Конспект занятия по географии «Путешествие к ядру Земли»
Светлана Заболотняя
Конспект занятия по географии «Путешествие к ядру Земли»
Конспект занятия по географии
«Путешествие к ядру Земли» с использованием презентации.
Цель: изучить строение «Земли», сформировать представление о почве и ее значении для человека и животных.
Наша планета бесспорно чудесна и неповторима.
Строение нашей планеты — одна из множества неразгаданных человечеством тайн.
Человечеству давно хотелось узнать, что находится в глубине Земли.
В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин и снимков спутников из космоса.
Внутреннее строение Землиизучают с помощью специальных приборов и наук: геофизики, геологии, сейсмологии.
На сегодня удалось установить, что земной шар состоит из 3-х частей.
Земля по строению похожа на яйцо.
Яйцо состоит из трех частей, и Земля тоже состоит из трех частей.Давайте будем сравнивать:
1. У яйца есть — скорлупа. У Земли есть — кора.
2. Под скорлупой, что находится у яйца? — белок. А у земли – мантия.
3. В самом центре яйца – желток. В самом центре Земли – ядро.
Давайте совершим воображаемое путешествие к центру Земли. Представим, что мы движемся вглубь, «проходя» толщу Земли в каком-нибудь фантастическом снаряде Жюля Верна, вместе с героями его книги «Путешествие к центру Земли«.
Итак, начинаем погружение под Землю.
Меньше всего времени нам понадобилось, чтоб пройти через самый верхний и самый тонкий слой Земли, который называется – кора.
А вот мы с вами добрались до среднего слоя Земли, который называется мантия.
Внутри Земля очень горячая. Жар расплавляет горные породы, и они находятся там в жидком состоянии. Этот жидкий камень называется магмой. Магма в переводе с греческого означает «густая мазь». Вещества, которые находятся в самой мантии, жидкие, вязкообразные. Температура на данном участке превышается тысячи градусов. Магма находится в постоянном движении и иногда достигает поверхности Земли, и тогда мы наблюдаем извержение вулкана.
В центре нашей планеты находится ядро. Ядро — самая горячая часть нашей планеты. Температура ядра Земли такая же, как на поверхности Солнца! Ядро имеет форму шара. Ядро Земли по своим размерам превосходит не только Луну, но и Марс! Все что существует на земле – это благодаря ядру. Если ядро остынет, произойдет снижение температуры внутренних слоев земли. А из-за этого начнут остывать океаны, и умирать их обитатели.
Так как здесь очень жарко мы не можем здесь больше оставаться и возвращаемся обратно.
А сейчас я вас приглашаю в научно исследовательскую лабораторию. Займите места в нашей лаборатории. Цель нашей исследовательской работы – земная кора и почва.
Ребята, как вы думаете, для чего нужна почва?
Возможна ли жизнь на Земле без почвы?
Как почва нас кормит?
Из чего состоит почва?
Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, промышленные здания, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое.
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
Почва – это легкий, порошкообразный покров, в котором произрастает растительность. Из чего состоит почва?
В ее состав входят мелкие камни, остатки растительности и животных организмов, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет.
Главное свойство почвы – ее плодородие.
В почве начинается цикл развития большинства растений, с почвой тесно взаимодействуют корни. Распределение корней неравномерно как по глубине,Почва обильно заселена микроорганизмами: бактериями, археями, грибами.
Почва служит жизненным пространством и для многих животных.
Давайте познакомимся с ними. Вот видите норка, кто же в норке живет?А жить там может: и мышка, и барсук, и крот, и слепыш, и суслики, и даже зайцы и лисы, змеи. Ну и конечно, личинки насекомых, черви, и многие другие различные микроорганизмы.
Все вы знаете гномов — героев сказок и легенд. Живут они под землею, и большую часть времени проводят в подземных путешествиях. Гномы всегда питали огромную страсть к богатствам Земли, всю свою жизнь посвящая поиску и изучению этих объектов. А вот какие сокровища скрываются под Землей, об этом будет наша следующая история.
Подведём итоги: Ребята, что вам больше всего понравилось или запомнилось в ходе нашего внедрения под землю.
Как называется наружный твердый слой Земли? (корой)
Что находится глубже коры? (мантия)
Что находится глубже мантии? (ядро).
Предлагаю слепить модель земли из пластилина.
«День Земли». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.
Конспект занятия «Луна-спутник Земли» Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.
Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста. Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста. Данный материал будет интересен для проведения занятий по.
Конспект занятия по экологии «Животные Земли» в подготовительной группе Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.
Конспект занятия «Растения Земли» Цель. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой, показать этажность леса. Познакомить.
Конспект занятия в средней группе «22 апреля-Международный день Земли» Задачи: Познакомить детей с праздником – Днем Земли; Расширять представление детей об охране природы. Закрепить знание правил поведения.
Конспект занятия «Животные Земли» Цель. Формировать представление о том, что к неприятным на вид животным нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение.
Конспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группы 21 марта День Земли,приурочили празднование ко дню весеннего равноденствия. Всемирный праздник День Земли не может пройти без внимания.
Источник
Путешествие к центру Земли
Разделы: География
- расширить и углубить знания о внутреннем строении Земли, полученные в курсе природоведения в 5 классе;
- рассмотреть особенности строения материковой и океанической земной коры;
- дать представление о методах исследования земной коры, о строении литосферы.
- формировать умение работать с ресурсами Интернета, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи;
- развивать мышление и творческие способности ребенка;
- формировать активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе;
- развивать аналитические навыки работы с различными источниками географической информации;
- расширять кругозор.
- активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока;
- воспитывать географическую культуру;
- воспитывать материалистическое мировоззрение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
- учебники, атласы, таблица «Строение Земли»;
- схема строения земной коры;
- компютеры с подключенным Интернетом;
- интернет-ресурсы:
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore /606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf;
- 2. Литосфера и литосферные плиты: Видео на RuTube – http: //rutube.ru/tracks/1986551.html?v=14e62b2b0cd2f6c86032bce8823ad52d&&bmstart;
- 02_02_01_03.swf (объект «application/x-shockwave-flash»).
Учитель: Давайте совершим воображаемое путешествие к центру Земли. Представим, что мы движемся вглубь, «проходя» толщу Земли в каком-нибудь фантастическом снаряде. Постепенно углубляясь в недра Земли мы будем знакомиться с ее внутренним строением, с методами ее исследования, узнаем, как устроена литосфера. Свои наблюдения вы будете заносить в таблицы.
Итак, начинаем наше путешествие. Откройте ссылку в Интернете http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm, давайте познакомимся с тем, как изучают Землю. Прочитайте статью и ответьте на вопросы:
- Как же удалось людям составить представление о строении Земли?
- Как получают в наши дни ценную информацию о строении Земли?
- Где находится самая глубокая скважина мира? Какова ее глубина?
Учитель: Посмотрите материал о сейсмографе, как вы думаете, в чем разница между древними и современными приборами? (Ответы обучающихся.)
Учитель: Продолжим наше путешествие. Мы на следующей станции «Строение Земли». Познакомьтесь со схемами строения Земли и, просмотрев видеофрагмент по ссылке 02_02_01_03.swf (объект «application/x-shockwave-flash»), ответьте на вопросы:
- Назовите внешние и внутренние оболочки Земли.
- Как земная кора используется человеком?
- Назовите не менее трех отличий материковой земной коры от океанической.
Учитель: Что записали в таблице?
Учитель: Успешно пройдя этот этап, выяснив, что у Земли три основные оболочки – земная кора, мантия и ядро, и познакомившись с одной из них, мы попадаем на следующую станцию «Мантия и ядро Земли». Поработав со статьей на сайте http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm, и просмотрев видеофрагмент по ссылке http://files.school-collection.edu.ru /dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf.
Ответьте на вопросы:
- В чем же особенности каждого слоя?
- Каково строение ядра? (Оно состоит из двух слоев: внутреннего и наружного.)
- Каково состояние внутреннего ядра? (Твердое.)
- Какова температура внутреннего ядра? (4000º – 5000ºС.)
- Каково состояние наружного ядра? (Жидкое.)
- Какова температура наружного ядра? (До 10000ºС. )
- Каково состояние вещества мантии? (Особое, оно может перемещаться, очень медленно, со скоростью несколько сантиметров в год.)
- Какова температура мантии? (Температура до + 2000ºС.)
Учитель: Что записали в таблице?
Учитель: Мы направляемся на следующую станцию, где познакомимся со строением литосферы. Здесь мы узнаем:
- Что называют литосферой?
- Что такое литосферные плиты, и какие они бывают?
- Какая же сила передвигает плиты литосферы?
Учитель: Найдите на карте полушарий в атласе упоминаемые в тексте объекты – горы Анды и Курильские острова, обратите внимание на то, что они расположены на стыке океана и суши.
Учитель: Вы верно ответили, что верхняя твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии называется литосферой. В пятом классе мы говорили о том, что литосфера состоит из отдельных блоков – литосферных плит.
Посмотрите видеофрагмент по ссылке 2. Литосфера и литосферные плиты :: Видео на RuTube – http://rutube.ru/tracks/1986551.html?v=14e62b2b0cd2f6c86032bce8823ad52d&&bmstart.
- Какой вывод мы можем сделать? (Мы можем сделать вывод о том, что движение их ученые связывают с перемещением вещества в мантии.)
Учитель: И вновь обратимся к материалам по ссылке http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm к практической работе. Учёных всегда интересовало строение нашей планеты. Многие писатели-фантасты описывали в своих произведениях состав и строение Земли. Алексей Николаевич Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» повествует об инженере, который изобрёл гиперболоид (предок современного лазера) и попытался пробурить земную кору до мантии. Инженер Гарин ожидал, что на определённой глубине (уже в мантии) существует слой расплавленного золота, которое можно извлекать в любых количествах. Такое предположение выдвинул давний знакомый Гарина геолог Манцев, исследовавший вулканы Камчатки.
Перед Вами отрывок из дневника Манцева с описанием внутреннего строения Земли.
- Прочитайте текст и сделайте вывод, какие утверждения учёного Манцева относительно строения Земли верны, а какие предположения ошибочны.
«В настоящее время, то есть когда закончился четвертый ледниковый период и с чрезвычайной быстротой начала развиваться одна из пород животных, лишенных волосяного покрова, способных передвигаться на задних конечностях и снабженных удачным устройством ротовой полости для произношения разнообразных звуков, – земной шар представляет следующую картину.
Верхний его покров состоит из застывших гранитов и диоритов толщиной от пяти до двадцати пяти километров. Эта корка снаружи покрыта морскими отложениями и слоями погибшей растительности (уголь) и погибших животных (нефть). Кора лежит на второй оболочке земного шара – из расплавленных металлов, – на Оливиновом поясе.
Расплавленный Оливиновый пояс местами, как, например, в некоторых районах Тихого океана, подходит близко к поверхности земли, до глубины пяти километров.
Толщина этой второй расплавленной оболочки достигает в настоящее время свыше ста километров и увеличивается на километр в каждые сто тысяч лет.
В расплавленном Оливиновом поясе нужно различать три слоя: ближайший к земной коре – это шлаки, лава, выбрасываемая вулканами; средний слой – оливин, железо, никель, то есть то, из чего состоят метеориты, падающие в виде звезд на землю в осенние ночи, и, наконец, третий, нижний слой – золото, платина, цирконий, свинец, ртуть.
Эти три слоя Оливинового пояса покоятся, как на подушке, на слое сгущенного до жидкого состояния газа гелия, получающегося как продукт атомного распада.
И, наконец, под оболочкой жидкого газа находится земное ядро. Оно твердое, металлическое, температура его около двухсот семидесяти трех градусов ниже нуля, то есть температуры мирового пространства. .
Вот что прочел Гарин в дневнике Манцева.»
А.Н. Толстой. «Гиперболоид инженера Гарина». 1937 год.
Ответ оформите в виде таблицы (см. Приложение 3).
Учитель: Что записали в таблице?
Учитель: А теперь попробуйте проверить свои знания, полученные на уроке, выполнив задания предложенного теста на сайте: http://geo.metodist.ru/teleclass/2/default.htm.
1. Толщина мантии:
а) 10 км;
б) 65 км;
в) 2900 км;
г) 3500 км.
2. Максимальная мощность земной коры:
а) 800м;
б) 8 км;
в) 75 км;
г) 800 км.
3) Укажите радиус ядра Земли:
а) 3500 км;
б) 1800 км;
в) 1500 км;
г) 70 км.
4) Материковая земная кора включает слои:
а) осадочный, базальтовый;
б) базальтовый, гранитный;
в) только осадочный;
г) осадочный, гранитный, базальтовый.
5) Океаническая земная кора включает слои:
а) базальтовый, гранитный;
б) осадочный, гранитный, базальтовый.
в) осадочный, базальтовый;
г) только осадочный.
Учитель: Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом.
- Что хотят показать этим сравнением?
- Объясните, почему мантию называют основной частью Земли.
- Что записали в таблицу о каждом слое Земли?
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с внутренним строением Земли, выделили особенности каждого слоя, из которого состоит Земля, познакомились с понятием литосфера и литосферные плиты, выявили различия разных типов земной коры.
- Что нового узнали на уроке?
- Понравилось ли виртуальное путешествие к центру Земли?
- Что из урока больше запомнилось и почему?
Домашнее задание: §16, записи в тетрадях.
Источник