Меню

Страны древнего востока греция

Страны древнего востока греция

УРОК 1. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Греции, как и в странах древнего Востока, жаркий климат. Но в остальном природа Греции иная, нежели природа земледельческих стран древнего Востока. В Греции нет полноводных рек и потому невозможно орошение. Из-за скудных почв и засухи в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, поэтому преобладал мелкий рогатый скот и свиньи.

Греция — страна морская и горная. Как узнают учащиеся на данном и последующих уроках, здесь получили развитие ремесла (металлургия, изготовление шерстяных тканей, гончарство, каменное строительство, кораблестроение), мореплавание, добыча соли из морской воды, морская торговля.

В обоих рекомендованных ниже вариантах урок может быть целиком посвящен изучению нового материала.

Вариант I. Работа с цветными диапозитивами .«Культура Крита и Греции во II тысячелетии до н. э.». На уроке рассматривается древнейший период в истории Греции, связанный с расцветом эгейской цивилизации. По ходу работы с экраном учитель кратко характеризует природу Греции (более подробную характеристику учащиеся прочтут дома в учебнике).

Вариант II. Основное внимание уделяется природным условиям древней Греции и их влиянию на жизнь населения. Микенская культура в отличие от предшествующего варианта изучается либо в сжатой форме на уроке, либо учащимися дома по учебнику.

Учитель предлагает учащимся обосновать порядок изучения вопросов в новом разделе: «Подумайте, с чего мы начнем изучение истории древней Греции. Почему именно с названных вами вопросов? Покажите на примере из истории древнего Востока, что местоположение и природные условия страны влияли на жизнь ее населения».

План изучения: 1. Местоположение Греции. 2. Природные условия. 3. Микены и другие города Греции во II тысячелетии до н. э. 4. Переселение дорийцев и упадок культуры в Греции.

1. Учитель поведет учеников от знакомых им географических представлений к незнакомым. На карте «Древние государства мира» или физической карте полушарий он показывает Египет и Междуречье, предлагает назвать эти страны и описать их местоположение. После этого он показывает Грецию и определяет ее местоположение. Подчеркивается, что Греция расположена на Балканском полуострове, в Южной Европе. Это первая европейская страна, к изучению которой приступают учащиеся ( Многие ученики все еще плохо разбираются в частях света. Поэтому, работая с картой учитель напоминает пятиклассникам взаиморасположение Европы, Азии и Африки). Затем учитель предлагает рассмотреть карту № 4 и соответствующую ей настенную карту «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Поскольку размеры Греции на картах «Древние государства мира» и «Древняя Греция в V в. до н. э.» различны, возможно задание: «Перед вами две карты: на одной Греция очень невелика, на другой она занимает чуть не всю карту. Подумайте, чем объяснить это различие». Учащиеся указывают на то, что различны масштабы карт.

После изучения вопроса учащимся предлагается показать на настенных картах Грецию и определить словами ее местоположение.

2. Задание: Выслушайте рассказ о природе древней Греции. Сравните природу Греции и Египта. В ходе объяснения учитель делает на доске краткие записи (памятку), в которых фиксируются важнейшие мысли (см. пособие, табл. 14).

Таблица 14. Сопоставление природных условий Греции и Египта
Сходство Различие
1. Обилие тепла 2. Дожди редки 1. Море 2. Горы 3. Почвы 4. Реки

Работая с картой «Древние государства мира, учитель предлагает сравнить местоположение относительно экватоpa Греции, Египта и местности, где проходит урок (например, Москвы). Учащиеся говорят, что ближе всего к экватору Египет. Однако учителю важнее подчеркнуть не различие в местоположении Египта и Греции, а сходство. Он отмечает, что Греция, подобно Египту, — южная страна. Зима здесь короткая и теплая, в году много знойных, жарких дней. В таблице делается запись: «обилие тепла».

Затем учитель сообщает, что дожди в Греции идут зимой, в остальное время года они редки. Учащимся известно, что в долине Нила осадки выпадают еще реже, однако здесь важно не различие, а сходство природных условий (в дальнейшем пойдет речь о засухе, постоянно угрожавшей греческим земледельцам). Делается запись: «дожди редки».

Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управлявший кораблем с помощью большого весла.

Задание: В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? Обычно на уроке возникает необходимость поставить дополнительные вопросы: 1) Почему древнегреческие мореплаватели боялись штормов и бурь больше, чем моряки наших дней? 2) Почему греки могли заблудиться в открытом море? Почему этого не боятся современные моряки? 3) Почему греческие моряки вынуждены были часто приставать к берегу? (Корабль имел небольшие размеры и многочисленный экипаж: запасов воды и продовольствия надолго не хватало.)

Желательно, чтобы учащиеся запомнили названия морей, по которым плавали древние греки. Задания: 1. Определите название большого моря, воды которого со всех сторон омывают берега Греции. 2. Отдельные части Средиземного моря имеют самостоятельные названия. Определите по карте № 4, как называется часть Средиземного моря, расположенная к востоку от берегов Греции.

Учитель может рассказать миф, объясняющий происхождение названия Эгейского моря ( Целесообразнее, однако, познакомить учащихся с этим мифом путем показа диафильма «Мифы древних греков» на следующем уроке).

— Некогда греческим городом Афины правил старый царь Эгей. В те времена Афины платили страшную дань царю острова Крит. (Афины и Крит учитель показывает на карте.) Каждые 9 лет на этот остров отправляли 7 юношей и 7 девушек. Там их пожирало страшное чудовище Минотавр, которое имело туловище человека и голову быка. Минотавр жил в огромном здании под названием «лабиринт». Здание имело тысячи комнат с длинными, извилистыми, перепутанными коридорами. Попав в лабиринт, никто не мог найти дорогу к выходу.

Сын царя Эгея, молодой и отважный Тесей, решил освободить Афины от ужасной дани и отправиться на Крит, чтобы сразиться с Минотавром. Узнав об этом, старый Эгей попросил сына: «На корабле в знак нашего горя, — сказал он,- стоит черный парус. Если тебе суждено победить Минотавра и избавить страну от унижения и позора, прикажи на обратном пути сменить черный парус на белый. »

Тесей прибыл на Крит, где познакомился с доброй и красивой дочерью царя Ариадной. Она полюбила Тесея и решила помочь ему. «Вот тебе клубок ниток, — сказала Ариадна, — когда войдешь в лабиринт, привяжи конец нитки к порогу и смело иди вперед. Разматывай клубок, не выпуская его из рук, а на обратном пути эта нить приведет тебя к выходу. Вот острый меч, он поможет тебе убить Минотавра». Тесей поступил именно так, как сказала Ариадна. Он победил в бою Минотавра, и освободил Афины от уплаты дани Криту. Но на радостях забыл Тесей выполнить просьбу отца. А старый Эгей часто выходил к морю и с высокой скалы всматривался в даль. Однажды он закричал: «Афиняне! Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса». «Мужайся, царь, — был ответ, — парус остался черным». Решив, что сын погиб, царь в отчаянии бросился вниз с крутого обрыва в море, которое,с тех пор называют Эгейским.

Рассматривается карта № 4. Древние греки научились пересекать Эгейское море, плывя от острова к острову. Уже более трех тысяч лет назад они заселили все его острова и западное побережье полуострова Малая Азия.

Записав на доске в правый столбец таблицы слово «море», учитель продолжает рассказ.

Греция-горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции — Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, и они верили, что там расположены дворцы богов. (В какой стране существовали сходные верования?)

Читайте также:  Особенности столиц стран мира

В Греции мало плодородных земель, почвы скудные, поэтому участков, пригодных для хлебопашества, и пастбищ здесь немного. «Какие записи нужно сделать в таблице?» — спрашивает учитель. Выслушав ответы, он пишет: «горы», «почвы». Затем характеризует полезные ископаемые древней Греции, леса и животный мир (эти факты могут не фиксироваться в таблице).

В Греции было много полезных ископаемых: руды — железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея), и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы камня. Подробнее можно сказать о мраморе, поскольку он широко использовался в архитектуре и скульптуре.

— Видели ли вы мрамор? Где? Это очень красивый камень: он обладает разными оттенками — снежно-белым, розовым, желтоватым. Цвет мрамора не постоянный, он меняется в зависимости от погоды и освещения. Но в любую погоду и время суток мрамор имеет теплый, приятный для глаз цвет. Мрамор удобен для обработки: его можно пилить и сверлить, а если мрамор отполировать, он будет блестеть как зеркало.

Лесов в Греции мало; каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое-где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.

Упоминание о хищных животных и змеях поможет учащимся на следующем уроке понять, что мифы о борьбе Геракла со сказочными чудовищами отражают многовековую борьбу греков с природой. В горах Греции в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот. Было много ядовитых змей.

В Греции нет полноводных рек, подобно Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке — не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40° в тени) — выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький ручеек течет по дну русла.

«Что следует записать в таблице?» Получив ответ, учитель делает последнюю запись («реки»). После чего он может предложить вопросы и задания:

1. В чем сходство и различие природных условий Греции и Египта? (Высказываясь, учащиеся пользуются таблицей на доске. Обычно они помнят природу Египта и способны дать развернутые ответы.) 2′. Предположите, как природа Греции влияла на развитие земледелия и скотоводства. 3. Каким занятиям она благоприятствовала в древности?

3. Изучение вопроса осуществляется путем чтения вслух учебника .(§ 23, п. 3). По ходу чтения следует показать на карте Пелопоннес и Микены. Рассматриваются рис. 1-4 (стр. 100).

На рис. 1 изображен вход в Микенскую крепость. Так называемые «львиные ворота» сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня 5 м, толщина — 1 м). Над воротами треугольная плита с рельефным изображением двух львиц. Огромные хищники опираются передними лапами на основание колонны, головы их (они не сохранились) были обращены к входящим. Львицы как бы охраняли вход.

Содержание других рисунков раскрывается в соответствии с подписями к ним.

«Древнейшие государства греков,- говорит учитель,- погибли внезапно под ударами врагов (при раскопках обнаружены следы пожаров и разрушений)».

4. Вопрос о том, кем были разрушены Микены и другие древнейшие города Греции, также можно разобрать путем объяснительного чтения (§ 23, п. 4). Нужно подчеркнуть, что дорийцы жили родами и племенами.

В приведенном описании урока отсутствует характеристика трех частей Балканской Греции (§ 23, п. 2). Допустимо вообще здесь не касаться этого вопроса (обилие географических названий отвлечет учащихся от основных идей урока), в дальнейшем пятиклассники исподволь познакомятся с картой Греции и усвоят требуемые географические объекты. Но если учитель все же сочтет необходимым провести эту работу, целесообразнее всего проделать ее с помощью мелового контура Греции (см. пособие, рис. 18) ( Контур рисуется на доске до урока от руки или с помощью трафарета из картона или фанеры). По ходу объяснения учитель делит картосхему Греции на части, делает надписи мелом: «Пелопоннес», «Фермопильский проход» и т. п. После работы с доской даются задания: «Покажите на карте «Древняя Греция» три части, на которые делится Греция. Как называется Южная Греция? Как можно было проехать по суше из Северной Греции в Южную?»


Рис. 18. Древняя Греция. Меловой рисунок

Домашнее задание: § 23. Вопросы 2-5 к § 23.

Источник

Страны древнего востока греция

ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Определение понятия «история Древнего Востока». Хронологические и географические границы. История Древнего Востока является составной частью общего курса истории древнего мира, в который включается также история античных обществ (древней Греции, древнего Рима) или «классической древности». Включение истории Древнего Востока, Греции и Рима в состав одного понятия — «история древнего мира» —не является механическим или произвольным. Оно предполагает наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, политических институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов, древних греков и римлян, позволяющих объединить их в рамках одной дисциплины — истории древнего мира. Вместе с тем выделение внутри этой дисциплины трех самостоятельных частей —истории Древнего Востока, Греции и Рима — предполагает наличие особенных черт каждой из общественных и культурных систем этих регионов.

Что объединяет общества Древнего Востока, Греции и Рима? Прежде всего тот важнейший факт, что все они возникли из примитивного первобытного строя, господствовавшего в течение многих сотен тысяч лет, характеризующегося беззащитностью человека перед лицом природы, родовыми отношениями, элементарным уровнем выживания, неразвитым логическим и абстрактным мышлением. В разных экологических условиях древневосточные народы, древние греки и римляне по-разному решали тяжелейшую проблему выживания, приспособления к окружающей среде и

создавали свою цивилизацию. Именно создание цивилизации как нового этапа развития человеческих обществ означало завершение длительного периода первобытности и вступление человеческого общества на путь стремительного прогресса во всех областях человеческого бытия, само выделение истории Древнего Востока, Греции и Рима как особых комплексов.

Можно выделить шесть главных признаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

1) создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

2) создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3) появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4) появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

5) возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В сущности говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македонского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древней Греции». Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III— V в. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Читайте также:  Во всех ли странах есть дед мороз

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного

Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока — это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций.

Возникновение первых цивилизаций в Шумере и Египте (вторая половина IV тысячелетия до н. э.) резко изменило всю картину древности. В бескрайнем мире первобытных племен появились высокоразвитые центры. Взаимодействие раннеклассовых обществ с их окружением было сложным и многообразным.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

Централизованная экономика, широкий спектр отношений зависимости, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства —все это можно видеть в Древнем Египте.

Государственное и частное землевладение, частный сектор в экономике, сильные в хозяйственном и политическом отношении города, с которыми приходилось считаться вавилонским царям, наличие границ, открытых для вторжения в долину Двуречья воинственным соседям, характерны для общества Месопотамии.

Ярко выраженный военный характер ассирийского общества и государства, государственное объединение всего Ближнего и частично Среднего Востока под властью персов—неповторимые явления древневосточной и мировой истории.

Варново-кастовая система, раздробленность, приведшая к сосуществованию различных форм политической организации — от монархии до республиканских образований при наличии культурного единства страны,—отличают цивилизацию Древней Индии от соседнего Китая с его оригинальной системой социальных рангов и деспотическим централизованным государством.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец IV—III тысячелетие до н. э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизационных центра—египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования —так называемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно разрозненные владения объединялись в единое государство. В тех исторических условиях единое централизованное государство обеспечивало приток рабов-военнопленных, направляло хозяйственную деятельность в масштабах всей страны, что имело большое значение для организации поливного земледелия в долинах Нила, Тигра и Евфрата. В Египте такое объединение произошло уже в эпоху Раннего царства (XXXI—XXIX вв. до н. э.); в Шумере междоусобная война отдельных городов-государств завершилась лишь в XXIV в. до н. э. В результате в Египте и Месопотамии складываются централизованные деспотические монархии с неограниченной властью царя, объявляемой божественной по происхождению, со сложным управленческим аппаратом. Основой экономики становятся крупные царские хозяйства. Объединенные в этих хозяйствах подневольные работники, близкие по своему положению к рабам, подвергались жестокой эксплуатации. Типичными образцами деспотических монархий являются Египет Древнего царства (XXVIII—XXII вв. до н. э.) и Месопотамия в эпоху Аккада и III династии Ура (XXIV—XXI вв. до н. э.). В обоих государствах эксплуатация рабов и подневольных работников достигает крайних степеней. Все это к концу III тысячелетия до н. э. приводит к кризису систему крупных централизованных хозяйств. Громоздкая система контроля, надзора и учета оказалась нерентабельной, крайние формы эксплуатации вступили в противоречие с потребностями производства. Социально-экономический кризис приводит к временному ослаблению деспотических монархий. В Египте усиливается местная знать, страна практически распадается на полунезависимые области. В Месопотамии исчезают огромные царские хозяйства, нарушается политическое единство страны. Однако здесь местная знать не играет большой роли, поскольку в период утверждения деспотической монархии она была практически вытеснена служилой знатью.

Одновременно в течение III тысячелетия до н. э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование социально-расчлененного общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока,—в Северной Месопотамии, в Иране, на юге Средней Азии, в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются ремесла, формируются местные городские центры. Этому в немалой степени способствуют торговые и культурные связи с Египтом, Месопотамией и Северо-Западной Индией. Так к концу первого периода постепенно складывается система классовых обществ разного уровня развития, охватывающая обширную территорию от Восточного Средиземноморья до Индостанского полуострова.

Очаги первых цивилизаций с их городами, монументальной архитектурой и письменностью образовывали зону интенсивного развития. Их соседями были племена, развивающиеся замедленными темпами, но находящиеся в тесном взаимодействии с этими центрами. На периферии древневосточного мира, протянувшейся от степей Аравийского полуострова до Северного Кавказа и степного пояса Центральной Азии, все большее значение приобретают подвижные и воинственные скотоводческие племена.

Во вторую эпоху (II — первая половина

I тысячелетия до н. э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но уже, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы;

В среде скотоводческих племен усиливается социальная дифференциация, выделяется правящая элита, известная по монументальным гробницам, лучше всего изученным на Кавказе. Возглавляемые удачливыми предводителями степняки нередко подчиняют своей власти земледельческие центры, их передвижения играют большую роль в этнических процессах, в частности в распространении индоиранских племен.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях—начинается борьба за преобладание на торговых путях.

На арене истории появляются новые народы, создающие могущественные политические объединения. Так, в Восточном Средиземноморье складывается гиксосский союз, подчинивший Египет в конце XVIII в. до н. э.; в Средней Сирии и северной Месопотамии в XVI—XV вв. до н. э. усиливается государство Митанни. Одно из теменных объединений Западного Ирана — касситы — в XVI—XII вв. до н. э. устанавливают свое господство в Месопотамии. Особое значение в XVI—XIII вв. до н. э. приобрело могущественное государство хеттов. Военное превосходство этих народов (использование боевых колесниц и широкое участие в военных операциях воинов-общинников под руководством своих племенных вождей) приводило к тому, что они нередко побеждали и подчиняли себе древние цивилизации. Вместе с тем завоевания в Египте и в Передней Азии не привели к разрушению сложившихся обществ, а свелись в конечном счете лишь к изменениям в правящей верхушке. Иная картина наблюдается в Индостане, где в силу ряда причин, в том числе и передвижений племен, древнейшая цивилизация приходит в упадок, и социально расчлененное общество в начале (тысячелетия до н. э. складывается заново и на новой территории —в долине Ганга.

Читайте также:  Топ 10 топ самых посещаемых стран мира

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство. Делаются попытки повысить рентабельность труда подневольных работников, заинтересовать их в его результатах. Наиболее дальновидные представители правящих классов стараются смягчить социальные противоречия, ограничить их крайние проявления, что, например, нашло отражение в законодательстве вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако эти временные реформы в итоге приводят лишь к обострению социальных конфликтов и внутренней борьбы. Так, в Египте мощное восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н. э. серьезно потрясло все государство. Идет борьба и между отдельными группировками правящего класса за увеличение своей доли власти и богатства.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV—XIV вв. до н. э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье. Египет эпохи Нового царства, по существу, представлял собой мощную военную державу, процветающую за счет ограбления соседних стран. Именно в это время создаются наиболее величественные памятники египетской архитектуры. В ходе беспрерывных войн, взимания с побежденных колоссальной дани, а иногда и прямого ограбления покоренных стран происходит как бы насильственное перераспределение прибавочного продукта в масштабах всего переднеазиатского региона. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей. В этом отношении весьма характерно формирование в IX—VII вв. до н. э. великой Ассирийской державы. Опираясь на лучшие для своего времени вооруженные силы, ассирийские цари последовательно проводили по отношению к покоренным странам и народам политику «тяжелой дани», уничтожения селений, массовых убийств, что неизбежно вело к обнищанию, вызывало волнения и восстания. Недаром у народов Древнего Востока Ассирия именовалась «логовищем львов», а ее столица Ниневия — «городом крови». Создаваемые таким образом военно-административные объединения не представляли собой прочных государств. Вставшее во главе объединения государство более стремилось к грабежу, чем к развитию своего хозяйства.

Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Носителями этих тенденций становятся городские центры, особенно в Вавилонии и Финикии. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.— середина I тысячелетия н. э.) —это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI—IV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий—буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Меняется характер варварских племен, концентрирующихся по границам этого пояса. В их среде решающую роль теперь играют кочевые объединения, совершающие набеги на богатых соседей. Борьба с кочевыми племенами играет большую роль в истории Средней Азии и Китая. Захватив политическую власть в земледельческих районах, кочевники становятся во главе двух крупнейших держав древнего мира — Парфянской (III в. до н. э.— III в. н. э.) и Кушанской (I—IV вв. н. э.).

Для социально-экономической характеристики эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается и товарность хозяйства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают широкое распространение и в Ахеменидской державе, и в циньском Китае, и в индийской империи Маурьев. Развитие товарно-денежных отношений в ряде случаев встречает полную поддержку правительства, проводящего политику активного градостроительства, заботящегося о развитии и охране дорог и торговых путей. Рабский труд еще сохраняет свое значение, и древние источники дают достаточно детальную классификацию рабов: военнопленные, рабы по рождению, кабальные рабы, рабы по наказанию и многие другие категории. Одновременно в производстве используются и наемные работники из числа обедневших общинников, практикуется сдача земельных участков в аренду. Исподволь идет наступление крупных землевладельцев на свободных общинников, постепенное превращение их в феодально зависимых крестьян. Сопротивляясь закабалению, общинники поднимают восстания. Иногда предпринимаются реформы для поддержания общины, но в классовом обществе они имели утопический характер.

При рассмотрении огромной зоны древневосточных обществ особенно ярко видны черты специфики в развитии отдельных стран, их этнических и культурных особенностей, исторических судеб. В Передней Азии поражение Персидского государства в столкновении с Грецией привело к своеобразному синтезу традиций двух регионов в форме эллинистических государственных образований, синтезу, давшему особенно плодотворные результаты в сфере культуры. Эллинистические государства в ряде случаев сравнительно скоро приобрели черты деспотической монархии. В Индии тенденции к созданию крупных государств получили реальное воплощение к середине I тысячелетия до н. э.

Приблизительно в это же время начинается интенсивный процесс создания крупного централизованного государства и в Китае с характерными чертами деспотической монархии. Специфической чертой развития Индии является общинно-кастовая система, в то время как в Китае значительную роль в общественной жизни играл традиционализм сословных рангов. В рассматриваемую эпоху особенно отчетливыми становятся и черты кризиса традиционных форм эксплуатации, в обществе начинается их внутреннее перерождение. Специфическая организация древневосточного общества логически подходила к своему концу. Крушение крупнейших держав — Кушан, Парфии, ханьского Китая, как и крушение Римской империи, в известной мере означало конец древней эпохи, на смену которой шел феодализм.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синухета», страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае — вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Источник

Adblock
detector