Меню

Состав налоговой системы зарубежных стран

Налоговые системы зарубежных стран

Налоговые системы зарубежных стран

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.п.

Налоговая система — это единство составляющих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые находятся во взаимосвязи, поскольку практическое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действия других элементов. Налоговые политики разных стран различаются, так как они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются, прежде всего в методах осуществления налоговой политики. В частности, налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других признаков.

На современном этапе в России продолжается реформирование налоговой системы. Для успешного завершения налоговой реформы необходим тщательный анализ особенностей налоговых систем как индустриально — развитых стран, так и развивающихся стран. В условиях введения в действие Налогового кодекса РФ и продолжения налоговых преобразований изучение позитивного опыта налоговой политики и налогового реформирования зарубежных стран представляется весьма актуальным. Авторы не стремились к формальному унифицированию материала. Главная цель — показать исторически сложившуюся национальную специфику налогообложения в каждой рассматриваемой стране, а также выявить общие тенденции, прогрессивные элементы и закономерности развития налоговых политик и налоговых систем зарубежных стран.

Обобщение опыта построения налоговых систем, осуществления налоговых реформ и механизмов реализации налоговых политик других государств позволит понять суть государственного регулирования налоговых отношений как инструмента экономической политики. Это поможет разобраться в том, как налоговые системы влияют друг на друга, как можно в процессе управления экономикой использовать особенности этих налоговых систем в условиях РФ. При изложении материала авторы опирались на взгляды классиков и наиболее авторитетных специалистов в вопросах построения налоговых систем зарубежных стран.

Изложение материала максимально приближено к структуре изучения дисциплины «Налоговые системы зарубежных стран». В учебник также включен дополнительный материал для углубленного изучения налоговых политик и налоговых систем как развитых, так и развивающихся зарубежных стран.

Источник

Краткая характеристика налоговых систем зарубежных стран

Изучение налоговых систем зарубежных стран дает возможность уяснить общие закономерности развития и функционирования налогового механизма, а также учитывать опыт налогообложения государств со сложившейся рыночной экономикой.

Посредством налогов развитые страны мобилизуют от 27-29% валового национального продукта (ВВП) в США до 53% в Швеции.

Наиболее весомый вклад в налоговые доходы государственного бюджета зарубежных стран вносит подоходный налог, доля которого в ВВП колеблется соответственно от 5-9% во Франции, Японии,

Нидерландах и Италии до 16-24% в Финляндии, Новой Зеландии. 13 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля этого налога составляет в среднем 11,7% ВВП.

Вторыми по значению в доходах бюджета имеются социальные налоги, доля которых в ВВП составляет в среднем 9,1%.

Далее следуют косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с оборота, налог с продаж и т. д.) и прямые налоги с предпринимательских структур (налог на прибыль и поимущественные налоги). Так, удельный вес НДС, налога на прибыль и налога на собственность в странах ОЭСР составляет в среднем соответственно 6, 3 и 2%.

Читайте также:  Информация для стран снг

Что касается структуры налоговых доходов в бюджетах зарубежных стран, то необходимо отметить, что по данным на 1985 год доля подоходного налога составила от 12,7% (Франция) до 46,6% (Финляндия), доля налога на прибыль корпораций — от 4% (Финляндия) до 21% (Япония), доля налогов на собственность — от 2,3% (Швеция) до 12% (США), доля косвенных налогов — от 7,4% (США) до 21,2% (Финляндия).

Доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах почти одинаковы. Роль первых в 80-е годы постоянно увеличивалась, а последних — снижалась.

Важнейшим принципом организации налоговых систем стран Запада выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствуют типу государственно -политического устройства страны.

В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существует два уровня бюджетов: центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей.

Кроме того, для налоговых систем различных стран характерно следующее:

— в перечне косвенных налогов присутствует либо НДС, либо налог с продаж. Исключение составляет налоговая система Японии, в которой присутствуют оба эти налога;

— субъектом налогообложения по подоходному налогу может быть гражданин или глава семьи. Исключение составляет налоговая система США, законодательством которой предусмотрено право выбора субъектом своего статуса;

— налоги на социальное страхование выплачиваются либо работодателем, либо наемным работником. Исключение составляет налоговая система США, законодательством которой предусмотрена уплата этого налога и теми и другими пополам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Налоговые системы зарубежных стран

Развернуть все записи Свернуть все записи

Западная Европа

Западная Европа вряд ли может похвастаться обилием офшорных зон, однако же Гернси, Джерси, Остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Монако, Андорра и Лихтенштейн вполне являются классическими и традиционными представителями офшорных зон. Да и Швейцарию с некоторой натяжкой продолжают относить к оффшорам

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Австрия, GmbH 25% 20% Обычная ставка 25-55% 25%/0%/20% Да Нет Нет
Испания, S.L. 25% 21% Обычная ставка 19-47% 19%/19%/24% Да Нет Нет
Италия, SrL 24% 22% Обычная ставка 23-43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Лихтенштейн, Anstalt 12,5% 7,7% Обычная ставка 2,5-22,4% Нет Да Нет Нет
Люксембург, S.A.R.L. 24,94% 17% Обычная ставка 8-42% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Австрия, AG 25% 20% Обычная ставка 25-55% 25%/0%/20% Да Да Нет
Великобритания, Ltd 19% 20% Обычная ставка 20-45% 0%/20%/20% Да Да Нет
Андорра 10% 4.5% Обычная ставка 5-10% 0%/5%/10% Да Нет Нет
Бельгия 25% 21% Обычная ставка 20-50% 30%/30%/30% Да Нет Нет
Великобритания, LLP 19% 20% Обычная ставка 20-45% 0%/20%/20% Да Нет Нет
Германия Около 30% 19% Обычная ставка 14% — 45% 25%/0%/15% Да Нет Нет
Греция 24% 24% Обычная ставка 9-44% 5%/15%/20% Да Да Нет
Дания 22% 25% Обычная ставка от 36% до 51% 22%/22%/22% Да Нет Нет
Ирландия 12,5%/25% 23% 33% 20%/40% 25%/20%/20% Да Да Нет
Исландия 20% 24% Обычная ставка 33-46% 20%/12%/20% Да Нет Да
Испания, S.A. 25% 21% Обычная ставка 19-47% 19%/19%/24% Да Нет Нет
Италия, SAS 24% 22% Обычная ставка 23-43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Кампионе-д’Италия 24% 8% Обычная ставка 43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Кипр 12.5% 19% Обычная ставка 20-35% 0%/0%/10% Да Да Нет
Лихтенштейн, AG 12,5% 7,7% Обычная ставка 2,5-22,4% Нет Да Да Нет
Люксембург, S.A. 24,94% 17% Обычная ставка 8-42% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Мадейра 21% 23% Нет 14,5-48% 25%/25%/25% Да Нет Нет
Мальта 35% 18% Обычная ставка 0-35% Нет Да Нет Нет
Монако 33.33% 20% Нет Нет Нет Да Нет Нет
Нидерланды, B.V. 25% 21% Обычная ставка 9,45-49,5% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Португалия 21% 23% Обычная ставка 14,5-48% 25%/25%/25% Да Нет Нет
Финляндия 20% 24% Обычная ставка 0-31.25% 20%/0%/20% Да Нет Нет
Швейцария, GmbH 11,9-21,6% 7,7% Обычная ставка 0-48% 35%/35%/0% Да Нет Нет
Швеция, Private LLC 20,6% 25% 20-32% 30%/0%/20,6% Да Нет Нет
Шотландия, LP 20% 45% Нет Да Нет нет
Нидерланды, N.V. 20-25% 21% Обычная ставка 9,45-49,5% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Швеция, Public LLC 20,6% 25% 20-32% 30%/0%/20,6% Да Нет Нет
Читайте также:  Какие страны ввели санкции против лукашенко

Восточная Европа и Прибалтика

Пожалуй, лишь Венгрия среди стран восточной Европы может похвастаться статусом оффшорной зоны, да и то помятуя о ее доевропейском прошлом. Тогда, до вступления в ЕС, Венгрия практиковала режим офшорного налогообложения компаний, не ведущих деятельность в стране. Однако же и Словакия начинает проявлять признаки, по которым ее можно использовать для целей международного налогового планирования, хотя оффшорной зоной ее никак не назовешь. Однако, упорному предпринимателю при надлежащей консультации могут открыться оффшорные тайты вовсе неофшорной зоны.

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Венгрия 9% + 2% 27% Обычная ставка 15% 0%/0%/0% Да Нет Нет
Латвия 20% 21% Обычная ставка 20-31% 0%/0%/0% Да Нет Нет
Словакия 21% 20% Обычная ставка 19-25% 0%/19%/19% Да Нет Нет
Чехия 19% 21% Обычная ставка 15-23% 15%/15%/15% Да Нет Нет
Эстония 20% 20% Обычная ставка 20% 0%/0%/10% Да Нет Нет

Ближний Восток

Объединенные Арабские Эмираты, будучи рассмотренными отдельно (Дубаи, Шарджа, Джабаль-Али и др) представляют собой классические оффшорные зоны, где-то осложненные обременением в виде необходимости аренды складских или офисных помещений, что делает их больше похожими на Свободные Экономические Зоны, нежели на оффшорные зоны

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Зарегистрировать оффшорную компанию в СЭЗ Dubai South Нет 5% Нет Нет Нет Да Да Нет
Зарегистрировать оффшорную компанию во фризоне RAKEZ Рас-эль-Хайма Нет 5% Нет Нет Нет Да Да Нет
Турция 20% 18% Обычная ставка 15-40% 15%/20%/0-18% Да Нет Нет
Читайте также:  Высшее военное училища страны

Южная и Юго-Восточная Азия

Вектор интереса к оффшорам постепенно смещается из Европы в Азию. Именно здесь на сегодняшний день находится второе по плотности локазизации «скопление» оффшорных зон. Гонконг и Макао, хотя и относятся по юрисдикции к Китаю, однако по всем признакам продолжают считаться к оффшорным зонам. Сингапур (Юго-Азиатская Швейцария) – сейчас не менее популярная оффшорная зона чем ее западноевропейский прообраз

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Китай, WFOE 25% 13% Нет 3-45% 10%/10%/10% Да Да Да
Гонконг 0%/16,5% Нет Нет 2-17% 0%/0%/30% Да Да Нет
Индия 25,17% 18% Обычная ставка 5-30% 20%/20%/10% Да Да Да
Китай, RO 25% 13% Нет 3-45% 10%/10%/10% Да Да Да
Макао 12% Нет Обычная ставка 10-12% Нет Да Да Нет
Сингапур 17% 7% Нет 2-22% 0%/10%/15% Да Да Нет
Таиланд 20% 10% Обычная ставка 0-35% 10%/15%/15% Да Да Да
Тайвань, Company Limited by Shares 20% 5% Обычная ставка 5-40% 21%/20%/15% Да Да Есть некоторые меры валютного контроля
Тайвань, Limited Company 20% 5% Обычная ставка 5-40% 21%/20%/15% Да Да Есть некоторые меры валютного контроля

США, Канада, Южная и Латинская Америка

Карибское побережье Латинской Америки, Мексиканский залив, Ост-Индские острова, «наветренные» и «подветренные» острова – не единственные названия Карибского региона, где сосредоточено около половины всех оффшорных зон мира. Сложность североамериканского налогового законодательства, а также некомпетентность ряда оффшор-провайдеров позволяли относить некоторые штаты США к офшорным зонам. Делавэр и Невада, Вайоминг и Вашингтон далеко не столь просты, чтобы предоставлять оффшорные льготы «направо и налево».

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Канада, Онтарио, LP 0% 5% N/A 15-33% 25%/0%/25% Нет Нет Нет
Британские Виргинские Острова Нет Нет Нет 0%; 10%-14% Нет Да Нет Нет
Канада, Британская Колумбия 38% 5% Обычная ставка 15-33% 25%/0%/25% Да Нет Нет
Регистрация Corporation компании в Делавэре 8,7% Нет Обычная ставка 10-37% 30%/30%/30% Да Нет Нет
Каймановы острова Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет
Канада, Нью-Брансуик 38% 5% Обычная ставка 15-33% 25%/0%/25% Да Нет Нет
Регистрация компании в Нью Йорке 21% 8,875% Обычная ставка 10-37% 30%/30%/30% Да Нет Нет
Канада, Онтарио (EPC) 38% 5% Обычная ставка 15-33% 25%/0%/25% Нет Нет Нет
Регистрация LLC компании в Делавэре Нет Нет Обычная ставка 10-37% 30%/30%/30% Нет Нет Нет
Регистрация компании в Орегоне 21% Нет Обычная ставка 10-37% 30%/30%/30% Нет Нет Нет

Другие

Как всегда в любой классификации встречается категория объектов, не попавших ни в какую прочую категорию. Итак, раздел «Другие» включает в себя оффшорные зоны Африки и Индийского Океана к востоку от Африканского побережья

Источник

Adblock
detector