, в которых глава государства не избирается прямым голосованием, обычно используют либо коллегию выборщиков, либо голос в законодательном органе для назначения главы государства. Непосредственно избранный глава государства
Косвенно избранный глава государства
Страны с ограниченным признанием выделены курсивом. Парламентские республики с исполнительной властьюОбъединенный глава государства и правительства в форме исполнительного президента избирается либо законодательным органом, либо избирателями после того, как законодательный орган выдвигает на этот пост несколько кандидатов (в случае Кирибати ), и они должны поддерживать доверие. законодательного органа оставаться в должности.
Независимые от собраний республиканские системыСовмещенный глава государства и глава правительства (обычно называемый «президентом») избирается законодательным органом, но в отличие от премьер-министра не подлежит вотуму недоверия (как и их кабинет). Они могут или не могут занимать место в законодательном органе.
Директорские республиканские системыВ системе управления совет совместно осуществляет полномочия как главы государства, так и главы правительства. Совет избирается парламентом, но он не пользуется доверием парламента в течение его срока, который имеет фиксированный срок.
Конституционные монархииЭто системы, в которых главой государства является конституционный монарх ; существование их должности и их способность осуществлять свои полномочия устанавливаются и ограничиваются или ограничиваются конституционным законом. Конституционные монархии с церемониальными / неисполнительными монархамиСистемы, в которых премьер-министр является активным главой исполнительной ветви власти. В некоторых случаях премьер-министр также является лидером законодательной власти , в других случаях исполнительная власть четко отделена от законодательной, хотя весь кабинет или отдельные министры должны уйти в отставку в случае вотума недоверия . Глава государства является конституционным монархом , который обычно только исполняет свои полномочия (некоторые монархи дается ограниченное количество дискреционных «резерва» полномочий, могут быть использованы только при определенных обстоятельствах, многие монархи возложена ответственность защищать конституцию страны ) с согласия правительства, народа и / или их представителей (за исключением чрезвычайных ситуаций, например, конституционного кризиса или политического тупика).
Конституционные монархии с активными монархамиПремьер-министр является активной исполнительной властью страны, но монарх по-прежнему обладает значительными политическими полномочиями, которые можно использовать по своему усмотрению.
Абсолютные монархииВ частности, монархии, в которых осуществление власти монархом не ограничивается никаким материальным конституционным правом. Традиционные абсолютные монархии
Абсолютные монархии с демократически избранным законодательным органом
Однопартийные государстваГосударства, в которых политическая власть по закону сконцентрирована внутри одной политической партии , деятельность которой в значительной степени слита с государственной иерархией (в отличие от государств, где законом устанавливается многопартийная система, но это слияние в любом случае достигается за счет фальсификации выборов или простой инерции ). Однако некоторые якобы проводят выборы.
Военные диктатурыНациональные военные контролируют органы правительства и все высокопоставленные политические деятели также являются членами военной иерархии.
Переходные правительстваГосударства с системой управления, которая находится в переходном периоде или находится в состоянии потрясений и классифицируются в соответствии с текущим направлением изменений.
Системы внутреннего устройстваУнитарные государстваГосударство управляется как единая власть , в которой центральное правительство в конечном счете , высшее и любые административные подразделения (субнациональные единицы) осуществляют лишь полномочие , что центральное правительство выбирает делегировать. Большинство государств мира имеют унитарную систему правления. Из 193 государств-членов ООН 154 управляются как централизованные унитарные государства, а еще 12 являются региональными унитарными государствами. Централизованные унитарные государстваГосударства, в которых большая часть власти принадлежит центральному правительству. Существующие местные органы власти обладают небольшими полномочиями. Региональные унитарные государстваГосударства, в которых центральное правительство делегировало часть своих полномочий региональным властям, но где конституционная власть в конечном итоге остается полностью на национальном уровне.
ФедерацияГосударства, в которых федеральное правительство делит власть с региональными правительствами, с которыми оно имеет юридический или конституционный паритет . Центральное правительство может быть, а может и не быть (теоретически) созданием региональных правительств.
Европейский СоюзТочный политический характер Европейского Союза обсуждается, некоторые утверждают, что он sui generis code: lat повышен до code: la (уникальный), но другие утверждают, что он имеет черты федерации или конфедерации . В нем есть элементы межправительственности , когда Европейский Совет выступает в качестве его коллективного «президента», а также элементы наднациональности , когда Европейская комиссия выступает в качестве его исполнительной власти и бюрократии. Но его нелегко поместить ни в одну из вышеперечисленных категорий. Источник |