Схема страны по географическому положению

Страны мира по географическому положению и уровню социально-экономического развития

По особенностям географического положения различают страны:

  1. Приморские (то есть имеющие выход к морю) — Германия, Польша, Украина, Китай, Иран, Алжир, Кения, Мексика, Венесуэла и боль­шинство других стран мира;
  2. Внутриконтинентальные (то есть не имеющие выход к морю) — Чехия, Австрия, Белоруссия, Монголия, Чад, Замбия, Боливия и др.;
  3. Островные (то есть страны, расположенные на островах) — Велико­британия, Ирландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба и др.;
  4. Страны-архипелаги (то есть страны расположенные на группе ост­ровов) — Япония, Индонезия, Филиппины, Багамские Острова и др.
  5. Полуостровные (то есть страны, расположенные на полуостро­вах) — Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Греция, Турция, Сау­довская Аравия, Йемен, Оман, Индия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Таи­ланд, КНДР и Республика Корея, Сомали.

По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: развитые капиталистические, страны с переходным типом эконо­мики и развивающиеся.

В группе развитых капиталистических стран различают:

  1. Страны «большой семёрки» — семь самых экономически развитых стран мира: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада;
  2. «Привилегированные нации» — малые высокоразвитые страны За­падной Европы: Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия и др.;
  3. Карликовые государства Европы — Лихтенштейн, Монако, Андорра, Сан-Марино, Ватикан и Мальта;
  4. Страны со средним уровнем развития капитализма: Ирландия, Ис­ландия, Финляндия, Португалия, Греция;
  5. Страны «переселенческого капитализма»: Израиль, Канада, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия.

К группе стран с переходным типом экономики относят бывшие со­циалистические страны — страны члены СНГ (Россию, Белоруссию, Ук­раину, Молдавию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Туркмению, Уз­бекистан, Таджикистан и Киргизию) и все страны Восточной Европы (Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румы­нию, Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Сербию, Черного­рию, Македонию, Болгарию и Албанию), а также Монголию и Грузию.

Особой пестротой отличаются развивающиеся страны. Они делятся на 5 основных групп:

  1. Ключевые развивающиеся страны — страны с большим валовым производством промышленной и сельскохозяйственной продукции, однако их душевые показатели невелики: Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина;
  2. Нефтедобывающие страны — это, как правило, очень богатые разви­вающиеся страны, имеющие очень высокие показатели ВВП на душу населения, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти: Сау­довская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Бруней, Алжир и Ливия;
  3. Новые индустриальные страны — группа развивающихся стран Азии, имеющие самые высокие в мире темпы экономического роста и совершившие огромный скачок в своём промышленном развитии за последние 40-50 лет: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган (Гон­конг), Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины;
  4. Страны, отстающие в развитии: Сирия, Ливан, Иордания, КНДР, Вьетнам, Марокко, Египет, Тунис, Куба, Ямайка, Панама, Перу, Бо­ливия, Фиджи и др.;
  5. Наименее развитые страны (или отсталые аграрные) — самые бедные страны мира, к которым можно отнести Йемен, Афганистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Камбоджу, все страны Тропической Африки (кро­ме ЮАР), Гаити, Папуа — Новую Гвинею и Соломоновы Острова.
Читайте также:  Как улучшить экономику стран

Таблица. Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП из расчета на душу населения (2007 г.)

Страны с самыми высокими показателями

ВВП в долларах США

Страны с самыми низкими показателями

Источник

1.1. Классификация стран мира

1.1.1. Основные типологии стран мира. Классификация стран по географическому положению

Построение типологий стран является предметной областью экономической и социальной географии. Основное место здесь, есте­ственно, занимает типология стран по уровню социально-экономи­ческого развития. Важное значение имеет отбор показателей и спо­собы интерпретации как показателей, так и построенной на их основе типологии.

Типология стран представляет собой выделение групп стран мира, сходных по уровню, характеру и типу социально-экономиче­ского и исторического развития. Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, эконо­мических, социальных и других показателей развития. На втором эта­пе выявляются типологические особенности стран со сходным уров­нем развития и дается их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Б.М. Болотина, В.Л. Шейниса, В.В. Вольско­го, Я. Г. Машбица и других географов и экономистов.

Основной целью типологии является систематизация стран мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимо­связей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. При этом справедливо полагают, что типология стран мира по объективным показателям требует ее уточнения с помощью экс­пертной процедуры, в ходе которой учитывается специфика цивили-зационного подхода, знание исторических корней формирования стран, что способствуют пониманию их подлинных, а не конъюнк­турных современных особенностей.

Классификация стран мира, разработанная ООН, в современ­ном мире выделяет 22 цивилизационных макрорегиона.

Особенностью этой типологии является использование всего трех показателей из трех групп: социальных — одного из семи, уров­ня жизни — одного из десяти, структурных экономических — одного из трех. Минимум показателей в данном случае компенсируется тем, что каждый из них имплицитно содержит достаточно информации о состоянии соответствующей сферы общества.

Экономико-политическая классификация стран и регионов мира отражает центропериферическую структуру мирового хозяйства. Страны делятся:

— на центр мирового хозяйства;

— полупериферию, интегрированную с центром;

— переходный тип от периферии к полупериферии;

— периферию, активно включенную в региональное экономиче­ское сотрудничество и мировое хозяйство;

— периферию, слабо включенную в мировое хозяйство (глубо­кая экономическая периферия);

— периферию, частично изолированную от мирового хозяйства (предполагается опора на собственные силы).

Несколько крупных стран (например, Россия, Канада, Австра­лия, Бразилия) разбиваются на регионы, принадлежащие к разным типам. Полупериферию и периферию в данной классификации со­ставляют развивающиеся страны.

Существуют и другие типологии развивающихся стран. Так, в частности, Международный валютный фонд выделяет категорию реформирующихся стран развивающегося мира, перешедших к стра­тегии либерализации экономики и внешнеэкономических связей 1 . К этой категории относится 35 развивающихся стран. Также выделя­ются «задворки мировой системы», «медвежьи углы», к которым от­носится ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки.

С середины XXв. в зарубежной литературе получили распро­странение политико-географические исследования, посвященные типологии государств по военному, демографическому и экономиче­скому потенциалам, степени зависимости от внешних рынков, отно­шению к международным конфликтам, вовлеченности в территори­альные споры и претензии, морфологии и другим характеристикам государственных границ, оценке их «выгодности». На начальном этапе доминировала макрорегиональная проблематика (на уровне всей мировой системы или отдельных макрорегионов), в последние деся­тилетия появилось больше работ, посвященных исследованиям на уровне отдельной страны или ее частей. Одним из зачинателей поли­тико-географических исследований и политических классификаций стран мира на Западе многие считают американского ученого Р. Харт-шорна, сформулировавшего в 1950 г. функциональный подход в по­литической географии. Целью его исследования был анализ соотно­шения между центробежными и центростремительными силами, действующими в каждом государстве, выявление ключевой идеи, без которой, по его мнению, государству не удалось бы сохранить целост­ность своей территории и лояльность большинства граждан.

Наиболее распространена группировка стран по величине их тер­ритории ичисленности населения. Нередко применяется группиров­ка стран по особенностям их географического положения (см. при­ложения).

1. По размерам выделяют:

— самые большие страны;

2. По численности населения выделяют:

— большие страны с населением более 50 млн человек;

— средние — с населением от 10 млн до 50 млн человек;

— малые — с населением до 10 млн человек.

Численность населения является определяющим фактором по­требительского спроса, который становится более разнообразным при многонациональном составе населения. Принято считать страну мно­гонациональной, если в ней проживают более пяти национальностей.

3. По географическому положению выделяют:

Примеры деления стран по географическому положению при­ведены в табл. 1.1 и 1.2.

Классификация стран по географическому признаку

Ирландия, Куба, Великобритания, Новая Зеландия

Индия, Норвегия, Италия, Португалия

Япония, Кирибати, Индонезия

Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к океану)

Зарубежная Европа (10) *

Андорра, Австрия, Венгрия, Люксембург, Лихтенштейн, Македония, Словения, Чехия, Словакия, Швейцария

Зарубежная Азия (5)

Афганистан, Бутан, Лаос, Монголия, Непал

Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мали, Нигер, Руанда, Свазиленд, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Эфиопия

Молдова**, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргыз­стан, Таджикистан, Туркмения, Белоруссия

* В скобках указано число стран.

** Молдова имеет маленький участок берега (менее 500 м) в устье Дуная, у селе­ния Джурджулешты. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта. Но для этого необходимо как минимум 4,5-5 км береговой линии на Дунае. Молдавия несколько лет безуспешно просит Украину уступить ей такой участок.

В отличие от классификации стран, базирующейся преимуще­ственно на количественных показателях, в основу экономико-гео­графической типологии положены также качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и эконо­мической карте мира. Эти признаки могут быть различными и учи­тывать уровень социально-экономического развития стран, их поли­тическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.

Источник

Географическое положение стран мира

разработка по теме географическое положение стран мира

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение стран мира»

Раздел долгосрочного плана:6.1 Страноведение с основами политической географии.

Школа: ГУ «Воскресеновская ОШ»МКШ

ФИО учителя:Жумабаева Б.И.

Географическое положение стран мира.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

7.6.1.1 — с дополнительным охватом казахстанского компонента классифицирует страны по их географическому положению

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение,анализ.

характеризуют понятие физико- географическое положение страны

классифицируют страны по их географическому положению

— сравнивают ФГП Казахстана с другими странами

Дают определение понятия физико-географическое положение страны;

Составляют план характеристики физико- географического положения страны.

Классифицируют страны по их географическому положению.

Сравнивают физико-географическое положение Казахстана с другими странами мира.

Чтение, говорение, аудирование ,письмо.

Термины: остров, полуостров ,архипелаг.монархия,республика.

Словосочетания:физико-географическое положение. индустриальное развитие.

Независимость Казахстана и Астана .Продолжить работу по формированию географической культуры учащихся как составной части общечеловеческой культуры.

История, естествознание, самопознание..

Предшествующие знания по теме

Положение Казахстана на карте мира.

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Эпиграф к уроку:

«Человеку нельзя жить без Родины,

Как нельзя жить без сердца»

Стратегия «Ладошка к ладошке»

Настраивание учащихся на работу, создание благоприятных условий для деятельности

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Классифицируйте отрасли хозяйства.

Отрасли хозяйства: растениеводство, животноводство, скотоводство, овцеводство, верблюдоводство, птицеводство, топливная промышленность, угольная промышленность, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, кондитерская, текстильная промышленность, молочная промышленность, производство чая, садоводство.

дает определение хозяйства;

дает определение отрасль;

определяет деление хозяйства на сферы;

классифицирует отрасли хозяйства;

объясняет значимость растениеводство для населения страны.

Обратная связь: Самопроверка метод «Светофор». Учащиеся сравнивают свой ответ с правильным ответом (на экране) . Показывают соответствующий цвет светофора.

Красный – 1- 5 прав.отв.

Желтый – 6- 15 прав.отв.

Зеленый – 16- 17 прав.отв.

(У) Каждый житель Земли – гражданин какой-либо страны. Сегодня мы познакомимся с различными государствами отличающимися по каким-либо признакам. А какая карта понадобится сегодня на уроке? (политическая). Откройте политическую карту Охарактеризуйте данную карту по трем признакам (дать название, по содержанию, по масштабу). Какую информацию можно получить по этой карте? Какими знаками отображаются столицы, границы стран? (условными).

(У) Объявляется тема урока.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цели урока.

Деление класса на группы: Прием «Пазлы» (флаги стран). Группы формируются собирая пазлы в одну картинку.

Каждый учащийся получает лист самооценивания.

Источник

Оцените статью