Сравнительный анализ финансовых систем зарубежных стран

Содержание
  1. Финансовые системы зарубежных стран
  2. Финансовая система.docx
  3. Введение
  4. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
  5. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Они не выделяет финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
  6. Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений, определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
  7. Общие понятия финансовой системы.
  8. Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.
  9. Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон:
  10. 1) по внутреннему устройству;
  11. 2) организационной структуре.
  12. По внутреннему устройству финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
  13. По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками.
  14. Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.
  15. Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
  16. Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы.
  17. Выделяются 4 сферы:
  18. Отдельное звено финансовой системы отображает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев осуществляется по признаку наличия либо обособленного фонда финансовых ресурсов, либо специфических форм и методов финансовых отношений.
  19. Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.
  20. Основные элементы системы государственных финансов:
  21. По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:
  22. Централизованные финансы – это финансы государства и органов местного самоуправления (муниципальные финансы).
  23. Децентрализованные финансы – это финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашних хозяйств.
  24. По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:
  25. Финансовая система зарубежных стран (США, Великобритания, Германия)
  26. Финансовая система в США
  27. Сравнительная характеристика сфер и звеньев финансовых систем РФ и зарубежных стран.

Финансовые системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

В данной работе были изучены и рассмотрены финансовые системы трех зарубежных стран: США, Великобритании и Германии. Каждая система в отдельности представляет уникальный способ руководства финансами той или иной страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система.docx

Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Они не выделяет финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений, определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Общие понятия финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.

Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон:

1) по внутреннему устройству;

2) организационной структуре.

По внутреннему устройству финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками.

Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы.

Выделяются 4 сферы:

  • Уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования;
  • Уровень макроэкономики – государственные финансы;
  • Уровень мирового хозяйства – международные финансы;
  • Обеспечивающая сфера – финансовый рынок;

Отдельное звено финансовой системы отображает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев осуществляется по признаку наличия либо обособленного фонда финансовых ресурсов, либо специфических форм и методов финансовых отношений.

Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Основные элементы системы государственных финансов:

    • Бюджет государства;
    • Внебюджетные фонды;
    • Местные финансы;
    • Финансы государственных предприятий;
Читайте также:  Как страны борются с загрязнением окружающей среды

По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:

    • Централизованные или публичные финансы;
    • Децентрализованные финансы;

Централизованные финансы – это финансы государства и органов местного самоуправления (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы – это финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашних хозяйств.

По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:

    • Государственные финансы – уровень макроэкономики;
    • Финансы хозяйствующих субъектов – уровень микроэкономики;
    • Финансовый рынок, страхование – обеспечивающая сфера;
  1. Финансовая система зарубежных стран (США, Великобритания, Германия)

    Финансовая система в США

    Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

    Финансовая система США состоит из нескольких сфер:

      • Бюджетная система;
      • Государственный кредит;
      • Банковская система;
      • Биржа;

    Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах выполняет Федеральная резервная система. Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США.

    Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе, операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны. Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками.

    Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования. Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала.

    Особняком в банковской системе Соединенных Штатов Америки стоят Федеральные резервные банки, которые занимаются проведением политики Федеральной резервной системы на местах. Таких банков в настоящий момент существует 12 штук, они получают свои названия в зависимости от города нахождения, например, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Миннеаполиса или Ричмонда. В число их функций входит отслеживание состояния местных финансовых учреждений.

    Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров. Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции. Участниками биржевых торгов на расположенных в Соединенных Штатах Америки площадках являются как американские предприятия, так и компании из любых других стран мира.

    В США существуют хорошо развитые долгосрочные и краткосрочные рынки капитала. Рынок долгосрочного ссудного капитала включает: рынок государственных бумаг (фондовая биржа), рынки промышленных, иностранных и государственных облигаций, ипотечный рынок, потребительский кредит.

    Краткосрочный рынок включает такие рынки, как денежный (рынок краткосрочного капитала), валютный, финансовый по сделкам на срок (рынок опционов), фьючерсный, своповый.

    Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок — это наиболее чувствительная сфера свободного рынка (рыночной экономики), которая отражает глубинные процессы, происходящие в национальных экономиках (и в мировой экономике). Глобальная интеграция финансов и денежных потоков, реализующихся в мировых финансовых центрах, делает особенно ощутимыми колебания финансово-экономической конъюнктуры. Любые сбои в самых отдаленных региональных звеньях мировой экономики, включенных в единые структуры глобальной системы международного производства и финансов, немедленно отражаются, с большей или меньшей силой, в основных финансовых центрах.

    США обладают крупнейшим в мире рынком капитала. Для решения задач поддержания и увеличения долгосрочных накоплений реального капитала требуются эффективные финансовые институты, крупные объемы сбережений, растущий спрос на капиталовложения в производство, землю, услуги, науку и т.д.

    Бюджетная система США, как часть финансовой системы СШФ представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов штатов (52 бюджета) и местных бюджетов. Ведущая роль в распределении средств принадлежит федеральному бюджету. Его главная задача обеспечить в финансовом отношении деятельность государства по управлению государством, национальную безопасность, регулирование экономического развития. Федеральный бюджет США имеет отдельные федеральные налоги. Они выполняют фискальную функцию и используются для экономического регулирования и стимулирования экономического роста. Кроме того, важный инструмент перераспределения национального дохода.

    Источник

    Сравнительная характеристика сфер и звеньев финансовых систем РФ и зарубежных стран.

    Введение

    Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций.

    Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

    • раскрытие основных звеньев финансовой системы;

    — рассмотрение особенностей управления общественными финансами в Российской Федерации;

    — рассмотрение финансовой политики на современном этапе.

    Общие понятия.

    Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

    Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак — это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

    Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

    Сравнительная характеристика сфер и звеньев финансовых систем РФ и зарубежных стран.

    Рассмотрим финансовую систему на примере России, Германии и Австралии.

    Финансовая система России— совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. сферу.
    Финансовая система РФ включает в себя:
    1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
    2. Внебюджетные специальные фонды;
    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
    централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
    4. Фонды страхования (имущественного и личного);
    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, — это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
    Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
    Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

    Финансовая система Германии схожа с российской, ведь в обоих случаях речь идёт о федерациях с аналогичной бюджетной вертикалью.

    В финансовой системе Германии на первом месте стоит порядок и чёткость распределения функций и обязанностей. Главный орган финансовой системы– федеральное правительство, затем идут министерство финансов и высшие финансовые дирекции. Германия разделена на финансовые округа, которые формально автономны, но являются частью одной общей финансовой системы.
    Общий, или сводный, бюджет Германии включает в себя:
    — государственный бюджет – это отражение доходов и расходов всей страны;
    — бюджеты 16-ти федеральных земель, естественно, они не одинаковы и зависят от самобытных экономических факторов регионов;
    — поместные «сметы», или бюджеты городских и сельских громад.

    Основной источник бюджета являются налоги: федеральный состоит из 0,9 всех налоговых поступлений, региональные – из 0,7, а общинные – из 0,3. В госбюджет включаются доходы немецкого Центробанка и госпредприятий.
    Бюджетная особенность финансовой системы Германии – постоянный выпуск внешних займов – выделение государственной помощи на закупку сырья, расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций и т.п. Это одна из традиционных статей бюджетных расходов (с 1951-го года).
    К слову, по прогнозам экспертов с 2009 по 2013 годы задолженность бюджетов всех уровней – германской федерации, федеральных земель и коммун – увеличится в общей сложности на 509 млрд евро, а суммарный госдолг Германии к 2013 году побьет исторический рекорд – 2 трлн евро. Это означает, что как минимум в течение ближайших четырех лет Германия будет нарушать критерии Маастрихтских соглашений по дефициту бюджета и размерам госзадолженности. Правда не в одиночку – согласно прогнозам Еврокомиссии, из 27 стран Европейского Союза 21 превысила в 2009 году допустимую границу бюджетных дефицитов.

    Организационное построение финансовой системы Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

    В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.

    На финансы федеральных органов власти Астралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

    2. Особенности управления общественными финансами в РФ

    Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональном их использованием. На решение этой проблемы и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем . Управляющая система – «финансовая система» — совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» — совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
    Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
    — управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
    — общность функций всех финансовых учреждений;
    — общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
    Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются (3):
    — зависимость от конечной цели;
    — макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
    — соответствие интересам всех членов общества;
    — использование экономических законов;
    — учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

    Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
    Конкретными методами и формами управления финансами служат (5, 7):
    — финансовое планирование;
    — прогнозирование;
    — программирование;
    — финансовое регулирование;
    — финансовый контроль;
    — принятие финансового законодательства;
    — система методов мобилизации финансовых ресурсов.

    . В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

    Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (12):
    — Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.
    — Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).
    — Правительство Российской Федерации – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
    — Министерство финансов Российской Федерации:
    1. Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
    2. Организует разработку федерального бюджетного плана;
    3. Принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

    На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:
    — получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
    — ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;
    — проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций (9).

    Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
    Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).
    Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
    Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
    Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
    Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

    2. Финансовое планирование и прогнозирование

    В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности (1). Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
    Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих (4):
    — особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
    — отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

    Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане своего количественного выражения. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
    Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.
    Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной – возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.
    Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов – БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.
    Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс – баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (4):
    — заработная плата;
    — доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
    — пенсии и пособия;
    — стипендии;
    — доходы от обмена товарами между группами населения;
    — оплата товаров и услуг;
    — налоги и добровольные взносы;
    — сбережения во вкладах и займах.

    Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.
    Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационно основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.
    Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики (2, 6).

    ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ССОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    Источник

Оцените статью