- Протестантизм: история реформации
- Протестантизм
- Как возник протестантизм
- Основные принципы (тезисы) протестантизма
- Протестантизм в современном мире
- Протестантизм и православие: отличия
- Интересный факт о протестантизме
- Протестантизм в России
- Протестантизм по странам
- Содержание
- Методология и источники
- Протестантизм по странам
- Протестантизм по континентам
- Крупнейшие протестантские страны
- Напишите отзыв о статье «Протестантизм по странам»
- Примечания
- См. также
- Отрывок, характеризующий Протестантизм по странам
Протестантизм: история реформации
Протестантизм
Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.
Как возник протестантизм
Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.
В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.
Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.
Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.
Основные принципы (тезисы) протестантизма
Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.
- Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, с помощью рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
- Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
- Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
- Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию .
Три главных Sola или принципа протестантизма:
- Sola Scriptura – «Только Писание» — протестанты не признают Церковного Предания и считают, что Слова Господа вполне достаточно для спасения. О богодухновенности других текстов человек судить не может, поэтому следует ориентироваться только на Священное Писание.
- Sola fide – «Только верой» — Спасение дается только по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека. Протестанты не отрицают, что вера без дел мертва, но с «технической» точки зрения человек спасается верой.
- Solus Christus – «Только Христос» — спасение для протестантов только во Христе, лютеране возносят молитвы только Богу и, не отрицая Богородицу и святых, считают, что нет необходимости в их особом «ходатайстве» перед Богом.
Существуют и другие принципы:
- Soli Deo gloria – «Только Богу слава» — Церковная иерархия является у протестантов формальной, а пастор это — просто человек, хорошо знающий и понимающий писание. Протестантизм не почитает иконы и святые мощи.
- Sola gratia – «Только благодатью» — эта доктрина говорит о том, что человек не может поспособствовать делу своего спасения и спасется лишь благодаря Божественной благодати.
- Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде.
- Протестанты признают авторитет лишь первых четырех Вселенских Соборов.
- Одним из символов протестантизма является «Роза Лютера».
Протестантизм в современном мире
- По количеству последователей в христианстве протестантизм уступает только католичеству. В 2010 году в мире было более 800 млн протестантов;
- Протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения.
- В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, а в 49 странах большинство населения называли себя протестантами.
- В ряде стран протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных Церквей».
Протестантизм и православие: отличия
- Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.
- В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.
- Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
- Протестанты не молятся Богородице и святым.
- У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.
- Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.
Интересный факт о протестантизме
Считается, что Мартин Лютер, лидер Реформации, первым из священнослужителей похоронил самоубийцу на городском кладбище, а не за его пределами, как это было принято. Самоубийцей был мальчик-подросток, и Лютер хотел поддержать его убитых горем родителей. Когда его упрекнули в этом, Лютер ответил: «вы думаете, что этот человек убил себя? А я считаю, что его погубил дьявол».
Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.
Протестантизм в России
Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.
К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.
В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.
Источник
Протестантизм по странам
Протестантизм по странам
По числу верующих протестантизм является вторым (после католицизма) направлением христианства. В 2010 году в мире насчитывалось более 800 млн протестантов; протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения [1] . В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах протестанты составляют большинство населения. В некоторых странах протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных».
Содержание
Методология и источники
К протестантизму относят свыше 30 тыс. различных деноминаций и союзов церквей. В широком смысле, всех протестантов можно разделить на три группы:
- Исторические протестантские церкви. К данной группе относят церкви, возникшие в ходе (или вследствие) протестантской Реформации XVI века в Европе (лютеране, реформаты, меннониты). Сюда же входят протестантские конфессии, возникшие в рамках постреформационных движений, но возводящие свою историю к Реформации (баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники). По данным Всемирной христианской энциклопедии в 2000 году в эту группу входило 8973 деноминации [2] .
- Англикане. К данной группе относятся церкви, имеющие исторические связи с Англиканской церковью или имеют аналогичное вероучение, церковные структуры и стили поклонения. Большинство англиканских церквей являются частью Англиканского сообщества, символической главой которого выступает Архиепископ Кентерберийский. По данным Всемирной христианской энциклопедии в 2000 году в эту группу входило 168 деноминаций [2] .
- Независимые церкви. К данной группе относятся церковные структуры, которые позиционируют себя, как независимые от исторического христианства. Независимые церкви включают в себя многочисленные африканские независимые конфессии, подпольные китайские движения, неденоминационные церкви в США и др. В вероучении, свыше половины верующих данной группы относятся к неопятидесятничеству. По данным Всемирной христианской энциклопедии в 2000 году в эту группу входило св. 22 тыс. деноминации, групп и союзов [2] .
Данные таблицы «протестантизм по странам» взяты из исследования центра Pew Research Center и приведены на 2010 год [3] .
Протестантизм по странам
Страна | Численность населения | Численность протестантов | Процент в населении | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мир | 800 640 000 | 11,6 | |||||||||
Австралия | 22 270 000 | 8 620 000 | 38,7 % | ||||||||
Австрия | 8 390 000 | 430 000 | 5,1 % | ||||||||
Азербайджан | 9 190 000 | 20 000 | 0,2 % | ||||||||
Албания | 3 200 000 | Алжир | 35 470 000 | 60 000 | Американское Самоа | 70 000 | 40 000 | 59,5 % | |||
Ангилья | 20 000 | 10 000 | 84,2 % | ||||||||
Ангола | 19 080 000 | 5 840 000 | 30,6 % | ||||||||
Андорра | 80 000 | Антигуа и Барбуда | 90 000 | 70 000 | 81,2 % | ||||||
Аргентина | 40 410 000 | 2 960 000 | 7,3 % | ||||||||
Армения | 3 090 000 | 70 000 | 2,2 % | ||||||||
Аруба | 110 000 | 10 000 | 11,8 % | ||||||||
Афганистан | 31 410 000 | 30 000 | Багамы | 340 000 | 280 000 | 80,2 % | |||||
Бангладеш | 148 690 000 | 170 000 | Барбадос | 270 000 | 240 000 | 88,0 % | |||||
Бахрейн | 1 260 000 | 60 000 | 4,6 % | ||||||||
Белиз | 310 000 | 110 000 | 35,4 % | ||||||||
Белоруссия | 9 600 000 | 90 000 | 1,0 % | ||||||||
Бельгия | 10 710 000 | 150 000 | 1,4 % | ||||||||
Бенин | 8 850 000 | 2 050 000 | 23,2 % | ||||||||
Бермуды | 60 000 | 40 000 | 64,8 % | ||||||||
Болгария | 7 490 000 | 40 000 | 0,6 % | ||||||||
Боливия | 9 930 000 | 1 360 000 | 13,7 % | ||||||||
Босния и Герцеговина | 3 760 000 | Ботсвана | 2 010 000 | 1 320 000 | 65,6 % | ||||||
Бразилия | 194 950 000 | 40 500 000 | 20,8 % | ||||||||
Виргинские Острова (Великобритания) | 20 000 | 20 000 | 78,4 % | ||||||||
Бруней | 400 000 | 20 000 | 4,4 % | ||||||||
Буркина-Фасо | 16 470 000 | 690 000 | 4,2 % | ||||||||
Бурунди | 8 380 000 | 1 690 000 | 20,2 % | ||||||||
Бутан | 730 000 | Вануату | 240 000 | 190 000 | 78,1 % | ||||||
Ватикан | Великобритания | 62 040 000 | 33 820 000 | 54,5 % | |||||||
Венгрия | 9 980 000 | 2 160 000 | 21,6 % | ||||||||
Венесуэла | 28 980 000 | 2 920 000 | 10,1 % | ||||||||
Виргинские Острова (США) | 110 000 | 70 000 | 65,5 % | ||||||||
Восточный Тимор | 1 120 000 | 20 000 | 1,6 % | ||||||||
Вьетнам | 87 850 000 | 1 410 000 | 1,6 % | ||||||||
Габон | 1 510 000 | 360 000 | 24,0 % | ||||||||
Гаити | 9 990 000 | 2 950 000 | 29,5 % | ||||||||
Гайана | 750 000 | 370 000 | 48,9 % | ||||||||
Гамбия | 1 730 000 | 30 000 | 1,5 % | ||||||||
Гана | 24 390 000 | 14 830 000 | 60,8 % | ||||||||
Гваделупа | 460 000 | 30 000 | 7,5 % | ||||||||
Гватемала | 14 390 000 | 5 130 000 | 35,6 % | ||||||||
Гвиана | 230 000 | 10 000 | 5,9 % | ||||||||
Гвинея | 9 980 000 | 340 000 | 3,4 % | ||||||||
Гвинея-Бисау | 1 520 000 | 30 000 | 2,1 % | ||||||||
Германия | 82 300 000 | 28 640 000 | 34,8 % | ||||||||
Гибралтар | 30 000 | Гондурас | 7 600 000 | 2 780 000 | 36,6 % | ||||||
Гонконг | 7 050 000 | 670 000 | 9,6 % | ||||||||
Палестина | 4 040 000 | 30 000 | 0,6 % | ||||||||
Гренада | 100 000 | 50 000 | 43,4 % | ||||||||
Гренландия | 60 000 | 50 000 | 95,5 % | ||||||||
Греция | 11 360 000 | 30 000 | 0,3 % | ||||||||
Грузия | 4 350 000 | 20 000 | 0,4 % | ||||||||
Гуам | 180 000 | 30 000 | 17,7 % | ||||||||
Дания | 5 550 000 | 4 550 000 | 81,9 % | ||||||||
Джибути | 890 000 | Доминика | 70 000 | 20 000 | 35,5 % | ||||||
Доминиканская Республика | 9 930 000 | 2 080 000 | 21,0 % | ||||||||
ДРК | 65 970 000 | 31 700 000 | 48,1 % | ||||||||
Египет | 81 120 000 | 290 000 | 0,4 % | ||||||||
Замбия | 13 090 000 | 8 870 000 | 67,8 % | ||||||||
Зимбабве | 12 570 000 | 8 400 000 | 66,8 % | ||||||||
Израиль | 7 420 000 | 30 000 | 0,4 % | ||||||||
Индия | 1 224 610 000 | 18 860 000 | 1,5 % | ||||||||
Индонезия | 239 870 000 | 13 860 000 | 5,8 % | ||||||||
Иордания | 6 190 000 | 20 000 | 0,3 % | ||||||||
Ирак | 31 670 000 | 110 000 | 0,4 % | ||||||||
Иран | 73 970 000 | 20 000 | Ирландия | 4 470 000 | 230 000 | 5,1 % | |||||
Исландия | 320 000 | 290 000 | 91,3 % | ||||||||
Испания | 46 080 000 | 460 000 | 1,0 % | ||||||||
Италия | 60 550 000 | 800 000 | 1,3 % | ||||||||
Йемен | 24 050 000 | 30 000 | Кабо-Верде | 500 000 | 40 000 | 7,2 % | |||||
Казахстан | 16 030 000 | 310 000 | 2,0 % | ||||||||
Камбоджа | 14 140 000 | 50 000 | 0,3 % | ||||||||
Камерун | 19 600 000 | 6 200 000 | 31,6 % | ||||||||
Канада | 34 020 000 | 9 300 000 | 27,4 % | ||||||||
Катар | 1 760 000 | 50 000 | 2,8 % | ||||||||
Кения | 40 510 000 | 24 160 000 | 59,6 % | ||||||||
Кипр | 1 100 000 | Киргизия | 5 330 000 | 100 000 | 1,8 % | ||||||
Кирибати | 100 000 | 40 000 | 38,9 % | ||||||||
КНДР | 24 350 000 | 440 000 | 1,8 % | ||||||||
КНР | 1 341 340 000 | 58 040 000 | 4,3 % | ||||||||
Колумбия | 46 290 000 | 4 640 000 | 10,0 % | ||||||||
Коморы | 730 000 | Кот-д’Ивуар | 19 740 000 | 4 480 000 | 22,7 % | ||||||
Коста-Рика | 4 660 000 | 1 060 000 | 22,7 % | ||||||||
Куба | 11 260 000 | 640 000 | 5,6 % | ||||||||
Кувейт | 2 740 000 | 30 000 | 1,1 % | ||||||||
Лаос | 6 200 000 | 60 000 | 1,0 % | ||||||||
Латвия | 2 250 000 | 450 000 | 20,1 % | ||||||||
Лесото | 2 170 000 | 1 080 000 | 49,9 % | ||||||||
Либерия | 3 990 000 | 3 040 000 | 76,0 % | ||||||||
Ливан | 4 230 000 | 40 000 | 1,0 % | ||||||||
Ливия | 6 360 000 | 10 000 | Литва | 3 320 000 | 50 000 | 1,4 % | |||||
Лихтенштейн | 40 000 | Люксембург | 510 000 | 20 000 | 3,2 % | ||||||
Маврикий | 1 300 000 | 10 000 | 1,1 % | ||||||||
Мавритания | 3 460 000 | Мадагаскар | 20 710 000 | 8 110 000 | 39,2 % | ||||||
Майотта | 200 000 | Макао | 540 000 | Македония | 2 060 000 | Малави | 14 900 000 | 8 200 000 | 55,0 % | ||
Малайзия | 28 400 000 | 1 240 000 | 4,4 % | ||||||||
Мали | 15 370 000 | 140 000 | 0,9 % | ||||||||
Мальдивы | 320 000 | Мальта | 420 000 | Марокко | 31 950 000 | Мартиника | 410 000 | 40 000 | 9,6 % | ||
Маршалловы Острова | 50 000 | 50 000 | 87,0 % | ||||||||
Мексика | 113 420 000 | 9 390 000 | 8,3 % | ||||||||
Микронезия | 110 000 | 50 000 | 41,7 % | ||||||||
Мозамбик | 23 390 000 | 6 330 000 | 27,1 % | ||||||||
Молдавия | 3 570 000 | 50 000 | 1,4 % | ||||||||
Монако | 40 000 | Монголия | 2 760 000 | 40 000 | 1,6 % | ||||||
Монтсеррат | Мьянма | 47 960 000 | 3 160 000 | 6,6 % | |||||||
Намибия | 2 280 000 | 1 680 000 | 73,4 % | ||||||||
Науру | 10 000 | Непал | 29 960 000 | 130 000 | 0,4 % | ||||||
Нигер | 15 510 000 | 80 000 | 0,5 % | ||||||||
Нигерия | 158 420 000 | 59 680 000 | 37,7 % | ||||||||
Нидерландские Антильские острова | 200 000 | 40 000 | 17,8 % | ||||||||
Нидерланды | 16 610 000 | 3 630 000 | 21,8 % | ||||||||
Никарагуа | 5 790 000 | 1 530 000 | 26,5 % | ||||||||
Ниуэ | Новая Зеландия | 4 370 000 | 1 770 000 | 40,5 % | |||||||
Новая Каледония | 250 000 | 80 000 | 32,4 % | ||||||||
Норвегия | 4 880 000 | 4 070 000 | 83,3 % | ||||||||
Нормандские острова (подробно) | 150 000 | 100 000 | 66,2 % | ||||||||
ОАЭ | 7 510 000 | 100 000 | 1,3 % | ||||||||
Оман | 2 780 000 | 40 000 | 1,3 % | ||||||||
Остров Мэн | 80 000 | 60 000 | 72,0 % | ||||||||
Острова Кайман | 60 000 | 40 000 | 70,8 % | ||||||||
Острова Кука | 20 000 | 10 000 | 59,7 % | ||||||||
Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья | Пакистан | 173 590 000 | 1 950 000 | 1,1 % | |||||||
Палау | 20 000 | Панама | 3 520 000 | 580 000 | 16,4 % | ||||||
Папуа — Новая Гвинея | 6 860 000 | 4 690 000 | 68,4 % | ||||||||
Парагвай | 6 450 000 | 410 000 | 6,3 % | ||||||||
Перу | 29 080 000 | 3 630 000 | 12,5 % | ||||||||
Польша | 38 280 000 | 160 000 | 0,4 % | ||||||||
Португалия | 10 680 000 | 170 000 | 1,6 % | ||||||||
Пуэрто-Рико | 3 750 000 | 940 000 | 25,1 % | ||||||||
Республика Конго | 4 040 000 | 2 080 000 | 51,4 % | ||||||||
Республика Корея | 48 180 000 | 8 560 000 | 17,8 % | ||||||||
Косово | 2 080 000 | Реюньон | 850 000 | 60 000 | 6,9 % | ||||||
Россия | 142 960 000 | 2 560 000 | 1,8 % | ||||||||
Румыния | 21 490 000 | 1 350 000 | 6,3 % | ||||||||
Руанда | 10 620 000 | 4 610 000 | 43,4 % | ||||||||
САДР | 530 000 | Сальвадор | 6 190 000 | 2 210 000 | 35,7 % | ||||||
Самоа | 180 000 | 120 000 | 63,6 % | ||||||||
Сан-Марино | 30 000 | Сан-Томе и Принсипи | 170 000 | 20 000 | 9,5 % | ||||||
Саудовская Аравия | 27 450 000 | 100 000 | 0,4 % | ||||||||
Свазиленд | 1 190 000 | 970 000 | 81,8 % | ||||||||
Северные Марианские Острова | 60 000 | Сейшельские Острова | 90 000 | Сенегал | 12 430 000 | 20 000 | Сен-Пьер и Микелон | Сент-Винсент и Гренадины | 110 000 | 90 000 | 81,6 % |
Сент-Китс и Невис | 50 000 | 40 000 | 84,1 % | ||||||||
Сент-Люсия | 170 000 | 50 000 | 27,9 % | ||||||||
Сербия | 7 770 000 | 100 000 | 1,3 % | ||||||||
Сингапур | 5 090 000 | 550 000 | 10,8 % | ||||||||
Сирия | 20 410 000 | 40 000 | 0,2 % | ||||||||
Словакия | 5 460 000 | 540 000 | 9,8 % | ||||||||
Словения | 2 030 000 | 20 000 | 1,2 % | ||||||||
Соломоновы Острова | 540 000 | 410 000 | 76,6 % | ||||||||
Сомали | 9 330 000 | Судан | 32 750 000 | 700 000 | 2,1 % | ||||||
Суринам | 520 000 | 110 000 | 21,0 % | ||||||||
США | 310 380 000 | 159 850 000 | 51,5 % | ||||||||
Сьерра-Леоне | 5 870 000 | 810 000 | 13,7 % | ||||||||
Таджикистан | 6 880 000 | 10 000 | Таиланд | 69 120 000 | 300 000 | 0,4 % | |||||
Тайвань (подробно) | 23 220 000 | 950 000 | 4,1 % | ||||||||
Танзания | 44 840 000 | 12 250 000 | 27,3 % | ||||||||
Тёркс и Кайкос | 40 000 | 30 000 | 78,0 % | ||||||||
Того | 6 030 000 | 1 030 000 | 17,1 % | ||||||||
Токелау | Тонга | 100 000 | 70 000 | 65,9 % | |||||||
Тринидад и Тобаго | 1 340 000 | 510 000 | 37,8 % | ||||||||
Тувалу | Тунис | 10 480 000 | Туркмения | 5 040 000 | 30 000 | 0,5 % | |||||
Турция | 72 750 000 | 80 000 | Уганда | 33 420 000 | 14 830 000 | 44,4 % | |||||
Узбекистан | 27 440 000 | 220 000 | 0,8 % | ||||||||
Украина | 45 450 000 | 590 000 | 1,3 % | ||||||||
Уоллис и Футуна | 10 000 | Уругвай | 3 370 000 | 210 000 | 6,3 % | ||||||
Фареры | 50 000 | 50 000 | 97,4 % | ||||||||
Фиджи | 860 000 | 460 000 | 53,0 % | ||||||||
Филиппины | 93 260 000 | 10 030 000 | 10,8 % | ||||||||
Финляндия | 5 360 000 | 4 300 000 | 80,2 % | ||||||||
Фолклендские острова | Франция | 62 790 000 | 1 120 000 | 1,8 % | |||||||
Французская Полинезия | 270 000 | 110 000 | 40,6 % | ||||||||
Хорватия | 4 400 000 | 10 000 | 0,3 % | ||||||||
ЦАР | 4 400 000 | 2 670 000 | 60,7 % | ||||||||
Чад | 11 230 000 | 1 980 000 | 17,6 % | ||||||||
Черногория | 630 000 | Чехия | 10 490 000 | 360 000 | 3,5 % | ||||||
Чили | 17 110 000 | 2 660 000 | 15,5 % | ||||||||
Швейцария | 7 660 000 | 2 820 000 | 36,8 % | ||||||||
Швеция | 9 380 000 | 6 040 000 | 64,4 % | ||||||||
Шри-Ланка | 20 860 000 | 180 000 | 0,9 % | ||||||||
Эквадор | 14 460 000 | 1 390 000 | 9,6 % | ||||||||
Экваториальная Гвинея | 700 000 | 50 000 | 7,5 % | ||||||||
Эритрея | 5 250 000 | 40 000 | 0,7 % | ||||||||
Эстония | 1 340 000 | 280 000 | 21,2 % | ||||||||
Эфиопия | 82 950 000 | 15 910 000 | 19,2 % | ||||||||
ЮАР | 50 130 000 | 36 550 000 | 72,9 % | ||||||||
Южный Судан | 10 800 000 | 2 240 000 | 20,7 % | ||||||||
Ямайка | 2 740 000 | 2 000 000 | 72,8 % | ||||||||
Япония | 126 540 000 | 910 000 | 0,7 % |
Протестантизм по континентам
Крупнейшие протестантские страны
В списке десяти крупнейших протестантских стран мира лишь три страны (США, Великобритания и Германия) относятся к традиционным протестантским странам западного мира. Ещё четыре страны в данной таблице — африканские (Нигерия, ЮАР, ДРК, Кения), две — азиатские (Китай, Индия) и одна латиноамериканская (Бразилия).
№ | Страна | Число протестантов | Преобладающее направление |
---|---|---|---|
1 | США | 159 850 000 | Баптисты |
2 | Нигерия | 59 680 000 | Англикане, Пятидесятники |
3 | КНР | 58 040 000 | Пятидесятники |
4 | Бразилия | 40 500 000 | Пятидесятники |
5 | ЮАР | 36 550 000 | Пятидесятники |
6 | Великобритания | 33 820 000 | Англикане |
7 | ДРК | 31 700 000 | Церковь Христа в Конго |
8 | Германия | 28 640 000 | Лютеране |
9 | Кения | 24 160 000 | Пятидесятники |
10 | Индия | 18 860 000 | Пятидесятники |
Напишите отзыв о статье «Протестантизм по странам»
Примечания
- ↑ [www.pewforum.org/Christian/Global-Christianity-traditions.aspx Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population] (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 27 апреля 2013.[www.webcitation.org/6GGCXhQZF Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].
- ↑ 123David B. Barrett, George Thomas Kurian, Todd M. Johnson. [books.google.md/books/about/World_Christian_encyclopedia.html?id=DTEOAQAAMAAJ&redir_esc=y World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World] / David B. Barrett (Editor), George T. Kurian (Editor), Todd M. Johnson (Editor). — Oxford University Press, 2001. — Т. 1. — С. 16-18. — 876 с. — ISBN 0195079639.
- ↑ [features.pewforum.org/global-christianity/population-number.php Christian Population in Numbers by Country] (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 27 апреля 2013.[www.webcitation.org/6GGCmz4Bt Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].
См. также
Отрывок, характеризующий Протестантизм по странам
«Le Marieechal se fache contre l’Empereur et nous punit tous; n’est ce pas que с’est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l’interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l’ennemi, et qu’il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d’anciennete, mais le general Benigsen n’est pas de cet avis; d’autant plus qu’il est lui, avec son corps en vue de l’ennemi, et qu’il veut profiter de l’occasion d’une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C’est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l’est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d’une bataille. Celui qui s’est retire apres la bataille, l’a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d’une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l’etre, a eviter ou a attaquer l’ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d’ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d’energie, que meme en passant une riviere qui n’est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n’est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d’une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l’autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s’attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d’epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu’a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c’est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d’une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m’a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L’Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n’oblige une moitie de l’armee de fusiller l’autre.
[Со времени наших блестящих успехов в Аустерлице, вы знаете, мой милый князь, что я не покидаю более главных квартир. Решительно я вошел во вкус войны, и тем очень доволен; то, что я видел эти три месяца – невероятно.
«Я начинаю аb ovo. Враг рода человеческого , вам известный, аттакует пруссаков. Пруссаки – наши верные союзники, которые нас обманули только три раза в три года. Мы заступаемся за них. Но оказывается, что враг рода человеческого не обращает никакого внимания на наши прелестные речи, и с своей неучтивой и дикой манерой бросается на пруссаков, не давая им времени кончить их начатый парад, вдребезги разбивает их и поселяется в потсдамском дворце.
«Я очень желаю, пишет прусской король Бонапарту, чтобы ваше величество были приняты в моем дворце самым приятнейшим для вас образом, и я с особенной заботливостью сделал для того все нужные распоряжения на сколько позволили обстоятельства. Весьма желаю, чтоб я достигнул цели». Прусские генералы щеголяют учтивостью перед французами и сдаются по первому требованию. Начальник гарнизона Глогау, с десятью тысячами, спрашивает у прусского короля, что ему делать, если ему придется сдаваться. Всё это положительно верно. Словом, мы думали внушить им страх только положением наших военных сил, но кончается тем, что мы вовлечены в войну, на нашей же границе и, главное, за прусского короля и заодно с ним. Всего у нас в избытке, недостает только маленькой штучки, а именно – главнокомандующего. Так как оказалось, что успехи Аустерлица могли бы быть положительнее, если б главнокомандующий был бы не так молод, то делается обзор осьмидесятилетних генералов, и между Прозоровским и Каменским выбирают последнего. Генерал приезжает к нам в кибитке по Суворовски, и его принимают с радостными и торжественными восклицаниями.
4 го приезжает первый курьер из Петербурга. Приносят чемоданы в кабинет фельдмаршала, который любит всё делать сам. Меня зовут, чтобы помочь разобрать письма и взять те, которые назначены нам. Фельдмаршал, предоставляя нам это занятие, ждет конвертов, адресованных ему. Мы ищем – но их не оказывается. Фельдмаршал начинает волноваться, сам принимается за работу и находит письма от государя к графу Т., князю В. и другим. Он приходит в сильнейший гнев, выходит из себя, берет письма, распечатывает их и читает письма Императора, адресованные другим… Затем пишет знаменитый суточный приказ генералу Бенигсену.
Фельдмаршал сердится на государя, и наказывает всех нас: неправда ли это логично!
Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает.
Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное , которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
– Он вспотел, – сказал князь Андрей.
– Я шла к тебе, чтобы сказать это.
Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.
Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от кроватки. – Да. это одно что осталось мне теперь, – сказал он со вздохом.
Вскоре после своего приема в братство масонов, Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.
Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы. Некоторые управляющие (тут были и полуграмотные экономы) слушали испуганно, предполагая смысл речи в том, что молодой граф недоволен их управлением и утайкой денег; другие, после первого страха, находили забавным шепелявенье Пьера и новые, неслыханные ими слова; третьи находили просто удовольствие послушать, как говорит барин; четвертые, самые умные, в том числе и главноуправляющий, поняли из этой речи то, каким образом надо обходиться с барином для достижения своих целей.
Главноуправляющий выразил большое сочувствие намерениям Пьера; но заметил, что кроме этих преобразований необходимо было вообще заняться делами, которые были в дурном состоянии.
Несмотря на огромное богатство графа Безухого, с тех пор, как Пьер получил его и получал, как говорили, 500 тысяч годового дохода, он чувствовал себя гораздо менее богатым, чем когда он получал свои 10 ть тысяч от покойного графа. В общих чертах он смутно чувствовал следующий бюджет. В Совет платилось около 80 ти тысяч по всем имениям; около 30 ти тысяч стоило содержание подмосковной, московского дома и княжон; около 15 ти тысяч выходило на пенсии, столько же на богоугодные заведения; графине на прожитье посылалось 150 тысяч; процентов платилось за долги около 70 ти тысяч; постройка начатой церкви стоила эти два года около 10 ти тысяч; остальное около 100 та тысяч расходилось – он сам не знал как, и почти каждый год он принужден был занимать. Кроме того каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов. И так, первое дело, представившееся Пьеру, было то, к которому он менее всего имел способности и склонности – занятие делами.
Пьер с главноуправляющим каждый день занимался . Но он чувствовал, что занятия его ни на шаг не подвигали дела. Он чувствовал, что его занятия происходят независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. С одной стороны главноуправляющий выставлял дела в самом дурном свете, показывая Пьеру необходимость уплачивать долги и предпринимать новые работы силами крепостных мужиков, на что Пьер не соглашался; с другой стороны, Пьер требовал приступления к делу освобождения, на что управляющий выставлял необходимость прежде уплатить долг Опекунского совета, и потому невозможность быстрого исполнения.
Управляющий не говорил, что это совершенно невозможно; он предлагал для достижения этой цели продажу лесов Костромской губернии, продажу земель низовых и крымского именья. Но все эти операции в речах управляющего связывались с такою сложностью процессов, снятия запрещений, истребований, разрешений и т. п., что Пьер терялся и только говорил ему:
– Да, да, так и сделайте.
Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом. Управляющий же старался притвориться перед графом, что он считает эти занятия весьма полезными для хозяина и для себя стеснительными.
В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежней жизнью, только в другой обстановке.
Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»
Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей.
Главноуправляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понимая умного и наивного графа, и играя им, как игрушкой, увидав действие, произведенное на Пьера приготовленными приемами, решительнее обратился к нему с доводами о невозможности и, главное, ненужности освобождения крестьян, которые и без того были совершенно счастливы.
Пьер втайне своей души соглашался с управляющим в том, что трудно было представить себе людей, более счастливых, и что Бог знает, что ожидало их на воле; но Пьер, хотя и неохотно, настаивал на том, что он считал справедливым. Управляющий обещал употребить все силы для исполнения воли графа, ясно понимая, что граф никогда не будет в состоянии поверить его не только в том, употреблены ли все меры для продажи лесов и имений, для выкупа из Совета, но и никогда вероятно не спросит и не узнает о том, как построенные здания стоят пустыми и крестьяне продолжают давать работой и деньгами всё то, что они дают у других, т. е. всё, что они могут давать.
В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.
Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.
Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшень, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленой краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую.
Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел итти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.
– Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос.
– Гость, – отвечал Антон.
– Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.
– Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.
– Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
– Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей.
– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c’est le remord et la maladie. II n’est de bien que l’absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.
– Отчего вы не служите в армии?
– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.
Источник