Понятия «регион», «региональная система», «территория»
Существует несколько подходов к определению понятия «регион»: — территориальный подход, согласно которому регион – это всегда территория, но границы территориальных образований разные. Регион может формироваться как в рамках административно-территориальной единицы; объединять несколько территориальных единиц; являться частью административно-территориальных единиц; объединять территории нескольких стран или их часть; — экономический подход: территория – это основа всего существующего (жизни), базой которого является производство следовательно экономические цели. Этот подход определяет регион как часть народнохозяйственного комплекса страны, характеризующаяся завершенностью воспроизводственного процесса и в совокупности обеспечивая целостность национальной экономики; — социально-экономический подход появился тогда, когда стали связывать уровень жизни населения и результаты экономики региона. Согласно данному подходу регион – это социально-экономическая система, основные звенья которой (материальное производство и социальная сфера) сбалансированы. С другой стороны регион – это территориальное образование, имеющее собственное региональные органы управления и четко очерченные границы, в пределах которых воспроизводятся соц. и экономические процессы жизнеобеспечения населения. Кроме того регион – это система, образующая социальную общность; — административный подход уделяет внимание привязанности к границам. Понятие «региональная система» более узкое, чем термины «регион», характеризующий «практически любое территориальное образование от небольших ареалов, включающих даже часть одного муниципального образования, до межконтинентальных территориальных систем», или «территория», которая понимается некоторыми исследователями как синоним понятия «региональная система». Кроме собственно экономической категории региональная система включает в себя элементы, характеризующие развитие социально-культурной сферы, жизнедеятельности населения региона, состояния окружающей среды и др. в то же время, исследователи отмечали необходимость применения системного анализа «при выборе региона в качестве субъекта хозяйствования», делая акцент на изучении таких процессов как «экономическая целостность территории как хозяйственного комплекса, характер внутренних и внешних экономических связей, общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории, возможность эффективного управления территорией». Представляется, что региональные системы могут быть как более низкого — по сравнению с уровнем субъекта федерации — территориального уровня (например, крупное муниципальное образование), так и более высокого, «макро-регионального» уровня (например, на уровне ЕС). Развитие региональных систем во времени происходит с разной скоростью, что определяет наличие в едином государстве регионов, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития и даже различных этапах цивилизационного развития: в России, например, несколько субъектов Федерации (республика Тыва, Республика Калмыкия) фактически остались на доиндустриальной стадии развития, в то время как Москва характеризуется как региональная система постиндустриального сообщества. В целом, в Российской Федерации сформировались несколько групп регионов с качественно различным состоянием экономики и социальной сферы. Под региональными элементами экономики понимаются, как правило, население, сферы, виды и результаты его деятельности на определенной территории в комплексе с соответствующей природной основой. Таким образом, с позиции экономических отношений региональную систему можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, она может служить объектом государственного регулирования и управления и хозяйственной деятельности различных производственных, финансовых и иных структур. Во-вторых, региональная система, являясь подсистемой более крупной системы национальной экономики, может сама выступать хозяйствующим субъектом в виде заказчика программ регионального развития, эмитента региональных ценных бумаг и т.п. В-третьих, региональная система является внешней средой для других хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории. Региональная система является сложной, взаимосвязанной по своим элементам и саморазвивающейся, удовлетворяя всем системным принципам. Территория — часть поверхности земного шара с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе. Территория государства (государственная территория, территория как признак государства) — одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства, один из признаков государства на относительно поздней стадии социального развития. ИЛИ Регион – это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: — развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения; — регионы со средним экономическим потенциалом; — проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. Региональная система — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Территория — это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие «территория» являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории «территория», «акватория» и «аэротория» является понятие «геотория».
Источник
Анализ региональных систем
Классификация региональных систем
Мы пришли к необходимости осветить многообразие региональных систем, становящихся объектом анализа региональных исследований и объектом государственного регулирования.
Хотя основным иерархическим уровнем региональных систем в федеративном государстве является уровень субъектов федерации, следует признать, что перечень региональных систем на более низком иерархическом уровне достаточно велик.
В таких системах большую роль играют системообразующие связи в социальной и производственной подсистемах. Выражение федеральных интересов направлено на группы муниципальных образований, которые могут в таком отношении рассматриваться в качестве региональных систем.
В России к региональным системам муниципального уровня относятся получающие напрямую из федерального бюджета финансовую помощь закрытые административно-территориальные образования Минатома и Минобороны России (Северск, Снежинск, Заречный и др.), наукограды (в начале 2003 г. их было четыре: Обнинск, Королев, Дубна и Кольцове), город-курорт Сочи, район Кавказских Минеральных Вод, города, по которым во второй половине 1990-х гг. были приняты на федеральном уровне специальные программы развития (Братск, Нижний Тагил, Ивангород и др.).
С другой стороны, все субъекты федерации в свою очередь являются подсистемами других региональных систем более высокого иерархического уровня, в которых большее значение имеют административные внутренние связи. К последним относятся федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, некоторые «зоны интересов» ряда отраслевых федеральных ведомств (например, территории военных округов) и др. Такие региональные системы более высокого иерархического уровня, как правило, налагаются на территории субъектов федерации, не пересекая их внутренние границы.
В то же время складываются и региональные системы, объединяющие части территорий нескольких субъектов федерации. Чаще всего такие системы формируются на основе наличия транспортной инфраструктуры с единым органом управления. Характерным примером являются системы, сложившиеся на основе отдельных железных дорог. В настоящее время из 17 железных дорог России только у двух ареал их деятельности полностью совпадает с границами субъектов федерации: у Калининградской и Сахалинской.
Распространенным основанием для классификации региональных систем является их разделение по уровню социально-экономического развития. Как правило, такое деление основывается на сопоставлении одноуровневых регионов по тем или иным показателям, характеризующим состояние их социальной и (или) производственной подсистем.
Развитие региональных систем во времени происходит с разной скоростью, что определяет наличие в едином государстве регионов, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития и даже различных этапах цивилизационного развития: в России, например, несколько субъектов федерации (Республики Калмыкия, Тыва, ряд автономных округов Крайнего Севера) фактически остались на доиндустриальной стадии развития, в то время как Москва характеризуется как региональная система постиндустриального сообщества.
Обычно в качестве показателя, характеризующего уровень социально-экономического развития региона используются душевые значения валового регионального продукта. Аналогичные параметры используются и в страноведческих исследованиях при выявлении уровней социально-экономического развития стран мира. Так, показатель валового национального продукта на душу населения используется для с «учетных и аналитических целей» в качестве «основного критерия классификации стран» в докладах Всемирного банка. При этом, как правило, выделяются три группы стран: низкого, среднего и высокого уровней развития. Показатель валового внутреннего продукта в расчете на душу населения применяется и при классификации регионов внутри Европейского Союза.
Некоторые классификации, в том числе разработанные для регионов России, основываются на использовании нескольких классификационных признаков. Так, специалистами Совета по размещению производительных сил (СОПС) была разработана классификация, в которой одновременно учитываются уровень экономического развития региона, текущее состояние его экономики, финансов, социальной сферы и природной среды, а также природно-географические и геополитические характеристики. Использование данных классификационных признаков позволяет определять наиболее предпочтительные методы управления и регулирования по каждому типу регионов.
Другие классификации основаны на первичном выделении проблем регионов. В соответствии с классификацией, разработанной сотрудниками Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, целью которой стала группировка регионов по основополагающим проблемам, были выделены следующие группы (типы) регионов:
• традиционно-отсталые, или слаборазвитые;
• традиционно-развитые, или высокоразвитые;
• регионы, имеющие ресурсы федерального значения, или программно развивающиеся.
Такая классификация регионов более отвечает задачам, стоящим перед государственной региональной политикой.
Отсталые, или слаборазвитые регионы, по терминологии авторов данной концепции, — это «территории, социально-экономические показатели развития которых как минимум в течение многих десятилетий были ниже средних по России»
К депрессивным относятся регионы, переживающие глубокий экономический кризис, который выражается в спаде производства, в том числе в традиционных отраслях его специализации, или длительное время находящиеся в фазе застоя, сохраняющие низкие темпы производства и нуждающиеся, как правило, в крупных инвестициях, обновлении и диверсификации производства.
Отсталые регионы характеризуются низкими значениями развития социальной и экономической сферы в сравнении с другими регионами страны.
Проведенный обзор существующих классификаций показал, что региональные системы, прежде всего, могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня социально-экономического развития региона. Последнее подразумевает выявление особенностей состояния и развития социальной и производственной подсистем региона, конкретизацию проблем этого развития и используется для целей региональной политики, проводимой федеральным центром.
Рассмотрение регионов в качестве систем позволяет наметить еще некоторые подходы к их классификации по степени:
открытости/замкнутости; в данном случае классификационные единицы могут выделяться в зависимости от интенсивности обмена потоками натуральной продукции, финансов, информации;
реактивности»/«инертности»; основа классификации — степень восприятия новых явлений, например, в ходе диффузии рыночных нововведений;
устойчивости/неустойчивости; основа классификации — интенсивность внутренних, а также внешних связей региональной системы;
гармоничности развития. В данном случае учитываются степень и характер развития каждой из подсистем региона.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению проблем развития региональных систем. В данном исследовании обозначен круг вопросов, которые представляют научный интерес: мониторинг, оценка ресурсного потенциала и статистика социально-экономической сферы, прогноз состояния региона, обоснование и разработка управленческих решений и рекомендаций по устойчивому развитию региона в условиях рынка.
Выделение различных типов региональных систем целесообразно при выполнении любых аналитических и прогнозных работ по региогнальному управлению. Это дает возможность учесть специфику регионов при сокращении количества исследуемых объектов с нескольких десятков (если рассматриваются субъекты Федерации) или сотен (если рассматриваются города) до нескольких групп, обладающих четко выраженными качественными особенностями.
Для обоснования мер по регулированию и управлению региональными системами необходимо учитывать характеристики и текущее состояние всех подсистем региональной системы, потому количество факторов (и соответственно показателей, отражающих их влияние) по каждой проблеме может достигать нескольких десятков. В то же время, как показывает практика, обычно определяющее значение имеют 3-4 фактора, совместное воздействие которых на 75-80% предопределяет результат. Поэтому задача типологизации заключается в том, чтобы из общей совокупности факторов и признаков, определяющих данный тип региональной системы, выделить несколько важнейших, на основе которых провести комплексную оценку состояния региональной системы.
Основной целью комплексной оценки состояния региональной системы является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и экономического развития на основе использования внутренних резервов и источников роста и эффективности мер по реализации региональной политики, предпринимаемой Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов управления региональной системой того или иного уровня.
При проведении комплексной оценки состояния региональной системы учитываются следующие основные принципы:
комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей состояния региональной системы;
системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик состояния системы;
достоверность исходных данных при выборе базовых показателей системы;
соответствие системы индикаторов задачам анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;
максимальная информативность результатов оценки состояния системы, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;
сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.
Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:
годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике;
материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.
1. Сформулируйте понятие региональной системы.
2. Назовите и проиллюстрируйте примерами системные закономерности функционирования и развития региона.
3. Каковы пути формирования региональных систем в условиях федеративного государства.
4. Назовите основные подходы к классификации региональных систем.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник