Меню

Современные сми стран восточной европы

ЖУРНАЛИСТИКА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Большинство восточноевропейских стран приобрело государственный суверенитет либо в результате отделения от Османской империи в конце XIX – начале XX вв., либо в результате распада Австро-Венгерской и Российской империй под влиянием событий первой мировой войны 1914–1918 гг. Являясь ареной борьбы за сферы влияния между крупными мировыми державами, Восточная Европа неоднократно становилась полем военных действий, революций, территориальных переделов. Межвоенный период становления и развития национальных систем прессы и радиовещания был значимым, но исторически кратковременным (он охватывал два десятилетия – от подписания Версальского договора в 1918 г. до акций, непосредственно предшествующих началу второй мировой войны – присоединения Австрии к Германии в 1938 г., подписания Мюнхенского договора и последующей за этим нацистской оккупации части Чехии в марте 1939 г.). События второй мировой войны, жестокий тоталитарный режим третьего рейха, многолетняя нацистская оккупация привели к разрушению довоенных средств массовой информации. Многие восточноевропейские журналисты погибли на поле боя или в нацистских тюрьмах и концлагерях.

В странах Восточной Европы, освобожденных Красной Армией от нацистской оккупации, были закрыты органы прессы, находившиеся под руководством нацистов и их пособников. После победы над оккупантами печатные органы антифашистских сил (главным образом – компартий), выходившие ранее в подполье и в партизанских отрядах, получили возможность открытого издания и распространения. Почти десять лет – с мая 1935 по сентябрь 1944 г. – нелегально издавалась в условиях фашистской диктатуры газета болгарских коммунистов «Работническо Дело». Антифашистская революция 9 сентября 1944 г., покончившая с диктатурой, открыла возможность для свободного издания газеты. Газета «Борба», выходившая в годы войны в партизанских соединениях Югославской народно-освободительной армии, начала издаваться в освобожденном Белграде в ноябре 1944 г. 25 марта 1945 г. вышел в свет первый легальный номер газеты венгерских антифашистов «Szabad Nép» («Свободный народ»), созданной в подполье в феврале 1942 г.

Советское руководство провозгласило, что восстановление периодической печати в восточноевропейских странах будет осуществляться на основе демократических антифашистских принципов. Была восстановлена часть довоенных изданий, не запятнанных сотрудничеством с оккупантами. Вновь создаваемые системы периодики включали различные группы изданий, дифференцированные по характеристикам издателя (издающего учреждения), а также по признаку политической и идеологической ориентации: а) издания либеральных и демократических партий; б) печатные органы коммунистических партий; в) печатные органы патриотических фронтов [61] [25] , других общественных организации; г) издания частных издательских компании и групп; д) клерикальная периодика.

В этот период в восточноевропейских государствах наблюдалась острая конкуренция различных политических сил, усиленная начавшейся «холодной войной» между государствами западного блока и СССР. Нараставшее противостояние бывших союзников по антигитлеровской коалиции побуждало сталинское руководство Советского Союза усилить геополитические позиции в Восточной Европе путем подавления союзников Запада (как реальных, так и гипотетических) и форсированной поддержки политически дружественных сил, в основном – компартий.

Поддерживаемые из Москвы, коммунистические партии существенно укрепили в свое политическое влияние в послевоенной Восточной Европе. Часть восточноевропейских компартий осуществила объединение с группами левых социалистов и социал-демократов. Происходившие во второй половине 1940-х годов объединительные процессы оказали непосредственное влияние на дальнейшее формирование группы периодических изданий восточноевропейских партий сталинистского толка (коммунистических и рабочих партий). Так, в результате объединения Германской компартии и левого крыла СДПГ в восточногерманской зоне советской оккупации в 1946 г. была создана Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Ее главным печатным органом стала газета «Neues Deutschland» («Новая Германия»), учрежденная в апреле 1946 г. После объединения коммунистов и социалистов Польши и создания Польской объединенной рабочей партии в 1947 г. была учреждена газета «Trybuna Ludu» («Трибуна народа») – орган ЦК ПОРП.

Возросшее влияние компартий в сочетании с давлением со стороны Советского Союза создало условия для коренной перекройки политического и социального устройства восточноевропейских стран. В Болгарии, Румынии, Албании были упразднены монархии и провозглашен республиканский строй. При решающей поддержке СССР коммунистические и рабочие партии пришли к власти во всех странах Восточной Европы, где были провозглашены режимы «народной демократии».

После насильственного подавления противодействовавших политических сил и их прессы, коммунисты на сорок лет приобрели монополию на власть, подчинив своему контролю государство и те из политических партий, которые приняли вынужденный статус «союзных», а также массовые общественные организации. В отличие от СССР, в большинстве восточноевропейских государств сохранилась многопартийность. Однако при наличии нескольких «союзных» партий в политической системе этих стран не осталось места для оппозиции. Общественные массовые организации были включены в формирующуюся политическую систему в качестве ее структурных элементов, подчиненных правящим партиям сталинистского толка.

В результате прихода к власти коммунистических и рабочих партий в Восточной Европе к концу 1940-х годов была ликвидирована не только печать политических оппонентов, но и частная периодика. Учреждения радиовещания были национализированы. «Железный занавес», отгородивший Восточную Европу от большей части мира, сделал невозможным распространение западной прессы в зоне советского влияния.

На рубеже 1940-х – 1950-х годов правящие коммунистические и рабочие партии в странах Восточной Европы провозгласили курс на строительство социализма по советскому образцу [62] [26] . По примеру СССР (и теми же методами) осуществлялась коллективизация в аграрном секторе. В промышленном развитии был сделан упор на преимущественное развитие тяжелой индустрии. Все сферы общественной жизни, включая журналистику, оказались под пристальным партийно-государственным контролем. Деятельность журналистов и редакций развивалась в условиях цензурных ограничений, введенных под предлогом обеспечения государственной безопасности. Вследствие этого содержание прессы подверглось принудительной нивелировке, ее идейно-политический плюрализм был сведен к минимуму.

Национальные системы печати восточноевропейских стран формировались под влиянием советского опыта. Как и в СССР, при их формировании решающее значение имел принцип, согласно которому структура периодики по типам изданий должна соответствовать основным структурным звеньям политической системы. Обычно в национальных системах периодики были представлены следующие группы изданий: а) печатные органы правящих коммунистических и рабочих партий; б) изданияпечатные органы государственных организации и учреждений, а также близкие к ним партийно-государственные издания (являющиеся одновременно печатными органами партийных организаций и государственно-административных структур); в) издания «союзных» партий [63] [27] ; г) печатные органы патриотических фронтов и массовых общественных организаций, подконтрольных правящим партиям

Читайте также:  Страны африки которые были колониями англии

Использование советского опыта (вплоть до его прямого копирования) особенно наглядно проявилось при формировании группы издании правящих партий. Так же, как и периодика КПСС, печать «братских» партий в обязательном порядке включала такие типы изданий, как ежедневная руководящая газета – орган Центрального комитета партии (прототип – газета «Правда»), теоретический и политический журнал (по аналогии с советским журналом «Коммунист»), политический и организационный журнал, посвященный вопросам внутрипартийной работы (аналог – журнал КПСС «Партийная жизнь»). Как и в Советском Союзе, издавались партийные журналы различной периодичности, специализированные на вопросах пропаганды и агитации, политического просвещения: «Propagandista» («Пропагандист») в Венгрии, «Политическая просвета» («Политическое просвещение») в Болгарии и др.

Государственную прессу представляли главным образом печатные органы министерств и ведомств. Развитой подгруппой государственных органов прессы являлись издаваемые национальными министерствами обороны военные издания, предназначенные для солдат и офицеров восточноевропейских армий.

В странах с многопартийной политической системой издательская деятельность «союзных» партий осуществлялась под пристальным партийно-государственным контролем. Условиями выживания и легальной деятельности «союзных» партий являлось признание ими лидирующей роли правящей компартии и поддержка целей социалистического строительства. В политической системе «реального социализма» подобного рода организации рассматривались как дополнительные каналы воздействия на слои интеллигенции, ремесленников, частных предпринимателей, крестьян-единоличников с целью их политической нейтрализации и интеграции в социалистическое общество. В награду за лояльность «союзные» партии получали возможность ограниченной деятельности, в частности, право издавать свои печатные органы.

В ГДР выходило более 20 печатных органов «союзных» партий, в том числе общенациональные издания: Либерально-демократической партии – «Der Morgen» («Утро»), Национально-демократической партии – «Nazional-Zeitung» («Национальная газета»), Демократической крестьянской партии – «Bauern-Echo» («Крестьянское эхо»), Христианско-демократического союза – «Neue Zeit» («Новое время»), а также окружные газеты названных партий.

В Болгарии в социалистический период на правах союзника правящей компартии действовал Болгарский земледельческий союз – крестьянская партия, основанная в 1900 г. Подчиненная, политически несамостоятельная роль БЗНС подчеркивалась тем фактом, что он, при наличии своего устава, не имел собственной партийной программы, декларируя при этом полную поддержку программы БКП. Газета «Земледелско знаме» – печатный орган БЗС, издающаяся с 1902 г., сохранилась при социализме, пропагандируя союз рабочего класса и крестьянства Болгарии, аграрную политику БКП, во многом построенную на копировании противоречивого опыта КПСС и советского государства в этой области. Издания «союзных» партий выходили в Польше (газета «Zielony Sztandar» («Зеленое знамя») – орган Объединенной крестьянской партии, «Tygodnik Demokratyczny» («Демократический еженедельник») – издание Демократической партии, в Чехословакии – газета Чехословацкой народной партии «Lidová democracie» («Народная демократия»), орган Словацкой партии свободы «Sloboda» и др.

Ввиду ограниченности тиража и распространения этих изданий степень их реального влияния на общественное мнение была существенно ниже по сравнению с влиянием периодики правящих партий. Так, издательский концерн ПОРП «Ксенжка-Праса-Рух» вплоть до конца 1989 г. контролировал выпуск подавляющего большинства газет и журналов Польши.

Попытки открытой журналистской и издательской деятельности политической оппозиции (в Венгрии в 1956 г. и в Чехословакии в 1968 г.) были пресечены после введения в эти страны советских войск. Оппозиционная печать в восточноевропейских странах социалистического периода существовала только в форме самиздата. Исключением является Польша, где ввиду традиционно сильного влияния костела на общество правящая партия сохранила католическое клерикальное издание «Tygodnik Powszechny» («всеобщий еженедельник»), которое на протяжении многих лет было фактическим легальным печатным органом польской оппозиции. В восьмидесятые годы, вплоть до победы «Солидарности» на выборах 1989 г., печатные органы этого объединения издавались и распространялись открыто, несмотря на отсутствие соответствующего официального разрешения. Созданная «Солидарностью» «Gazeta Wyborcza» («Выборная газета») сыграла большую роль в победе объединения на выборах 1989 г., открывших путь к демонтажу «реального социализма» в Польше.

Значительную часть периодики восточноевропейских стран составляли печатные органы массовых общественных организаций. Обслуживая существующую политическую систему, общественные организации были призваны оказывать идейно-воспитательное и пропагандистское воздействие на различные группы населения, дифференцированные по половым, возрастным, профессиональным признакам. Группа изданий, выходивших от имени общественных патриотических организаций – отечественных фронтов («Отечествен фронт» в Болгарии, «Szabad Föld» («Свободная земля») и «Magiar Nemzet» («Венгерская нация») в Венгрии, «Romania Liberá «(«Свободная Румыния»), «Bashkimi» («Единство») в Албании) были призваны способствовать национальной консолидации на основе признания политической монополии правящей партии. Обязательным атрибутом восточноевропейских систем периодики была группа изданий коммунистических (социалистических) союзов молодежи: «Junge Welt» («Юный мир») в ГДР, «Народна младеж» в Болгарии, «Mladá Fronta» («Молодежный фронт») в Чехословакии и др. Издавались печатные органы профсоюзов, женских и детских, творческих организаций.

Содержание большинства восточноевропейских периодических изданий социалистического периода характеризовалось чрезмерной идеологизацией. Исходя из ленинской формулы о газете как коллективном пропагандисте, агитаторе и организаторе, правящие партии использовали прессу как средство насаждения в обществе догматического сталинистского «марксизма-ленинизма». Внимание периодики, как и средств массовой информации в целом, было сосредоточено на освещении «достижений социалистического строя» (действительных и мнимых), которые призваны были служить доказательством истинности официальной идеологической доктрины.

В условиях господствовавшей в странах Восточной Европы командно-административной системы управления экономикой и обществом, скопированной с советского образца, журналисты имели ограниченный доступ к официальным документам, статистическим данным, значительная часть которых была засекречена. Объективному освещению политических и общественных процессов в прессе препятствовали также ограничения на критику. Несмотря на декларативные утверждения о необходимости и полезности критических публикаций, они были посвящены, как правило, частным, локальным недостаткам и не выходили за предел круга проблем, определенных руководством правящих партий. Жесткая кадровая политика в отношении редакторов и рядовых работников прессы, неоднократно проводившиеся «чистки» провоцировали среди журналистов тенденции самоограничения и самоцензуры. Следствием этого явились схематизм, односторонность, триумфализм в освещении вопросов экономического и общественного развития восточноевропейских стран, «мира социализма» в целом.

Читайте также:  Страны с переходной экономикой структура экспорта

При социализме провозглашалось, что главным героем средств массовой информации должен стать человек труда. Действительно, многие публикации были посвящены труженикам – рабочим, крестьянам, представителям интеллигенции. Но журналистские портреты передовых производственников часто характеризовались упрощенческим, поверхностным подходом к передаче внутреннего мира людей, игнорированием истинных мотиваций их деятельности, использованием идеологических псевдообъяснений побудительных импульсов добросовестного инициативного труда. Нередко пресса, постоянно декларирующая заботу государства и общества о человеке труда, оставляла без внимания вопросы защиты жизненных интересов трудящихся от командно-административного произвола. Попытки развивать движение рабоче-крестьянских корреспондентов, которое могло бы превратиться в форму демократического участия трудящихся в обсуждении насущных проблем общественного развития и в деятельности прессы, не увенчались успехом, так как активная роль рабселькоров противоречила природе партийно-бюрократического строя.

Средства массовой информации стран «народной демократии» не стали публичным форумом различных общественных сил, полем для дискуссий о путях и формах обеспечения истинного народовластия. Более того, во многих случаях они ответственны за поддержку прямых нарушений принципов демократизма. В течение многих лет восточноевропейская пресса пропагандировала культ личности Сталина, местных партийных вождей (в Румынии пропаганда культа личности Чаушеску продолжалась вплоть до крушения диктаторского режима в конце 1989 г.), оправдывала массовые репрессии и подавление свобод. Несмотря на то, что восточноевропейские государства поддержали Всеобщую декларацию прав человека (1948), средства массовой информации стран «народной демократии» хранили молчание о многочисленных нарушениях прав личности, допущенных в социалистический период, отрицая сам факт наличия таких нарушений.

Освещение в восточноевропейских СМИ международных событий, жизни зарубежных стран также осуществлялось с многочисленными умолчаниями и отклонениями от требований объективности. В условиях «холодной войны» преобладал конфронтационный подход к отражению мировых событий. Западный мир и его союзники, представляемые в образе врага, характеризовались как группа погрязших в кризисах и противоречиях государств, осуществляющих эгоистическую агрессивную внешнюю политику.

Под давлением руководства СССР в СМИ Восточной Европы культивировался искаженный пропагандистский образ Советского Союза и отношений внутри социалистического блока государств. Превалировали характеристики СССР как оплота всех прогрессивных сил мира, как страны неограниченных ресурсов, передовой науки и техники, обеспечившей высокий жизненный уровень своих граждан, как беспроблемного общества, успешно движущегося к коммунизму. Расширение международных производственных связей и сотрудничества, культурных и туристических обменов между социалистическими странами в 1970-е – 80-е гг. наглядно выявило несостоятельность, иллюзорность этого пропагандистского образа СССР.

Информационное сотрудничество стран советского блока было в значительной мере бюрократизировано, обеднено – во многом вследствие взаимного недоверия, характерного для межгосударственных отношений на высшем уровне. Регулярные контакты руководителей ведущих СМИ социалистических стран способствовали международной координации пропагандистской деятельности. Однако систематическое интернациональное сотрудничество на уровне журналистских коллективов было весьма ограниченным.

В обмене информацией между социалистическими странами наблюдался отчетливо выраженный дисбаланс. Поток информационных материалов из СССР в восточноевропейские страны значительно превосходил по масштабу информационные потоки в обратном направлении (так, многие восточноевропейцы имели возможность регулярно смотреть транслируемые по национальным каналам передачи советского ТВ, в частности, информационную программу «Время», в то время как телепрограммы из других социалистических стран появлялись на отечественных экранах гораздо реже).

Дефицит объективной информации о внутреннем положении восточноевропейских государств, о международной жизни провоцировал недоверие населения к национальным СМИ и стремление использовать альтернативные (главным образом, западные) источники информирования. Географическая близость к государствам западного блока облегчала доступ к такого рода источникам: в восточноевропейских странах можно было сравнительно легко прослушивать передачи радиостанций соседних Австрии, ФРГ, Западного Берлина, иновещания США, Англии, принимать трансграничные телепередачи. В результате в Восточной Европе образовалась обширная аудитория, ориентированная на западные источники информации. Так, по результатам косвенных исследований аудитории, в середине 1980-х годов слушателями западных радиостанций были 72% взрослого населения Венгрии, 86% поляков, 82% румын, 39% болгар, 79% граждан Чехословакии. Это сказалось на вызревании процессов, приведших к демонтажу социализма в конце восьмидесятых годов [64] [28] .

СМИ восточноевропейских стран в период реформ (1990-е годы).Крушение социализма сопровождалось резким сокращением тиражей и влияния периодических изданий бывших правящих партий, переживших острый политический и идейный кризис, а также стремительным изменением общего ландшафта национальной периодики. В связи с переходом к общественно-экономическим реформам была уничтожена система партийно-государственного контроля над прессой, упразднена цензура. Бывшие «союзные» партии, провозгласившие политическую автономию и отказ от сотрудничества с компартиями, добились полной самостоятельности в своей издательской деятельности. «Gazeta Wyborcza» – печатный орган польской «Солидарности» – после прихода этого движения к власти превратилась в одну из крупнейших (и экономически процветающих) газет Польши, имеющую 17 региональных вариантов, «привязанных» к локальному рекламному рынку. Оппозиционные в прошлом политические силы, пользуясь открывшимися возможностями свободного издания печатных органов, создали газеты и журналы различной идейно-политической ориентации – праволиберальные, монархистские, издания экологистов – «зеленых» и т.д. – вплоть до ультранационалистических и анархистских. Гарантированная законом свобода издательской и информационной деятельности способствовала развитию СМИ, плюралистичных в политическом и идейном отношении. На рубеже прошлого и нынешнего веков в большинстве стран Восточной Европы отмечены высокие рейтинги свободы СМИ и журналистов. Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения характеризовались западными мониторинговыми организациями как страны со свободной прессой, Румыния была отнесена к государствам с «частично свободными» СМИ. югославская пресса до устранения Милошевича признавалась несвободной.

В первые же месяцы после крушения социализма в восточноевропейских государствах появляется частная пресса. В Польше были приватизированы газеты и журналы, принадлежавшие ранее издательскому концерну ПОРП. Приватизация коснулась 85% польских СМИ, некоторые из которых оказались в собственности иностранных владельцев. Аналогичные процессы происходили и в других восточноевропейских странах. Возродились некоторые из закрытых в конце 1940-х годов «исторических» изданий. Вновь появляется бульварная пресса. В связи с развитием местного самоуправления в ряде стран происходят активные процессы формирования новой местной периодики. Идет развитие клерикальных СМИ.

Читайте также:  Минимальный уровень оплаты труда странах

Резко возрастает общее количество издаваемых газет и журналов. Распространение рыночных отношений на сферу издательской деятельности и коммуникаций привело к существенному увеличению стоимости типографских материалов и услуг, доставки тиража подписчикам. В условиях коммерческой конкуренции оказываются недолговечными печатные издания, не отвечающие требованиям экономической рентабельности, не вписывающиеся в рыночные схемы эффективного издательского бизнеса. В то время как в ряде стран Западной Европы государственные власти стремятся ослабить воздействие рыночных механизмов, затрудняющих доступ граждан к плюралистичным источникам информации, включая местные, в большинстве восточноевропейских стран отсутствует четкая политика в этой области.

Вступление восточноевропейских стран в период реформ совпало с началом интенсивной экспансии западных медиакорпораций на национальных рынках СМИ. Вторжение западногерманских издательских компаний на газетно-журнальный рынок бывшей ГДР в считанные месяцы изменило облик периодики на востоке Германии: уже в первой половине 1990 г. там распространялись 24 ежедневные газеты, 42 еженедельника и 240 журналов, принадлежащих западногерманским корпорациям. Тираж одной только «желтой» газеты «Bild», предназначенный для восточных немцев, превысил 1 млн. экз. Вскоре почти половина подписных изданий, распространяемых в Восточной Германии, оказалась под контролем двух западногерманских концернов – «Генрих Бауэр-ферлаг» и «Грунер унд Яр», а на долю концерна «Шпрингер-ферлаг» пришлось 63% всех продаваемых в киосках изданий.

В Венгрии крупные пакеты акций ряда известных и влиятельных изданий оказались в руках западных корпораций, руководимых Р. Мердоком, лордом Ротермиром и др. В Польше в результате экспансии норвежских и германских издательских корпораций под их контролем оказалась значительная часть печатных изданий, включая региональные газеты. Больше половины акций влиятельной «качественной» газеты «Rzeczpospolita» («Республика») перешло в собственность норвежского концерна «Оркла». Иностранные издатели, нацеленные на достижение коммерческого успеха медийных предприятий, стремятся избегать конфликтов с государственными властями восточноевропейских стран, поэтому выпускаемые ими издания во многом утрачивают свою контрольную функцию по отношению к властям, что было отмечено в Польше [65] [29] .

Политическая и культурная переориентация большинства восточноевропейских СМИ на западные страны способствовала в постсоциалистический период росту общественной популярности идей о необходимости тесных отношений экономического и военно-политического партнерства и сотрудничества с США и объединенной Европой. Это повлияло на решение ряда государств, некогда входивших в советский блок, о вступлении в НАТО и ЕС.

Сегодня на восточноевропейских рынках периодики (особенно журнальной) значительное место занимают издания, выпускаемые западными корпорациями – главным образом, американскими, германскими, французскими – в виде версий, адаптированных к местным условиям с учетом запросов и национально-культурной специфики аудитории. Выходящие на польском, венгерском, болгарском и других языках народов Восточной Европы, эти издания опираются на транснациональные издательские структуры, на многолетний опыт деятельности в рыночной среде и составляют серьезную конкуренцию национальным изданиям. Так, адресованные женской аудитории журналы – «Cosmopolitan» и другие – существенно потеснили национальную женскую прессу.

Существенные перемены наблюдаются и в вещательной деятельности. Еще на начальном этапе реформ из программ восточноевропейских телекомпаний была исключена трансляция передач советского телевидения. Преобладающими тенденциями в развитии восточноевропейских вещательных служб становятся децентрализация и коммерциализация вещания. Происходила трансформация государственных телеканалов в общественные, по образцу общественных вещательных корпораций Западной Европы. В начале 1990-х годов начался бурный процесс развития в столицах и в региональных центрах частных радиостанций и коммерческого телевидения – как эфирного, так и спутникового, кабельного. В создание новых вещательных компаний нередко существенную роль играют иностранные капиталы и технологии. Созданная при решающем участии американских инвесторов коммерческая телекомпания TV NOVA потеснила в Чехии национальное общественное телевидение. Коммерческие вещательные службы широко используют программы и фильмы, импортированные из западных государств. Так, созданные в Польше коммерческие телесети «Polsat» – постоянно используют в своем вещании голливудские фильмы, развлекательные программы телекомпаний США и других стран Запада.

Польский национальный вещательный совет, основанный в 1993 г., призвал положить конец хаотическому развитию телевизионной индустрии, начавшемуся в первые годы реформ. Сенат Польши, местные законодательные и административные органы и отдельные граждане подвергли критике положение дел на польском ТВ, в частности, протестуя против насилия на телеэкране. По результатам исследований, большинство телезрителей полагает, что на польском телевидении слишком много насилия. Главным обвиняемым стал канал «Polsat» в передачах которого было отмечено в среднем 57 сцен насилия в час. В ответ на критику директор программ «Polsat» заявила, что сцены жестокости привлекают больше зрителей. Осуждение со стороны общественности способствовало принятию решения о подготовке добровольного кодекса телерадиокомпаний, регулирующего спорные аспекты вещания. Для выработки кодекса была создана комиссия, в которую вошло по два представителя от каждой компании, от Совета по этике прессы и от Польского национального вещательного совета [66] [30] .

За годы реформ в восточноевропейских странах сформировалась новая система регулирования издательской и вещательной деятельности. Были приняты законы о СМИ, создавшие юридическую базу для функционирования печатной и электронной прессы в новых условиях. Пример Польши и других восточноевропейских стран показывает что в них создаются механизмы саморегулирования печатной и электронной прессы: в большинстве стран приняты новые кодексы профессиональной этики журналистов и СМИ, предпринимаются попытки создать органы и учреждения, обеспечивающие мониторинг публикаций и общественное влияние на деятельность массмедиа.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 540 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector