Меню

Прогноз развития отношений россии со странами латинской америки

Деловые связи России с Латинской Америкой в условиях пандемии: проблемы и перспективы

Небывалая по своему размаху пандемия коронавируса нанесла по мировой экономике XXI века ощутимый удар. От эпидемии страдают международные связи, страны закрывают свои границы, падают объемы торгово-экономических отношений, Крупные потери понёс туристический сектор. Во многих государствах ведется борьбы с пандемией, спешно разрабатываются антиковидные лекарства и вакцины, начаты массовые прививки населения. Руководители самых передовых стран разрабатывают планы восстановления своих экономик, спешат возродить прибыльные отрасли и международные деловые связи. Как обстоят дела в России? Какие неотложные меры специалисты предлагают принять нашей стране для возрождения и развития торгово-экономических отношений с другими государствами, в частности, с регионом Латинской Америки. На вопросы обозревателя «Международной жизни» отвечает Генеральный директор Национального Комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА) Татьяна Николаевна Машкова.

«Международная жизнь»: Татьяна Николаевна, как всемирная эпидемия COVID-19 повлияла на торгово-экономические связи России со странами Латинской Америки?

Татьяна Машкова: В условиях пандемии, прежде всего, наблюдается спад мировой и нашей, отечественной экономики. И один из путей её подъема, обеспечения успешного функционирования российских предприятий – наращивание объёмов производства и экспорта несырьевой и неэнергетической продукции и российских технологий. Весьма перспективным потребителем российских передовых технологий и высокотехнологичных товаров являются страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). В этом регионе российские товары ждут, отношение к нашей стране в целом хорошее, у нас нет острых противоречий, территориальных споров, не было ни войн, ни конфликтов. По целому ряду сложных вопросов международной политики мы можем рассчитывать на поддержку именно латиноамериканских государств. Регион удален от нас территориально, но близок по духу. Океан нас разделяет, но он же и соединяет: все страны ЛАКБ, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к морю (т.е. им нужны порты и современные суда). Напомню, что регион ЛАКБ – 33 страны (или 32 без «свободно присоединившейся к США» Пуэрто-Рико) с населением около 600 миллионов человек. Латиноамериканский регион богат полезными ископаемыми, энергоносителями, редкоземельными металлами, лесами, сельхозугодьями, водными ресурсами. Однако товарооборот России с ЛАКБ по сравнению с рядом других стран практически ничтожен и никак не может нас удовлетворить. По данным на 2019 год, в самый канун пандемии COVID-19, наш товарооборот с ЛАКБ был в 61 раз меньше, чем у США, в 24 раза меньше, чем у Китая и в 17 раз меньше, чем у Евросоюза. Если говорить конкретно, то российский товарооборот с ЛАКБ составлял в 2019 году 14,4 миллиарда долларов (8,1 миллиарда долларов импорт и 6,3 миллиарда долларов экспорт). Доля стран ЛАКБ в объеме внешней торговли России составляет 2,2%, в экспорте – 1,5%, в импорте – 3,5%.

Конечно, пандемия в 2020 году подсократила и без того скромные результаты наших торгово-экономических связей со странами ЛАКБ. И это Россию никак не может удовлетворить…

«Международная жизнь»: Татьяна Николаевна, что наша страна поставляет в Латинскую Америку и Карибский бассейн и какие товары мы ввозим из государств этого региона?

Татьяна Машкова: Почти 44% российского экспорта в ЛАКБ составляет продукция химической промышленности, 26,6% — минеральные продукты, 19,2% — металлы, 4,9% — машины и оборудование, 3,1% — продовольствие и сельскохозяйственное сырье, 2,1% приходится на древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Теперь о том, что мы получаем из ЛАКБ. Основные товары российского импорта: бананы, соевые бобы, мясо КРС, рыба замороженная, свинина, лекарственные средства, табачное сырье, автомобили легковые (2,4%), кофе, какао и шоколад…

Номенклатура продукции и технологий, востребованных в странах Латинской Америки, широка: энергетическое оборудование и технологии, машинно-техническая продукция, в т.ч. сельхозмашины и трактора, технологии пожаротушения в том числе самолёты Бе-200, катера, пассажирские среднемагистральные самолёты SJJ-100 и МС-21, удобрения и сельхозхимия, IT-технологии и мобильная связь, медицинское оборудование. Важное направление – продукция для силовых структур, включая полицейскую технику и амуницию.

«Международная жизнь»: А какие есть перспективы развития торговых отношений?

Татьяна Машкова: Наши крупные компании уже присутствуют в Латинской Америке и имеют там хорошие перспективы. К сожалению, в части экспорта ЛАКБ не находится в центре внимания наших профильных министерств. Приоритетом пользуются в основном Китай, Ближний Восток, что, конечно, естественно с точки зрения геополитики и традиций. Правда, в последнее время наблюдается всплеск интереса к странам Африки.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что в 2021 году Правительством планируется принятие новой Стратегии внешнеэкономической деятельности России. Мы надеемся, что сотрудничество с латиноамериканским регионом займет в этой Стратегии достойное место.

Основные положения развития товарооборота со странами ЛАКБ подробно изложены в Комплексном проекте «Обеспечение роста российского несырьевого неэнергетического экспорта путем возрождения национального торгового флота и создания конкурентной экспортной инфраструктуры в России и за рубежом». Наш Комитет принимает активное участие в работе над этим документом. Этот проект — стратегический, долгосрочный, амбициозный. Он предусматривает возрождение российского флота (строительство 144 кораблей с общим водоизмещением 7,05 млн тонн), строительство и модернизацию портов в России, в ЛАКБ и в Африке, создание экспортной инфраструктуры (шоу-румы российской продукции, склады и прочее.), создание расчетных центров, разработку альтернативных механизмов взаиморасчетов. В Проекте учтены все три кита: «Транспортировка — Складирование и Реализация – Платежи».

В проекте приведены результаты изучения потенциальных рынков стран ЛАКБ и Африки для продвижения российского несырьевого экспорта. Подготовительные мероприятия по разработке концепции проекта стартовали в 2015 году и велись экспертной группой в составе ведущих специалистов в области развития экспорта (ВНИКИ, Институт Африки, Институт Латинской Америки и Институт проблем управления РАН, НК СЭСЛА).

При создании концепции использован многолетний успешный опыт продвижения национального несырьевого экспорта США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Сингапура и Китая, а также наработки Черноморского пароходства времен СССР. Экономические расчеты финансовой модели Комплексного Проекта подготовлены Институтом проблем управления им. В.И. Трапезникова. Кстати, и структура грузовой базы российской продукции и технологий, востребованных в странах ЛАКБ, подробно описана в проекте.

«Международная жизнь»: Какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо в первую очередь решить для успешной работы на латиноамериканском рынке?

Татьяна Машкова: Сейчас нужно говорить уже о целом комплексе проблем, ждущих своего решения. На наш взгляд, следует обеспечитьгосударственную поддержку, в том числе, финансовую (кредитами и страхованием), а также правовую, включая защиту интеллектуальной собственности (патентование и другие), и дипломатическую. Необходимо развивать институт торгпредств в регионе ЛАКБ для оказания содействия бизнесу (прежде всего малому и среднему) в продвижении российских несырьевых неэнергетических товаров. Проблема нехватки представительств и кадров, профессионально обеспечивающих интересы российского бизнеса в благодатном для нас латиноамериканском регионе, стоит весьма остро (сегодня в ЛАКБ работает всего 5 торгпредств, нет ни одного представителя Российского экспортного центра и Торгово-промышленной палаты РФ). Желательно рассмотреть вопрос о возобновлении работы российских торгпредств в Мексике, Колумбии, Боливии, Эквадоре. Представляется важным решить логистические проблемы, которые подробнейшим образом изложены в уже упомянутом мною Комплексном проекте, с обоснованием создания Российской судоходной компании для перевозки контейнерных, генеральных и специальных грузов.

Читайте также:  Для группы стран нис характерно

Безусловно, нужно решать острейшие проблемы взаиморасчётов по контрактам с зарубежными странами (в том числе и со странами ЛАКБ) в условиях нарастания санкций западных стран.

Учитывая, что значительная часть российских банков и компаний-экспортёров находится под санкциями, долларовые взаиморасчеты невозможны, расчёты в евро затруднены. Весьма актуален поиск путей решения проблемы перевода платежей. Необходимо проработать возможность использования альтернативных финансовых схем и инструментов (бартер, клиринг, создание специальных клиринговых расчетных центров, расчёты в национальных валютах, внедрение российской системы, аналогичной «swift», использование крипто-валюты). Слово за Минфином России и Центробанком! Проработать вопрос подписания Соглашений о свободной торговле между Россией и странами ЛАКБ, в частности, с Чили и Перу.

Подписание Соглашения о свободной торговле между Евразийским Экономическим Союзом и Чили послужило бы механизмом стимулирования роста взаимного торгового оборота. Привлечение к решению данного вопроса нефтегазовых компаний России и Чили стало бы хорошим стимулом для скорейшей проработки этой темы. Положительный эффект от заключения Соглашения будет способствовать увеличению поставок российской готовой промышленной продукции. Россия, товары из которой в настоящее время подпадают под таможенную пошлину 6%, находится в невыгодном положении. Мы проигрываем конкурентам из США, Китая, Бразилии, Аргентины, Европы. В частности, это касается предложений российских компаний на транспортные средства (КАМАЗ, АВТОВАЗ, УАЗ), вертолеты, промышленное оборудование, металлы, удобрения, нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, бумагу и картон, зерно. Естественно, при заключении ССТ с Чили в рамках ЕАЭС необходимо учитывать экономические интересы других его членов. Например, Казахстан экспортирует в Россию медь и изделия из неё ежегодно на сумму около 100 миллионов долларов. Чили – основной экспортёр меди на мировой рынок. Возможные противоречия придется учесть в ходе подготовки проекта соглашения.

«Международная жизнь»: Теперь, Татьяна Николаевна, прошу вас вернуться к общей для всех регионов проблеме логистики, транспортировки грузов. Как обстоят дела с этой острой стороной вопроса взаимодействия с ЛАКБ? Что вами предлагается?

Татьяна Машкова: Да, это один из важнейших и очень больной вопрос. В 2019 году транспортировка российских внешнеторговых грузов морскими судами под российским флагом составила всего 4%, остальные 96% российского экспорта/импорта перевезены транснациональными компаниями. Давайте вернемся к проблемам. 98% контейнерооборота Российской Федерации приходится на ТНК. Почти весь объем российского внешнеторгового грузооборота поделен между несколькими ведущими зарубежными морскими перевозчиками, имеющими свои аффилированные структуры в каждом российском порту. Россия оказалась в ситуации крайней уязвимости и жесткой зависимости от ТНК. С 2018 года ТНК стали отказывать в перевозке экспортных грузов российским «санкционным» компаниям, а также препятствовать экспорту или блокировать существующие логистические каналы для продукции ВПК (в том числе гражданского и двойного назначения). Реализация Комплексной программы позволит Российской Федерации возродить современный морской торговый флот, получить высоколиквидные активы экспортной инфраструктуры за рубежом с портами и прилегающими к ним земельными участками на условиях договора концессии на срок не менее 49 лет, построить международную конкурентную банковскую инфраструктуру, сочленить политические и экономические интересы стран Евразийского экономического союза, обеспечить стабильный ежегодный прирост ВВП и налоговые поступления в бюджет страны, а также создать более одного миллиона новых рабочих мест. Но, к сожалению, колоссальный потенциал России в товарообороте со странами ЛАКБ и Африки не используется в полной мере. С поддержкой государства эту ситуацию можно и необходимо поправить! Реализация мероприятий по развитию экспорта несырьевой и неэнергетической продукции и технологий позволит России к 2035 году значительно повысить эффективность и динамику товарооборота со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, значительно увеличив объем своего экспорта в несырьевом секторе. Для России это — регион больший возможностей.

«Международная жизнь»: Татьяна Николаевна, какие наиболее важные планы у Национального Комитета СЭСЛА на ближайшее время?

Татьяна Машкова: Время летит очень быстро. Особенно, когда много работы. Это как раз наш случай. Кажется, только недавно мы составляли план на первое полугодие 2021 года, а уже почти три месяца промелькнули. А планы у нас в НК СЭСЛА, каквсегда, обширные. Наша Дирекция постоянно ведет индивидуальную работу с компаниями-членами Национального Комитета по трём десяткам направлений, таким, как поставки медицинского оборудования, фармацевтики, расходных медицинских материалов и препаратов для борьбы с коронавирусом, авиастроение и запчасти, включая лизинг российской авиационной и вертолетной техники, логистика, туризм и деловой туризм, финансы и инвестиции… Наша постоянная забота также – поиск потенциальных партнеров и установление новых деловых связей, подбор импортеров и дистрибьютеров, располагающих собственным сетями сбыта продукции, подготовка информационных материалов о состоянии экономик стран ЛАКБ в условиях пандемии COVID-19, аналитических и маркетинговых исследований по заказам российских компаний-членов НК СЭСЛА и латиноамериканских партнеров на коммерческой основе, содействие установлению прямых межбанковских связей между российскими и латиноамериканскими банками и финансовыми структурами. Всего и не перечислить. Сейчас готовимся к проведению Общего собрания НК СЭСЛА, которое подведет итоги нашей работы в прошлом году и утвердит планы на будущее.

«Международная жизнь»: Желаем вам, Татьяна Николаевна, здоровья и успехом в вашей благородной деятельности. Благодарим за интересное интервью.

Источник

Торговля России со странами Латинской Америки: ориентиры на третье десятилетие

Что может предложить Россия странам региона?

Рано или поздно коронавирус будет побежден, но его последствия не пройдут быстро. В ближайшие годы, даже при массовой вакцинации, пандемия будет оказывать влияние на поведение людей, развитие национальных экономик, международные отношения и внешнеэкономические связи. В постпандемическом развитии выиграют те, кто уже сейчас не только создает предпосылки будущего роста своих национальных хозяйств, но и предвидит перемены в экономиках своих внешнеэкономических партнеров. Приобретение рядом стран Латинской Америки российской вакцины «Спутник V» привлекает внимание к этому региону как к потенциальному рынку расширения внешней торговли России в третьем десятилетии XXI в.

Латинская Америка в международной торговле

Несмотря на то, что за последние два десятилетия экономика стран ЛКА развивалась под влиянием ряда негативных факторов — глобального финансово-экономического кризиса 2009 г., нестабильности мирового порядка, изменений политических курсов местных правительств, политики США — внешнеторговый оборот латиноамериканского региона с 2001 г. по 2019 г. вырос с 704 млрд долл. до 2122 млрд долл., то есть в три раза. За эти годы вклад латиноамериканского региона в мировую торговлю периодически незначительно менялся, но в целом его доля осталась на уровне 5,6%.

Отмеченный рост товарооборота ЛКА сопровождался изменениями его географической и товарной структуры. Самые заметные перемены связаны с сокращением роли США и увеличением доли Китая во внешнеторговом обороте ЛКА. С 2001 до 2019 гг., несмотря на абсолютное увеличение закупок США в странах ЛКА, их доля уменьшилась с 56% до 43,6%, а в отношении поставок товаров в латиноамериканские страны удельный вес США сократился с 46,3% до 32%. За этот период торговля с Китаем увеличился в 20 раз, а доля китайских товаров в латиноамериканском импорте выросла с 2,9% до 18,2%, в экспорте — с 1,5% до 12,3%. На этом фоне отмечается незначительное сокращение доли в торговле ЛКА с Германией, Испанией, Японией и рост товарооборота с Республикой Корея, Индией, Турцией и рядом других развивающихся стран.

Читайте также:  Все страны мира список с гербами

За два десятилетия в структуре экспорта ЛКА произошли существенные изменения. В 2001 г. первую позицию занимала товарная группа «Топливо минеральное, нефть и продукты их переработки…», составляя 15,4% всего экспорта латиноамериканских стран. В результате волатильности мировых цен и состояния спроса в мире ее доля то увеличивалась, то сокращалась. В 2019 г. она опустилась до 11,2%, то есть на вторую позицию, уступив лидерство средствам наземного транспорта — эта группа увеличилась с 10,4% до 13,2% в результате роста производства автомобилей в этом регионе. Сократилась доля «электрических машин и оборудования …» с 14,1% до 8,4%, остались на прежнем уровне «оборудование и механические устройства …» и «черные металлы». Одновременно отмечался рост доходов от экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (товарные позиции 12, 08, 02), а также руд (26) и драгоценных металлов и камней (71) [1].

Список крупнейших стран-экспортеров ЛКА возглавляет Мексика, на долю которой приходится 41,5% регионального и 2,32% мирового экспорта товаров. В 2018 г. объем мексиканского экспорта составил 451 млрд долл., ведущие позиции занимали машины, оборудование и транспортные средства, сырая нефть, продукты питания и сельскохозяйственные товары. Основной объем экспорта (около 80%) направлялся в США.

Позиция России во внешней торговле ЛКА

Скромная позиция Российской Федерации в экспорте и импорте стран ЛКА, зафиксированная в 2001 г. (0,6% и 1,6%), к концу анализируемого периода (в 2019 г.) еще больше опустилась (0,5% и 0,7%). Российско-латиноамериканский товарооборот за два десятилетия вырос лишь в два раза [2]. ТЭС России с большинством стран ЛКА развивались в русле общего тренда российской внешней торговли и зависели от влияния на нее внешних и внутренних факторов. В 2013 г. был зафиксирован исторически максимальный товарооборот России с миром (841 млрд долл.), в том числе со странами ЛКА (18,8 млрд долл.). Следующий год стал началом введения экономических санкций западных стран против России, что привело к сокращению ее внешнеторгового оборота в 2016 г. на 44% с миром, а с латиноамериканским регионом — на 36%. В последующие два года оба вектора оборота внешней торговли России — с миром и с ЛКА — нацелились вверх, но это движение было прервано предкризисной напряжённостью мировой экономики, а возникшая пандемия еще более потянула показатели вниз (См. График 1).

График 1. Динамика внешней торговли России со странами ЛКА, 2000-2020 гг., млрд долл.

В сравнении с другими регионами и объединениями групп стран, ЛКА во внешней торговле России занимает последнее место, уступая даже Африке, доля которой в российском экспорте выросла с 1,1% в 2001 г. до 3,3% в 2019 г. (См. График 2.)

График 2. Доля стран ЛКА в структуре экспорта России в сравнении с другими регионами, 2001 г., 2010 г., 2019 г., в %.

Несмотря на общие тенденции, в последние годы можно выделить некоторые особенности торговли России с отдельными странами латиноамериканского региона. Бразилия по-прежнему сохраняет позицию основного торгового партнера России, однако товарооборот с этой страной в последние годы сокращается. В тоже время растет товарооборот России с Мексикой за счет увеличения экспорта в три раза и незначительного роста импорта. Особого внимания заслуживает рост российского экспорта в Эквадор, в то время как импорт из этой страны на протяжении десятилетия находится на отметке более 1 млрд долл. за счет устойчивой работы канала поставок бананов в Россию. Стабильны ежегодные объемы импорта из Парагвая, заметен динамичный рост импорта из Чили на фоне высокого отрицательного сальдо России в торговле с этими странами. Торговля с Аргентиной остается на стабильно низком уровне. (См. График 3).

График 3. Экспорт и импорт России со странами ЛКА в 2018 г. и 2019 г., млн долл.

Российский экспорт в страны ЛКА слабо диверсифицирован, а на две основные группы товаров приходится более 60% его объема. Основными товарами российского экспорта на латиноамериканский рынок остаются удобрения, доля которых с 2017 по 2019 гг. выросла с 31,7% до 39,7%. В ряде стран ЛКА сохраняется спрос на нефть и нефтепродукты (в основном дизельное топливо) из России, однако их удельный вес в российском экспорте сократился с 28,4% до 23,6%, а также на железо и сталь, доля поставок которых также сократилась с 21,3% до 18%. В 2019 г. статья «машины и оборудование» занимала скромные 1,6%, «электрооборудование» — 1,5%, «транспортные средства» — 0,7%, «зерновые» — 1,9% [3].
Импорт России из стран ЛКА более разнообразен. Первую строку в списке товарных групп, поставляемых из латиноамериканских стран на российский рынок, занимают «фрукты и орехи» доля которых с 2017 по 2019 гг. выросла с 18,9% до 21,2%. По второй позиции в этом списке «мясо и мясные продукты» за указанные годы отмечалось сокращение с 23% до14,7%. В 2019 г. из 7858,5 млн долл. российского импорта из ЛКА 11,8% приходилось на товарную группу «семена масличных», 7,5% — на «рыба и морепродукты», 4,3% — на «транспортные средства» и 3,5% — на «машины и оборудование» [4].

Россия, при своем богатом интеллектуальном и экономическом потенциале, практически не воспользовалась преимуществами ТЭС. За два десятилетия положительных перемен в экономических отношениях России с ЛКА не произошло: объем товарооборота незначителен, структура торговли ограничена, их доля в российском экспорте и импорте сокращалась.

Ориентиры на третье десятилетие

Учитывая рекомендации Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) по восстановлению экономики после COVID-19, предлагаем российскому бизнесу обратить внимание на следующие возможности в этом регионе.

Во-первых, рекомендуется развивать «новую энергетическую матрицу», ориентированную на чистые источники энергии. Гидроэнергетика, как важнейший из возобновляемых источников, является наиболее заметным направлением сотрудничества России с латиноамериканскими странами [5]. В ряде стран региона успешно работают гидроэлектростанции, построенные при участии ПАО «Силовые машины» и других российских компаний.

Несмотря на эту рекомендацию ЭКЛАК, следует отметить, что в странах ЛКА сохраняется большая потребность в развитии традиционных проектов энергетики, которые остаются наиболее заметным направлением сотрудничества России с латиноамериканскими странами. Ведущие российские корпорации — ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром» — ведут операции в Бразилии, Венесуэле, на Кубе и в ряде других стран. ПАО «Лукойл» начало свою деятельность в Мексике. Учитывая их опыт можно утверждать, что у отечественного бизнеса есть перспективы для дальнейшего расширения присутствия в этом регионе, участия в проектах производства электроэнергии, сооружения линий электропередачи и поставки отдельных видов оборудования.

Читайте также:  Какие страны признали независимость тайваня

Второе направление, рекомендуемое ЭКЛАК, — «городская электромобильность» — предполагает расширение парка электрических автобусов, коммерческого транспорта и легковых автомобилей. Сегодня в 10 странах региона насчитывается всего около 1300 единиц электробусов. Это направление открывает огромный рынок стран ЛКА для российских производителей электробусов марок «КАМАЗ-6282» и «ЛиАЗ-6274». У России уже есть опыт разовых поставок российского автотранспорта — например, автобусов «ПАЗ» в Никарагуа, легковых автомобилей «Лада» на Кубу, внедорожников «УАЗ» в Мексику. Для освоения автомобильного рынка ЛКА целесообразно создание в одной из крупных латиноамериканских стран, обладающей развитой дистрибьюторской и компонентной базой, индустриального хаба российских автобусов, грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов для поставок на рынок всего региона.

Третья рекомендация ЭКЛАК — проведение цифровой революции в странах ЛКА —вызвана влиянием самоизоляции в период пандемии, увеличившей спрос на применение цифровых технологий для работы и учебы на дистанции, получения онлайн услуг здравоохранения и торговли. Перед латиноамериканскими странами стоит задача ликвидировать отставание в использовании цифровых технологий по сравнению с более развитыми странами. В этом направлении Россия может предложить широкий спектр сотрудничества по линии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, которое уже установило двусторонние отношения с коллегами из Перу, Уругвая, Чили и других стран региона.

ЭКЛАК рекомендует странам ЛКА развивать производственные мощности, связанные со здоровьем, включая фармацевтическую промышленность, производство медицинских устройств и оборудования. В этой сфере Россия традиционно располагает богатым опытом организации оздоровления населения и могла бы предложить странам ЛКА разные формы сотрудничества — от подготовки специалистов до создания систем санаторно-курортного лечения и реабилитации, слабо развитых в этих странах. Несмотря на, то что Россия сегодня импортирует около 80% медицинской техники, существующие более 50 крупных отечественных предприятий этой сферы могут найти своих партнеров в странах ЛКА для организации совместного производства российских разработок рентгенологического и диагностического оборудования, приборов для физиотерапии и других аппаратов.

Учитывая расширение глобального рынка биологических товаров и услуг, эксперты ЭКЛАК прогнозируют дальнейшее развитие биоэкономического потенциала ЛКА, включающего все — от сельского хозяйства, агробизнеса и производства продуктов питания до биотехнологических продуктов, связанных со здоровьем. Эта рекомендация основана на успехах Бразилии, Мексики, Чили и других стран региона в производстве и экспорте сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в США, Китай и другим покупателям. Россия традиционно импортирует из стран этого региона орехи, мясо, цитрусовые, бананы, специи и может наращивать их объемы и расширять линейку товаров [6].

В дополнение к рекомендациям ЭКЛАК полагаем целесообразным обратить внимание на перспективы развития ТЭС в третьем десятилетии в следующих сферах. Во-первых, в нефтегазовой. Ряд стран Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эквадор) входят в число крупнейших в мире производителей нефти, импортеров нефтепродуктов. Происходящие преобразования нефтегазового сектора этих стран открывают широкие возможности для предоставления услуг и поставки оборудования для разведки нефтеносных участков, оптимизации добычи и переработки, проектирования и строительства нефте- и газохранилищ, трубопроводов. В этих проектах могли бы успешно конкурировать не только крупные вертикально-интегрированные холдинги, но и российские инжиниринговые компании, поставщики оборудования и услуг, такие как ПАО «ОМЗ», ООО НПП «БУРИНТЕХ», АО «Октопус» и ряд других.

Во-вторых, речь идет об авиационной технике. Несмотря на сокращение авиаперевозок в период пандемии коронавируса, рынок авиаперевозок в странах ЛКА начнет свое восстановление с 2022 г., и во второй половине третьего десятилетия можно ожидать ускоренный рост авиационных перевозок. Так, в Мексике на рынке пассажирских и грузовых перевозок действуют девять авиакомпаний, одна из которых — «Интерджет» — эксплуатирует самолеты «Сухой Суперджет 100». Используя этот положительный опыт, по нашему мнению, следует более энергично продвигать в латиноамериканские страны российскую авиатехнику, в том числе продукцию и услуги холдинга «Вертолеты России», в частности — возможность поставок новых партий российских вертолетов семейства «Ми» и «Ансат». Учитывая благоприятные климатические условия, обширную акваторию латиноамериканских стран и развитие туризма, можно предположить увеличение спроса на малые летательные аппараты, гидросамолеты и автожиры, разработки которых проводятся в России, в среднесрочной перспективе.

В-третьих, стоит упомянуть оборудование для горнодобывающей промышленности. Российские компании имеют хорошие возможности для поставок горнодобывающего оборудования и техники в страны ЛКА. Учитывая высокий потенциал горнодобывающей промышленности в латиноамериканских странах и слабое развитие внутреннего производства оборудования для этой отрасли, российские предприятия могли бы поставлять на этот рынок широкий перечень оборудования (дробилки, грохота, мельницы, гравитационные концентраторы, лабораторные приборы). Перспективы есть и для российских поставщиков карьерной мобильной техники (самосвалов, экскаваторов, бурильных машин), которая в этих странах почти не производится.

Кроме того, нельзя не отметить железнодорожную технику. Перспективной областью расширения российского экспорта в некоторые страны региона обещает стать развитие инфраструктуры, в частности — железнодорожного транспорта. В 2018 г. в Аргентине при содействии ОАО «РЖД» начал работу Центр железнодорожной техники, и российская сторона подтвердила заинтересованность в планируемом строительстве железной дороги протяженностью 700 км в этой стране.

Наконец, еще одна важная статья — сельскохозяйственная техника. Несмотря на высокую конкуренцию на латиноамериканском рынке сельскохозяйственной техники, присутствие крупных игроков, долгие годы работающих в этих странах, российская техника таких производителей, как «Группа Ростсельмаш» или ООО «Концерн «Тракторные заводы», может найти своих покупателей в некоторых латиноамериканских странах.

Следовательно, ориентирами диверсификации и увеличения объемов товарооборота со странами ЛКА в третьем десятилетии предполагаются в следующие сферы: энергетика (особенно ее возобновляемые источники), электротехника, летательные аппараты, автомобили, сельское хозяйство и продукты питания, оборудование для добывающих отраслей, цифровое развитие и высокие технологии, медицина, фармацевтика и другие. Учитывая накопившийся багаж знаний в сфере культуры, науки, техники и образования, а также наличие специалистов и технологий для их передачи, Россия могла бы более активно продвигать онлайн услуги в страны ЛКА.

  1. ITC Trade Map. List of products exported by Latin America and the Caribbean [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://trademap.org/ (дата обращения: 11.01.2021)
  2. ITC TradeMap, расчеты автора. [Электронный ресурс] // Режим доступа // https://trademap.org/
  3. ITC TradeMap — Trade statistics for international business development. Рассчитано автором. [Электронный ресурс] // Режим доступа // https://trademap.org/ Bilateral trade between Russian Federation and Latin America and the Caribbean
  4. ITC Trade Map. URL: https://trademap.org/ Bilateral trade between Russian Federation and Latin America and the Caribbean
  5. См. подробнее: Школяр Н.А. Внешняя торговля России с ЛКА: состояние и перспективы /Латинская Америка. 2020. №5, с. 6-17.
  6. См. Школяр Н.А. Внешняя торговля России с ЛКА: состояние и перспективы /Латинская Америка. 2020. №5, с. 6-17.

Автор: д.э.н., профессор, в.н.с. Центра экономических исследований Института Латинской
Америки РАН, эксперт РСМД

Источник

Adblock
detector