Меню

Соглашение стран снг создании зоны свободной торговли

Соглашение о зоне свободной торговли: риски и перспективы экономической интеграции в СНГ

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Д.полит.н., главный научный сотрудник, директор Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана ИМИ МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Соглашение о зоне свободной торговли в СНГ представляет собой шаг в направлении интеграции постсоветских государств по образцу ЕС. Долгое время реализовать этот проект не удавалось по целому ряду причин, включая неготовность местных политических элит пойти на самоограничение в плане возможности свободно распоряжаться ресурсами своих стран. Подписание соглашения — часть объявленной В.В. Путиным стратегии интенсификации политики России в геополитической зоне ее «особых интересов» на постсоветском пространстве.

Соглашение о зоне свободной торговли в СНГ представляет собой шаг в направлении интеграции постсоветских государств по образцу ЕС. Долгое время реализовать этот проект не удавалось по целому ряду причин, включая неготовность местных политических элит пойти на самоограничение в плане возможности свободно распоряжаться ресурсами своих стран. Подписание соглашения — часть объявленной В.В. Путиным стратегии интенсификации политики России в геополитической зоне ее «особых интересов» на постсоветском пространстве.

Соглашение о зоне свободной торговли в СНГ и его международное значение
18 октября 2011 г. главы правительств стран СНГ подписали договор о зоне свободной торговли. Создание такой зоны — первый шаг к экономической интеграции. С точки зрения ключевых теорий международных отношений и международного опыта, на котором они основаны (прежде всего, опыта интеграции в ЕС после Второй мировой войны), экономическая интеграция помогает разрешить много важных проблем. Во-первых, она позволяет наладить оптимальные хозяйственные связи между государствами, обеспечить им более рациональную специализацию на мировых и региональных рынках, создавая, тем самым, условия для максимального экономического роста. Во-вторых, она дает возможность накопить опыт взаимовыгодного сотрудничества в одних сферах (социально-экономические вопросы) и затем перенести его в другие сферы (прежде всего, в сферу безопасности). В-третьих, на этой основе государства со временем создают эффективный международный блок по всем ключевым вопросам.

План европейской интеграции задумывался в послевоенной Европе Жаном Монне и Робертом Шуманом (Франция) и был реализован при политической поддержке таких лидеров того времени, как Конрад Аденауэр (Германия) и Альчиде Де Гаспери (Италия).

Успешный опыт соседних государств ЕС, начиная с 1991 г., указывал постсоветским странам на перспективность региональной интеграции для разрешения большого количества политических и экономических проблем, возникших после распада СССР. Однако «перенести» европейский опыт на постсоветское пространство оказалось достаточно сложно. Очень часто этот «перенос» осуществлялся по принципу «один шаг вперед — два шага назад». В этом контексте особенно важно понять причины прежних неудач в реализации идеи создания зоны свободной торговли в СНГ.

Почему предыдущие соглашений о зоне свободной торговли в СНГ не соблюдались?

Для того, чтобы понять всю сложность вопроса о создании зоны свободной торговли на постсоветском пространстве, необходимо вернуться во времени назад, к моменту распада СССР. В Советском Союзе был достигнут очень высокий уровень межреспубликанской интеграции, была создана единая экономическая система. Она была построена на внутренних ценах, сильно отличавшихся от общемировых, а также на прямом изъятии и перераспределении огромных объемов средств между республиками. В условиях кризиса социализма и повсеместного роста националистических настроений эта система к 1991 г. потеряла поддержку как населения, так и политических элит практически всех союзных республик. Она была настолько запутанной, что все республики СССР (по разным причинам) имели основания полагать, что либо в рамках экономической автономии (более умеренные формы национализма), либо за пределами Союзного государства (более радикальные формы национализма) они достигнут значительно более высокого уровня экономического развития.

В целом, несмотря на кажущееся привилегированное положение России как места пребывания союзного Центра, именно она с экономической точки зрения в наибольшей степени страдала от системы перераспределения ресурсов в рамках СССР. Поэтому на Съезде народных депутатов РСФСР объявление государственного суверенитета России поддержали как представители демократического движения, так и консервативные коммунистические силы. В реальности процесс освобождения России от бремени поддержания (прежде всего, поставками дешевой энергии) экономик других бывших советских республик оказался очень медленным и болезненным для всех сторон. В отношении Белоруссии и, в несколько меньшей степени, Украины этот вопрос до сих пор окончательно не решен.

экономическая интеграция возможна лишь при условии не только формального принятия, но и реального выполнения разного рода международных обязательств. Это требует определенной прозрачности в экономических решениях, ограничивает коррупцию и в целом существенно «сужает» возможности местных политических элит по распоряжению ресурсами своей страны

Тем не менее, если система разделения труда в рамках СССР была мало кому из республик выгодна, ее немедленное разрушение после распада СССР принесло настоящую экономическую катастрофу. Последовавший экономический спад привел к резкому снижению уровня жизни населения.В условиях демократических (или квазидемократических) политических систем, сложившихся сразу же после крушения советского государства, это могло привести к потере власти местными политическими элитами.В связи с этим руководство всех постсоветских государств (за исключением стран Балтии) было заинтересовано в том, чтобы продемонстрировать собственным избирателям стремление к восстановлению разрушенных хозяйственных связей. Однако именно в этом и заключалось основное противоречие. Дело в том, что экономическая интеграция возможна лишь при условии не только формального принятия, но и реального выполнения разного рода международных обязательств. Это требует определенной прозрачности в экономических решениях, ограничивает коррупцию и в целом существенно «сужает» возможности местных политических элит по распоряжению ресурсами своей страны.

Оптимальный вариант решения указанной выше дилеммы был найден довольно быстро. Он заключался уже в самой структуре СНГ — организации, не имевшей инструментов обеспечения реального выполнения соглашений. Договор о зоне свободной торговли в СНГ (1994 г.) воспринимался именно в этом контексте. Он был необходим Кремлю в основном для того, чтобы поднять популярность президента Б. Ельцина в преддверии президентских выборов 1996 г. Другие главы государств СНГ поддержали это соглашение во многом по сходным соображениям. Выполнять его или хотя бы придать ему элементы юридической обязательности (путем ратификации, внесения поправок в соответствующие законодательства) стороны изначально не собирались. Число сторонников реальной интеграции, готовых пойти ради этого на какое-то ограничение собственной власти (к этой категории можно было отнести, прежде всего, президента Казахстана Н. Назарбаева, в существенно меньшей степени президента Киргизии А. Акаева и президента Белоруссии А. Лукашенко), было достаточно ограничено.

Однако подписание договора о зоне свободной торговли от 1994 г. имело и положительную сторону. Он закладывал идейные и правовые основания для продолжения переговорного процесса в соответствующем направлении. В связи с этим идея интеграции на постсоветском пространстве продолжала получать свое институциональное и юридическое оформление, в частности, в виде «нового поколения» интеграционных структур (ЕврАзЭС, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и т. д.).

Дополнительные сложности для постсоветской интеграции, которые в той или иной мере сказались на судьбе всех проектов свободной торговли, начали возникать к середине годов.Они носили геополитический характер. Постсоветское пространство начало превращаться в арену столкновения геополитических интересов России, Запада, исламских стран (Турция, Иран, Пакистан) и ряда восточноазиатских государств (Китай, Япония). В результате различные проекты экономической интеграции стали восприниматься в контексте геополитического противостояния, как ставка в борьбе за влияние на постсоветском пространстве. Постсоветские государства в рамках «многовекторных политик» стали сознательно использовать это противостояние для упрочнения своего положения и извлечения максимальной прибыли от международной конкуренции за влияние. Они стали часто участвовать в заведомо невыполнимых и противоречивших друг другу интеграционных проектах или проектах торговых соглашений. Хрестоматийный пример: с целью вступления в ВТО Киргизия в период президентства А. Акаева взяла на себя обязательства, которые противоречили соглашению о создании «общего рынка» с Россией и другими странами ЕврАзЭС, одновременно подписанному этим государством.

Таким образом, если изначально основной риск для соглашений о зоне свободной торговли на постсоветском пространстве был связан с невыполнением обязательств сторонами по внутриполитическим и внутриэкономическим соображениям, то теперь этот риск получил международно-геополитическое измерение. Более того, по мере внутренней стабилизации постсоветских режимов именно это измерение рисков приобретало решающий характер.

Читайте также:  Занзибар граничит с какими странами

Риски и возможности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве

К настоящему времени геополитические риски для реализации интеграционных соглашений приобрели особую значимость в связи со специфической структурой постсоветских экономик. По мере индустриального спада внешняя торговля государств СНГ все больше приобретала сырьевой характер. В результате их потенциал взаимной торговли сузился ко второй половине — концу годов до небольшого числа моментов естественно-географической дополнительности (у одной страны избыток леса, у другой — избыток хлопка и т. д.). Однако многие ключевые для внешней торговли природные ресурсы (нефть, газ у России, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана) или полуфабрикаты (прокат черной металлургии у России, Украины, Казахстана) совпадают. Поэтому государства СНГ все больше выступают на внешних рынках как конкуренты. В целом возможности для кооперации у деиндустриализированных экономик резко сузились. В то же время ЕС или Китай, как другие возможные направления создания зон свободной торговли, обладают преимуществами объемных рынков сырья, источников свободных капиталов и технологий.
К дополнительным рискам можно отнести следующие:

  • сохраняется неопределенность в вопросах взаимодействия политики развития зоны свободной торговли в СНГ с политикой вступления государств СНГ в ВТО;
  • существует возможность появления новых нетрадиционных угроз безопасности России в связи с открытием границ, особенно центральноазиатских (например, в Россию может увеличиться приток афганских наркотиков, могут возникнуть дополнительные проблемы с нелегальной миграцией и с распространением трансграничных криминальных и террористических сетей);
  • может возрасти угроза оттока капитала из России, так как в ряде постсоветских государств (например, в Казахстане) условия ведения бизнеса, согласно всем международным оценкам, более благоприятные, а налоги заметно ниже, чем в России;
  • Украина может потребовать от России льготных условий в сфере поставок газа в обмен на свое участие в зоне свободной торговли; кроме того, интеграция будет означать переход к принципу «равной доходности» для российских естественных монополий (включая «Газпром») на российском рынке и на рынках постсоветских государств.

К перспективам развития зоны свободной торговли в СНГ относятся неиспользованные возможности по региональному взаимодействию. Они могут быть особенно актуальными в условиях высокой неопределенности на глобальных рынках, потенциальной возможности краха глобальной экономики.

К перспективам развития зоны свободной торговли в СНГ относятся неиспользованные возможности по региональному взаимодействию. Они могут быть особенно актуальными в условиях высокой неопределенности на глобальных рынках, потенциальной возможности краха глобальной экономики. Например, Россия может потреблять больше овощей и фруктов из соседних Центральной Азии, Южного Кавказа, Украины, Молдовы, а не ввозить их из государств ЕС, Африки, Латинской Америки и т. д. Это повысит продовольственную безопасность. Можно активнее использовать старые кооперационные цепочки между сохранившимися советскими предприятиями, например, ВПК. Можно больше использовать элементы естественной взаимодополнительности в экономиках стран Центральной Азии, например, избыток гидроресурсов у Киргизии и Таджикистана. Однако все это потребует большой реальной работы по реализации заключенных соглашений.

Важной является также и геополитическая мотивировка договоренности. В частности, она открывает новые возможности для взаимодействия России и Украины. В этом плане Москва пытается создать дополнительные рычаги балансирования возможностей ЕС в странах «Восточного партнерства». У Украины появляется альтернатива зоне свободной торговли с ЕС. У центральноазиатских стран, где быстро растет экономическое влияние Китая, также может появиться альтернатива в виде углубления торгово-экономических отношений с Россией. Наконец, соглашение имеет и внутриполитическую составляющую, например, в контексте предстоящих в России выборов.

В настоящее время соглашение из стран СНГ отказались подписать Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан; Украина, скорее всего, потребует дополнительных льготных условий. Существует также серьезный риск того, что страны, подписавшие соглашение, не будут его реально выполнять, как это уже имело место раньше. Преждевременно также говорить, что такие страны, как Украина или Молдавия, могут в дальнейшем войти в ЕврАзЭС, Таможенный союз или ЕЭП. Узбекистан в свое время ЕврАзЭС уже покинул, заявив, что не получает реальной пользы от работы этой организации.

Новое соглашение о зоне свободной торговли в СНГ следует воспринимать в контексте ряда недавних выступлений В.В. Путина. Именно в них он обозначил стратегические перспективы российской политики в данном направлении, что особенно важно с учетом его предстоящего участия в выборах Президента России. В статье в «Известиях» он отметил, что строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования к 2015 г. Евразийского экономического союза с подключением к его работе Киргизии и Таджикистана. В.В. Путин также указал, что конечной целью является формирование «мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира». Таким образом, речь идет об интенсификации политики России в геополитической зоне ее «особых интересов» на постсоветском пространстве.

Источник

Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли»

от 15 апреля 1994 года

О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Государства — участники настоящего Соглашения, далее именуемые Договаривающиеся Стороны, подтверждая свою приверженность свободному развитию взаимного экономического сотрудничества, внедряя в практику принципы рыночной экономики, действуя в направлении последовательной реализации положений Договора о создании Экономического союза (24 сентября 1993 года, Москва), формируя условия для свободного движения товаров и услуг, обеспечивая сбалансированность взаимной торговли и стабилизацию внутреннего экономического положения участвующих государств, содействуя росту экономического потенциала государств — участников на основе развития взаимовыгодных кооперационных связей и сотрудничества, руководствуясь стремлением к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств, исходя из поэтапности создания Экономического союза, вступая в Соглашение о создании зоны свободной торговли, далее именуемое — Соглашение, договорились о нижеследующем:

1. Договаривающиеся Стороны для достижения целей настоящего Соглашения обеспечат взаимодействие в решении конкретных задач первого этапа создания Экономического союза, направленных на:

постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;

устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг;

создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;

координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками настоящего Соглашения;

координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей Соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);

содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;

гармонизацию и (или) унификацию законодательства Договаривающихся Сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

2. Территория Соглашения охватывает таможенные территории Договаривающихся Сторон.

3. Если значение терминов специально не определено в Соглашении или по иной договоренности Договаривающихся Сторон, то при их толковании Договаривающиеся Стороны будут руководствоваться положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Разногласия в связи с толкованием Соглашения или отдельных его терминов будут разрешаться в порядке процедуры, принятой для урегулирования споров в связи с настоящим Соглашением.

4. Договаривающиеся Стороны будут воздерживаться от действий, противоречащих положениям и препятствующих достижению целей настоящего Соглашения. Это положение касается, в частности, условий участия Договаривающихся Сторон в других региональных экономических группировках, а также иных вопросов, связанных с регулированием отношений в рамках Соглашения.

Режим в отношении неучаствующих государств

Договаривающиеся Стороны сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в настоящем Соглашении.

Таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное

действие, и количественные ограничения

1. Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся Сторон. Исключения из данного торгового режима оформляются документами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

2. В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи Договаривающиеся Стороны в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения разработают и согласуют общий Перечень изъятий из режима свободной торговли, а также методы применения и поэтапной отмены таких изъятий на переходный период до создания зоны свободной торговли.

Читайте также:  Экономические сообщения между странами

3. До согласования общего Перечня изъятий в отношениях между Договаривающимися Сторонами будут применяться действующие двусторонние соглашения о свободной торговле и протоколы об изъятиях из этого режима, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

4. Страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (Приложение N 1).

Технические и другие специальные требования (ограничения)

1. Договаривающиеся Стороны в целях ликвидации технических барьеров и других ограничений аналогичного характера во взаимной торговле будут стремиться к гармонизации технических и других специальных требований к согласованию своей политики в этой области.

2. Договаривающиеся Стороны поручат своим компетентным органам подготовить соответствующие предложения для реализации положений первого пункта настоящей статьи на многосторонней или двусторонней основе.

Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом товаров

1. Все сборы и платежи (за исключением таможенных пошлин, налогов и приравненных к ним сборов), устанавливаемые Договаривающимися Сторонами в связи с ввозом или вывозом товаров во взаимной торговле, не должны превышать в разумных пределах прямых фактических затрат.

2. Договаривающиеся Стороны будут информировать о видах сборов и платежей и стремиться к согласованному сокращению их числа и размеров.

3. Договаривающиеся Стороны будут стремиться к упрощению и унификации административных формальностей.

4. Положения настоящей статьи распространяются, в частности, на сборы и формальности, относящиеся к:

документам, документации и удостоверению документов;

анализам и осмотру;

карантину, санитарной службе, фумигации и др.

Унификация и (или) гармонизация таможенных процедур

1. Договаривающиеся Стороны примут меры к максимальному упрощению и унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие международные соглашения и договоренности.

2. Договаривающиеся Стороны поручат своим компетентным органам подготовить предложения, касающиеся гармонизации таможенных процедур и взаимного признания таможенных документов и таможенных обеспечений.

1. При осуществлении мер тарифного и нетарифного регулирования, ведении статистического учета и обмене статистической информацией, а также для таможенного контроля и оформления Договаривающиеся Стороны будут использовать товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности, основанные на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. При этом для собственных нужд Договаривающиеся Стороны при необходимости осуществляют дальнейшее развитие национальных товарных номенклатур.

2. Ведение эталонного экземпляра Гармонизированной системы описания и кодирования товаров осуществляет Российская Федерация через имеющиеся представительства в соответствующих международных организациях, пока другие Договаривающиеся Стороны не заявят о самостоятельном ведении эталонного экземпляра.

Внутренние налоги и другие сборы фискального характера

1. Договаривающиеся Стороны не будут прямо или косвенно облагать происходящие с таможенной территории других Договаривающихся Сторон товары налогами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров.

2. Договаривающиеся Стороны будут представлять полную информацию о всех действующих налогах и других сборах фискального характера.

Договаривающиеся Стороны согласились не предоставлять экспортные и иные субсидии предприятиям, находящимся на их территориях, если в результате предоставления таких субсидий нарушаются условия добросовестной конкуренции.

1. Договаривающиеся Стороны согласны в том, что соблюдение принципа свободы транзита является важнейшим условием достижения целей настоящего Соглашения и существенным элементом процесса их подключения к системе международного разделения труда и кооперирования.

2. Транзитные перевозки не должны подвергаться необоснованным задержкам или ограничениям.

3. Условия транзита, включая тарифы на перевозку любым видом транспорта и оказание услуг, не должны быть хуже условий, которые обеспечиваются Договаривающимися Сторонами для собственных отправителей и получателей грузов, принадлежащих им товаров, а также для перевозчиков и транспортных средств этой Договаривающейся Стороны или предоставляются отправителям и получателям грузов, принадлежащим им товарам, перевозчикам и транспортным средствам любого другого иностранного государства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона не будет допускать несанкционированного реэкспорта товаров, в отношении экспорта которых другие Договаривающиеся Стороны, с территории которых происходят эти товары, применяют меры тарифного и (или) нетарифного регулирования.

2. Договаривающиеся Стороны не будут препятствовать хозяйствующим субъектам включать в контракты положения, затрагивающие реэкспорт товаров.

3. Вопросы, связанные с реэкспортом товаров, регулируются в соответствии с Соглашением о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт (Приложение N 2), составляющим неотъемлемую часть настоящего Соглашения.

Производственная кооперация и научно-техническое

Договаривающиеся Стороны будут способствовать развитию производственной кооперации и научно-технического сотрудничества на межгосударственном (межотраслевом, региональном) уровне и на уровне хозяйствующих субъектов, в том числе путем предоставления различных форм государственной поддержки.

1. Общие исключения

Настоящее Соглашение не препятствует праву любой из Договаривающихся Сторон принимать общепринятые в международной практике меры государственного регулирования в области внешнеэкономических связей, которые она считает необходимыми для защиты своих жизненных интересов или которые, безусловно, необходимы для выполнения международных договоров, участником которых она является или намеревается стать, если эти меры касаются:

защиты общественной морали и общественного порядка;

защиты жизни и здоровья людей;

охраны животных и растений;

защиты окружающей среды;

охраны художественных, археологических и исторических ценностей, составляющих национальное достояние;

защиты промышленной и интеллектуальной собственности;

торговли золотом, серебром или иными драгоценными металлами и камнями;

сохранения невосполнимых природных ресурсов;

ограничения экспорта продукции, когда внутренняя цена на эту продукцию ниже мировой в результате осуществления государственных программ поддержки;

нарушения платежного баланса.

2. Исключения по соображениям безопасности

Ничто в настоящем Соглашении не препятствует праву любой из Договаривающихся Сторон применять любые меры государственного регулирования, которые она считает необходимыми, если эти меры касаются:

обеспечения национальной безопасности, включая предотвращение утечки конфиденциальной информации, относящейся к государственной тайне;

торговли оружием, военной техникой, боеприпасами, оказания услуг военного характера, передачи технологий и оказания услуг для производства вооружения и военной техники и в других военных целях;

поставки расщепляющихся материалов и источников радиоактивных веществ, утилизации радиоактивных отходов;

мер, применяемых в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях;

действий во исполнение ею обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.

Порядок введения мер государственного регулирования

1. Договаривающаяся Сторона заблаговременно уведомляет другие Договаривающиеся Стороны о причинах, характере и предполагаемых сроках введения и действия мер государственного регулирования.

2. Договаривающиеся Стороны проводят предварительные консультации и вырабатывают рекомендации. В случае невозможности принятия согласованного решения в шестимесячный срок Договаривающаяся Сторона, упомянутая в пункте 1 настоящей статьи, имеет право ввести меры государственного регулирования по своему усмотрению.

3. В особых случаях, не терпящих отлагательств, Договаривающаяся Сторона имеет право на введение мер государственного регулирования в области внешнеэкономической деятельности с одновременным уведомлением и незамедлительным последующим проведением консультаций с другими Договаривающимися Сторонами.

Сотрудничество в области экспортного контроля

Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать и осуществлять согласованные действия в вопросах экспортного контроля.

Сфера действия Соглашения в отношении товаров

Режим зоны свободной торговли распространяется на товары, происходящие с таможенной территории Договаривающихся Сторон и предназначенные для таможенной территории Договаривающихся Сторон.

1. Договаривающиеся Стороны на основе взаимности будут стремиться к постепенной отмене ограничений в целях создания условий для свободного оказания услуг в пределах территории Соглашения.

2. Договаривающиеся Стороны определят виды услуг, на которые распространяется действие настоящей статьи, и выделят приоритетные виды услуг в области непосредственного обслуживания товарооборота, в отношении которых вопросы либерализации импорта и экспорта подлежат решению в первоочередном порядке.

3. Договаривающиеся Стороны сохраняют за собой право согласовывать вопросы, связанные с оказанием услуг как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

Обмен информацией о правовом регулировании

Договаривающиеся Стороны в согласованном порядке предоставляют друг другу информацию о внутреннем правовом регулировании внешнеэкономических связей.

Порядок разрешения споров

1. Любые споры и разногласия между Договаривающимися Сторонами относительно толкования и (или) применения положений настоящего Соглашения, а также другие споры, затрагивающие права и обязанности Договаривающихся Сторон по настоящему Соглашению или в связи с ним, будут разрешаться в следующем порядке:

путем проведения непосредственных консультаций заинтересованными Договаривающимися Сторонами между собой или, по взаимному согласию, с участием представителей других Договаривающихся Сторон;

в рамках специальной согласительной процедуры (путем создания рабочих групп для изучения материалов спора и выработки рекомендаций);

Читайте также:  Страны использующие американскую экономическую модель

в Экономическом Суде СНГ;

в рамках иных процедур, предусмотренных международным правом.

2. Переход к последующей процедуре возможен по взаимному согласию Договаривающихся Сторон, между которыми возникли спорные вопросы или разногласия, либо по требованию одной из них при недостижении согласия в течение шести месяцев со дня начала процедуры.

Соотношение настоящего Соглашения с другими

обязательствами и правами Договаривающихся Сторон

1. Ничто в настоящем Соглашении не может рассматриваться как препятствующее любой из Договаривающихся Сторон выполнять взятые на себя обязательства в соответствии с каким-либо иным международным соглашением, участницей которого эта Договаривающаяся Сторона является или может являться при условии, если эти обязательства не противоречат положениям и целям настоящего Соглашения.

2. Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и преимуществ, предоставляемых в рамках регионального сотрудничества, приграничной и прибрежной торговли, преференций, свободных экономических и таможенных зон, регулируемых внутренним законодательством или на основе международных соглашений.

3. Договаривающаяся Сторона, которая намерена заключить преференциальные, торговые и интеграционные соглашения с государствами, не являющимися участниками настоящего Соглашения, заблаговременно уведомляет об этом другие Договаривающиеся Стороны и информирует их о предполагаемых условиях своего участия в упомянутых соглашениях.

Для целей настоящего пункта Договаривающимися Сторонами являются Договаривающиеся Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, и государства, присоединившиеся к нему.

Переход к Таможенному союзу

Зона свободной торговли рассматривается как переходный этап к формированию Таможенного союза.

Таможенный союз может быть создан государствами, которые изъявят желание продолжать сотрудничество в его рамках и которые выполнят условия настоящего Соглашения.

Изменения и дополнения

1. В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Договаривающихся Сторон.

2. Оговорки к настоящему Соглашению не допускаются.

Вступление в силу

1. Настоящее Соглашение временно применяется со дня подписания и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Договаривающимися Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур.

2. Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Беларусь.

3. По истечении одного года с даты подписания настоящего Соглашения Договаривающиеся Стороны, для которых Соглашение вступило в силу, могут принять решение относительно участия в Соглашении Договаривающихся Сторон, для которых Соглашение применяется временно.

1. Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства — участника Содружества Независимых Государств, признающего положения Соглашения, действующего на момент присоединения, и выражающего готовность выполнять их в полном объеме.

2. Присоединение осуществляется на условиях и в порядке, определяемых в отдельном соглашении с присоединяющимся государством, которое предварительно согласовывается и подлежит одобрению всеми Договаривающимися Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

Прекращение участия в Соглашении

1. Любая Договаривающаяся Сторона может прекратить свое участие в Соглашении путем направления официального письменного уведомления другим Договаривающимся Сторонам о своем намерении выйти из Соглашения за 6 месяцев до выхода.

2. В случае нарушения любой из Договаривающихся Сторон положений настоящего Соглашения, наносящего серьезный ущерб достижению его целей, другие Договаривающиеся Стороны вправе принять решение о приостановлении действия Соглашения или его отдельных положений в отношении этой Договаривающейся Стороны либо принять решение об исключении ее из числа участников Соглашения.

3. Для целей разрешения возможных споров и претензий, в том числе материального характера, положения настоящего Соглашения продолжают действовать в отношении прекратившей участие Договаривающейся Стороны вплоть до полного урегулирования всех требований.

Совершено в Москве 15 апреля 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Договаривающимся Сторонам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Данный документ подписан всеми государствами — участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Грузия.

Судебная практика и законодательство — Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли»

Доводим до сведения, что для подтверждения страны происхождения товаров, экспортируемых из Республики Казахстан в рамках Соглашения о создании зоны свободной торговли между странами СНГ от 15.04.1994 и дополнения к этому Соглашению от 02.04.1999 Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан применяет бланк СТ-1 нового образца в рамках Решения Экономического Совета стран СНГ от 03.12.2004.

Настоящим информируем, что на основании пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, в соответствии с достигнутой договоренностью между ФТС России и Комитетом государственных доходов при Правительстве Республики Армении (письмо ФТС России от 02.10.2009 N 01-19/46805), при таможенном оформлении применять режим свободной торговли в отношении товаров, происходящих с территории Республики Армении и перемещаемых на таможенную территорию Российской Федерации через территорию ближайшей третьей страны, не являющейся участником Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994, при одновременном выполнении следующих условий:

1. Настоящее Соглашение вступает в силу одновременно с вступлением в силу Протокола об изъятиях из режима свободной торговли, предусмотренного Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протоколом от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., с первого числа месяца, следующего за месяцем выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

— сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» — документ, однозначно подтверждающий страну происхождения товара из государства — участника Соглашения о зоне свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее — сертификат формы «СТ-1»).

Доводим до сведения, что с 01.01.2005 для подтверждения страны происхождения товаров, экспортируемых из Украины в рамках Соглашения о создании зоны свободной торговли между странами СНГ от 15.04.1994 и дополнения к этому Соглашению от 02.04.1999, Торгово-промышленные палаты Украины применяют бланк СТ-1 нового образца, утвержденный Решением Экономического Совета стран СНГ от 03.12.2004.

руководствуясь положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.,

Стороны с удовлетворением отмечают значительный прогресс в реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 г., Договора о создании Экономического союза от 23 сентября 1993 г. в части создания механизма зоны свободной торговли как первого этапа формирования Таможенного союза, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г., Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., позволяющий в соответствии с достигнутыми 21 октября 1994 г. в Москве договоренностями руководителей двух государств перейти в торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь к осуществлению беспошлинной торговли с учетом положений статьи XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле.

— для государств — участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.94 — Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 ;

В Содружестве Независимых Государств правовую базу при определении страны происхождения товаров составляют Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года; Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года с поправками, внесенными Протоколом от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее — Соглашение от 15 апреля 1994 года); Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года.

В соответствии с межгосударственным Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года Министерству Российской Федерации по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств уведомить государства — участники Содружества Независимых Государств о принятом решении.

Источник

Adblock
detector