Меню

Современные сми стран африки

Эволюция СМИ Африки

Содержание

Автор проекта

Екатерина Александровна Васякина

Визитная карточка проекта

Полезные ссылки

Презентация

Брошюра

Географические данные

Африка1 — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположены 55 государств, 5 непризнанных государств и 5 зависимых территорий (островных).

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков включая Sahelanthropus tchadensis, Australopithecus africanus, A. afarensis, Homo erectus, H. habilis и H. ergaster. Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Изучением культурных, экономических, политических и социальных проблем Африки занимается наука африканистика.

Журналистика Африки

[2] Завоевание политической независимости африканскими колониями относят к началу второй половины ХХ века, и не случайно 1960 год называют годом Африки. Появление печатных периодических издании на континенте относятся к 1798-1801 г.г. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после чего в Тунисе и Египте были созданы типографии. Первые африканские газеты (1801г.) «Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер» и «Кейптаун газетт» (1800г.). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые 19 веке стали объектами колониальной экспансии Великобритании, Франции, Португалии. Появляется миссионерская печать «Ине Ирохин», «Нигерия» 1860-1867 г.г. Создается крупная монополия в области газетно-журнального дела «Африкин стандарт». С возникновением антиколониальных организации и партии усиливается вклад газет в просвещении африканцев.

1960 годы укрепляются позиции печати на национальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 году Федерация арабских информационных агентств — Фана, объединившая информационные агентства 14 арабских стран. Позднее с мая 1983 года начала действовать ПАНА — Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства из службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ.

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое информирует и просвещает африканцев. В это же время на телевидении создаются образовательные программы. Африканские страны с целью концентрации национальных и региональных усилий в сфере информации стремятся создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ).

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что у одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени, в других многие газеты закрываются в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом. В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (более 150 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газеты), Тунис (200 газет и журналов), Марокко (около 100 изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в Египетской журналистике занимают проправительственные газеты «Аль-Ахрам», «Аль-Ахбар», «Аль-Гумхурия», «Аль-Ахали».

В 90-х годах на Африканском континенте произошло важное событие — крушение апартеида в Южно-Африканской республике. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности СМИ, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати.

С приходом власти в 1994 году нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний.

Телевидение и радио влияет на жизнь африканцев гораздо значительнее чем пресса. Арабское космическое телевидение пережило в 1990-е годы период стремительного подъема. Пережив быстрый количественный рост, оно находится в поисках программной политики, форм и методов работы, адекватных потребностям современного арабского общества. Его развитие противоречиво и требует дальнейшего осмысления: в нем причудливо сочетаются попытки противодействия тотальной глобализации, осуществляемой гигантскими медиа-конгломератами Запада, со стремлением освоить наиболее передовой мировой опыт технологии спутникового телевидения, практики трансграничной вещательной деятельности. Тем не менее это развитие привело к реальному формированию единого для всего арабского мира коммуникационного пространства, способствующего значительной активизации межарабских информационных и культурных обменов, укреплению духовного единения арабов — в какой бы части мира они ни проживали.

Опыт развития арабского спутникового ТВ может быть интересен для республик СНГ, находящихся на стадии поиска форм и методов информационного взаимодействия, как пример успешных коллективных усилий различных государств с общим историко-культурным наследием по формированию единого коммуникационного пространства, обеспечивающего восстановление и развитие культурных связей и обменов информацией в арабском мире в постколониальный период.

Источник

Электронные СМИ и новые технологии в странах Африки

В середине 1990-х гг. на основе уже имевшихся на континенте немногочисленных телекоммуникационных систем (1 житель из 1000 имеет телефон) компании-провайдеры смогли начать подключение стран Африки к Интернету. При этом чаще всего использовались южноафриканские телекоммуникационные связи как наиболее развитые в Африке. Южноафриканская неправительственная организация САНГО-нет является провайдером Интренета в 18 странах юга Африки. Несколько раньше других африканских стран пользоваться Интернетом начали в Замбии – в октябре 1994 г., в 1995 г. подключился Мозамбик, а в конце 1996 г. – 11 стран, в том числе Алжир, Египет, Намибия, Тунис, Кения и Зимбабве. К осени 1999 г. уже 53 из 54 стран Африки (кроме Эритреи) имели в главных городах подключение к Интернету. Пока доступ к международным сетям в африканских странах в основном есть в столичных городах, хотя все большее число стран имеют местные отделения, например, в ЮАР зафиксировано 70 местных отделений.

Читайте также:  Быстрее уехать с этой страны

Сложно точно определить, сколько пользователей в Африке. Однако по данным служб поставщиков услуг Интернета сейчас они имеют 500 тыс. подписчиков. Как показало последнее исследование Экономической комиссии ООН по Африке, к каждому подключенному к Интернету компьютеру, как правило, имеют доступ три пользователя. Следовательно, количество пользователей в Африке составляет около 1,5 млн. человек, большинство из которых южноафриканцы (более 1 млн.). Это составляет одного пользователя на каждые 1500 человек по сравнению с одним пользователем на 38 человек в среднем в мире и одним на каждые 4 человека в США и Европе. По другим данным, пользователей Интернета в Африке 1 из 1000 и 1 из 9 000 без ЮАР.

Первые печатные, а затем аудиовизуальные СМИ создавались в Африке либо колониальными властями, либо с их участием. Причем, если ТВ в США и Великобритании получило распространение в 1950-е гг., то в Африке оно появилось в 1960-е. До сих пор национальное ТВ существует не во всех странах Африки. Например, достаточно развитая Ботсвана не имеет своего вещания. Национальное ТВ сегодня доступно в основном в больших городах, но в некоторых африканских столицах уже действуют два и более национальных ТВ канала.

Радио остается основным СМИ в Африке. В 1995 г., по данным ЮНЕСКО, на каждые 100 жителей приходилось 18 радиоприемников (по сравнению с 3,5 телевизорами и 0,31 персональным компьютером). 60% сельского населения к югу от Сахары имеют доступ к радио, в то время как телезрителями являются в основном городские жители. Из глобальных радиостанций наибольшее распространение имеет BBC, которая транслирует свои программы в 25 странах и 46 городах Африки. Следом идут «Радио Франс интернасиональ» и «Голос Америки». Растет на континенте число местных радиостанций, что ведет к дальнейшей либерализации сектора. Однако новости этих радиостанций часто повторяют новости государственных или международных радиостанций и ИА. Местные новости, особенно нестоличные, редко попадают в передачи.

На телевизионном рынке Африки доминируют BBC и «Канал плюс», ориентирующиеся соответственно на англоязычную и франкоязычную аудиторию. В португалоязычных странах ретранслируются программы португальского RTP. В последние годы особенно активизировалось спутниковое ТВ. В 1995 г. южноафриканская компания «М-нет» основала первую цифровую подписную спутниковую службу прямо в дом, названную DSTV. Подписчики могут смотреть 30 видеопрограмм и слушать 40 аудиопрограмм. Аудитория – элита, которая может оплатить оборудование и подписку.

Становление электронных СМИ в странах восточной Африки было отмечено высоким уровнем государственного контроля путем регулирования и лицензирования. Регулирование телерадиовещания основано на теории, что электронный спектр (частота волн) принадлежит народу, от имени которого действуют правительства. При этом они устанавливают ограничения на вещание. Например, в Кении основной источник информации для 20 млн. человек – радиовещание – контролируется специальным органом цензуры. Даже песня, если считается вызывающей или содержит текст, критикующий власть, подвергается запрету.

Африканские журналисты раньше других местных профессионалов начали использовать Интернет. Первая электронная газета, южноафриканская «Weekly mail», ушла с континента в 1993 году. В настоящее время более 120 африканских газет издается в электронном виде. Они выходят в 23 странах, в основном там, где развиты новые технологии – Египте, Гане, Кении, Сенегале, ЮАР, Танзании, Замбии и Зимбабве. В Африке электронных изданий в 3,6 раза меньше, чем традиционных (в Азии в 13,6 раза меньше). В США и Канаде количество электронных газет превышает количество печатных соответственно на 703 и 109. Специалисты считают, что электронные СМИ Африки более разнообразны в отличие от печатных. Электронные версии не представляют конкуренции для местных газет. Интернет скорее стал конкурентом ТВ. Молодежь легко переключается на компьютерные игры.

Во всех официальных докладах международных организаций говорится, что единственный путь к развитию третьего мира – это либерализация рынка, ускорение приватизации и расширение конкуренции. Глобализация оказывает огромное влияние на страны Африки. Кроме положительных моментов, рассмотренных выше, можно отметить и негативное воздействие этого процесса. Среди аудиовизуальной продукции, поставляемой разными СМИ и Интернетом, практически нет местной, изготовленной в самой Африке. Большинство информационных материалов, которые распространяются на континенте, производятся в западных странах: США, Великобритании, Канаде, Португалии. Появление богатого информационного рынка, безусловно, расширяет доступ африканцев к информации и знаниям, но содержание предлагаемых материалов не всегда соответствует запросам местной аудитории. Это может привести к разрушению традиций, ценностей и идеалов африканского общества.

Большое значение для Африки имеет проблема использования местных языков. Все глобальное вещание на континенте осуществляется на английском, французском, португальском языках. В Интернете, в основном, используется английский язык, хотя им владеет лишь 10% населения земного шара. Есть Интернет на французском, русском, но нет на косо, тсвана, свази и даже на суахили.

Перед развивающимися странами в XXI в. стоит задача не только создать развитые системы телекоммуникаций, но и обеспечить доступ к новым технологиям всех групп африканцев. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются, появляются новые формы доступа к новым технологиям: создаются телецентры, киберкафе, электронные киоски. Они уже имеются в 21 африканской стране.

Сегодня Африка стоит на распутье. Либо она сможет воспользоваться преимуществами, которые несет распространение новых технологий в мире, либо останется информационно бедным регионом, исключенным из жизни мирового сообщества.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Mass media in South Africa

The mass media in South Africa has a large mass media sector and is one of Africa’s major media centres. While South Africa’s many broadcasters and publications reflect the diversity of the population as a whole, the most commonly used language is English. However, all ten other official languages are represented to some extent or another. Afrikaans is the second most commonly used language, especially in the publishing sector.

Читайте также:  Какую страну европейцы мечтали достичь морским путем укажи

Up until 1994, the country had a thriving Alternative press comprising community broadsheets, bilingual weeklies and even student «zines» and photocopied samizdats. After the elections, funding and support for such ventures dried up, but there has been a resurgence of interest in alternative forms of news gathering of late, particularly since the events of 11 September 2001. [ citation needed ]

Contents

Press freedom [ edit ]

Press freedom has a chequered history in South Africa. While some sectors of the South African media openly criticised the apartheid system and the National Party government, they were hampered by various amounts of government censorship during the years. For example, journalist Donald Woods became renowned after he fled to live in the United Kingdom in exile after helping to expose the truth behind the death of Steve Biko, the leader of the Black Consciousness Movement, along with renowned journalist and current South African politician, Helen Zille. After the end of apartheid in 1994 however, censorship ended and a new constitution was enacted which has a Bill of Rights that guarantees that every citizen has the right to freedom of expression, which includes freedom of the press and media, the freedom to receive or impart information or ideas, freedom of artistic creativity, academic freedom, and freedom of scientific research.

These freedoms are generally respected in practice and the press is considered relatively free. Laws concerning the media and political control over its content are generally considered to be moderate and there is little evidence of repressive measures against journalists. In consequence, South Africa is ranked 39th in Reporters Without Borders’ worldwide index of press freedom 2015-2016.

However, there has also been criticism of certain aspects of the freedom of the press in South Africa. [1] All the large daily newspapers are owned by the four largest media firms, which could lead to pro-corporate bias. [ citation needed ] In addition, the South African Broadcasting Corporation (SABC), the public broadcaster, is funded by the ANC-majority government.

Some media aspects of the Oilgate scandal [2] have also been a cause for concern as was the banning of the publication of the cartoons of Muhammad in South Africa by Judge Mohammed Jajbhay on 3 February 2006. [3]

According to media reports, the SABC blacklisted certain commentators and analysts which may be critical of the government. [4]

Recently, the Protection of Information Bill and the proposed Media Appeals Tribunal has caused controversy both domestically and abroad with allegations that press freedom is under threat. [5]

Newspapers [ edit ]

The history of newspapers in South Africa dates back to 1800, when the governor of the Cape Colony initiated the publishing of the government-controlled Cape Town Gazette and African Advertiser. The first privately owned newspaper, the SA Commercial Advertiser was published in 1824, with Thomas Pringle and John Fairbairn as editors. The first Dutch language newspaper, De Zuid-Afrikaan, was published in 1830, the first African language newspaper, Umshumayeli Wendaba, in 1837 and the first Afrikaans language newspaper, Die Afrikaanse Patriot, in 1876.

The current newspaper industry is in a fairly healthy state. According to a South African Audit Bureau of Circulation (ABC) survey in 1996, there were 36 daily and weekly urban newspapers in the country — 29 in English, four in Afrikaans, two in Zulu and one in Xhosa. The dichotomy between demographics and publishing languages can be explained by different literacy levels, the widespread popular use of the English language, as well as South Africa’s history of censorship, which curbed the development of a culture of newspaper readership. There are also a large number of free (advertising-funded) local and community newspapers in several different languages. An estimated 1.3 million newspapers are sold in South Africa daily. [ citation needed ]

There are several independently owned newspapers, most notably Mail & Guardian, however the majority are owned by four large publishing groups: Avusa, Naspers, Independent News and Media (owned by Sekunjalo Investments), and CTP/Caxton.

Magazines [ edit ]

South Africa has a very robust magazine industry with an estimated 280 locally published titles available; imported magazines add to this number considerably. The industry’s annual turnover in 1998 was estimated to be about R 1.7 billion. [ citation needed ]

While the mass consumer market sector is dominated by only a few publishers (Naspers, Perskor, CTP Holdings, TML), the specialist consumer and trade & technical sectors are very fragmented and contain a large number of small- and medium-sized publishers in addition to the aforementioned major players.

As could be expected from South Africa’s recent history, its magazine market is (still) characterised by definite differences in the readership of magazines amongst the country’s different race groups. A decline in traditional mass consumer magazine titles versus the growth of specialist titles also characterises the industry, as does the growth of magazines specifically aimed at black South Africans, such as Drum.

Naspers is the dominant player in the mass consumer magazine sector and sells about two thirds of all the magazines read in South Africa, including imported magazines. The company publishes large national titles such as Fair Lady, Sarie, Insig, SA Sports Illustrated, Kickoff, Huisgenoot, You and Drum. The Afrikaans language family magazine Huisgenoot has the largest circulation of any South African magazine and is followed by You, its English language version; these two magazines have a combined circulation of almost one million copies a week. Fair Lady and Sarie are South Africa’s largest selling English- and Afrikaans-language women’s magazines, respectively. [6]

Читайте также:  Где помещается государственный герб нашей страны

Other large mass market publishers are Perskor (Republican Press), CTP Holdings and Times Media. Specialist consumer magazines are also published by the aforementioned publishers, as well as by Primedia Publishing, Kagiso Media and Ramsay Son & Parker. In the trade and technical sector Primedia is the largest publisher.

Books [ edit ]

The book publishing industry in South Africa is relatively small, but it is nevertheless a key factor in its economy. There are more than 120 publishers in the country, according to the Publishers’ Association of South Africa (PASA). Among these are commercial publishers, university presses, non-governmental organisations and one-person privately owned publishers. Of the 120 publishers who are members of the PASA, about 12 are classified as large publishers, 7 as medium-sized publishers and the remaining 101 as small publishers.

Books are published in all eleven official languages of South Africa as well as in some non-official and foreign languages. Works published include fiction, non-fiction, children’s books, reference works as well as school and university textbooks. Electronic publishing is also a growing segment of the publishing industry. While some publishers specialise in the type of books they produce (for example textbooks), the majority of the large and medium publishers publish in several categories.

There are also a number of book importers and distributors active in South Africa as the great majority of books sold in South Africa (especially fiction) are still imported, mostly from Britain and the United States. This has resulted in relatively high prices being charged for books in comparison with the income of the average South African.

The South African publishing industry employs about 3,000 people full-time, as well as many freelance workers. In addition, it is estimated that the South African publishing industry employs about 9,000 authors (full- and part-time), who together earn an estimated R 150 million in royalties annually. The book-printing and bookselling are also largely dependent on this industry.

Television [ edit ]

Television is the most tightly regulated media sector in South Africa and is (along with radio) regulated by the Independent Communications Authority of South Africa (ICASA). Broadcast rights, especially for television, are issued by invitation only and only two independent television broadcasters have been permitted to operate up to now. Broadcast licenses mandate percentages of local, community and educational content and broadcasters are required to include such content as a condition of their license.

As a result, there are only four free-to-air terrestrial television channels in South Africa, the South African Broadcasting Corporation’s SABC 1, SABC 2 and SABC 3 as well as e.tv. The South African Broadcasting Corporation or SABC is South Africa’s state-owned public broadcaster. All broadcasters are subject to the Broadcast Complaints Commission.

Multichoice is the oldest provider of pay TV and satellite broadcasting in the country, with one terrestrial pay TV channel, M-Net, and DStv, a digital satellite television network with over 55 local and international channels that broadcasts to over 2 million subscribers throughout Africa. In November 2008 four new licenses were granted, from a total of 18 applications, for the operation of pay-TV services. Walking on Water (a Christian broadcaster), On Digital Media and e-Sat (the satellite arm of e.tv) were all expected to start direct-to-home satellite broadcasts in mid-2008. This did not happen as only On succeeded in launching its Top TV service. Even Telkom Media which was supposed to operate satellite services as well as IPTV services such as video-on-demand, never took off and was subsequently sold to Shenzhen Media South Africa. On Digital Media is 68% black owned.

Radio stations [ edit ]

Radio has always been South Africa’s biggest broadcast medium; From the 1960s, South Africa was a world leader in FM radio technology. In 1962, five FM radio stations broadcast, each to a particular language group. The content of the broadcasts ranged widely, over music, sports, religion, current affairs and drama. By the mid 1980s another five languages had their own stations and four music-only regional, commercial broadcasters had been added to the FM network. [7] The sector’s deregulation in 1996 led to an even bigger proliferation of radio stations. For example, there are about 4 radio stations available to Johannesburg listeners.

Broadcasts range from the country-wide and regional radio stations of the state-owned and funded SABC to fully commercial privately owned stations to community stations that target specific cities, towns, neighbourhoods or ethnic groups. Approximately eighty community radio licenses have been issued, although a quarter of these are inoperative. [8]

The majority of radio stations broadcast in English, although the other official languages of South Africa are represented on the airwaves as well. The industry is regulated by ICASA.

Internet and telecommunications [ edit ]

In comparison with the rest of Africa, this sector is fairly big and robust. However, it is dominated by the fixed line monopoly Telkom, which has been criticised in recent years for hampering further growth. Telephone and internet access is also available via mobile network operators, such as Vodacom and MTN, but is an even more expensive option.

Источник

Adblock
detector