Меню

Сословия стран западной европы задания

Сословия Средневековой Европы

Средневековое общество в Западной Европе делилось на три разряда: «те, кто молятся», «те, кто сражаются» и «те, кто трудятся». Молящиеся и сражающиеся представляли класс феодалов: духовенство, короли, знать, рыцари. Бесправным и эксплуатируемым был класс трудящихся — крестьян. Их труд содержал феодалов и оплачивал войны. Сословие рыцарей — профессиональных конных воинов-землевладельцев выделилось в среде «воюющих» примерно в X в.

Феодальная лестница

Бенефиций, став наследным владением — феодом, превратил всех бенефециариев (наделённых бенефицием) в землевладельцев — крупных и мелких феодалов, находящихся в вассальной зависимости друг от друга. Главным землевладельцем государства, верховным сюзереном, был король (или император). Он раздавал земли своим приближённым (вассалам) — князьям, герцогам, графам, баронам. Они, в свою очередь, наделяли землями своих приближённых, у которых также появлялись вассалы, получившие земли из их наделов. Так формировалась многоступенчатая иерархия феодального общества. Крупным землевладельцем была и церковь во главе с римским папой. Раздавая или получая земли, представители духовенства также выступали в роли светских сеньоров или вассалов.

Оммаж

Свободные люди стремились служить у сильных мира сего и получать за это вознаграждение. Самой желанной формой вознаграждения был феод, который землевладелец, нуждавшийся в телохранителях и воинах, отдавал в обмен на службу. Условия передачи феода составляли вассальный договор, вассал клялся его соблюдать и проходил особый обряд — оммаж. Вассал, безоружный, с непокрытой головой, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы), вкладывал соединённые ладони в руки своего будущего сеньора с просьбой принять его. Пожатие рук и обмен поцелуями означали, что сеньор принимает вассала и делает его «своим человеком». Действовал принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», т. е. каждый сюзерен властвовал только над своими непосредственными вассалами, с которыми прошёл оммаж, но не мог распоряжаться вассалами своих людей.

Обязанности сторон

Формально собственником феода вассала оставался его сеньор. Владельцы феодов обязывались нести военную службу для своего сеньора, помогать ему в управлении вотчиной, выкупать из плена. За несоблюдение вассального договора вассал мог лишиться феода. У сеньора также были обязанности по отношению к вассалам — он защищал их и вознаграждал за службу. Щедрость считалась одной из добродетелей сеньора. Отношения «сеньор-вассал» носили личный характер и держались буквально на «честном слове». Поэтому так важна была роль клятвы, дававшейся при заключении вассального договора. Верность стала одной из главных добродетелей вассала, считалось, что измена обрекала его на всеобщее осуждение и изгнание из общества. Но на деле вассалы нередко предавали своих сеньоров, а сеньоры грабили вассалов.

Города

Развитие техники, ремёсел и торговли привело к возрождению городов — ремесленных и торговых центров. Город возникал на земле феодала и был его собственностью. Туда стекались его крестьяне, занимавшиеся ремеслом и торговлей. Города приносили доход сеньору, но стремление феодала получить от города большую прибыль приводило к борьбе между ним и горожанами. В этой борьбе горожане отстояли право на городское самоуправление и стали менее зависимы, чем крестьяне.

Феодальное войско

В 847 г. Карл Лысый издал эдикт, обязывавший каждого свободного человека избрать себе сеньора и не менять его. Так была закреплена уже сложившаяся система вассалитета. Каждый сеньор был обязан приводить на войну вооружённый отряд своих вассалов. Численность отряда зависела от величины феода. Владельцы целых провинций — герцоги, маркизы, графы — приводили на войну тысячные отряды с сотнями рыцарей. Бароны, владельцы нескольких деревень, выставляли сотни пехотинцев и десятки рыцарей. Рядовые рыцари приводили небольшое число пеших воинов из своих крестьян и оруженосцев. Так король набирал войско, которое вёл на войну. Но на поле боя каждый сеньор сам распоряжался своими людьми, и его вассалы ставили его приказы выше королевских. Такое двоевластие на войне часто приводило к плачевным результатам.

Читайте также:  Филиалы вузов по странам

Рыцарь и общество

Слово «рыцарь» в русском языке произошло от немецкого ritter (риттер) — всадник и обозначало то же, что французское chevalier (шевалье) и испанское caballero (кабальеро). Изначально рыцарями называли конных воинов, владельцев небольшого феода, равного одному поместью. Рыцарство тогда ещё не слилось с дворянством и не передавалось по наследству. Каждый рыцарь служил крупному феодалу, от которого получил феод. Рядовой рыцарь — это «воин одного щита», т.е. рыцарь, не имеющий в своем распоряжении других рыцарей. Он сопровождал в походах своего сеньора.

Шанс на благородство

Изначально землёй владели выходцы из династий Меровингов и Каролингов и представители старой римско-галльской знати. Земля была символом достоинства и власти, свидетельством благородства. Раздача бенефициев (феодов) могла сделать сеньором даже крестьянина — если он был смел, хорош в бою и удачлив, у него был шанс заслужить поощрение знатного человека и даже короля, получить землю, а потом и титул. Так в раннем Средневековье формировалась аристократия.

Оружие — это свобода

Особую роль в судьбе человека раннего Средневековья играло наличие у него оружия. Древние германцы считали оружие отличительной чертой свободного человека. Если германцу приходилось обращаться за военной помощью к своим рабам, он, прежде чем вооружить раба, давал ему свободу. Вооружённый — свободен и силён, безоружный — слаб, труслив и презираем. Тот, кто мог приобрести оружие, получал и возможность подняться по социальной лестнице, став рыцарем. Но хорошее оружие и боевой конь были дороги, и для бедняков эта дорога наверх постепенно закрывалась. Крестьянство разделялось на состоятельных и вооружённых, из которых выходили рыцари, и на безоружных бедняков, формировавших класс зависимых тружеников.

Вручение оружия

Для германцев оружие было священно, и особую роль они при давали его вручению. Юноша-германец, став совершеннолетним, торжественно получал оружие в дар от отца или старшего в роду. Это означало, что он стал свободным, стал мужчиной. Эту германскую традицию сохранили франки. В 791 г. Карл Великий опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика Благочестивого, который в 838 г. сделал то же для своего сына Карла Лысого. Такое благоговейное отношение к оружию свидетельствовало о том, что оно — привилегия господствующего класса. Вручение меча позднее стало основой обряда посвящения в рыцари, как посвящения в члены привилегированного военного сословия.

«Открытое» рыцарство

В период формирования рыцарство было «открытой» социальной группой. Его пополняли самые разные люди: телохранители магнатов, напоминающие дружинников германского вождя, свободные крестьяне, выдвинувшиеся на ратных подвигах, а в редких случаях даже рабы-крепостные, сильные мужчины, способные заинтересовать магната-феодала, набиравшего войско. Долгое время рыцарство было не сословием, а профессией воина. Рыцарями становились, совершив подвиг в военном походе. Для участия в походе нужно оружие. Чтобы купить его, требовались деньги. У любого, кто имел деньги на оружие, был шанс стать рыцарем. Рыцари X-XI вв. были богатыми и бедными, благородными и простолюдинами, землевладельцами и наёмниками. Их объединял ратный труд, породивший понятие о братстве, которое стало выше социальных и материальных различий. Это же отдалило вооружённых людей от безоружных: у рыцарей выработалась привычка добиваться цели силой, а у безоружных — терпеть насилие. И эта пропасть стала глубже иных различий. К XI в. в средневековой Европе сложились основные сословия — аристократия, духовенство, крестьяне и горожане, военным сословием стало рыцарство. Как только рыцари образовали сословие, «дверь», через которую можно было туда проникнуть, стала закрываться.

Рыцарь — христианский воин

Общество разделилось: одни получили оружие и власть, другие остались беззащитными. Что могло заставить сильного заботиться о слабом, удержать вооружённого от насилия? Тут огромную роль сыграла Церковь. Христианство, как религия, проповедующая мир, выступало против насилия. Но Церковь не могла осуждать войны, ибо сама нуждалась в защите. И тогда она выработала идеал воина, в котором жестокость смирялась моралью, сила уравновешивалась мудростью, отвага — чувством меры. Христианские проповеди о милосердии, о помощи ближнему, примеры святых воинов-христиан смягчили нравы воинов и повлияли на становление рыцарской этики.

Читайте также:  С днем защитницы страны

Междоусобицы и раздробленность

Церковь поощряла войны в защиту веры и христианских святынь, называя их праведными, и осуждала братоубийственные междоусобицы, относя их к неправедным войнам. Но когда к XI в. Европа справилась с варварами и отодвинула арабскую угрозу, её привыкшие к войне правители обратили оружие друг против друга. Властвуя на своих землях от имени короля, крупные феодалы со временем прибрали эту власть к рукам. По мере ослабления королевской власти вассалы короля выходили из-под повиновения. Каждый из них, чувствуя себя полноправным господином, держал себя на равных с королём, даже если формально признавал себя его вассалом. Силой оружия сеньоры отстаивали независимость своих владений и силой оружия их расширяли. Началась эпоха феодальной раздробленности.

Источник

Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс

§ 9. Европа феодальная

1. Раннее средневековье – зарождение феодальных отношений

Падение Западной Римской империи под ударом вторжения варваров привело к изменению социально-­экономической ситуации в образовавшихся германских королевствах. Основой экономики там было натуральное хозяйство, направленное на самообеспечение всем необходимым без рыночных отношений. Крестьяне в Западной Европе были организованы в сельские общины. Основным видом землепользования крестьян являлся аллод — ​индивидуально-­семейная земельная собственность. Аллод передавался по наследству, но во второй половине VI в. право распоряжаться им ­принадлежало общине. Затем аллод стал полностью частной собственностью — ​землю можно было завещать, подарить, продать.

Технология обработки земли была довольно примитивной и требовала наличия в хозяйстве большого количества рабочих рук. Поэтому крестьянские семьи предпочитали иметь много детей для более эффективного ведения сельского хозяйства. Однако затем отцу семейства приходилось делить землю между своими сыновьями, передавая ее по наследству. В итоге такие наследственные наделы оказывались слишком малы, семья уже не могла ни прокормиться, ни обеспечить выплату налогов королю. Поэтому со временем разорявшиеся крестьяне попадали сначала в поземельную, а затем и в личную зависимость от феодалов. Зависимые крестьяне за пользование землей должны были работать на господина, выполняя фео­дальные повинности (отрабатывая барщину), или платить натуральный оброк.

Кроме того, частые вой­ны и неурожаи, от которых страдали крестьяне, вынуждали их искать защиты у феодалов. Таким образом, получая поддержку от крупного земельного собственника, крестьяне становились поземельно или даже лично зависимыми от господина. Они теряли право собственности на свои наделы и не могли покидать эту землю, были вынуждены работать на ней. Происходило закрепощение, или прикрепление крестьян к земельным наделам. Так возникло крепостное право.
В VIII в. во Франкском государстве произошли аграрные преобразования, в результате которых господствующей формой земельного владения стал бенефиций.

Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние) — ​это земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование бенефициарию при условии несения службы (военной, административной, придворной). За невыполнение условий держателем бенефиция его могли лишить земельного владения. Также бенефиций возвращался собственнику или его наследникам в случае смерти держателя. Однако сын бенефициария мог получить отцовское земельное владение при условии несения службы и принесения отдельной клятвы верности собственнику земли.

Также в ходе развития поземельных отношений в среде высшего сословия в Западной Европе к VIII в. постепенно оформился господствующий тип земле­владения — ​вотчина. Под этим термином понимается владение землей с организацией хозяйственных работ и правами на зависимых крестьян. Часть этой земли в виде отдельных земельных владений собственник мог отдавать бенефициарию в качестве бенефиция для пожизненного владения либо крестьянам на время.

Читайте также:  Государственной военной организацией составляющей основу обороны страны является

В IX–XI вв. в Западной Европе постепенно сформировался новый общественный строй, получивший название феодализм. Словом «феод» обозначали землю как наследственное владение, пожалованное за службу господином своему подчиненному. Такого господина называли «сеньор» (лат. senior — старший), а получателя земли — ​«вассал». Король был верховным сеньором, его называли «сюзерен». Феод как форма земельного владения являлся результатом эволюции системы бенефициев.

Источник

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В 17 ВЕКЕ.

П. 5 СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ЕВРОЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В 17 ВЕКЕ.

XVI–XVII века в истории западных держав – это время отмирания средневековых феодальных отношений. В это время зарождается новый тип отношений, новый экономический уклад – капиталистический. На место цехов приходят мануфактуры, использующие наемный труд и узкую специализацию. Также происходят социальные изменения, связанные с расслоением. В это время зарождается класс буржуазии, который впоследствии в борьбе за свои права будет инициатором многих европейских революций.

Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества

В XV–XVII вв. в странах Европы происходит распад феодальной сословной системы. Крестьяне и ремесленники становятся лично свободными людьми. Происходит постепенный переход к капиталистическому обществу, главными составляющими которого является наличие частной собственности и рыночной экономики.

Великие географические открытия привели к возникновению единого мирового рынка, установлению торговых связей между континентами.

Открытие Нового Света повлекло за собой приток драгоценных металлов, что привело к падению цен на золото и подорожанию всех других товаров .

Все это способствовало росту капиталов.

В Европе XV–XVII вв. сформировались следующие социальные группы:
• буржуазия (купцы, крупные банкиры, откупщики);
• дворяне, которые начинают включаться в предпринимательскую деятельность;
• лично свободные крестьяне и ремесленники;
• наемные рабочие.

Источники энергии:
• мускульная сила людей и животных,
• ветряные мельницы,
• водяное колесо (активно используется в металлургии и горном деле).

Оружие:
• полевая артиллерия (XVI в.),
• ручное огнестрельное оружие: аркебуз (конец XIV в.), мушкет (первыми применили испанцы в 1521 г.), ружье со штыком (конец XVII в.).

Англия и Нидерланды становятся ведущими центрами мировой торговли . В гаванях Антверпена ежедневно разгружалось до 250 кораблей.

Появление торговых компаний в результате объединения купцов.

В 1600 г. в Англии создана Ост-Индская компания. Эта компания добилась для себя права на монополию – исключительное право ввозить в страну перец.

Появление и развитие мануфактур, начинающих вытеснять ремесленные мастерские .

Мануфактура (от лат. manus – «рука» и factura – «изделие») – крупное предприятие, на котором изделия производились посредством ручного труда. Мануфактура могла быть рассеянной (работники трудились на дому) или централизованной (работники находились в одном помещении).

Происходит накопление капитала . Накоплению капитала способствовало огораживание земель в Англии, революция цен, протекционистская политика государства, неэквивалентная торговля с колониями Нового Света.

Изменения в социальной структуре общества . Происходит рост буржуазии (появление капиталиста-предпринимателя), крестьяне и ремесленники становятся лично свободными, появляется класс наемных рабочих.

XV–XVII вв. – это время формирования в Европе капиталистических отношений, условиями развития которых являются личная свобода индивида, устранение регламентаций корпоративной системы и установление ответственности личности за свое благосостояние. В этот период происходит процесс накопления капитала, появляются мануфактуры, возникает класс наемных работников, с одной стороны, и капиталистов-предпринимателей – с другой.

Класс предпринимателей становится все более влиятельным – и не только в экономическом отношении. Буржуа выступают как главная сила мощных религиозных и политических движений.

Источник

Adblock
detector