Меню

Согласие с политикой страны

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ И СОГЛАСИЕ

Национальное примирение — комплексный соци­ально-политический и политико-психологический про­цесс, включающий широкий комплекс разносторонних, прежде всего социально-политических мер, имеющих цельюпрекращение внутринационального, внутригосу­дарственного или регионального конфликта, умиротво­рение той или иной территории, достижение согла­сия между конфликтующими сторонами, прежде всего прекращение боевых действий и вооруженных акций противоборствующих сил, установление национально­го мира и согласия.

На 41-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1988 г. политика национального примирения была официально признана «базовой моделью урегулиро­вания внутринациональных и региональных кон­фликтов».

В политико-психологическом отношении наиболее значимы три аспекта национального примирения. Во-первых, в стратегическом отношении это один из наи­более очевидных путей материализации идей некон-фронтационного политического мышления. Во-вторых, в реалистическом плане, это наиболее конструктивный способ разблокирования целого ряда хронических внутр и национальных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов и, в целом, снижения глобального противостояния в мире. В-третьих, нацио­нальное примирение — одна из наиболее продуктивных возможностей развития социальных процессов в тех странах, где начатые теми или иными силами пре­образования (к которым можно отнести любую револю­цию, комплекс реформ и т. п.) столкнулись с непреодо­лимыми сраз у трудностями.

Национальное согласие — широкое обобщающее понятие, в общепринятом употреблении обозначаюшее, прежде всего, политико-психологические резуль­таты и последствия эффективной и конструктивной общенациональной внутренней политики (политики национального согласия) — состояние гармонично взаимоотношений и успешного взаимодействия раз­личных национально-этнических, социальных, поли-тических и др. сил обычно в пределах одного государ­ственного образования; единство всей нации или различных групп, составляющих население многона­ционального государства, по какому-либо жизненно важному вопросу: результат успешного развития процессов, подразумеваемых политикой национального примирения.

Национальное согласие как долгосрочное состоя­ние и основа развития общности базируется на адек­ватной именно для данной общности, понятной и уст­раивающей всех ее членов политике. Обычно она включает в себя постоянный поиск и достижение взаи­моприемлемых компромиссов в вопросах целеустрем­ленного сбалансированного развития государственно-территориального образования, которое удовлетворяло бы стратегические и, в определенных пределах, так­тические интересы всех существующих в пределах этого образования групп. Такая политика также пре­дусматривает наличие специальных механизмов пере­говорного характера (обычно встроенных в механиз­мы осуществления власти), обеспечивающих мирное урегулирование возникающих конфликтов и противо­речий на демократической основе.

Национальное согласие как единовременное со­стояние единства по какому-либо одному вопросу функционирования территориально-государственно­го образования обычно представляет собой реакцию массового сознания и подавляющего большинства со­циально-политических сил страны на такие политиче­ские решения или действия, которые удовлетворяют большинство сложившихся в общности интересов и представлений о возможности разрешения данного рода проблем. Примером достижения национального согласия такого рода можно считать заключенный в 1989 г. всеми политическими силами Туниса «Нацио­нальный пакт ради примирения и согласия», в разра­ботке которого участвовали и психологи, а содержа­ние которого сводилось к соглашению относительно перспективных направлений развития государства и общества после отстранения от власти прежнего президента Бургибы, что получило одобрение со стороны широких масс населения.

Способами выявления и достижения национально­го согласия в таких ситуациях обычно являются «круглые столы» с участием максимально широкого крута политических партий и движений, представляющих подавляющее большинство членов общества. Пример такого рода — «круглый стол» ПОРП и оппозиционных ей сил, состоявшийся в 1989 г. в Польше. Он привел к достижению согласия в отношении перехода к новым формам социально-экономического и политического устройства жизни.

Сюда же относятся специальные процедуры типа общенациональных референдумов по тем или иным жизненно важным вопросам — например, проведенный в 1986 г. в Испании референдум по вопросу сохранения членства страны в НАТО и осуществлении политики нейтралитета. Сюда же относятся общенациональные плебисциты в виде опросов населения (например, про­водившиеся в 1991 г. в ряде республик СССР опросы об отношении населения к самостоятельности и неза­висимости данных территориально-государственных образований). Сюда же — существующие в ряде стран традиции «общенародного обсуждения» тех или иных жизненно важных проблем или документов программ­ного для развития общества характера,

Национальное согласие как следствие развития процессов национального примирения представляет собой, прежде всего, психологическую демилитариза­цию массового сознания, согласие всех основных групп и слоев общества в отношении необходимости решения существующих спорных вопросов мирным путем и го­товности к быстрому прекращению вооруженных кон­фликтов. Такое национальное согласие является плат­формой для установления общенационального мира и выражает собой широкий предварительный консенсус взглядов, позиций и точек зрения, исключающий лишь эаведомо «непримиримые» направления. Такого рода национальное согласие, например, было достигнуто в ходе серии «неформальных встреч» представителей «основных кхмерских сторон» — внутриполитических сил Кампучии, вставших, при всех многочисленных различиях и противоречиях своих взглядов, на путь поли­тики национального примирения, однако исключивших из числа возможных партнеров представителей наиболее экстремистской группировки Пол Пота — Йенг Сари, ответственной за допущенный в период своего правления геноцид в стране.

Национальное согласие в контексте политики на­ционального примирения связано как с начальными этапами этой политики — согласием в отношении не­обходимости достижения примирения, так и с этапами ее осуществления. Национальное согласие является не­обходимым фоном развития и углубления примиренче­ских процессов. Тем более оно связано с конечными ре­зультатами такой политики — согласием в отношении форм и перспектив мирного, бесконфликтного функ­ционирования национально-территориального образо­вания. В стратегическом выражении, весь процесс национального примирения выступает как процесс вы­работки и поэтапного претворения в жизнь политиче­ской психологии национального согласия. В этом отно­шении следует иметь в виду, что помимо «нулевых вариантов» национального согласия, в которых процесс достижения согласия развивается «с нуля», с момента полного рассогласования интересов в общенациональ­ных масштабах и начальных этапов национального примирения, возможен и иной, более продуктивный превентивный вариант. Так, превентивное стратегиче­ское национальное согласие в Уругвае в 1989 г. было установлено в связи с серьезнейшей проблемой, но по весьма конкретному вопросу. В результате призывов (и соответствующих политических действий) нового президента страны Сангинетти, демократически из­бранного после долгой цепочки военных диктатур, к «национальному примирению» и «забвению прошло­го», в ходе общенационального референдума стране предстояло решить вопрос о том, амнистировать ли тех лиц, которые были замешаны в осуществлении репрес­сий в период диктатуры, Общество стояло на грани раскола, который мог привести к непредсказуемым по­следствиям. Призывы к национальному согласию ради будущего страны, сохранению единства и консолида­ции всех сил на конструктивном созидательном разви­тии возымели действие: в ходе референдума победила сдержанная, примиренческая линия.

Читайте также:  Конституции стран мира список

NB

1. Национально-этнические группы — это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связан­ных общими внешними и внутренними, психологическими чертами. Идя от простого к сложному, это род и племя, народ и нация, раса и этнос. Принадлежность людей к этим группам и формирует национально-этническую психологию. Национально-этническая пси­хология представляет единство двух основных факторов: более иррационального национального характера и более рационального национального сознания. По структуре, это сложное двухуровневое образование. В совокупности, иррациональный и рациональный факторы формируют психический склад нации в це­лом. Особую роль в национально-этнической психо­логии играет национальное самосознание.

2. Национальный характер — совокупность устойчи­вых, характерных для общности особенностей вос­приятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный характер представляет собой определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлений, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях — в предсознательных, во многом иррациональных способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и ин­тенсивности реакций на происходящие события. Корни национального характера — устойчивые пси­хофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов, опре­деляющие реактивность центральной нервной систе­мы и скорость протекания нервных процессов. Эти факторы связаны с физическими (прежде всего, климатическими) условиями среды обитания националь­но-этнической группы. Общий национальный харак­тер — следствие, психическое отражение общности физической территории, на которой проживает груп­па. В структуре национального характера выделяют­ся темперамент, эмоции, чувства и предрассудки.

3. Национальное сознание — совокупность социаль­ных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития группы. Значитель­но более рационально по сравнению с национальным характером, хотя до конца рационализируется толь­ко в теоретических формах. Выступает в качестве «рациональной надстройки» над национальным харак­тером, в виде «верхнего этажа» психического склада нации. Включает отношение группы к ценностям об­щества, отражает процесс ее исторического развития. В число элементов национального сознания включа-ются осознанное отношение к национальным ценностям; способность к их умножению; осознание необ­ходимости сплочения ради национальных интересов. Обыденное национальное сознание — низший уровень национального сознания, многослойное и про­тиворечивое, инерционно-консервативное и, одно­временно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно-биологического и социального опы­та поколений, продукт социализации национального характера. Структурно, включает три слоя: 1) повсе­дневные потребности, бытовые интересы, ценности и установки, 2) стереотипные представления, про­стейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции, 3) эмоциональные эле­менты и детерминированные ими формы выражения в образах, звуках, красках. Динамичность обыден­ного национального сознания обеспечена постоянно меняющимися потребностями и связанными с ними настроениями. Устойчивость связана с установками и национально-этническими стереотипами, обычая­ми и традициями. Распространенность обыденного сознания связана с его заразительностью и «бытовой убедительностью» его аргументов. Механизмы распространения: массовое внушение, феномены груп­пового давления и конформизма, психология перено­са индивидуальных проблем на проблемы общности, а также потребность людей в идентификации себя с большой группой. Теоретическое национальное сознание — кристалли­зованное, научно оформленное, социально и полити­чески ориентированное обобщение избранных эле­ментов обыденного национального сознания. Это идеология национально-этнической группы.

4. Национальное самосознание — совокупность взгля­дов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлении индивидов — членов общности о своей истории, со­временном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Ядро национального сознания, стержень оценочных от­ношений и рационально-ценностных представлении, необходимых для самоопределения человека. Генезис национального самосознания связан с формированием и укоренением в психике антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена группы, целостности («мы») строится через противопоставле­ние представителям иной группы, неким «они». Основу антитезы «мы» — «они» обычно составляют один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отли­чие от «нас». «Им» приписываются все возможные негативные, «нам» — все возможные позитивные качества.

Читайте также:  Назовите основные символы страны

5. В политико-психологическом развитии современно­го человечества можно проследить две противо­положные тенденции. С одной стороны, это более яркое, и потому заметное, хотя менее массовое обо­стрение национально-этнических проблем. С другой стороны, скрытое, незаметное, но массовое посте­пенное движение к глобализации. В истоках нацио­нально-этнических конфликтов лежит ослабление прежних социальных связей, приводящее к реанима­ции «спрятанных» в психике механизмов сплочения более глубинных общностей — например, распад классовых государств Восточной Европы на рубеже 80-90-х гг. привел к всплескам национального само­сознания. В перспективе, это будет скомпенсирова­но ростом интернациональных или транснациональ­ных связей между людьми, преодолением внешней противоположности этих связей и появлением новых наднациональных общностей. Интернациональное единство (скажем, пролетариата) или транснациональные интересы (допустим, промышленных компа­ний) — две стороны одной медали, психологически неразделимой. Хотя для осознания этого большинст­вом человечества еще должно пройти немалое историческое время.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Хуаньцю шибао (Китай): российско-американские отношения вступили в «период затмения»

В последнее время продолжают усиливаться политическое давление и экономические санкции против России со стороны США и европейских стран. Среди прочих действий постоянная взаимная высылка дипломатов между западным миром и Россией, спровоцированная Соединенными Штатами, заставила мир почувствовать атмосферу широкомасштабного изгнания дипломатов между Востоком и Западом периода холодной войны.

Еще недавно посольство США в России говорило о том, что американский посол Джон Салливан не покинет Россию. 20 апреля он неожиданно выступил с заявлением, в котором говорилось, что он вернется в Соединенные Штаты на этой неделе, чтобы напрямую поговорить с высшим руководством администрации Джо Байдена по вопросу американо-российских отношений. К настоящему времени оба посла (России и США) вернулись на родину. Оценивая направление российско-американских отношений при Байдене, президент России Владимир Путин сказал следующее: российско-американские отношения уже настолько «испорчены, что трудно испортить их еще больше». Нетрудно обнаружить, что Путин уже психологически подготовился к всестороннему ухудшению российско-американских отношений. Если проанализировать политику США в отношении России в течение почти ста дней после прихода к власти Байдена, можно увидеть,что нынешние российско-американские отношения неизбежно ухудшаются с еще большей интенсивностью.

Во-первых, «русофобия» радикально переместилась с «политкорректности» внутри США на «политкорректность» в странах ЕС.

Если говорить, что у Демократической партии США присутствует религиозный фанатизм в идеологии, то политическая практика администрации Байдена в отношении России до конца воплощает ту «антироссийскую истерию», которая начала формироваться в более поздний период правления Барака Обамы. «Антироссийское» движение — это самое «политкорректное» направление США, вплоть до того, что ради антироссийской политики Штаты не обращают внимания на практические результаты и серьезные последствия, к которым она может привести. Понятие «демократические ценности» во внешней стратегии Демократической партии было возведено в абсолют. Байден неоднократно публично заявлял, что он «считает Россию главным врагом Америки». Во время его предвыборной кампании часто звучали обвинения в том, что «Трамп — это щенок Путина», а недавнее заявление о том, что «Путин — убийца» было воспринято крайне оскорбительным в российских СМИ.

Контекст

TAC: с Россией не сможет договориться даже Байден

The Guardian: Байден обещает, что США будут сотрудничать с Россией

TNI: пойдет ли Джо Байден на поводу у России?

Байден неоднократно публично заявлял, что он возглавит «свободный мир, чтобы дать отпор растущему авторитаризму». Это новое противостояние во многом соответствует менталитету «холодной войны», которого придерживалась американская политическая элита, за исключением того, что роль Советского Союза теперь играет Россия и еще одна крупная восточная страна. Этот сценарий требует, чтобы руководство Соединенных Штатов поддерживало прочный альянс демократических стран для борьбы с «идеологическими противниками» в глобальном масштабе. Объединение союзников, чтобы задушить Россию, под общим знаменем «демократических ценностей» совпадает с совокупным мнением европейских стран, пытающихся изменить отношения между Соединенными Штатами и Европой в эпоху после Трампа. «Русофобия» стала не только «политкорректностью» США, но и становится «политкорректностью» стран ЕС. Выполнение стремлений Байдена и усиление антироссийских договоренностей стали для стран ЕС «демонстрацией искренности» в намерении улучшить отношения с США.

С этой точки зрения неудивительно, что европейские союзники США вслед за Вашингтоном в массовом порядке начали высылать российских дипломатов.

Во-вторых, Россия уже готова к военным конфликтам с США и Европой и к полному разрыву отношений.

Текущая радикальная политика Вашингтона в отношении России дала украинскому правительству шанс заручиться поддержкой США и бросить вызов России, а также возможность решить проблемы в двух восточных регионах Украины и даже надежду на возвращение Крыма. Украинцы до сих пор помнят, что после начала войны на востоке Украины в 2014 году Байден в качестве вице-президента США посетил Киев, и его специальный самолет был загружен противоартиллерийским радаром, который был срочно передан украинским военным. Байден также занимал главные позиции в американской политике в отношении Украины в эпоху Обамы.

Читайте также:  Наиболее востребованные специальности по странам

После вступления на пост президента Байден публично выразил свою решимость вернуться к «Инициативе по обеспечению европейской безопасности» в эпоху Обамы (European Reassurance Initiative, ERI), то есть он вновь подчеркнул необходимость объединения с европейскими союзниками, чтобы усилить слабую военную позицию НАТО на передовой «три балтийские страны — Польша — Черное море», делая предупреждение России, что это «красная линия», которую той ни в коем случае никогда нельзя переступать. На основании именно этого официального заявления украинские правительственные силы усилили военное давление на Восточной Украине и надеются привлечь США и НАТО к прямому военному вмешательству.

С другой стороны, по проблемам Восточной Украины и Крыма Россия уже приготовилась к ожесточенным военным соревнованиям с США и НАТО и даже к прямому военному конфликту. С марта этого года Россия увеличивала свое военное присутствие на границе с Украиной и в то же времяпроводила военные учения на Черном море, чтобы противостоять непрерывному военному проникновению НАТО в Черноморский регион. Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что «российские вооруженные силы уже готовы вести полномасштабную войну».

В ответ на политическое давление и экономические санкции, введенные Соединенными Штатами и их европейскими союзниками против России, та начала жесткую контратаку, отличную от предыдущих, и сила этой контратаки даже превысила давление, оказываемое Соединенными Штатами и Европой на нее. Список ответных санкций России включает запрет восьми высокопоставленным чиновникам США и бывшим высокопоставленным чиновникам на въезд в страну. Это — генеральный прокурор США Меррик Гарленд, директор Федерального бюро тюрем Майкл Карвахаль, министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас, советник президента по внутренней политике, бывший постоянный представитель при ООН и помощник по национальной безопасности Сьюзан Райс, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Кристофер Рэй и директор Национальной разведки Эврил Хейнс, а также бывший помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон и бывший директор ЦРУ Роберт Вулси. Это в целом является ответом на санкции США от 2 марта против семи высокопоставленных российских чиновников из-за заключения Алексея Навального в тюрьму. Среди них — шесть глав различных американских ведомств. Россия и США всегда поддерживали сотрудничество между спецслужбами и службами безопасности, и нынешний запрет со стороны России на въезд главам американских спецслужб может означать, что та более не намерена развивать существенное разведывательное сотрудничество с Америкой. Существует много признаков того, что Россия готовится приостановить все дипломатические отношения с США и их радикальными европейскими союзниками. В конце концов, Россия накопила богатый опыт дипломатической войны с США и Западом в прошлом.

Статьи по теме

Daily Mail: Байден ловко «переобувается» на Черном море! Неужели о чем-то начал догадываться?

Болгары: в США уже вторглись инопланетяне?

National Review: конгрессмены запрещают Байдену мириться с Россией

В-третьих, с одной стороны, Соединенные Штаты и европейские страны снижают возможность военного конфликта с Россией по украинскому вопросу, а с другой стороны, они постоянно усиливают свою политическую конфронтацию с ней.

13 апреля Байден выступил с инициативой провести телефонные переговоры между главами РФ и США. С этой целью было отложено объявление о новых санкциях против России. Во время разговора с Путиным Байден предложил в ближайшее время провести встречу на высшем уровне в европейской стране. После этого США объявили об отмене планов о вводе двух американских эсминцев в Черное море. Очевидно, что сегодня Соединенные Штаты и их главные европейские союзники все еще не могут или еще не готовы рисковать, чтобы провоцировать российскую армию развертыванием союзнических вооруженных сил или даже ведением боевых действий. Вот почему Байден выступил с инициативой начать телефонные переговоры с Путиным и предложил России и США создать «стабильный и предсказуемый механизм взаимодействия» — таким образом Америка сможет продолжать говорить резкие слова и играть в политическое давление и экономические санкции в отношении России, но военная конфронтация с Российской Федерацией — это то, чего Соединенные Штаты пытаются всеми силами избежать.

Если до этого говорили, что российско-американские отношения в период правления Трампа охладели и приблизились к «периоду затмения», то после прихода Байдена к власти двусторонние отношения неизбежно вступили в этот «период полного затмения». Это означает, что в нынешней ситуации Соединенным Штатам и России будет трудно заключать долгосрочные и предсказуемые стратегические договоренности между двумя сторонами. Даже если они в ближайшем будущем смогут провести встречу на высшем уровне, но в краткосрочной перспективе в отношениях между двумя странами будет сложно повысить предсказуемость. И Россия, и США могут только двигаться вперед вслепую, отвечать ударом на удар и пытаться справиться с непредсказуемым развитием отношений.

У Дахуэй (吴大辉) — проректор Института российских исследований Университета Цинхуа

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Adblock
detector