Меню

Сообщение музыкальное искусство стран балтии

Музыка народов Прибалтики

Прибалтика как страна янтаря была известна уже финикийцам и древним грекам. Янтарь в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои пути. Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря

Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога солнца Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь один день управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но когда неопытный возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю, загорелись леса и пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан . Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие сюда оплакать брата, превратились в лиственницы, а их слезы стали янтарем. С тех пор янтарь называют в мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона.

А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный парк «Гауя» в Латвии, по-своему видит историю янтаря. В глухом непроходимом лесу на берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица Гауя. Она прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре отражались древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной стороны; моря, горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны видны были облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой – персиковые деревья в садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский король, послал своего вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть ему волшебный янтарь. Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного моря, подкрался к гнезду Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл домой. Но Гауя настигла его, схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился тут Косо, чтобы не губила его птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл, земля дала тем людям, которые работают на ней своими мозолистыми руками и умеют добывать этот прекрасный камень своим умом и трудом, а не тем, кто имеет длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из них охотник. И хотя легким был янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора на дно. Испугался Косо и выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был жестоко наказан королем. Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря появились деревья, ветви которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной синей птице, и каждая слеза напоминает о том сказочном мире, который видел принадлежавший ей янтарь.

Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику в конце 12-начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной землей, деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие, поклоняющиеся им и силам природы, которые рождают, отнимают, учат.

Во всех трех республиках любят и сохраняют фольклор, в том числе народную музыкальную культуру. Народные музыкальные инструменты Латвии – кокле (гусли), дуда (волынка), джига (струнный смычковый инструмент), тридекснис (ударный)

Вообще, прибалтийцы старались привить любовь к музыке у своих детей с самого детства. У каждого мальчика и девочки был какой-нибудь небольшой рожок или другой инструмент, поскольку, верят эстонцы, в качестве звучащей и милой игрушки, та же флейта поможет развить музыкальный слух, память и координацию мелких мышц. И это действительно так. Мало какому ребенку будет интересно проводить дни, часы и минуты в музыкальной школе. А вот если вы подарили малышу красивую губную гармошку или флейту, он с радостью начнет на ней дудеть, свистеть, в общем, играть.В Эстонии музыкальные инструменты, помимо всего прочего, часто использовались и в качестве рабочего «оборудования». Например, для пастухов, которые буквально управляли своими рожками стадом. Или для охотников, который подавал определенный охотничий сигнал – тоже в музыкальный инструмент.

А когда вся семья собиралась вечером дома, после нехитрого, но сытного ужина, можно было и расслабиться. Молодежь, а то и глава семьи, доставали свои волынки, гитары или каннели, а вся остальная семья наслаждалась печальными и веселыми мелодиями. Да и все обряды, начиная от рождения ребенка и заканчивая свадьбами и похоронными процессиями, тоже сопровождались музыкой. В деревнях частенько устраивались танцы – и там, естественно, без музыки не обходилось.

Читайте также:  Гражданское право зарубежных стран договор подряда

Народные танцы – яндалс, руцавиетис, судмариняс, ачкупс, мугурданцис. Латышские народные песни, в основном, лирические; одни из особенно любимых — купальские, с припевом «лиго», распеваемые в ночь на 24 июня.

И в Литве популярен песенный жанр – дайна. Особый вид песни – сутартине. Во второй половине 18 века развивается многоголосие. Народные танцы Литвы: массовые – суктинис, ионкелис; мужские – ожялис, джигунас; женские – блездингеле, кепурине. Народные музыкальные инструменты – канклес (струнный щипковый), скудутис, бирбине, тримитас (деревянные духовые), ожрагис (рог).

Народная музыка Эстонии одноголосна, лишь на юго-востоке страны встречается многоголосие. Из народных танцев популярны лабаяла-вальс, полька, каэраян. Народные музыкальные инструменты – каннель (струнный щипковый), волынка, дудки, пастушьи рожки (духовые).

Певучая душа прибалтийских народов, возможно, особенно явственно выразилась в песне. Вероятно, поэтому в Прибалтике с особым вниманием и трепетом относятся к певческим фестивалям и праздникам, в подготовке которых занят, по выражению прекрасного латышского композитора Раймонда Паулса, «практически весь народ» , в которых участвуют оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, солисты – десятки тысяч исполнителей и десятки тысяч слушателей.

Латышское народное творчество представлено многими музыкальными жанрами. Это и обрядовые песни (свадебные, похоронные, колядные) и трудовые (пахотные, пастушеские, рыбацкие)

Напевы латышских песен можно разделить на 2 группы: речетативные и песенного склада. Латышские мелодии никогда не начинаются с затакта. В них нет распевных слогов. Это зависит от особенностей латышского языка,где ударение приходится на первый слог слова.

Развитию латышской музыки способствовали связи с русской музыкой. Большинство композиторов Латвии училось в русских консерваториях.

— Эстония известна своими праздниками песни, которые проводятся в Таллине. На Певческом поле собираются до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей от мала до велика. На празднике звучат песни разных народов мира, а голоса певцов слышны на несколько километров.

Продолжим знакомство с прибалтийской культурой.

Р.Па́улс — советский и латышский композитор, дирижёр, пианист, политический деятель. Народный артист СССР. Автор музыки множества эстрадных хитов, мелодий к фильмам. Инициатор международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и «Новая волна». Песни Раймонда Паулса исполнялиЛ.Долина,Р. Ибрагимов,Э. Пьеха, А. Пугачёва, А.Малинин,В.Леонтьев,Т. Буланова, «детский ансамбль «Кукушечка Раймонд Вальдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора. Был министром культуры ЛССР, выдвигался на пост президента Латвии, однако снял кандидатуру.

Сегодня мы познакомимся с очень известным произведением композитора «Колыбельная песня».

(Если есть технические возможности, скачать «Колыбельную песню» , послушать и нарисовать к ней иллюстрацию).

Источник

ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО РЕСПУБЛИК ПРИБАЛТИКИ

Очень высок уровень хоровой культуры в республи­ках Прибалтики. Самобытное народно-певческое искус­ство Латвии, Литвы и Эстонии имело решающее значе­ние для формирования национальных музыкальных культур их народов. В условиях жесточайшего террора немецких рыцарей-крестоносцев, польских магнатов и других иноземных поработителей, запрещавших нацио­нальные обряды и песни, насильственно насаждавших чуждую массам католическую, евангелическую и иную музыку, латышский, литовский и эстонский народы упорно хранили свою древнюю культуру, обычаи, язы­ки, певческие традиции.

Основные жанры латышской народной музыки сло­жились к XIII веку. Наиболее древние песни — одного­лосные. Среди хоровых песен, относящихся, примерно, к XVII веку, встречается уже немало двух- и трехго­лосных. Ранней формой многоголосного пения является бурдонное, присущее некоторым обрядовым жанрам. Для лирических песен характерно гармоническое двух- голосие. В восточных областях Латвии получило рас­пространение хоровое трехголосие.

В 50-е годы XIX века, в период подъема националь­но-освободительного движения, в латвийских городах и деревнях возникло много любительских хоровых круж­ков, которые нередко становились центрами обществен­ной жизни. Руководителями этих кружков были сель­ские учителя. Важную роль в подготовке народных учителей сыграла Волкская учительская семинария. Деятельность воспитанников этого учебного заведения способствовала интенсивному росту латышской хоровой культуры в 60-е годы XIX века.

В буржуазной Латвии музыкальная культура раз­вивалась сложными путями. В народе продолжало рас­пространяться демократическое хоровое искусство. Бур­жуазия же стремилась использовать массовое хоровое движение для утверждения и пропаганды своей идеоло­гии. В период фашизации Латвии (конец 30-х годов) буржуазии удалось уничтожить демократические фор­мы руководства певческим движением.

Читайте также:  Речные границы россии с какими странами

Подъем национальной культуры, начавшийся в Лат­вии после установления Советской власти, был прерван
войной. Однако Советское государство приняло все меры к тому, чтобы сохранить лучшие национальные певче­ские силы. В трудный для нашего народа 1942 год в городе Иваново организован был Латышский ансамбль. Руководителем его стал Я. А. Озолинь.

В 1944 году, после изгнания фашизма, в социалисти­ческой Латвии были приняты все меры к восстановле­нию и развитию национальной культуры. В настоящее время в Латвии действуют три профессиональных хоро­вых коллектива: Государственный хор Латвийской ССР, хор радио и хор оперного театра. Помимо этого, су­ществует много высококвалифицированных самодея­тельных хоров: Заслуженный коллектив республики — хор Дома культуры Центрального совета профсоюзов, хоры педагогического и медицинского институтов, хоры, учителей, хоры студентов, которые часто выступают совместно с профессиональными коллективами, успешно исполняя сложные вокально-инструментальные произ­ведения. Всего в Латвии сейчас насчитывается около двух тысяч хоров. Широкое распространение получили мужские, женские и детские хоры.

Свою самобытную историю имеет |И хоровое пение в Эстонской ССР. Наиболее ранние образцы эстонских народных песен, как и латышских, имеют речитативный склад; более поздние — отличаются ‘яркой напевной ме­лодией и ритмическим разнообразием. По природному своему складу, эстонская народная музыка одноголосна. Лишь на грани XVIII—XIX веков в братских общинах начало распространятся многоголосное хоровое пение. Сохранились некоторые сведения огхорах начала XIX ве­ка, которыми руководили [пасторы. По мере постепенного роста народного образования и школ, важную роль в развитии хоровой культуры стали играть ,учителя — организаторы и руководители сельских ;хоров. К середи­не XIX века в Эстонии было уже немало смешанных и мужских любительских хоровых ансамблей; Пярнский, Пыльтсамаский и другие хоры отличались высокой пев­ческой культурой. Большое значение приобрели певче­ские праздники, которые стали проводиться с конца 60-х годов. К участию в первых ,’праздниках песни до­пускались сначала только мужские хоры. Они исполняли духовные песни и произведения из репертуара лидерта-

фелей. В 90-е годы по настойчивому требованию народ­ных масс в праздниках песни стали участвовать, наряду с мужскими, и смешанные хоры, а в репертуар были включены эстонские народные песни и произведения русских и западных классиков. Женские хоры вплоть до 40-х годов XX века были малочисленны и не отличались высокими достоинствами исполнения.

Большое влияние на развитие певческого движения в Эстонии оказала революция 1905—1907 годов. Появи­лись рабочие хоры на предприятиях. Спевки этих хоров нередко использовались в политических, агитационных, организационных целях рабочего движения. Однако в руководстве хоровым делом все больше укреплялись буржуазные элементы. В 20-е и 30-е годы на праздни­ках песни исполнялся только эстонский репертуар. Игно­рирование произведений мировой классики, хоровой му­зыки других стран и народов несло в себе явно бур­жуазно-националистическую тенденцию.

С момента установления в Эстонии Советской власти начался активный процесс демократизации певческого искусства. Репертуар хоров обогащался лучшими образ­цами хоровой музыки братских народов Советского Союза, установились творческие связи с хоровыми кол­лективами братских союзных республик. В годы Вели­кой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство позаботились и о судьбах эстонской музыки. В Ярославле был организован эстон­ский художественный ансамбль. Группа певцов этого ансамбля в 1944 году стала ядром Государственного мужского хора Эстонской ССР. Значительную часть но­вого коллектива составили бывшие участники jXyдoжe- ственной самодеятельности. Серьезная учебная работа, занятия в студии хора, а также в училище и консерва­тории превратили этот ансамбль в высококвалифициро­ванный профессиональный коллектив. В настоящее вре­мя Государственный мужской хор Эстонской ССР является одним из крупнейших хоровых коллективов Советского Союза. Художественный руководитель ан­самбля Г. Г. Эрнесакс. Значительную работу по пропа­ганде хоровой музыки ведет хор Эстонского радио (руководитель Ю. Варисте).

Больших успехов достигла хоровая самодеятель­ность. Свое искусство самодеятельные и профессиональ­ные хоры демонстрируют на регулярно проводимых мас­совых праздниках песни, для чего в Таллине, как и в Риге, сооружено превосходное певческое поле, вмещаю­щее тридцать тысяч исполнителей. Из наиболее крупных любительских хоровых .коллективов Эстонии можно на­звать мужской — хор таллинского Дома профсоюзов им. Томна, смешанный хор железнодорожников «Рау- дом», хор таллинского Политехнического института, хор Тартуского университета.

Литовская народная хоровая песня по своим жан­рам, интонационной и ладовой структуре более родст­венна русским, белорусским, украинским, польским, но также и латышским песням. До середины XVIII века в ней преобладал монодический склад. В последующий период активно развивается и многоголосие. Наиболее ранний вид хорового двухголосия сохранился в старин­ных литовских песнях сутартине. Для них характерны^ секундные созвучия и сложный синкопированный ритм.

Читайте также:  Темы классных часов конституция основной закон страны

В XVI веке в Литве возникли церковные певческие школы. Известно, например, что уже в 1513 году |в Виль­нюсе существовала певческая школа при костеле св. Иоанна. Самые ранние сведения о церковно-певче- ской школе Вильнюсского кафедрального собора отно­сятся к 1522 году. При этом соборе существовали сме­шанный хор и хор дискантистов. Певческие школы име­лись и при других соборах и монастырях. Позднее, в целях привлечения большего количества прихожан, не­которые храмы стали содержать не только хоры, но и инструментальные капеллы. Большой хор и инструмен­тальный ансамбль имела Литовская духовная семина­рия, основанная в 1828 году. В конце XIX и начале XX века в Литве начали создаваться музыкальные обще­ства, ставившие целью распространение светского хоро­вого пения.

Массовое хоровое движение и профессиональное хо­ровое искусство стали широко развиваться после уста­новления в Литве Советской власти.

В декабре 1940 года была открыта Литовская фи­лармония. В ее состав, наряду с другими профессиональ­ными коллективами, вошел ‘Народный ансамбль песни и танца под управлением И. Швядаса и хор. В годы Ве­ликой Отечественной войны в городе Переяславль-За- лесский Ярославской области создан был Государствен­ный художественный ансамбль Литовской ССР в коли­честве двухсот человек. Художественным (руководителем был назначен Ю. Банайтис. В сентябре 1944 года арти­сты ансамбля возвратились в освобожденный Вильнюс и принялись за работу по восстановлению певческих и инструментальных, коллективов филармонии. В июле 1945 года состоялся первый концерт Государственного хора Литовской ССР. В настоящее время — это круп­нейший художественный коллектив.

Широкую деятельность по пропаганде народного му­зыкального творчества осуществляет Государственный ансамбль песни и танца Литовской ССР. Основу репер­туара этого коллектива составляют литовские народные песни и танцы, игры, народно-инструментальные пьесы.

Успешно развивается певческая самодеятельность советской Литвы. В 1946 году 1на первом празднике пес­ни в Вильнюсе выступило сто восемьдесят девять хоров, в них участвовало более двенадцати тысяч певцов. В jl950 году на празднике песни, посвященном десяти­летию Литовской ССР, участвовало двадцать пять ты­сяч человек. В 1959 году в районных и городских празд­никах песни приняло участие уже сто двадцать тысяч певцов и танцоров! В 1960 году в республике насчиты­валось всего две тысячи семьсот постоянно работающих самодеятельных хоров и более семидесяти тысяч люби­телей-певцов. В настоящее же время число хоров еще значительно возросло.

Многие самодеятельные хоровые ансамбли Литов­ской ССР — хор Вильнюсского университета, Народные ансамбли песни и танца Каунасского политехнического института, Профсоюза медицинских работников, Виль­нюсского педагогического института — пользуются по­пулярностью далеко за пределами республики.

народном хоровом пении господствовало одноголосие. Многоголосное пение стало развиваться сравнительно поздно.

Заметный сдвиг в музыкальной жизни Молдавии произошел в 60-е годы XIX века, когда там возникли первые профессионально-музыкальные организации. В 80-х годах в Кишиневе открылось общество любите­лей музыки, в 1899 году — отделение Русского музыкаль­ного общества (P.M.О.), а несколько позже—музы­кальное училище.

С установлением в Молдавии Советской власти там стало интенсивно развиваться профессиональное нацио­нальное искусство, создано было много любительских хоровых и драматических кружков, народных инстру­ментальных ансамблей. В .настоящее время некоторые самодеятельные коллективы по своей квалификации приближаются к профессиональным.

Большую музыкально-просветительскую деятельность в Молдавии проводил В. А. Булычев. В 1919 году он создал в Кишиневе хоровую капеллу, которая развер­нула активную концертную деятельность. Основу репер­туара |капеллы составила русская и зарубежная класси­ка, а также произведения молдавских композиторов.

В 1930 году была организована Молдавская государ­ственная капелла «Дойна». Она начала свое существо­вание ,как хоровая студия, укомплектованная преимуще­ственно участниками колхозной самодеятельности. Пер­вым руководителем капеллы был К. К. Пигров. Он тща­тельно изучил и отобрал наиболее интересные образцы народных молдавских песен, а одесские композиторы сделали обработки этих произведений для состава капел­лы. В |связи с тем, что большинство .певцов не имело му­зыкальной подготовки, коллектив был на один год на­правлен в Одессу для прохождения учебного курса в Музыкально-драматическом ‘институте. В |1932 году «Дойна» блистательно выступила на Всесоюзной олим­пиаде в Москве, и с этого времени началась большая и чрезвычайно плодотворная концертная деятельность ка­пеллы. Кроме национального народно-песенного репер­туара, «Дойна» превосходно исполняет русские, украин­ские народные песни, классические произведения про­шлого, сочинения советских композиторов. Художест­венный руководитель «Дойны» — А. Гарштя.

Источник

Adblock
detector