- Западники и славянофилы
- Западники и славянофилы
- Корни появления славянофилов и западников
- Истоки славянофильства
- Религиозные ценности
- Москва есть третий Рим
- Реформаторская деятельность Петра
- Истоки западничества
- Суть идеологии и ее значимость
- Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов
- Трансформация идей в 20 веке
- Особенности общественных движений в 30-50 года 19 века
- Контрольный тест по истории России (перая половина 19 века) тест по истории (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Западники и славянофилы
Наконец пришла пора поговорить о двух самых известных течениях 30-40 годов 19 века — о западничестве и славянофильстве . Образовавшиеся в годы небывалого развития общественной и литературной мысли, происходившего на фоне жесткой цензуры и стабильного застоя в России, эти течения отобразили те чаяния, которые витали в среде русских мыслителей не первое столетие. Думы о судьбах России и ее миссии разделили мыслителей на западников и славянофилов. Сегодня мы постараемся выделить различия и сходства в их программах и идеях, а также проследить историю и прошлое этих течений.
Если говорить о западничестве , то это течение объединяло людей, считавших, что Россия — европейская держава, которая должна взять все лучшее с Запада и развиваться путем старушки Европы. Идеи просвещения, заложенные и развитые Вольтером, Руссо, Монтескье и другими мыслителями, должны стоять в основе развития общества и образования народа , а вот все эти «исконно русские» традиции и идеи тормозят развитие страны. Сторонники западного пути развития нашей страны опирались на опыт предшественников — Петра I и декабристов , которые побывали за границей и поняли, что Россия должна брать лучшее из Европы для того, чтобы стать развитой державой. Идеалом для западников был Петр Великий , который, как они считали, «прорубкой» окна в Европу совершил настоящий подвиг и подарил возможность России нормально развиваться, а идеальной страной была Англия . Известными западниками были: П. Чаадаев , историк С. Соловьев и его сын, философ В. Соловьев , писатели И. Тургенев , А. Герцен и Н. Некрасов , критик В. Белинский и др.
А вот славянофилы были уверены, что у России — особый путь развития, отличный от европейских стран , которые , как они считали, загнивают и близки к гибели из-за развития в них самих либеральных и просвещенческих идей . Славянофилы говорили, что Россия прекрасно жила, избрав в 15 веке путь обособленного развития, но Петр I разрушил все устои и традиции, разделил народ на сторонников и противников своих реформ, покусился на основы России и даже укрепил крепостное право. Основами государства славянофилы считали те самые три столпа из «теории официальной народности» : православие, самодержавие, народность . Основоположником славянофильства считается литератор А. Хомяков , а известными сторонниками были братья Аксаковы , философы Н. Страхов и К. Леонтьев , писатели Ф. Достоевский , В. Даль и Ф. Тютчев .
Интересный факт: многие славянофилы, чтившие традиции, отращивали густые бороды, а особо смелые из них даже ходили в уже забытой русской одежде 17 века.
Однако при всех отличиях были у западников и славянофилов общие идеи и мысли . Прежде всего, они критиковали существовавший тогда режим Николая I со всеми его отрицательными чертами и говорили о том, что в России необходима свобода слова и мысли . Также сторонники обоих течений критиковали крепостное право и призывали к его отмене.
Спор между западниками и славянофилами возник после выхода в свет «Философических писем» Чаадаева, который размышлял о судьбе России. Сторонники двух течений стали активно наполнять свои журналы ( «Отечественные записки» и «Московитянин» соответственно) статьями, которые отражали их основные идеи. Мало-помалу эти течения стали укореняться в русском обществе, привлекая к себе все больше последователей. А еще они оказались прекрасной платформой для развития не только общественной мысли, но и общественных наук, например, истории.
Итогом разделения общества на два противоположных течения стало глубокое укоренение их идей в умах русских людей. Ведь до сих пор существуют разные мысли о пути развития России. Одни говорят, что необходимо сотрудничать с Западом и брать оттуда все лучшее, а другие настаивают на особом, мессианском пути нашей страны. А самым главным итогом стало то, что эти течения задали справедливый вопрос себе и своим потомкам, то есть нам: кто мы и как мы должны развиваться .
Источник
Западники и славянофилы
Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд
Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.
Корни появления славянофилов и западников
Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.
Истоки славянофильства
Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:
- Религиозные ценности.
- Москва есть третий Рим.
- Реформы Петра
Религиозные ценности
Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.
Москва есть третий Рим
Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.
Реформаторская деятельность Петра
Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».
Истоки западничества
Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:
- Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
- Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.
Суть идеологии и ее значимость
Славянофильство и западничество, как система взглядов на прошлое и будущее России, возникли в 1830-1840 годах. Одним из основателей славянофильства считается литератор и философ Алексей Хомяков. В этот период в Москве выходит две газеты, которые считались «голосом» славянофилов: «Москвитянин» и «Русская беседа». Все статьи этих газет насыщены консервативными идеями, критикой реформ Петра, а также размышлениями о «собственном пути России».
Одним из первых идейных западников считается писатель А.Радищев, который высмеивал отсталость России, намекая на то, что это вовсе не особый путь, а просто отсутствие развития. В 1830 годах с критикой российского общества выступил П.Чаадаев, И.Тургенев, С.Соловьев и другие. Так как российскому самодержавию было неприятно слышать критику, то западникам было сложнее, чем славянофилам. Именно поэтому некоторые представители этого течения покинули Россию.
Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов
Историки и философы, которые занимаются исследованием западников и славянофилов, выделяют следующие предметы для дискуссий между этими течениями:
- Цивилизационный выбор. Для западников, Европа – эталон развития. Для славянофилов, Европа – пример морального падения, источник возникновения пагубных идей. Поэтому последние настаивали на особом пути развития Российского государства, которое должно иметь «славянский и православный характер».
- Роль личности и государства. Для западников характерны идеи либерализма, то есть свободы личности, ее первичность перед государством. Для славянофилов главное – государство, а личность должна служить общей идеи.
- Личность монарха и его статус. Среди западников было два взгляда на монарха в империи: его либо стоит убрать (республиканская форма правления), либо ограничить (конституционная и парламентская монархия). Славянофилы считали, что абсолютизм – это истинно славянская форма правления, конституция и парламент – это чуждые для славян политические инструменты. Яркий пример такого взгляда на монарха перепись населения 1897 года, где последний император Российской империи в графе «род занятий» указал «хозяин земли русской».
- Крестьянство. Оба течения сходились в том, что крепостное право – это пережиток, признак отсталости России. Но славянофилы призывали ликвидировать его «сверху», то есть при участии власти и дворян, а западники призывали прислушаться к мнению самих крестьян. Кроме того, славянофилы говорили, что крестьянская община – это лучшая форма управления землей и ведения хозяйства. Для западников общину нужно распустить и создать частного фермера (что и пытался сделать П.Столыпин в 1906-1911 годах).
- Свобода информации. По мнению славянофилов, цензура – нормальная вещь, если она в интересах государства. Западники выступали за свободу печати, свободное право выбора языка и т.д.
- Религия. Это один из основных пунктов славянофилов, поскольку православие – это основа русского государства, «Святой Руси». Именно православные ценности должна защитить Россия, поэтому она и не должна перенимать опыт Европе, ведь он нарушит православные каноны. Отражением этих взглядов была концепция графа Уварова «православие, самодержавие, народность», которая стала основой построения России в ХІХ веке. Для западников религия не была чем-то особенным, многие даже говорили о свободе вероисповедания и отделении церкви от государства.
Трансформация идей в 20 веке
В конце XIX – начале XX века эти два течения прошли сложную эволюцию и трансформировались в направления и политические течения. Теория славянофилов в понимании некоторой интеллигенции начала трансформироваться в идею «панславизма». В ее основе идея объединения всех славян (возможно только православных) под одним флагом одного государства (России). Или другой пример: из славянофильства возникли шовинистические и монархистские организации «Черные Сотни». Это пример радикальной организации. Конституционные-демократы (кадеты) приняли некоторые идеи западников. Для социалистов-революционеров (эсеров) Россия имела свою модель развития. РСДРП (большевики) меняли свои взгляды на будущее России: до революции Ленин утверждал, что Россия должна пройти путь Европы, однако после 1917 года заявил о своем, особом пути страны. По-сути, вся история СССР – это реализация идеи своего пути, но в понимании идеологов коммунизма. Влияние Советского Союза в странах центральной Европы – это попытка реализации все той же идеи панславизма, но в коммунистической форме.
Таким образом, взгляды славянофилов и западников формировали на протяжении долгого периода времени. Это сложные идеологии, в основе которых выбор системы ценностей. Эти идеи на протяжении XIX-XX века пережили сложную трансформацию, стали основой многих политических течений России. Но стоит признать, что славянофилы и западники – не уникальное явление России. Как показывает история, во всех странах, которые отставали в развитии, общество делилось на тех, кто желал модернизации и тех, кто пытался оправдаться особой моделью развития. Сегодня эта дискуссия также наблюдается в государства восточной Европы.
Особенности общественных движений в 30-50 года 19 века
Славянофилы и западники это далеко не все общественные движения России 19 века. Просто они наиболее распространены и известны, ведь спорт этих двух направлений актуален и по сей день. До сих пор в России мы видим неутихающие споры о том «Как жить дальше» — копировать Европу или остановиться на своем пути, который должен быть уникальным для каждой страны и для каждого народа.Если же говорить про общественные движения в 30-50 годах 19 века в Российской империи, то они формировались при следующих обстоятельствах
Это обязательно нужно учитывать поскольку именно обстоятельства и реалии времени формируют взгляды людей и заставляют их совершить те или иные поступки. И именно реалии того времени породили и западничествои славянофильство.
Источник
Контрольный тест по истории России (перая половина 19 века)
тест по истории (8 класс) по теме
Тест может быть использован на повторительно-обобщающем уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_test_po_istorii_rossii_pervaya_polovina_xix_veka_1_.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по истории России (первая половина XIX века)
1. В каком году была проведена в России министерская реформа?
1) 1802 г. 2) 1814 г. 3) 1841 г. 4) 1864 г.
2. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?
А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский
Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев
В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков
Укажите верный ответ:
1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД
3. С правлением какого монарха связан термин «Негласный комитет»?
- Николая I 3) Алескандра II
- Александра I 4) Павла I
4. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:
- широкое привлечение в экономику иностранного капитала
- низкие темпы развития
- невмешательство государства в экономику
- начало промышленного переворота
5. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.
« Граф имел обширную и непреклонную волю…
Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».
1) М.Сперанский 3) Д.Милютин
2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф
6. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д.Кисилева?
1) крепостных крестьян 3) жителей военных поселений
2) приписных крестьян 4) государственных крестьян
7. Кто из названных лиц руководил подготовкой «Свода законов Российской империи»?
1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин
2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев
8. В XIX веке «военными поселениями» называли:
- военные лагеря в сельской местности
- размещение войск на оккупированной территории
- военные учения организуемые регулярно
- организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью
9. Теория официальной народности возникла в годы царствования
1) Екатерины II 3) Николая I
2) Павла I 4) Александра III
10. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.?
- М.Милорадович, П.Каховский
- Александр II, Софья Перовская
- Павел I, Н.Панин
- Николай I, Е.Канкрин
11. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?
1) социал-демократы 3) нестяжатели
2) слафянофилы 4) декабристы
12. Кого из названных лиц А.С.Пушкин назвал «последним летописцем»?
1) Н.М.Карамзина 3) В.А.Жуковского
2) Г.Р.Державина 4) Д.И.Фонвизина
13. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?
1) Северное общество 3) «Союз спасения»
2) «Союз благоденствия» 4) Южное общество
14. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?
1) малочисленность русской армии
2) военно-техническая отсталость России
3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров
4) Ведение военных действий на территории Турции
15. Кто из названных лиц был лидером художников-передвижников?
1) И.Крамской 3) К Брюллов
2) И.Репин 4) И Шишкин
16. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?
1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель
2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.
3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии
4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски
17. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?
А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков
Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов
Укажите верный ответ
1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ
18. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?
1) Смоленское сражение
2) совет в Филях
3) Бородинское сражение
4) Тарутинский марш-манёвр
19. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?
А) штурм Измаила
Б) бои за Малоярославец
В) Тильзитский мир
Д) сражение под Аустерлицем
Е) совет в Филях
Укажите верный ответ:
20. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.
«В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдатов и офицеров за случаи мародёрства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».
1) Павел I 3) Александр II
2) Александр I 4) Николай I
1. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Деятели культуры: Произведения:
А) К Брюллов 1) «Явление Христа народу»
Б) А Иванов 2) «Всадница»
В) П.Федотов 3) «Свежий кавалер»
Г) М Глинка 4) «Жизнь за царя»
5) «Борис Годунов»
2. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Деятели культуры Произведения
А) А Захаров 1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Б) К Росси 2) генеральный штаб в Санкт-Петербурге
В) В Растрелли 3) здание Адмиралтейства
Г) О.Бове 4) Большой театр в Москве
5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
3. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.
«После краткого и несчастливого царствования Павла вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».
4. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.
«Всё для государства, то есть для престола, ничего для людей… Он подогревает вялое православие, гонит униат, уничтожает веротерпимость, не пускает русских за границу, обкладывает безобразной пошлиной право путешествовать, терзает Польшу за её политическое развитие, и смело ставит на своём знамени, как бы в насмешку великим словам на хоругви Французской революции: Самодержавие, Православие, Народность. Самодержавие – как цель. Вот наивная философия истории русского самодержавия».
5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В.Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.
«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».
6. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.
«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.
Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)
Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили ещё брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал своё дело, погубив этих несчастных».
7. Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в тексте задания таблицу.
Источник