Меню

Создать образ страны это как

Создание географического образа России

Проект подготовлен к окружному конкурсу «Становедение 21 век»

Скачать:

Вложение Размер
kukushkina_tselykovskaya_stranovedenie_xxi_vek_gbo.docx 33.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка № 1238»

© Ссылка на источник: http://sch1238.mskobr.ru/

Конкурс проектных работ обучающихся образовательных организаций города Москвы

«Экономика. Социум. Страноведение. ХХI век» в рамках открытой конкурсной площадки «Инициатива. Творчество. Успех» городского профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб – город Москва»

Номинация: «Страноведение.XXI век»

«Создание географического образа России»

Кукушкина Дарья, Целыковская Надежда

Класс 9 «В», ГБОУ Школа №1238, 1238@edu.mos.ru , г. Москва

Научный руководитель: Малярчук Лариса Васильевна

Педагог высшей категории, учитель географии, ГБОУ Школа №1238, г. Москва.

2. Основная часть. Создание географического образа страны.

2.1. Личность и процесс её социализации…………………………………..

2.3. Структура образа страны по Д.Н. Замятину……………………………

2.4. Содержание и результаты исследования – «рисуночная техника»…..

2.4.4. Общие выводы исследования ……………………………………….

2.5. Географический образ России на государственном уровне………….

Русь моя, жизнь моя!
А. Блок

Географические образы и цивилизационная идентичность — взаимосвязанные явления. Феномен формирования и развития географических образов, так или иначе, связан с цивилизацией и культурой, в рамках которых он может быть обнаружен и осмыслен. Любая цивилизационная идентичность содержит в себе в той или иной мере, в открытых или скрытых формах географические образы. Они — неотъемлемая и естественная часть цивилизационной идентичности. Другое дело, что сам “носитель” цивилизационной идентичности может не замечать этого. Исследователь, заинтересованный в комплексном изучении цивилизационной идентичности, должен рассматривать и соответствующие географические образы. В отличие от других российская цивилизация несмотря на многочисленные культурные заимствования у византийской и европейской цивилизаций является автохтонной (автохтонный от греч.αὐτός — сам и χθών — земля — принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению). Кроме того, историческое время ее самостоятельного существования намного превосходит соответствующие показатели других цивилизаций. Наконец, что наиболее важно, пространства, оказавшиеся в зоне влияния российской цивилизации, большую часть рассматриваемого исторического времени входили в состав российского государства, будь то Московское царство, Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация. Территории, не входящие в настоящее время в состав Российской Федерации, но входившие ранее в состав российских государственных образований, в значительной мере осмыслены и культурно освоены именно российской цивилизацией. Такая подавляющая моно государственность в рамках одной цивилизации, причем государственность, распространившаяся на величайший в мире массив континентальной суши, безусловно, уникальна.

Образ страны наиболее ярко презентуется в художественных произведениях — литературных, живописных, музыкальных, кинематографических, фотографических и т.д. В ту или иную эпоху этот образ может приобретать специфические черты, благодаря которым он неотделим от конкретного, насыщенного определенными политическими и культурными событиями исторического времени. Однако картина становится более сложной, если учитывать также создание образа страны не только современниками, но и последующими поколениями. По сути дела, происходит своего рода образная интерференция, когда различные и порой сильно отличающиеся друг от друга интерпретации образа накладываются друг на друга, начинают взаимодействовать друг с другом. Наконец, следует учесть, что исследователь, принадлежащий уже другой, иногда весьма далекой эпохе, привносит свое видение, свою интерпретацию подобной образной картины. В свой работе мы попытались создать свой образ страны, в которой родились, живём и учимся – это Россия.

Цель работы – создание географического образа территории России .

Задачи:1. Изучить различные методики создания образа территории..2.Провести социалогический опрос и исследование образа страны среди учащихся ГБОУ Школа №1238 г.Москвы.

2. Создание географического образа страны.

2.1. Представления молодежи о своей стране являются основой социализации и становления гражданской идентичности, определяют мировоззренческие позиции, оказывают влияние на политическую активность, определяют перспективы жизненного пути и самореализации. Образ России как составляющая целостного образа мира человека характеризуется содержательно-смысловой многомерностью, имеет уровневую структуру, в которой выделяются осознаваемые слои, представленные системой обыденных понятий, убеждений, ценностно-мировоззренческих установок личности. Личность-это продукт социальной среды, общества в котором она развивается и живёт. Во время формирования личности непрерывно идут процессы социализации: — развитие личности; — самоопределение; — формирование новых качеств; — интеграция. Большое значение для формирования личности имеет создание образа страны, в которой она формируется. 2.2. Науки о Земле, а именно курс география России (8-9 класс) формируют у подростка такие качества как: 1.патриотизм (сравнение геоэкологического потенциала России и развитых индустриальных стран мира); 2.духовность и нравственность (особо охраняемые природные территории, народные промыслы России); 3.толлерантность (этнический и религиозный состав населения России). Приведённые примеры напрямую способствуют всем вышеперечисленным процессам социализации личности. Классик российской экономической географии Н.Н. Баранский в середине XX века писал о необходимости строить характеристику территории страны по уникальному сценарию, исходя из местных особенностей, от номера к номеру, от полочки к полочке. Не отбирая признаков по их важности, не заботясь об их внутренней связи, не стараясь их объяснить, не сопоставляя их с особенностями истории. Основной недостаток такого подхода к созданию образа страны – это сложно выделить главное. Обыденное сознание также выстраивает информацию о территории вокруг одной-двух главных тем. На этом основаны так называемые массовые образы стран и территорий, когда выбор главной темы происходит не по «логике территории», а по логике массового сознания (образ территории замещается образом её видного уроженца или просто собирательного образа, символической фигуры). 2.3. Работая над проектом создания своего географического образа России, мы познакомились с работами других учёных Д.Н. Замятина и Э.А. Галумова. По Д.Н. Замятину, «географические образы – это устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне). Они являются компактными моделями определенного географического пространства, созданными для более эффективного достижения какой-либо поставленной цели». Д.Н. Замятин описывает структуру образа страны как своеобразную «матрешку»: стержневой образ спрятан внутри нескольких «упаковок». Стержневой образ предполагает свое определенное «ветвление». Основные стержни, яркие черты, «изюминки» России:

1. Политико-географический образ, представляющий собой концентрацию ведущих географических знаков, символов и черт страны в политическом отношении. Данный образ идентифицирует государство с некоторой частью мира (света) и в определенном окружении государств. Россия – как Восточная Европа или Азия.

2.Природно-ресурсный образ – это концентрация ведущих признаков и символов национальных ресурсных богатств в природном, ландшафтном или климатическом отношении. В массовом сознании этот образ идентифицирует государство с некоторыми, присущими ему символами природы. (Россия — белая берёза, бурый медведь, бескрайние степи, русский чернозём, белые ночи, полюс холода — Оймякон и т.д.).

3.Цивилизационно-культурный образ в виде национального культурного символа, составляющего историческое наследие страны и узнаваемого во всем мире. Этот образ идентифицирует государство и его народ с культурно-историческим наследием мировой значимости. В реестре ООН (памятников культуры мировой цивилизации) в России к таким памятникам относится Кремлевский архитектурный ансамбль.

4.Социоментальный образ страны. Русские – мечтательны: театр, поэзия, балет и изобретательны: радио- А.С.Попов, атомная электростанция- первая в г.Обнинск, периодическая таблица Д.И.Менделеев, водородная бомба- А.Д.Сахаров, синтетический каучук из нефти — Б.Бызов, автомат Калашникова, первый искусственный спутник, первый космонавт и т.д.

5. Производственно-экономического образ, как символа благополучия, могущества и влиятельности государства. Данный образ приписывает государству экономическую нишу в мировом экономическом разделении. Россия – космос, военно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургия и т.д.

6. Национально-ценностный образ страны завершает череду перечисленных образов – это концентрация ведущих знаков и символов, выражающих государственные интересы, цели и устремления в национально-идейном отношении. Национально-ценностный образ указывает на приоритетную национальную цель, идентифицирует государство и его народ с историческими ценностями, предлагаемыми миру и последовательно отстаиваемыми государством на мировой арене. В России духовность — религия, семья и нравственность — уважение традиций и культур.

Преимущества данного метода оценки для создания образа страны:

+позволяет численно оценить и сравнить внешний и внутренний географический имидж как одной страны, так и нескольких государств;

+позволяет численно оценить и сравнить не только географический имидж страны в целом, но и отдельные его аспекты (например, проанализировать внутренний имидж с точки зрения природных ресурсов или только природную составляющую внешнего имиджа государства);

+учитывает разную степень ценности характеристик для географического имиджа государства;

+может быть использован не только применительно к географическому имиджу страны, но и к некоторым другим его аспектам.

2.4. С целью создания образа России в представлениях учащихся 8-9 классов ГБОУ Школы №1238 нами было опрошено ….. человек в возрасте 13-15 лет, из них 35 юношей и 33 девушки. В качестве метода исследования применялась рисуночная техника. Ребята получали чистые листы бумаги с заданием: «Пожалуйста, нарисуйте образ России, как Вы его себе представляете». На рисунок отводилось 3-5 мин. При исследовании мы использовали четырехуровневую процедуру, в которой анализ изображений проведен на следующих уровнях: 1) типизация рисунков; 2) содержательный, тематический анализ; 3) символический анализ; 4) эмоциональный анализ. 2.4.1. На стадии типизации рисунков были выделены следующие типы:

· Символические — представляют собой изображение одного или нескольких типичных символов России. Выражают не конкретную идею, а, скорее образную, символическую ассоциацию (30,8 % от общего числа рисунков).

· Социальные — изображение России как российского общества или как некоторой социальной ситуации (20,5 %).

· Пейзажные, «сельский» тип — представляют собой изображение природных объектов, картину сельской жизни (17,6 %) .

· Персонификации — представляют Россию в образе человека или животного (13,2 %) .

· Перечисляющие — представляют собой набор, перечисление нескольких элементов, характеризующих, с точки зрения респондента, образа России (7,3 %).

· Тип «Карта России» — изображение России в виде карты (5,8 %).

· Военная тематика — 4,5 %.

· Метафорические — выражают определенную идею, аналогично вербальной метафоре, однако использует при этом визуальные образы (1,4 %) .

· Городские — представляют собой изображение уличных объектов (1,4 %).

2.4.2.Тематический анализ представляет собой разделение рисунков по следующим типам:

1) изоляция — отдаленность и замкнутость России от всего мира; 2) разделенность, расколотость — Россия разделена или расколота на 2 или более части; 3) контрастность, противоположности — изображение конкретного разделения на богатых и бедных; 4) разорванность власти и общества — изображения, которые четко показывают, что власть пользуется народом и их трудом. В нашем исследовании подобных рисунков не было. Все учащиеся представляют Россию как единое целое.

2.4.2. Символический анализ заключается в выделении и интерпретации имеющихся в рисунках символов: 1) природные символы — это наиболее распространенный тип (31 %); 2) сельские символы — так же часто встречались среди работ (9 %); 3) официальные — герб, флаг (17,6 %); 4) традиционные — часто изображали матрешек, валенки или водку (17,6 %); 5) советские символы — все-таки СССР оставил свой след на жизни современной молодежи, не смотря на то, что встретился всего один рисунок с изображением советской звезды (1,4 %); 6) символ промышленности и природных ресурсов — изображения, которые явно показывали, что Россия ассоциируется с заводами, нефтью и газом (7,3 %)

2.4.3.Общие выводы исследования: 1.Чаще всего встречался традиционный образ России, связанный в первую очередь с российской природой, картинами сельской жизни (хотя была опрошена городская молодежь), в них проявляется малая родина (40 %).

2.С другой стороны, на символическом уровне, помимо фактических, природных образов, выражены также и стереотипные, внешние и государственные символы — официальные, советские и традиционные (37 %).

3.Весьма значимыми являются ресурсные и географические характеристики образа России, в частности изображение большого размера страны, наличие полезных ископаемых (13,2 %).

4.Встречались рисунки, которые явно показывали проблемы, характеризующие Россию — а, именно дороги, а точнее их отсутствие, а также алкоголь (4,7 %). Не встречались рисунки, которые изображали подчинение властной элите.

5.Наличие у обследованной группы выраженного единого образа России.

6.На ценностном и эмоциональном уровнях преобладает положительный образ России. Эмоциональный анализ позволяет выявить положительное отношение к объекту, которое проявляется в тщательности, аккуратности изображения, яркости красок.

2.5. В качестве примера продвижения географического образа России на государственном уровне мы хотим привести проведение всероссийского конкурса «Семь чудес России». Целью, которого было бы возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, а также привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории России. В рамках проекта был организован специальный сайт http://www.ruschudo.ru , на котором предлагалось проголосовать за уже представленные чудеса России, а также предложить свои варианты. По итогам первого тура были отобраны победившие 49 чудес из 7 федеральных округов России: по 7 чудес от каждого федерального округа. Во втором туре были выбраны 14 финалистов конкурса. Далее состоялся суперфинал, когда уже было выбрано 7 искомых объектов. Итоги всенародного голосования были объявлены 12 июня 2008 года в Москве во время прямой трансляции телеканалом РТР празднований в честь Дня независимости России. Победителями стали три рукотворных и четыре природных достопримечательности: Собор Василия Блаженного, Мамаев курган и статуя Родины-Матери, дворцово-парковый ансамбль Петергоф, столбы выветривания, озеро Байкал, долина гейзеров, гора Эльбрус. Такого рода конкурсы являются по сути одним из способов формирования положительного имиджа регионов России (как на территории самой страны, так и за рубежом) и популяризации ее природных, исторических и культурных достопримечательностей.

Метод образно-географического моделирования и создания интеллект-карт, который мы использовали в свой работе, позволяет нам.

+Развивать креативность; +Формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; +Формировать общеучебные умения: конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение анализа и т. д.; +Развивать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.); +Проводить контроль собственной интеллектуальной работы; +Легче ориентироваться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Источник

Читайте также:  Инвестиционные рейтинги стран это
Adblock
detector