Меню

Сравнение географического положения россии с положением других стран кратко

Сравнение географического положения России и других государств

При сравнении географического положения России с положением других крупнейших по площади государств мира — Канады, Китая и США — обращает на себя внимание, что только Канада имеет сходное с нашей страной положение в довольно высоких широтах на северной окраине материка. Самые южные районы Канады находятся на широте горных районов Дагестана и Владивостока, а северная материковая окраина лежит на одной широте с центральной частью полуострова Ямал. Положение в арктическом, субарктическом и умеренном поясах, суровые зимы со снежным покровом, широкое распространение многолетней мерзлоты создают сходные с Россией условия освоения природных ресурсов и жизни населения. Однако более половины населения Канады живет южнее широты Волгограда. Между 50—52° с. ш. и полярным кругом плотность населения в Канаде менее 1 чел./км а к северу от полярного круга находятся незаселенные территории. Недаром Канаду называют страной кленового листа. У нас же клен растет лишь в юго-западной части Европейской России и на юге Дальнего Востока. США и Китай расположены много южнее. Северные окраины этих стран лежат в южной части умеренного пояса. Лишь Аляска (США) относится преимущественно к субарктическому и арктическому поясам. В основном США расположены в субтропическом поясе. В этом же поясе, а также в тропическом находятся и главные земледельческие районы Китая, что создает более благоприятные условия в этих странах для развития сельского хозяйства и жизни населения. Побережья США и Китая омывают незамерзающие моря.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР. Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР. Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными. В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Государства Балтии, Белоруссии, Украины отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов.
Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы. Географическое отдаление России сократило ее участие в европейских делах. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.
Экономико-географическое положение России между Азией и Европой придает ей роль регионального моста. Это, вероятно, один из уникальных не пограничных или приграничных регионов, а именно переходных регионов-мостов, которые одновременно разделяют и связывают элементы единой планетарной системы. Эта роль меняется в зависимости не только от общей обстановки на планете (периоды мира или военного противостояния), но и от внутренней обстановки в стране и внешней политики государства. Определяющим является экономико-географическое и геополитическое положение России между:

. цивилизациями Европы и Азии
. хозяйственными культурами народов севера и юга Азии
. малонаселенной Европой и перенаселенной Азией
. Европейским Союзом и объединением стран АСИАН

Транспортно-географическое положение России. Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол «Сибиряков» прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн).

На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

После десятилетнего перерыва Россия в 2002 году вернулась на второе место в мире по производству нефти и на первое место по экспорту энергоносителей. Россия экспортирует природный газ (85 млрд. кубометров в год) и нефть (160 млн.тонн в год) в страны Европы. В 2011 г. по трубопроводу на мировой рынок уже поставляется 15 миллионов тонн нефти в год, а в дальнейшем объемы могут вырасти до 80 миллионов тонн. Ожидается, что в перспективе 30 миллионов пойдут на Китай, а остальные 50 миллионов — на мировой рынок, в частности, в другие страны АТР.

Сегодня годовой экспорт российской нефти в Европу составляет около 180 миллионов тонн, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — около 35 миллионов. Эксперты не исключают наращивание поставок нефти в восточном направлении до планируемых 80 миллионов в ущерб экспорта на Запад.

Потребление китайцами газа в 2011 году вырастет более чем на 20 процентов — до 130 миллиардов кубометров, а к 2020 году достигнет 230 миллиардов. Для сравнения: Россия поставляет сегодня в Европу около 150 миллиардов кубометров газа.

Развитие региональных ресурсов

Экономически оправданным можно считать использование местных людских ресурсов для реализации различных проектов в сфере производства, торговли и транспорта. Естественно, что необходимо уделять внимание образованию местного населения и поддержанию его на уровне, отвечающем хотя бы начальным этапам реализации проектов. Социальная инфраструктура региона должна развиваться сбалансировано и способствовать эффективному использованию экономико-географического положения региона. В этих условиях возникает новая федерального значения задача. Интернационализация звеньев магистральной сети всех видов транспорта (включая трубопроводы и ЛЭП) должна быть использована для укрепления экономики как России в целом, так и отдельных ее регионов. Надо сделать так, чтобы коридоры стали не просто звеньями международной транспортной системы для пропуска транзита или экспорта природных ресурсов, а неотъемлемой частью экономики территорий, через которые они будут проложены. Причем регионы должны взять на себя обслуживание коридоров и использовать свой грузообразующий потенциал экспортно-импортных операций для повышения объема грузопотоков. Коридоры должны будут дать импульс развитию экономики регионов и облегчить условия участия их в мировой торговле. Пока должного взаимоучета прогнозов нет, и от этого могут потерять и транспортная система, и регионы. Например, в настоящее время начинаются регулярные коммерческие рейсы из Северной Америки в Азию через Северный полюс и Восточную Сибирь. С увеличением интенсивности полётов и добавлением пассажирских рейсов увеличились бы и поступления в бюджет России от «проводки» самолётов. Наибольший эффект от эксплуатации новых трасс Россия может получить только в случае создания международного класса Сибирского грузового распределительного. Однако до настоящего времени грузообразующий потенциал регионов для использования кроссполярного моста не определен, место формирования терминала не согласовано, варианты организации прямой связи грузоотправителей или грузополучателей с возможным терминалом не проработаны. Сибирь оказалась не готовой для извлечения должной отдачи от открывшейся возможности использования ресурса экономико-географического положения. Другим примером недостаточно эффективного использования экономико-географического потенциала может служить БАМ.
Байкало-Амурская магистраль до сих пор не является полноценным участником международного транспортного моста “Европа – Азия”. На территории России контейнерные перевозки организованы в соответствии с международными стандартами, но мощностей порта Восточного для обработки грузов в азиатском направлении не хватает; необходимо использование портов Кореи. Завершается период проектирования железнодорожной трассы ТSR-TKR (Транс-сибирская Транс-корейская магистраль). БАМ получит нужную нагрузку, а зона БАМа – новые предпосылки развития.
Можно привести еще много примеров значения рационального использования потенциала ресурса экономико-географического или геополитического положения России или субъектов Федерации и необходимости взаимоувязанного прогноза формирования системы международных транспортных коридоров и развития экономики тяготеющих к ним регионов. Это не ново, но, к сожалению, приходится об этом напоминать. Вообще для Азиатской России в связи с тем, что в ее пределах одновременно формируются и мосты практически всех видов транспорта и проекты их мало связаны как между собой, так и с перспективами развития остальных сфер экономики сибирских регионов. Не решает эти вопросы и наличие федеральных программ социально-экономического развития Дальнего Востока, Забайкалья или Сибири. Может быть, настало время разработки единой схемы формирования политранспортных коридоров на всем пространстве Азиатской России, увязанных как со схемами формирования опорного каркаса сети железных дорог, так и с прогнозами развития федеральных округов, экономических районов и субъектов Федерации, с федеральными программами освоения проблемных регионов ресурсного типа.
В этом случае появится возможность государственного регулирования единого процесса интеграции России в мировую экономическую систему, формирования единого экономического пространства в пределах России и образования новых экономических поясов на базе эффективного использования потенциала Евразийского положения России. Важнейшая магистраль Транссиб станет не только основой Центрального международного транспортного коридора России, связывающего страны Европы и Восточной Азии, но и важнейшей предпосылкой приобретения нового “качества” тяготеющей к ней территории.

Потенциал взаимодействия России со странами

В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей. Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны. Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам. ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики. В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы): Макро уровень — должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики. Мезо уровень — оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР). Если раньше СССР существовал в биполярном мире (США — НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты: Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %. Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.

Оценка и условия использования положения России в мирохозяйственной и политической системах существенно изменились в последние годы ХХ века. С одной стороны, стала меньшей территория государства, страна лишилась значительной части морских портов, изменились условия использования традиционных транспортных сухопутных, водных и воздушных трасс, которые ранее использовались для осуществления внешних экономических связей. С другой стороны, сформировался новый полюс роста в Юго-Восточной Азии, произошла экономическая интеграция стран Западной Европы (сформировался Европейский Союз), сохраняется роль одного из мировых лидеров – США. Между тремя ведущими мировыми полюсами роста осуществляются масштабные экономические связи. Особенно интенсивно увеличивается товарообмен между странами Юго-Восточной Азии и Европы, Юго-Восточной и Центральной Азии. Для осуществления их формируется система транспортных мостов “Запад – Восток”, которая постепенно соединяется с Критской системой транспортных коридоров Европы.
Из всего выше сказанного ясно, что экономико-географическое положение имеет крупнейшее методологическое значение Место, занимаемое любым ареалом, — будет ли то страна, район или город — в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением. Поскольку экономико-географическое положение в значительной мере определяет связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование территории.

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны. Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).
Есть все основания утверждать, что значимость экономико-географического положения России с учетом всех “между” в будущем возрастет, особенно в связи с тем, что страна окажется на пересечении кратчайших маршрутов связей между важнейшими тесно взаимосвязанными полюсами будущей мировой хозяйственной системы. Геополитическое значение станет одной из важных предпосылок экономического развития России и политического утверждения ее места среди великих государств планеты начала XXI столетия. При этом роль “срединного” экономико-географического положения Сибири в масштабе России и геополитического положения Азиатской России в МХС в процессе экономической “эксплуатации” потенциала стратегического “ресурса положения” исключительно велика.

Источник

Читайте также:  Страны лидеры зарубежной азии по выращиванию чая
Adblock
detector