Развитие экономики стран западной европы после второй мировой войны

51. Развитие экономики стран Западной Европы после второй мировой войны.

Первые послевоенные годы – кризисное состояние для большинства стран (Германия, Италия, Япония – полная дезорганизация хозяйственной жизни), только США удалось увеличить национальный доход в 2 раза.

Окончательное оформление в ведущих странах системы государственного регулирования хозяйства (возникла в годы Великого кризиса 1929 – 1933). Учение Дж.М.Кейнса – теоретическая основа нового порядка (идеи о необходимости государственного вмешательства в экономику для обеспечения перераспределения доходов посредством эмиссионной и налоговой политики), его создание ( + создание смешанной экономики) осуществлялось на основе дальнейшей институционализации национальных хозяйств и системы мировых экономических отношений.

К 1948 г. промышленность восстановилась

Потеря господствующего положения в мире (ослабла торговля, флот и финансовая система)

Образование британского содружества (новые методы взаимоотношений с колониями) – «метрополия без колоний»

1945 г. – победа лейбористов

1946-51 гг. – частичная национализация базовых отраслей – контроль инвестиций + приемлемый уровень занятости, НО отсутствовала система управления

Новая система социального страхования, развитие муниципального жилищного строительства и т.д.

Ограниченный бюджет + валютный кризис 1949 г. – девальвация валюты + инфляция

1951 г. – победа консерваторов, отказ от реконструкции национализированных отраслей + стремление к сокращению государственных расходов, уменьшению инфляции + внедрение достижений НТР + инвестирование НИОКР

Гонка вооружений – рост промышленности

1964 г. – лейбористы – активная социальная политика, сближение с ЕЭС, реприватизация черной металлургии и транспорта + комитеты экономического развития

Индикативное планирование – гласность мероприятий по ускорению экономического роста, психологическое планирование (активизация этатистских элементов) -> Структурный кризис 70-х

Довоенные показатели восстановлены к 1940-м

Рост государственного участия в хозяйственной жизни

Приоритет в методе индикативного планирования (Шарль де Голль), пятилетки – восстановление хозяйства, укрепление конкурентоспособности частных фирм, переход к открытой экономике, создание фирм-гигантов, «промышленная переориентация»

До 1980-х – политика «дирижизма» — прямые методы вмешательства, активное предпринимательство, индикативное планирование

Колониальные войны в Африке и Индокитае -> обострение внутриполитической обстановки -> политический кризис 4 республики -> экономический кризис конца 1950-х: голлисты активизировали внешнюю политику — «индустриальный императив», сократилась занятость в с/х (механизация труда – 2е место по экспорту c/х продукции) -> постепенная либерализация режима индикативного планирования

1960 г. – золотовалютные резервы превысили сумму внешнего долга

Катастрофическое положение после войны: огромные репарации, низкий уровень жизни, дезорганизация товарно-денежных отношений

1945 г. – Потсдамская конференция – план переустройства страны: репарации, демилитаризация, денацификация и демократизация

Началась «Холодная война»

ФРГ – западно-европейский путь, реформы Эрхарда (построение социального рыночного хозяйства, частный предприниматель – основной субъект хозяйства), денежная реформа – новая валюта – дойчмарки, банков и др. аннулированы -> обвальная либерализация цен -> выход из гиперинфляции + антиинфляционные меры. Развитие среднего и мелкого предпринимательства -> рост занятости, сокращение дефицита товаров. => «немецкое экономическое чудо». К середине 1950-х ФРГ на 2 месте по объему золотовалютных резервов. С 1970-х – проблемы качественной модернизации.

ГДР – путь социализма, поддержка + давление СССР -> политическая закрытость, утечка кадров, нарастание экономических трудностей.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

7.3 Развитие экономики Европы после Второй мировой войны

После Второй мировой войны в мире постепенно стал формироваться второй центр силы, расположенный в Западной Европе. Экономическая модель, которой придерживались европейские страны, существенно отличалась от американской. Страны Европейского континента были ориентированы на социальное рыночное хозяйство с большим, чем в США, участием в экономике корпоративных структур и государства.

Восстановлению европейских экономик в послевоенный период во многом способствовали США, оказав им помощь в рамках Плана Маршалла. За четыре года действия плана (1948–1951) помощь была оказана на 17 млрд. долл., причем 2 /3 этой суммы достались всего четырем ведущим державам: Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. За первый год ФРГ получила 2,422 млрд. долл., почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд. долл.) и Франция (1,13 млрд. долл.), вместе взятые. Италия получила 0,704 млрд. долл. Продовольствие, топливо, удобрения составили 70% помощи. Американцы не только оказали материальную помощь Европе, но и удержали многие страны от сползания на социалистический путь. В нищей и разрушенной войной Европе идеи социального равенства были очень сильны.

Читайте также:  Таблица по теме страны западной европы

Получив после войны толчок, экономика европейских стран стала быстро расти. В послевоенный период страны Западной Европы пытались преодолеть ограничения, которые накладывала на них раздробленность, поэтому развивали свои экономики с учетом общеевропейских перспектив и общеевропейского рынка. Идея Общего рынка в Европе была официально закреплена в начале 60-х годов, а общие координационные механизмы начали формироваться еще в начале 50-х годов. Перечислим основные вехи европейской интеграции:

• 1950 г. – создание Европейской платежной системы с искусственной расчетной единицей EUA (European Unit of Account).

• Апрель 1951 г. – договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Участники: Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Западная Германия.

• Март 1957 г. – подписан Римский договор о создании Европейского экономического союза (Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Западная Германия). Тогда же подписан договор о создании Европейской комиссии по атомной энергии (Евратом).

• 28 декабря 1958 г. – ведущие европейские страны одновременно объявили о возврате к конвертируемости валют.

• Апрель 1965 г. – «шестерка» Общего рынка создает Европейское сообщество, которому делегируются управляющие функции ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

• Март 1979 г. – образована Европейская валютная система с единой расчетной единицей ЭКЮ (ECU).

• Декабрь 1985 г. – к ЕЭС присоединяются Великобритания, Греция и Ирландия, а через месяц – Испания и Португалия.

• Февраль 1992 г. – страны ЕЭС подписывают Маастрихтское соглашение, учреждающее Европейский союз. К 1999 г. должна быть введена единая валюта.

• Март 1996 г. – к Европейскому союзу присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Проводится межправительственная конференция, на которой решено обновить Маастрихтское соглашение.

• Январь 1999 г. – начинают обращаться «европейские деньги» (Euro).

Германия. В Германии после второй мировой войны на душу населения приходилась одна тарелка на 5 лет, пара ботинок – на 12, костюм – на 50. Страна производила меньше половины от уровня 1936 г. Кроме того, Германия должна была выплатить репарации союзникам в размере 20 млрд. долл.

Поддержка оккупационных властей позволила Людвигу Эрхарду (1897–1977) провести свою знаменитую экономическую реформу. Он начал проводить ее в 1948 г. в качестве директора Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации. Впоследствии он был в 1949–1963 гг. министром экономики в правительстве Аденауэра (1949–1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.), канцлером (1963–1966).

В основе его мировоззрения лежало убеждение в необходимости строительства социального рыночного хозяйства. Теория социального рыночного хозяйства исходила из того, что каждый человек склонен действовать таким образом, чтобы результаты этих действий оборачивались ему и его семье на благо. Рост же благосостояния человека невозможен, если ему не предоставлена элементарная свобода действий, т.е. свобода в выборе товаров, свобода предпринимательства, свобода в выборе места работы и места жительства. Все эти свободы носят экономический характер, но экономическая свобода может существовать только при наличие свободы политической. Поэтому наиболее эффективной экономика может быть только в демократическом государстве с либеральной рыночной средой.

Однако подобная экономика не отвергает экономическую роль государства, а, напротив, предполагает ее реализацию в качестве необходимого элемента (поэтому рыночное хозяйство и называется социальным). Государство должно обеспечивать наилучшие условия для работы рыночного хозяйства, защищать его субъектов и устанавливать справедливые правила игры. Государство не должно вмешиваться в свободное ценообразование, но обязано следить за исполнением антимонопольного законодательства; государство не должно диктовать предпринимателям, что и как им производить, но обязано защищать внутренних производителей от иностранных конкурентов и т.д. Именно такое мировоззрение, реализованное с немецкой тщательностью и последовательностью на практике, позволило уже к концу 50-х годов выйти ранее разрушенной и побежденной Германии на второе место в мире после США. К началу 1950 г., т.е. через полтора года после начала реформ, Германия почти восстановила довоенный объем промышленного производства. Отметим, что, как и в случае остальных экономических «чудес», в основе стремительного экономического развития страны лежала теория об активном влиянии государства на экономические процессы.

Читайте также:  New balance модели по странам

1. Денежная реформа в Германии началась с замены старых рейхсмарок на новые – дойчмарки. В 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными и вместо них каждый житель получал сначала 40 новых марок, а затем еще 20.

Пенсии и заработная плата в новых марках подлежали выплате в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно замороженная вторая половина обменивалась впоследствии в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Для выплаты первой зарплаты предприятия получили наличность, а затем должны были функционировать за счет сбыта продукции. Обязательства банков и других учреждений старой Германии по большей части аннулировались. Через три дня после начала преобразований приступили

2. к реформе цен, и они были отпущены на свободу. Особая роль отводилась

3. мелкому и среднему бизнесу, которому государство уделяло особое внимание. Уже к началу 50-х годов в этом секторе работало более половины занятого населения. Во всех развитых странах и поныне мелкий и средний бизнес является одним из основных работодателей и главной средой, рождающей предпринимательские таланты.

В 1954 г. был вдвое превышен уровень производства 1936 г. К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов. К началу 60-х годов на ФРГ приходилось 60% добычи угля, 50 – стали, 40 – экспорта и 35% импорта ЕЭС (Общего рынка). С 1952 г. экспорт стал превышать объем импорта и Германия получила положительное сальдо платежного баланса.

В дальнейшем Германия постоянно наращивала свое экономическое и политическое влияние в Европе и мире.

Источник

Развитие экономики стран Западной Европы после второй мировой войны

Кризисное состояние всех стран за исключением Америки. Окончательное оформление системы гос. регулирования хозяйства в ведущих странах. Приоритетные задачи смешанной экономики: обеспечение оптимального уровня занятости, полное использование производственных мощностей, стабилизация цен. Варианты экономического развития: — этатистский – активное вмеш-во гос-ва прямыми и косвенными методами (Франция, Англия); — либеральный – вмеш-во гос-ва на основе преимущественно традиционных косвенных методов (Германия); промежуточный – принцип трипартизма – согласие представителей разл. сторон хоз. Жизни (гос-ва, предпринимателей, профсоюзов), (Швеция, Австрия, Бельгия, Нидерланды).

Англия. Не столь ощутимые потери, уже к 1948г. промышленность восстановилась. Однако ослабла финанс система, торговля и флот àпотеря господствующего положения в мире. Распад колон системы, поиски новых методов взаимоотношений с колониями привели к созданию Британского содружества àАнглия – «метрополия без колоний». В 1945г на парлам выборах победили лейбористы à46-51гг частичная национализация базовых отраслей (авиац, дороги, Англ банк, энергетика). Она позволила прав-ву контролировать инвестиции, обеспечить условия для достижения приемлемого уровня занятости. Для контроля над национализированными отраслями отсутствовали спец системы упр-ия. Соц политика: новая с-ма соц страхования, развитие муницип жилищного строит-а и др. Ограниченный бюджет, череда кризисов, особенно валютный кризив 1949г. àдевальвация фунта стерлингов и инфляция. В 1951 к власти пришли консерваторы àотказ от инвест программы лейбористов по реконстр-ции национализированных отраслей. Лиш в 53 прав-во Черчилля приступило к приватизации предприятий металлург и автодорож. В условиях рецессии конс-ры стремились сократить гос расходы, уменьшить инфляцию. Были и позитив тенденции: внедрение достижений НТР, инвестирование НИОКР. Росту пром-сти способствовала активная военн политика у словиях распада колон системы, гонка вооружений в НАТО. Однако конс-ры потерпели недачу à64г. к власти пришли лейбористы àактив соц политика, сближение с ЕЭС, реприватизация черн металлургии и транспорта. 1970ые – расширение сектора смеш экономики. Еще с 62г начали переход к индикативному планированию. В 1964 во всех отраслях возникли комитеты эк развития. Ф-ции индикатив план-ия: придавать гласность мероприятиям по ускорению эк роста, психолог план-ие. Прав-во активно вмеш-лось в эк отношения. Однако актив-ция этатистских эл-ов в политике дала негатив характер àструктурный кризис 70х.

Читайте также:  У страны не помнящей своего прошлого нет будущего

Франция. Война и оккупация нанесли серьезный ущерб. Довоенные показатели были восстановлены к концу 40ых. Значительный рост гос участия в хоз жизни. В 45-47 под давлением левых сил была проведена нац-ция. Актив инвестирование НИОКР в области атом энергетики и др. Приоритет в методе индикативного планирования, с 46 г. через Генеральный комиссариат по план-ию. Плановые начала в эк-ке получили развитие в период правления Шарля де Голля. Первый 5летний план (47-53) был нацелен на восст-ие хоз-ва и модерн-цию национализированного сектора. Основа 2ого 5летнего плана (54-57) – укрепление конкурентоспособности частных фирм. В года 3ьего 5летнего плана (58-61) – переход от протекционизма к откр экономике. В 60ые взят курс на создание фирм-гигантов европ типа. В 71-75 – 6ой 5летний план – предусматривалось создание нац компаний международ масштаба, увеличение нормы прибыли и стимул-ие накоплений. 7ой план пришел на кризисные годы (76-80) – провозглашал политику «пром переориентации». Эк политика Франции до 1980 получила название политики «дирижизма». Черты: прямые методы вмеш-ва, актив предпр деят-сть гос-ва, индикатив планирование. Положтельное влияние на эк-ку оказал и план Маршалла. Колон войны в Африке и Индокитае àобострение внутриполит обстановки. Они предопределили полит кризис Четвертой республики, став причиной эк кризиса конца 50ых. Пришедшим к властям голлистам требовалось 4 года на реш-ие острейших проблем бывших колон владений àактивизация внеш политики, стремление ослабить позиции США и англии àполитика «индутср императива» — всемирное поощрение внеш индустр экспансии Франции. Внедрение достижений НТР àбыстро развитие авиации, атомной, нефтеперерабат, автомоб пром-сти, аэрокосм, ракетостроит. Сокращение зантяости в с/х àрост товарности за счет укрупнения предприятий и мех-ции труда à2ое место по экспорту с/х продукцию. Успехам на внеш рынках способствовала политикагос-ва на повышение конкурентоспособности крупных финанс-пром фирм под руководством крупного банка или холдинга. Постепенная либер-ция режима индикатив планирования. Сокращение бюджет расходов à 1960г золотовалютные резервы превысили сумму внеш долга. Рост могущества монополий, последствия распада колон системы, издержки политики дирижизма àкризисные явления.

Германия. Катастрофическое положение после войны: огромные репарации, низкий уровень жизни, дезорганизация тов-ден отн-ий. На Потсдамской конференции (лето 45) страны антигитлер коалиции разработали план переустройства Германии: репарац выплаты, демилитаризация, денацификацию и демократизацию ее внутриполит жизни. Начало «Холодной войны» àФРГ (зап-европ путь) и ГДР (модель социализма). Главный идеолог реформ в ФРГ Людвиг фон Эрхард. Цель реформ – построение соц рыночного хоз-ва, осн регулятор – рынок. Ограничение гос вмешательства. Полная дезорганизация банк, финан, хоз сфер гос-ва àосновной субъект – частные предприниматель. Денежная реформа: изъятие из оборота рейхсмарок, замена их дойчмарками; аннулирование обязательств всех банков и финн-кр учреждений. àОбвальная либерализация цен àвыход из гиперинфляции. Закон против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляц мер. Внимание гос-ва к развитию среднего и мелкого предпр-ва àрост занятости, сокращение дефицита потреб товаров. Преодолев инфляц кризис, к середние 50х ФРГ вышла на 2 место по объему золотовалют резервов. Феномен беспрецедентного возрождения Германии – «немецоке экономическое чудо»: последовательная стратегия по созданию соц рынка, помощь передовых индустр стран, мощный внутр потенциал страны. Начиная с 1970х страна сталкивается с проблемами качественной модернизции.

Источник

Оцените статью