Меню

Состав юго западной азии перечислить страны

Страны Юго-Западной Азии на карте

В состав стран Юго-Западной Азии входит 16 независимых государств. К ним относятся Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн, Ирак, Афганистан и Иран. Расположение на пересечении морских сообщений и месторождения нефти придают региону дипломатическое и социальное значение. Разнообразны и природные ландшафты — пустыни, полупустыни, степи на фоне заснеженных хребтов и утопающих в зелени долин рек.

Самобытность населения

На карте мира именно Передняя Азия обозначена колыбелью многих религий и культур. Здесь берут свое начало иудаизм, ислам и христианство. Но господствующей религией стоит считать именно ислам. Особенность последнего заключается в том, что он является быстрорастущим религиозным направлением. В мире насчитывается более 1 млрд человек, которые его исповедуют.

Большую часть национального состава западной Азии составляют арабы. В этнический состав входят три главные расы:

Народы запада отличаются высокой рождаемостью. Однако низкий уровень жизни и несоответствующая медицинская помощь играет свою роль. Средняя продолжительность жизни — 40 лет, что приводит к молодой структуре населения.

Кроме того, климат в пустыне не способствует адаптации, города сравнительно невелики, численность населения растет только благодаря миграции жителей из сельских регионов. В последнее время местный народ стали «разбавлять» жители с других стран, имеющие востребованные для этого региона профессии. Сегодня список «городских профессий» только увеличивается, что может не радовать местных.

Что касается плотности населения, то его размещение по территории неравномерное. Большое пространство занято пустынями, которые не приспособлены для комфортного проживания и веде́ния хозяйства. Значительная неравномерность наблюдается в Иране, Турции, Омане и Йемене, а также в Саудовской Аравии.

Большая часть населения проживает в сельской местности, но в некоторых странах плотность населения больше в городах, чем в поселках. Большая часть населенных пунктов вмещает до 10 тыс. жителей, больше населения распределено на территории таких городов, как:

Значительное количество жителей работает в сфере управления, финансов или торговли. В области сферы услуг в последнее время увеличилось количество иностранных рабочих.

Постоянные военные конфликты резко сказываются на демографической ситуации, что вызывает многочисленные миграции.

Особенности региона

Особенность Азии заключается в том, что она омывается морями с трех сторон. Географические особенности рельефа и социально-демографические процессы порождают экологические проблемы. Морская экосистема находится не в лучшем состоянии из-за нефти, которая попадает в водное пространство. В бассейне, площадь которого достигает 2500 кв. км, находится более 60% мировых запасов нефти.

По уровню экономического развития государства значительно отличаются друг от друга. Индивидуальная характеристика — это добыча и экспорт нефтепродуктов и тяжелые отрасли индустрии. Нефтяная промышленность имеет мировое значение, огромное количество скважин разбросано вдоль Персидского залива. Самые большие запасы заложены на территории Саудовской Аравии, не сдают позиции и запасы Ирака и Ирана.

Положение Западной Азии в мире дает возможность лидировать в нефтеперерабатывающей отрасли, но при этом иметь другие проблемы. Регион балансирует между экспортом и импортом. В Иране достаточно развита металлургия, в ОАЭ — нефтехимия, Ирак и Иран славятся машиностроением и промышленностью. Обрабатывающая промышленность стран Азии находится на высоком уровне развития.

Стало распространяться алмазоогранение, которое быстрыми темпами развивается в Израиле. Большое внимание уделяется военной промышленности на территории Израиля, поставляющего большие партии оружия на внешние рынки. Не сдает свои позиции и кустарное производство — ковры и керамика поступают большими партиями на мировые рынки.

Индивидуальность экономики

Сельское хозяйство занимает важное место в экономике региона, но при этом страдает из-за дефицита воды. Из-за этой особенности эта часть света вынуждена ввозить продукты питания из-за границы.

Читайте также:  Европа как завоевать страну

Что касается природных условий, то Западная Азия отличается ландшафтным разнообразием. Страны делятся на узкоспециализированные и многоотраслевые. Израиль, Ливан, Кипр, Турция считаются многоотраслевыми благодаря ра́звитой обрабатывающей промышленности. Благодаря этому государства добились хороших результатов в сельском хозяйстве и транспортном развитии.

Но в каждой стране есть районы, которые страдают от низкого уровня экономического развития, из-за чего демонстрируется дисбаланс. Сегодня бо́льшая часть южных городов развивается благодаря своей промышленности и выходу к водному пространству. В мировом развитии географическое положение играет особую роль, так же как и граница между Африкой и Азией, которая сегодня учитывается при размещении международных аэропортов.

В основном регион обладает разнообразными природными ресурсами. Песчаные и каменистые пустыни преобладают над горными степями, что приводит к разнообразию климатических условий. Природа региона сурова из-за преобладания обширных нагорий. Климатические условия западного региона неодинаковые, что отразилось на образе жизни местных жителей.

За исключением Кипра, Турции и Израиля, страны Юго-Западной Азии считаются аграрными странами. Ведущей отраслью является сельское хозяйство. Животноводство и рыболовство особенно полюбилось местному населению. Водные бассейны дают возможность вылавливать такие ценные виды рыб, как тунец, ставриду и макрель. Особенно популярна ловля креветок в Персидском заливе. Достойная роль досталась Ирану, который имеет возможность поставлять на мировой рынок большие партии черной икры.

Транспортное значение

Морскому транспорту принадлежит важное значение. Современные порты есть во всех морских странах. Кипр отличается крупнейшим флотом в регионе. Турция, Кувейт, Иран и Саудовская Аравия тоже имеют собственные флоты. Внешняя торговля ориентирована на самые ра́звитые страны, бо́льшая часть товаров поставляется в США, Японию и страны Европы. Все транспортные возможности соответствуют общему уровню развития региона.

Сегодня большинство стран региона вкладывают значительные средства для усовершенствования транспортной развязки, особенно в развитие морского, авиационного, трубопроводного направления. Внутренний транспорт не отличается своими особенностями, в большинстве случаев это железная дорога и автомобили. Что касается передвижения по пустыням, то там до сих пор используют верблюдов, считая, что это самый универсальный транспорт для местности.

Проблемы региона

Юго-Западная Азия — это район социальных и экономических контрастов, но жители региона имеют много общих интересов с гражданами других развивающихся стран. Они ведут борьбу за национальную независимость и уделяют внимание экономической отсталости и неразвитой экосистеме. Каждый из них выполняет свою роль, независимо от того, в каком районе он проживает и какой финансовый доход имеет. Проблема загрязнения атмосферы актуальна уже долгое время, особое внимание ей стали уделять после пожара на нефтяных скважинах.

После военных действий морская экосистема пострадала больше всего, огромный ущерб был нанесен популяции креветок. Основная часть планктона погибла, что ухудшило потребительское и коммерческое рыболовство. В настоящее время наиболее загрязненной акваторией Земли является Персидский залив. Но, несмотря на все проблемы окружающей среды, бедность населения, несовершенную внутреннюю транспортную развязку, страны Западной Азии не сдают свои позиции и выделяются многоотраслевой промышленностью.

Читайте также:  Добыча газа разных стран

Источник

Страны Юго-Западной Азии

Карта Юго-Западной Азии

Географическое положение и состав территории Юго-Западной Азии

В Юго-Западную Азию (Ближнего и Среднего Востока) входят 16 стран, расположенных на стыке трех частей света. Это Турция, Иран, Афганистан, Сирия, Ирак, Ливан, Израиль, Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Йемен, Кипр. ЭГП этих стран значительно улучшилось после окончания строительства Суэцкого канала и железной дороги Берлин – Багдад.

Важное стратегическое положение, огромные залежи нефти и природного газа всегда привлекали сюда развитые страны. После распада СССР наибольшее влияние на события в этом регионе имеют США. Юго-Западная Азия очень беспокойный в политическом отношении регион. Длительное время не прекращается арабо-израильский конфликт, не решена курдская проблема. Юг Месопотамии стал «яблоком раздора» между Ираном, Ираком и Кувейтом, не прекращается гражданская война в Афганистане. Греко-турецкие распри привели к разделению на две части Кипра. Страны региона являются крупнейшими в мире импортерами оружия.

По государственному строю в регионе есть как республики, так и монархии, большинство из которых абсолютные.

Природно-ресурсный потенциал Юго-Западной Азии

Из предыдущих курсов географии вспомните, в каких климатических поясах расположена Юго-Западная Азия. Какие проблемы развития этих стран связаны с климатическими условиями?

Минеральные ресурсы региона разведаны недостаточно. Кроме огромных запасов нефти (66% мировых запасов) и газа (26%), выделяются значительные объемы хромитов (Турция), минеральных солей Мертвого моря и фосфоритов, калийных солей (Иордания, Израиль).

Население Юго-Западной Азии

На территории Юго-Западной Азии проживает 206 млн. человек. Численность населения быстро растет благодаря высокому естественному приросту населения. Страны региона сильно отличаются по количеству населения, в Турции, Иране и Афганистане сконцентрировано 2/3 жителей региона.

Размещается население также неравномерно. Средняя плотность его в одной стране не превышает 100 человек / км кв., а в пустынных районах она меньше 1 человека / км кв. Для региона характерны значительные миграции населения. Здесь до сих пор проживают народы, ведущие кочевой образ жизни. Население Израиля формируется за счет иммигрантов. Многие палестинские арабы вынуждены покинуть родину, на нефтяных промыслах работает значительное количество иностранных рабочих-мусульман. Многие турки работают в Западной Европе, особенно в Германии.

Уровень урбанизации в целом невысокий, а в Афганистане и Йемене – один из самых низких в мире. Численность городского населения растет быстрыми темпами, но преобладают отдельные города, агломерации только формируются (Стамбул, Тегеран). Особенно высока доля городских жителей в малых нефтедобывающих странах, в Бахрейне, Кувейте и Катаре она превышает 90% населения. Некоторые города возникли еще в древние времена (Дамаск, Багдад, Бейрут, Эр-Рияд и т. п.). Именно в этом регионе зародились три основные религии мира: иудаизм, христианство, ислам. Города Иерусалим, Мекка, Медина считаются священными, их ежегодно посещает много паломников.

Этнический состав населения довольно сложный. Наиболее однородное население Аравийского полуострова, основу которого составляют арабы. Турция, Иран, Афганистан и Ирак – многонациональные страны. Наряду с турками, персами, афганцами (пуштунами) и арабами живут национальные меньшинства: курды, азербайджанцы, узбеки, таджики и другие. Этнические и религиозные различия создают серьезные политические и экономические трудности в каждой стране.

Политическая карта Мира

Общая характеристика хозяйства Юго-Западной Азии

По уровню экономического развития страны Юго-Западной Азии относятся к двум типам: Израиль, Турция и Кипр – это среднеразвитые страны, остальные государства – это развивающиеся страны. Но и эти группы неоднородны.

Читайте также:  Новое вооружение стран нато

Израиль – индустриально-аграрная страна, доля промышленности которой в ВВП составляет 30%. В структуре промышленности преобладают наукоемкие отрасли: медицинская электроника, средства связи, компьютеры. Развиваются также металлообрабатывающая, авиационная, судостроительная, электротехническая, химическая, алмазообрабатывающая промышленность. Высокий удельный вес в экономике имеет военная промышленность.

Политика кипрского руководства направлена на превращение страны в торговый, финансовый и туристический центр. Для экономики этой страны характерна высокая доля сферы услуг (47% ВВП). Ведущими отраслями промышленности являются пищевая, швейная, горнодобывающая, промышленность стройматериалов.

Основой экономики развивающихся стран, является сельское хозяйство, которое до сих пор является отсталым и малопродуктивным из-за архаичных аграрных отношений. Постоянные засухи являются настоящим бедствием для населения этих стран. Орошаемых земель много, но ирригационные системы преимущественно примитивные. Страны Юго-Западной Азии привозят зерно, масло, сахар, чай, продукты животноводства.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Его основа – потребительские культуры (пшеница, кукуруза, овощи), хлопчатник. Значительные площади заняты виноградниками и фруктовыми насаждениями. По производству и экспорту изюма, сухофруктов, миндаля и фиников регион занимает ведущее место в мире.

Животноводство малопродуктивно. Здесь разводят овец и коз, ослов и верблюдов. На мировом рынке ценится каракуль из Афганистана.

Афганистан

Афганистан относится к наименее развитым странам мира. Трудности, связанные с общей отсталостью страны, усилились из-за многолетней гражданской войны. Размер причиненного войной ущерба достигает 3/4 всех предыдущих вложений в развитие страны за 50 лет.

Основное богатство стран побережья Персидского залива – нефть, промышленная добыча которой, в основном, началась после Второй мировой войны за счет иностранных капиталов. В этих странах самые низкие затраты на добычу и самая высокая в мире производительность труда в нефте- и газодобывающей промышленности, что является следствием благоприятных природных условий и низкого уровня заработной платы. Огромные объемы экспорта нефти (90% добычи) повлекли развитие транспортной инфраструктуры: трубопроводов и нефтяных портов-терминалов.

Страны стараются вкладывать нефтедоллары в промышленное развитие, чтобы обеспечить надежный экономический рост в нефтевой период и уменьшить зависимость от нестабильного и невозобновимого источника доходов. В одних странах появились центры нефтеперерабатывающей промышленности (ОАЭ, Саудовская Аравия) и предприятия для сжижения газа (Катар, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Сирия). В других – в Иордании, Йемене, Сирии, Саудовской Аравии – усилилось развитие горнодобывающих отраслей (добыча фосфоритов, калийной и поваренной солей, сырья для стекольной и цементной промышленности, свинцово-цинковых и железных руд). В 80-е годы XX в. быстрыми темпами развивались отрасли обрабатывающей промышленности. Были созданы металлургические заводы по производству стали и труб в Саудовской Аравии, Ираке, Катаре, Иордании. Среди отраслей цветной металлургии появилась алюминиевая промышленность (Бахрейн, Кувейт). Во многих странах начали формироваться центры металлообработки: заводы по сборке автомобилей (Ирак, Кувейт), электроламповый (Ирак), судоремонтный (Бахрейн). На основе горнодобывающих отраслей начала формироваться химическая и цементная промышленность. Развиваются также легкая и пищевая промышленность. Но размеры промышленного производства еще незначительны.

Внутренний транспорт развит недостаточно. В перевозках основная нагрузка падает на автомобильный транспорт. Страны Юго-Западной Азии расположены на важном перекрестке морских и воздушных путей. Немалую роль во внешних связях региона играет морской транспорт.

Источник

Adblock
detector