Меню

Путешествие подростков по истории

Игра-путешествие на уроках истории
проект по истории (8 класс) на тему

История России XIX века

Скачать:

Вложение Размер
igra_-_puteshestvie_na_urokah_istorii.docx 27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Байкова Мария Сергеевна

Учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования

ГБОУ школы № 643 Московского района

Статья:” Игра — путешествие на уроках истории.”

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Многим учителям порой кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако работа в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в мире. Неизмеримо расширяется предметно информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие получаемой информации. Однако зачастую все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. Актуальной задачей школы становится: предоставление учащимся возможности для активного овладения знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки получаемой информации. Одной из форм обучения, которые могут развить подобные навыки, является дидактическая игра 1 [Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроке истории // Преподавание истории в школе. 2000. № 3.]

Игра для школьника важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе». Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное событие. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например, закреплению знаний. Однако не следует преувеличивать образовательного значения педагогических игр, так как они не могут быть источником систематических и точных знаний и должны использоваться в сочетании с другими формами обучения. При этом важно помнить о тех требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр 2 [Винницкая А.Д. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе.1989. № 4. ]

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое на уроке оформление – красочным и разнообразным.
  3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.
  4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

В ходе игры даже ученики, отличающиеся некоторой леностью ума, желающие все получить в готовом виде, незаметно для себя увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение проигравшего мало кого устраивает. Победителем бывает чаще всего не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать на конкретные ситуации. Существуют игры, само содержание которых активизируют деятельность учащихся. К ним можно отнести сюжетные игры и игры-путешествия 3 [ Чубукова Т.А. Игра «Что? Где? Когда?» // Преподавание истории в школе.1990. № 4 .]

Игра-путешествие «История России XIX века»

Цели: 1) обобщение и систематизация знаний учащихся по истории XIX века

2) развитие речи, мышления, памяти, интереса к родной истории

3) воспитание коллективизма

Оборудование: слайды (проспект императоров, площадь культуры), оформление доски, кроссворды.

I. Организационный момент: Вступительное слово учителя о целях и задачах игры.

(слайды с портретами императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III).

Каждая команда должна рассказать об одном из императоров по следующему плану:

даты правления, реформы, яркие события, выдающиеся деятели

а) 1801 – 1825 гг.

б) «Указ о вольных хлебопашцах», реформа высших органов государственной власти, реформы в области просвещения.

в) Создание тайных обществ «Союз спасения», «Союз благоденствия». Война с наполеоновской Францией, Тильзитский мирный договор, континентальная блокада, присоединение Бессарабии, Финляндии, создание военных поселений.

г) М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев.

а) 1825 – 1855 гг.

б) Реформа управления государственной деревни, денежная реформа, кодификация законов

в) Начало Крымской войны, оборона Севастополя, расправа над декабристами

г) Е. Ф. Канкрин, М.М. Сперанский, П.Д. Киселёв, С.С. Уваров, А.Х. Бенкендорф, В.Г. Белинский

а) 1855 – 1881 гг.

б) Отмена крепостного права, Земская реформа, Городская реформа, Судебная реформа, Военная реформа, Образовательная реформа, Финансовая реформа

в) Окончание Крымской войны, деятельность организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел», «Хождение в народ», Сан-Стефанский мирный договор, Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

г) М.Д. Скобелев, А.М. Горчаков, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Д.А. Милютин

а) 1881 – 1894 гг.

б) Контрреформы, начало рабочего законодательства

в) Казнь народовольцев, начало сооружения Великого Сибирского пути – Транссибирской железной дороги, заключение русско-французского союза, образование Закаспийской области, установление окончательных границ с Афганистаном, создание Русского музея в Петербурге.

Г) С.М. Соловьёв, И.Д. Делянов, К.П. Победоносцев, М.Т. Лорис – Меликов, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте

2. Площадь культуры. 1. Музыка (карточки – доска). Определите имена композиторов и соотнесите их с музыкальными произведениями:

  • АНЛИКГ – Глинка – Опера «Жизнь за царя»
  • ВЬЯЛЕАБ – Алябьев – Песня «Соловей»
  • ВСЙЧАНКИКОЙ – Чайковский – Опера «Евгений Онегин»
  • НОДОБИР – Бородин – Опера «Князь Игорь»
  • КИЙРМОСГУС – Мусоргский – Опера «Борис Годунов»
  • ГОЖСДАМЫРЙКИ – Даргомыжский – Опера «Русалка»
  • ВСЙЧАНКИКОЙ – Чайковский – Опера «Пиковая дама»
  • СВКАО – Кавос – Опера «Иван Сусанин»
  1. Архитектура (слайды). Выяснить имена архитекторов, с которыми связаны следующие произведения архитектуры; определить к какому стилю относятся данные произведения архитектуры
  • Казанский собор в Петербурге – А.Н. Воронихин (Классицизм)
  • Храм Христа Спасителя – К.А. Тон (Русско-византийский стиль)
  • Исторический музей в Москве – В.О. Шервуд, А.А. Семёнов (Неорусский стиль)

3. Живопись и скульптура (слайды). Выяснить имена художников и скульпторов следующих репродукций картин и скульптур:

  • «Явление Христа народу» — А.А. Иванов
  • «Последний день Помпеи» — К.П. Брюллов
  • «На жатве. Лето» — А.Г. Венецианов
  • «Бурлаки на Волге» — И.Е. Репин
  • «Богатыри» — В.М. Васнецов
  • «Сватовство майора» — П.А. Федотов
  • «Рожь» — И.И. Шишкин
  • «На пашне. Весна» — А.Г. Венецианов
  • «Грачи прилетели» — А.К. Саврасов и др.

III. Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя. Награждение победителей.

Источник

Учебная игра «Путешествие в страну историю»
материал по истории

Учебная игра «Путешествие в страну историю»

Скачать:

Вложение Размер
uchebnayaigraputeshestvievstranuistoriyu.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная игра «Путешествие в страну историю»

— развитие у школьников интереса к истории;

— обогащение знаний по предмету;

— создание условий для проявления творческих способностей учащихся;

— развитие умений работать в группе;

— развитие эрудиции у школьников;

— формирование умений строить рассказ на основе разных источников.

— портреты исторических деятелей;

— историческая карта «Русское государство в 13 веке»;

1. I конкурс. Представление команд. Приветствие

2. II конкурс-разминка. «Всякая всячина»

3. III конкурс. «Конверт для любознательных»

4. IV конкурс. Конкурс капитанов

5. V конкурс. Конкурс для зрителей

6. VI конкурс. « Ожившие полотна»

7. Подведение итогов

1 ведущий. Мы рады вас приветствовать, товарищи ребята!

Конечно, если в школе вы, а не ушли куда-то.

И просим вас прислушаться, оставив все дела,

«Историада» сегодня к вам пришла.

2 ведущий. Ой вы, гой –еси, люди добрые,

Слушайте гонцов царских!

В день ………. , февраля месяца

Начали мы неделю школьную,

Не простую, а историческую!

1 ведущий. Прошли мы испытания разные,

Разные, но не напрасные

Но вам придется еще потрудиться-

Командами классов сразиться.

Всех, кто усердие и знания проявит

2 ведущий. КВН- веселых клуб,

Любит он находчивых.

Думай, если ты не глуп,

1 ведущий. Пусть веселая игра

Знать тебе поможет

Почему? Зачем? Когда?

Все узнать, что сможешь.

2 ведущий. Проигравших здесь не будет,

Победит лишь знание,

Не беда, что выигрыш труден,

Прочь отбрось страдания.

1 ведущий. Для начала представляем наше жюри:

2. ведущий. Члены жюри…………..

1 ведущий. Условия конкурсов- дисциплина плюс смекалка!

2 ведущий. Состязание проходит между двумя командам-………..

Приглашаем команды на сцену.

1 ведущий. Команда 8 а класса………….

2 ведущий. Команда 8 б класса……………..

I конкурс. Приветствие команд

1 ведущий. Первый конкурс-приветствие и представление команд. Высшая оценка- 5

баллов. Первыми на сцену приглашаются «…………»

2 ведущий. Слово для приветствия предоставляется команде………

1 ведущий. Жюри просим подвести итоги.

II конкурс-разминка. «Всякая всячина»

2 ведущий. А теперь начинаем конкурс- разминку «Всякая всячина». Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 15 вопросов в отведенные на конкурс 2 минуты. Если вы затрудняетесь дать ответ, вы должны перейти к следующему вопросу, сказав слово « дальше». За каждый верный ответ – 1 бал. Вопросы команде «………….».

1. Столица древнерусского государства.

2. Русский царь, проводивший опричнину.

3. Место, где было ледовое побоище.

4. Полуостров, проданный Россией Америке.

5. Первый русский император.

6. Воспитатель Александра I .

7. Бабушка Николая I.

8. Кружок единомышленников Александра I .

9. Первый русский музей.

10. Праздник 25 декабря – 7 января.

11. Легендарный основатель династии русских князей.

12. Все работы, выполняемые на феодала.

13. Победитель крестоносцев на Чудском озере.

14. Поэт, гусар, герой войны 1812 года.

15. Фамилия царя Бориса.

На 15 вопросов было дано….верных ответов.

2 ведущий. Вопросы команде «………»

1. Предводитель русских на Куликовом поле.

2. Главное сражение войны 1812 года .

3. Площадь, где было восстание декабристов.

4. Форма правления, при которой власть передается

5. Князь, который ввел христианство на Руси.

6. Царь, при котором к России были присоединены

Сибирь, Казань, Астрахань.

7. Место проведения праздничной торговли.

8. Царь, о котором Вяземский сказал: «Сфинкс, не

разгаданный до гроба».

9. Национальность полководца, героя войны 1812

10. Автор картины « Бурлаки на Волге».

11. Царь, в припадке гнева убивший своего сына.

12. Программный документ Южного общества .

13. Кого на престоле сменил Александр I?

14. Князь, основатель Москвы.

15. Царь, основатель Петербурга.

На 15 вопросов команда «………» дала…..правильных ответа. Жюри попросим подвести итоги этому конкурсу.

III конкурс «Конверт для любознательных»

1 ведущий. В данном конверте карточки с отрывками из известных стихотворений.

Поочередно вынимая эти карточки, вы должны будете указать о ком

или о чем этот отрывок. На обсуждение не более 1-2 минут. За полный ответ

дается 5 баллов. Итак, начали. Приглашается представитель команды

«……». ( Вынимает, читает ведущий, читают сами, обсуждают)

2 ведущий. Приглашаем представителя «……….». (Вынимает, читает, обсуждают).

1 ведущий. Команда «…..»

2 ведущий. Команда «….»

1 ведущий. Приглашаем представителя команды «…..»

2 ведущий. Слово команде «……»

1 ведущий. Команда «…..»

2 ведущий. И последний отрывок, доставшийся команде «…..».

1 ведущий . Просим жюри подвести итоги III конкурсу.

Источник

Десять лучших детских книг о походах и путешествиях

Уважаемые взрослые! Не бойтесь читать детям старые добрые книги! Вот несколько известных, забытых и полузабытых книг о путешествиях, походах и приключениях из нашего с вами детства.

Для того, чтобы сделать шаг во взрослую жизнь, надо летом отпроситься у родителей и уехать в дебри Кара-Бумбы. Это недалеко от Москвы, в лесу, на берегу реки Оки. Благодаря геологу Владимиру Сергеевичу, мальчишки Юра и Лёшка оказались далеко от привычной цивилизации. За несколько недель в дебрях Кара-Бумбы они научились разводить костры, готовить еду, ловить рыбу, собирать грибы, ягоды и нести ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом. Эта книга о воспитании мужского характера, о преодолении трудностей, о первой влюблённости и том, что за приключениями не надо ехать далеко, – дебри Кара-Бумбы могут быть в соседнем дворе.

Двадцатые годы, начало пионерского движения. Двое вожатых одновременно придумали… пионерский лагерь. Только у Сони он «правильный» (пионеры спят на кроватях, маршируют и участвуют в конкурсах), а у Николая – «дикий». Тут спят в шалашах, купаются до синевы, питаются сперва тем, что привезли с собой, а потом грибами и рыбой. Подвело живот – надо поработать, крестьянам помочь! В результате в «правильном» лагере скучища, а в «диком» – дико круто. Нам бы в такой…

Отправившись по следам исчезнувшей картины и загадочного письма, ребята путешествуют по лесам и полям, проникают в старинную башню и спускаются в пещеру. Автор книги – князь, чудом переживший революцию, придумал, как увлечь детей краеведением, геологией, геодезией и другими серьёзными штуками. Его книги стали культовыми. Настоящие, невыдуманные ребята играли в них, отправлялись в собственные походы и устраивали слёты по обмену опытом.

Хорошо летом в деревне! Только скучно. Ребята идут в поход. Как уломать взрослых, что взять с собой (списки вещей и продуктов прилагаются), как разжечь костёр из сырых дров, как правильно буксировать лодку… Но это не инструкция, притворившаяся книжкой, а настоящая книжка. Толе, который всё это рассказывает, нравится одна девочка. Она особенная. Так хочется, чтобы он ей тоже понравился! Вот, кажется… или нет? Или да? Душа прямо болит за них!

Иногда и простая поездка на дачу – настоящее приключение. Особенно если вдвоём с чудаком дядей! Как мыли пол, как ели собранные по дороге грибы, как готовили простоквашу и студили арбуз в колодце, – это можно перечитывать бесконечно. А уж когда появляются коты Мамай и Ушастик, блаженство от этой книги делается попросту неприличным!

Очень интересная книжка с очень скучным названием. В таёжном посёлке развалился тимуровский отряд. Ребята перессорились, им нечем заняться, скучно… Но вдруг они находят дневник партизана, спрятанный им много лет назад в печке старого разрушенного дома за несколько мгновений до того, как он был взят в плен японскими интервентами! Оказывается… В общем, дневник позвал в дорогу. И это не туда-сюда по подмосковным лесам, это забайкальская тайга, всё очень серьёзно!

Жил да был избалованный домашний московский мальчик при интеллигентной бабушке и родителях-геологах, которых никогда нет дома… Что-то подобное мы уже читали у Алексина. Только тут всё повернулось по-другому! Этот мальчик оказывается в экспедиции, а экспедиция оказывается очень сложной – со страшными и загадочными происшествиями! Приключения и детектив!

Очень необычная книга. Мальчика смыло с катера в Охотском море. Никто не заметил. Его прибило к необитаемому острову, и он там жил один несколько месяцев. Никакого детского сюсюканья, всё очень серьёзно. Он мог умереть – и умер бы, если бы его в конце концов не нашли военные моряки. Что чувствует, как живёт и о чём думает человек, оказавшийся отрезанным от мира? Всё описано так подробно и достоверно, что, когда читаешь, кажется, что всё это произошло с тобой.

Ну, и наконец настоящая энциклопедия детской советской походной жизни. Если кто-то захочет узнать (а кто-то — вспомнить), какими мы были в теперь уже далёких восьмидесятых–семидесятых, то вам сюда. Каша «с угольком» у костра, волдыри на пятках, мокрые шерстяные носки и прекрасное чувство неизвестности, неизведанности когда вся жизнь впереди. Вдобавок это и детектив, да не простой, а фантастический, — ведь среди отправившихся в поход ребят прячется. инопланетный робот! Оторванные от мира, от «большого человечества», ребята, сами того не ведая, представительствуют от лица человечества перед внеземной цивилизацией. Кто мы? Какие мы? Как нам познать себя?

Ну, а последнюю, десятую, книгу – быть может, самую лучшую – мы просим назвать вас. Для кого-то это окажется «Белая ночь у костра» Юрия Коринца, для кого-то – «Президент Каменного острова» Вильяма Козлова, или «Катя, Катенька, Катрин» Алёны Сантаровой, или «Автостопом на Север» Герхарда Хольц-Баумерта. Помогайте, подсказывайте!

Как устроена бесконечность? Где заканчивается вселенная? Что такое теория относительности? Как на самом деле звали трёх мушкетёров? Чем шедевр отличается от обычной картины? Почему у Мальвины волосы голубые? Где граница между живым и неживым? Об этом рассказывает журнал «Лучик» .

Статьи о литературе, математике, астрономии, истории, биологии, живописи. Задания и головоломки для совместного выполнения всей семьёй. Занятия по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), школа юного писателя, дискуссионный клуб.

Полистать журналы можно здесь. Оформить подписку на «Лучик» дешевле всего можно на сайте Почты России .

Источник

Читайте также:  Интереснейшие места тверской области
Adblock
detector