Меню

Путешествие по реке времени история елочной игрушки

Конспект НОД «История новогодней игрушки» по технологии «Река времени»

Евгения Мордовина
Конспект НОД «История новогодней игрушки» по технологии «Река времени»

Тема (проект. событие): «История новогодней игрушки»

Форма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)групповая

Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н. А. Коротковой

наглядные:демонстрационный материал, раздаточный материал (панно «Река времени», карточки с изображением новогодних игрушек)

музыкальные:звуковые эффекты, музыкальные фрагменты

1. Познакомить детей с историей появления и развития новогодней елочной игрушки, расширить знания о многообразии елочных украшений.

2.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера

3. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.

4. Формировать у детей любознательность и интерес к истории, к новым впечатлениям и знаниям.

5. Воспитывать чувство уважения к труду человека

Ход НОД.

— Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня все красивые, нарядные, веселые. Вы наверно готовитесь к празднику?

— Значит и настроение у вас сегодня у всех отличное. Давайте поделимся хорошим настроением со всеми. (игра «Поделись настроением»)

— Я получила вчера письмо из зимнего леса о том, что не все готовы встречать Новый год и поэтому в лесу грустно, деревья не искрятся в инее, лесные зверьки разбежались по своим норкам. И поэтому я хотела пригласить вас в путешествие в зимний лес, чтобы помочь ему встретить Новый год. (слайд 1) Вы хотели бы составить мне компанию и прогуляться, и узнать, что же там произошло. Почему все грустят?

— Тогда одевайтесь потеплее. Дорога нам предстоит трудная, длинная. Ой, ребята, а вы ничего не слышите (звучит сказочная музыка – в пещере короля Григ)

— Что можно сказать об этой музыке, какая она?

— Правильно ребята. Это музыка волшебная, сказочная. Как и этот лес. Я вам раскрою секрет. Вы умеете хранить секреты?

— Этот лес волшебный, а почему в лесу все грустят мы узнаем, если отгадаем загадку.

— Я модница такая, что всем на удивленье

Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.

Но на мою поверьте великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году.

— Рассмотрите фотографию ребята. Как вы думаете, почему в лесу так грустно?

— Правильно ребята. Елочка не нарядная стоит. А какой же новый год без елочки. Как же мы можем елочке помочь. Ведь именно она позвала нас в волшебный лес, чтобы мы помогли ее беде? (воспитатель вносит в группу елочку)

— Ответы детей (украсить елочку игрушками)

Новый год, откуда пошла эта традиция? Как появились первые елочные украшения? Из чего их делали? Во всех ли странах украшают елочку?

— Ребята, я хочу вас пригласить в необычное путешествие, где увидим много красивых елочных украшений, какими они были раньше, мастеров и как делали игрушки. Узнаем, кто первый придумал украшать елочку. И даже попробуем сами сделать игрушки для нашей грустной елочки.

-Давайте отправимся в далекое прошлое и узнаем с чего все начиналось.

— Располагаются у экрана

— Традиция украшать елку появилась на праздник Рождество. Впервые появилась в стране Германия. (слайд 3). В древности жители этой страны были уверены, что деревья в новогоднюю ночь могут расцветать и приносить плоды. Они считали, что в елках живут волшебники – духи леса. И чтобы их задобрить развешивали на ветвях елей орехи, фрукты, сладости. (слайд 4).А в новогоднюю ночь елочку трясли и все, что в нее упало (сладости) раздавали детям.

— Расскажите, долго ли могла простоять такая наряженная фруктами и сладостями елочка?

-Конечно же нет. И тогда люди стали придумывать новые способы изготовления елочных украшений (из яичной скорлупы, золотили еловые шишки, использовали бумагу, картон). (слайд 5,6,7). Как вы думаете, а эти игрушки могли храниться до следующего нового года?

— И такие игрушки за год могли разбиться, помяться. И не сверкали и тогда люди придумали выдувать игрушки из стекла. (слайд 8). Брали стеклянную трубочку, нагревали ее пламенем и выдували из стекла шарики. (слайд 9). А затем стали выдувать фигурки людей и животных. (слайд 10). Вот так появились первые стеклянные игрушки. Появились они в 17 веке. Очень давно.

— В нашу страну эту традицию принес российский царь Петр 1 (слайд 11, но украшали елочки не все жители России. И только через много лет другой царь Николай 1 издал указ, чтобы все стали украшать ели у себя в домах. (слайд 12)

— Посмотрите ребята, на нашей реке три остановки. Какая эта остановка по счету?

— Правильно. Это первая остановка. Это было очень давно, во времена наших с вами предков. Ну что ж, поплывем дальше и посмотрим, как украшали елочки наши с вами бабушки и дедушки.

Читайте также:  Экскурсия сбор природных материалов

— В России в это время не было стеклянных игрушек и, наши бабушки и дедушки делали их своими руками из тряпочек, соломы, бересты (слайд 13,14,15). Наши умельцы делали игрушки из картона, а чтобы они блестели, покрывали их цветной фольгой. (слайд 16) эти игрушки изображали животных, птиц, рыб. (слайд 17). А из ваты изображали людей, деда мороза и Снегурочку (слайд 18). Яблоки, фрукты и ягоды изготавливались из опилок и покрывались слюдой. (слайд 19).

По игрушкам можно узнать историю нашей страны. Когда была война, делали игрушки в виде танков, звезд, солдатиков. (слайд 20). Когда в космос полетел первый космонавт Ю. Гагарин, то игрушки стали в виде космонавтов, ракеты, дирижабля. (слайд 21).Стеклянные игрушки были очень дорогие и купить их могли только очень богатые люди. Сначала их привозили из других стран. И только потом и в России появились стеклодувы.

— Посмотрите ребята, где мы очутились сейчас?

— Конечно, это наше время. Из чего делают сейчас елочные украшения и какие?

— Из стекла, пластмассы, из фольги. (слайд 23, 24, 25)

Как вы думаете пластмассовые игрушки лучше стеклянных для использования?

— Почему они лучше?

— Правильно, такие игрушки не бьются и ими наряжать елочку безопасно даже маленьким деткам. Хотя стеклянные игрушки намного красивее. Посмотрите, я принесла вас сундучок. В нем много старинных и современных игрушек. Давайте рассмотрим их и подумаем, что в них общего и в чем разница между ними. (дети рассматривают игрушки)

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

— Интересно, а как заполните вы «реку времени»?

Здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».

Вы можете договорится между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).

Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

Дети собирают табл.

• Настоящее время

— Я Вас приглашаю в мастерскую. Посмотрите, у нас лежат фломастеры, пластилин, шишки, веточки, бумага, ножницы и другие различные материалы. И в центре стоит наша грустная елочка. Я предлагаю вам помочь нашей елочке, ведь мы с вами пошли в зимний волшебный лес, потому что она просила нас о помощи. Давайте сделаем для нее необычную игрушку, игрушку будущего. Вы можете использовать любые материалы. Давайте подарим нашей елочке праздничное настроение

(Дети изготавливают игрушки).

— Кто расскажет про свою игрушку? Как она называется, из чего она сделана?

— Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши поделки на «реке времени»?

— Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?

— А что было самым интересным?

— Трудно вам было выбрать и сделать елочную игрушку?

— Вы довольны своей работой?

— Что бы вы ещё хотели узнать?

— Вы можете забрать нашу «реку времени к себе в группу», показать своим друзьям.

Источник

Путешествие по реке времени «История новогодней игрушки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности познавательно-исследовательского характера об истории возникновения праздника новый год, о возникновении традидиции украшать елку.

Скачать:

Вложение Размер
konpekt_po_korotkovoy_istoriya_elochnoy_igrushki.docx 38.45 КБ
prezentatsiya_k_elochnoy_igrushke.pptx 2.72 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ»

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие) : «История новогодней игрушки»

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая

Учебно-методический комплект : технология «река времени» Н.А.Коротковой

наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал (панно «Река времени», карточки с изображением новогодних игрушек)

мультимедийные: компьютерная презентация

музыкальные: звуковые эффекты, музыкальные фрагменты

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Познакомить детей с историей появления и развития новогодней елочной игрушки, расширить знания о многообразии елочных украшений.
  2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера
  3. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
  4. Формировать у детей любознательность и интерес к истории, к новым впечатлениям и знаниям.
  5. Воспитывать чувство уважения к труду человека

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I. Обсуждение реального события

— Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня все красивые, нарядные, веселые. Вы наверно готовитесь к празднику?

— Значит и настроение у вас сегодня у всех отличное. Давайте поделимся хорошим настроением со всеми. (игра «Поделись настроением»)

— Я получила вчера письмо из зимнего леса о том, что не все готовы встречать Новый год и поэтому в лесу грустно, деревья не искрятся в инее, лесные зверьки разбежались по своим норкам. И поэтому я хотела пригласить вас в путешествие в зимний лес, чтобы помочь ему встретить Новый год. (слайд 1) Вы хотели бы составить мне компанию и прогуляться, и узнать, что же там произошло. Почему все грустят?

— Тогда одевайтесь потеплее. Дорога нам предстоит трудная, длинная. Ой, ребята, а вы ничего не слышите (звучит сказочная музыка – в пещере короля Григ)

— Что можно сказать об этой музыке, какая она?

— Правильно ребята. Это музыка волшебная, сказочная. Как и этот лес. Я вам раскрою секрет. Вы умеете хранить секреты?

— Этот лес волшебный, а почему в лесу все грустят мы узнаем, если отгадаем загадку.

— Я модница такая, что всем на удивленье

Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.

Но на мою поверьте великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году.

(Ответы детей: елочка). (слайд 2)

— Рассмотрите фотографию ребята. Как вы думаете, почему в лесу так грустно?

— Правильно ребята. Елочка не нарядная стоит. А какой же новый год без елочки. Как же мы можем елочке помочь. Ведь именно она позвала нас в волшебный лес, чтобы мы помогли ее беде? ( воспитатель вносит в группу елочку)

— Ответы детей (украсить елочку игрушками)

Педагог приветствует детей.

Ведет диалог с детьми

Загадывает загадку. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются.

Отвечают на вопросы педагога.

Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

II. Постановка целей исследования

— А вы знаете, почему люди стали украшать елочку в Новый год, откуда пошла эта традиция? Как появились первые елочные украшения? Из чего их делали? Во всех ли странах украшают елочку?

— Ребята, я хочу вас пригласить в необычное путешествие, где увидим много красивых елочных украшений, какими они были раньше, мастеров и как делали игрушки. Узнаем, кто первый придумал украшать елочку. И даже попробуем сами сделать игрушки для нашей грустной елочки.

Педагог создает проблемную ситуацию

Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ.

Обогащение словаря по теме «История новогодней игрушки»

Проявление готовности к совместной деятельности;

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

— Давайте отправимся в далекое прошлое и узнаем с чего все начиналось.

— Располагаются у экрана

— Традиция украшать елку появилась на праздник Рождество. Впервые появилась в стране Германия. (слайд 3). В древности жители этой страны были уверены, что деревья в новогоднюю ночь могут расцветать и приносить плоды. Они считали, что в елках живут волшебники – духи леса. И чтобы их задобрить развешивали на ветвях елей орехи, фрукты, сладости. (слайд 4). А в новогоднюю ночь елочку трясли и все, что в нее упало (сладости) раздавали детям.

— Расскажите, долго ли могла простоять такая наряженная фруктами и сладостями елочка?

— Конечно же нет. И тогда люди стали придумывать новые способы изготовления елочных украшений (из яичной скорлупы, золотили еловые шишки, использовали бумагу, картон). (слайд 5,6,7). Как вы думаете, а эти игрушки могли храниться до следующего нового года?

— И такие игрушки за год могли разбиться, помяться. И не сверкали и тогда люди придумали выдувать игрушки из стекла. (слайд 8). Брали стеклянную трубочку, нагревали ее пламенем и выдували из стекла шарики. (слайд 9). А затем стали выдувать фигурки людей и животных. (слайд 10). Вот так появились первые стеклянные игрушки. Появились они в 17 веке. Очень давно.

— В нашу страну эту традицию принес российский царь Петр 1 (слайд 11), но украшали елочки не все жители России. И только через много лет другой царь Николай 1 издал указ, чтобы все стали украшать ели у себя в домах. (слайд 12)

— Посмотрите ребята, на нашей реке три остановки. Какая эта остановка по счету?

— Правильно. Это первая остановка. Это было очень давно, во времена наших с вами предков. Ну что ж, поплывем дальше и посмотрим, как украшали елочки наши с вами бабушки и дедушки.

— В России в это время не было стеклянных игрушек и, наши бабушки и дедушки делали их своими руками из тряпочек, соломы, бересты (слайд 13,14,15). Наши умельцы делали игрушки из картона, а чтобы они блестели, покрывали их цветной фольгой. (слайд 16) эти игрушки изображали животных, птиц, рыб. (слайд 17). А из ваты изображали людей, деда мороза и Снегурочку (слайд 18). Яблоки, фрукты и ягоды изготавливались из опилок и покрывались слюдой. (слайд 19).

По игрушкам можно узнать историю нашей страны. Когда была война, делали игрушки в виде танков, звезд, солдатиков. (слайд 20). Когда в космос полетел первый космонавт Ю.Гагарин, то игрушки стали в виде космонавтов, ракеты, дирижабля. (слайд 21). Стеклянные игрушки были очень дорогие и купить их могли только очень богатые люди. Сначала их привозили из других стран. И только потом и в России появились стеклодувы.

— Посмотрите ребята, где мы очутились сейчас?

— Конечно, это наше время. Из чего делают сейчас елочные украшения и какие?

— Из стекла, пластмассы, из фольги. (слайд 23, 24, 25)

Как вы думаете пластмассовые игрушки лучше стеклянных для использования?

— Почему они лучше?

— Правильно, такие игрушки не бьются и ими наряжать елочку безопасно даже маленьким деткам. Хотя стеклянные игрушки намного красивее. Посмотрите, я принесла вас сундучок. В нем много старинных и современных игрушек. Давайте рассмотрим их и подумаем, что в них общего и в чем разница между ними. ( дети рассматривают игрушки)

Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает

Слушают; узнают разновидности елочных украшений и способы их изготовления; узнают историю появления елочной игрушки, материалы изготовления. Рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Обогащение знаниевого опыта;

Проявление интереса к истории возникновения елочных украшений.

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

— Интересно, а как заполните вы «реку времени»?

Здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».

Вы можете договорится между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).

Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения по истории возникновения елочной игрушки на «реке времени»;

практикуются в осуществлении выбора

Умение подбирать елочные игрушки на карточках, соответствующие «реке времени»;

Умение делать логические выводы;

Умение следовать правилам.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Дети собирают табл.

— Я Вас приглашаю в мастерскую. Посмотрите, у нас лежат фломастеры, пластилин, шишки, веточки, бумага, ножницы и другие различные материалы. И в центре стоит наша грустная елочка. Я предлагаю вам помочь нашей елочке, ведь мы с вами пошли в зимний волшебный лес, потому что она просила нас о помощи. Давайте сделаем для нее необычную игрушку, игрушку будущего. Вы можете использовать любые материалы. Давайте подарим нашей елочке праздничное настроение

(Дети изготавливают игрушки).

— Кто расскажет про свою игрушку? Как она называется, из чего она сделана?

— Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши поделки на «реке времени»?

Вовлекает детей в творческую деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность;

способствует индивидуализации детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражает собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для продуктивной деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы.

Проявление творческой активности в процессе продуктивной деятельности;

Умение подбирать необходимые материалы для работы.

VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения

— Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?

— А что было самым интересным?

— Трудно вам было выбрать и сделать елочную игрушку?

— Вы довольны своей работой?

— Что бы вы ещё хотели узнать?

— Вы можете забрать нашу «реку времени к себе в группу», показать своим друзьям.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

— У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы

Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов.

Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта

Источник

Adblock
detector