Меню

Сословно представительные органы разных стран

Органы сословного представительства в странах западной Европы

Сословно-представительная монархия — форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывалась в большинстве стран Европы в 13—14 вв. (в Кастилии в 12 в., в Венгрии и Польше в 15 в.) в процессе формирования общегосударственных сословий (в масштабе целых стран) и органов сословного представительства — центральных (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сейм в Польше, Чехии, риксдаг в Швеции и др.) и местных (например, провинциальные штаты во Франции и Нидерландах, воеводские сеймики в Польше и др.). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России в 16—17 вв.

Складывание этой относительно централизованной формы феодального государства было связано с ростом городов, товарного производства и обмена, с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса феодалов и противоречий последних с городским сословием. Главной опорой Сословной монархии были в большинстве стран низшие и средние слои класса феодалов, нуждавшиеся в сильном государственном аппарате для более эффективной эксплуатации крестьян и защиты от притеснений крупных феодалов. Активно поддерживали Сословную монархию и горожане, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, а в некоторых странах также верхушка свободного крестьянства. Опираясь на эти слои в политической борьбе с крупными феодалами-сепаратистами, лавируя между сословиями, король (или территориальный князь) концентрировал в своих руках судебную, военную и финансовую власть, создавал относительно сильный государственный аппарат в центре и на местах, вводил общегосударственное законодательство и налогообложение. Необходимость создания сословно-представительных собраний диктовалась в первую очередь тем, что королевская власть в условиях феодально-сословного строя ещё не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания армии и государственного аппарата, а также на важнейшие внутри- и внешнеполитические мероприятия.

Общим для сословно-представительных учреждений было: решающее влияние в них сословий феодалов — духовенства и дворянства, подчинённая роль городского сословия, отсутствие представителей феодально-зависимого крестьянства (лишь в сословных собраниях Кастилии и Швеции участвовали депутаты свободного крестьянства). Эти собрания, как правило, были враждебны крестьянству: выступали против освобождения от личной зависимости, активно способствовали его дальнейшему закрепощению, санкционировали увеличение налогообложения крестьян. Там, где представители разных сословий (особенно мелкие феодалы и горожане) действовали сплочённо, эти собрания добивались известной политической самостоятельности и налагали некоторые ограничения на королевскую власть в вопросах налогообложения, реже — законодательства. Чаще же сословные собрания обладали лишь совещательными функциями. В целом, за исключением Польши, они, несмотря на отдельные конфликты с королевской (княжеской) властью, скорее укрепляли её, санкционируя её централизаторские усилия. Формой феодального государства, сменившей Сословную монархию в большинстве стран Европы, была абсолютная монархия. В средние века в Европе сословно-представительные органы государства выполняли функции «ограничения» власти монарха и поиска согласия между сословиями. Современный парламент как общенациональное представительное учреждение с законодательными, контрольными и другими функциями — сравнительно новый институт. Начало его становления связывается с практикой функционирования представительных собраний ряда европейских стран и теоретическим осмыслением природы этих собраний различными научными школами.

Сословно-представительные учреждения явились шагом вперед в развитии форм народовластия по сравнению с народными собраниями. Так, вече было формой прямой демократии. А формы прямой демократии при всей их значимости имеют и ряд ограниче­ний. Например, вече может быть созвано на сравнительно неболь­шой территории, а в крупном государстве это невозможно. Народ­ное собрание не может заседать долго, поскольку в нем участвует все взрослое население, а необходимость удовлетворения насущных жизненных потребностей предполагает, что эти же люди должны быть задействованы в повседневном производстве. Такого рода ог­раничения преодолеваются путем применения различных форм представительной демократии.

Читайте также:  Красивые имена для девочек разных стран

Вместе с тем сословно-представительные учреждения надо отличать от появившихся позже парламентов. Сословно-предста­вительные учреждения представляли не граждан своей страны и да­же не население, а отдельные сословия и общины, получившие при­вилегии на такое представительство. Отсюда и формирование части подобных учреждений, как правило, верхней палаты по наслед­ственно-должностному принципу. По полномочиям сословно-представительные учреждения не были официально законодатель­ным органом. Монарх созывал их для совещания и формально не был связан их решениями. Не случайно, например, законодатель­ные инициативы в английском парламенте, принятые палатой об­щин, оформлялись в виде петиций. На российских земских соборах решения также подавались царю в виде челобитных. Конечно, во многих случаях монарх удовлетворял смиренные просьбы выбор­ных от сословий и общин. Однако правомочным законодательным органом становятся только парламенты современного типа, начиная с XVIII века.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

теоретический (избирательное право);

практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

организация избирательных округов, районов, участков;

формирование избирательных комиссий;

выдвижение и регистрация кандидатов;

подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

предвыборная борьба; о проведение голосования;

подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;

равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;

прямое и тайное голосование;

наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;

гласность проведения выборов;

правдивое информирование избирателей;

отсутствие административного, экономического и политического давления;

равенство возможностей политических партий и кандидатов;

добровольность участия в выборах;

правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;

Источник

Сословно-представительная монархия

Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление государством и изданием законов. Центральным политическим лицом в государстве остаётся царь. Сословно-представительная монархия являлась переходной формой от периода раннего феодализма к абсолютной монархии.

Признаки

Основным признаком сословно-представительной монархии являлось ограничение власти царя представительствами от сословий. Мировые примеры:

Рейхстаг и ландтаг

Венгрия, Чехия, Польша

Сословно-представительные собрания были основаны на договорном начале. Данная форма основывалась на необходимости придти к общему согласию по вопросам принятия тех или иных законов, установление сроков подати и налогов, и так далее.

Читайте также:  Страны гаагской конвенции 1980 года

Причины возникновения

Причины возникновения сословно-представительной монархии:

  • Рост территории государства;
  • Рост численности населения;
  • Усложнение структуры управления страной, что вызвало потребность разделения обязанностей;
  • Появляются сословия (купечество, духовенство, крестьяне и др.).

При этом власть оставалась в руках монарха.

Сословия хотели иметь прямые рычаги давления на решения, принимаемые государем. Некоторые сословия сосредотачивали в своих руках огромные средства. Например, было немало случаев в истории, когда отдельные армии сословий по численности превосходили королевские. Купеческие сословия могли с лёгкостью дать денег на поддержания жизни в королевстве.

Несмотря на это, никаких гарантий того, что государь примет непопулярное решение, не было. В этой связи создались первые предпосылки к появлению сословно-представительной монархии.

Примеры в разных странах

Стоит отметить, что в странах Западной Европы сословно-представительная монархия существовала в период с XIII по XV вв. В России этот период относился к 1549–1659 гг.

Примеры стран с сословно-представительной формой правления со своими особенностями:

Название сословного представительства, особенности

«Образцовый» парламент. Появился в итоге гражданской войны в 1295 году

Крупные духовные и светские феодалы

Определение размера податей, контроль за высшими государственными служащими, принятие законов

Генеральный штат. Фактически действовал от имени королевской власти

Дворянство, духовенство, «третье»

Совещательная функция заключалась в тесном сотрудничестве с королём о принятии законов, вводе налогов и т.д. Могли обращаться к представителям королевской власти с просьбами и протестами

Собирались два раза в год по приказу императора, имел минимальное влияние

3 курии: имперские города, имперские князи, курфюрсты

Прописанных функций не имел. Зачастую носил совещательную функцию по различным вопросам (территориальный, налоговый, внешнеполитический и т.д.)

Созывался по приказу царя

Боярская дума, духовенство, выборные дворяне и мещане

Избирание на трон государя, обсуждение важнейших государственных вопросов

Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии

Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии:

  • Развитие товарного производства и торговых связей;
  • Рост числа городов;
  • Введение денежной ренты взамен натуральным повинностям;
  • Города освобождаются от феодальной зависимости и приобретают местное самоуправление;
  • Объединение сословий с правом наследства.

Вследствие этих преобразований возникают предпосылки к возникновению сословно-представительной монархии и одновременному усилению королевской власти.

Алгоритм работы сословно-представительной монархии

Алгоритм работы сословно-представительной монархии во всех странах был примерно одинаковым:

  1. Созыв сословного представительства по приказу царя/короля или по расписанию;
  2. Обсуждение важнейших государственных вопросов по различным направлениям;
  3. Приход к «общему знаменателю» между сословными представительствами;
  4. Выдвижение единого решения на рассмотрение царю/королю;
  5. Принятие царём/королём решения;
  6. Вступление в законную силу после подписи царя/короля.

Даты, причины и последствия возникновения сословно-представительной монархии

Представим это в виде таблицы.

Борьба феодальных сословий с королевской властью (катализатор – Гражданская война 60-х гг. XIII в.)

Перерос в парламент и дошёл до наших дней путём превращения договорного принципа в конституционное право

Значительные изменения в социальной и экономической сфере

Переход к абсолютной монархии

Ослабление императорской власти, снижение эффективности работы императорских институтов власти

В рамках Священной Римской империи в парламент не перерос. После её распада, сохранился в качестве названия парламента в Германской империи и Северогерманском союзе

Пополнение казны на военные и прочие нужды путём приглашения в Земский собор представителей купечества. Успокоение граждан.

Переход к абсолютной монархии вследствие реформ Петра I

Период возникновения и завершения

Периоды возникновения и завершения существования сословно-представительной монархии.

Источник

Сословно-представительная монархия

Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Читайте также:  Самые безопасные страны 2020 год

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия — форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты, сейм и т.п.)

Содержание

В России

В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года [1] , хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяне, и все люди).

Примеры

См.также

Примечания

  1. Сословно-представительная монархия в России (рус.) . Labex.ru. Архивировано из первоисточника 3 марта 2012.Проверено 29 ноября 2008.

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Сословно-представительная монархия» в других словарях:

Сословно-представительная монархия — (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение о … Энциклопедия права

Сословно-представительная монархия — (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение объема полномочий монарха и… … Большой юридический словарь

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ — – форма феодального государства, представлявшая собой промежуточную ступень между монархией периода феодальной раздроблённости и абсолютизмом (см.). С. п. м. сложилась в ряде европейских стран на той стадии развития феодализма, когда объективные… … Советский юридический словарь

Сословно-представительная монархия — форма правления в государствах периода развитого феодализма; была переходной от раннефеодальной (сеньориальной) монархии к абсолютной. В осуществлении государственно властных функций монархи при этой форме правления опирались на органы,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Сословно-представительная монархия — форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI сер. XVII вв … Краткий словарь историко-правовых терминов

Монархия — (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

Монархия — Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия

Представительная демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

монархия — (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Большой юридический словарь

Монархия — (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия

Источник

Adblock
detector