Меню

Прогноз мвф 2020 по странам

Пандемия государственного долга: оценки МВФ за 2020 год

На днях Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал январский обзор «IMF Fiscal Monitor». В нем представлены предварительные оценки государственного долга по миру и по экономикам наиболее крупных стран за 2020 год.

В абсолютном выражении государственный долг всех стран мира в конце прошлого года составил 89,6 трлн. долл. Для сравнения: в начале десятилетия (2011 год) его величина была в два раза меньше: 44,65 трлн. долл. А в 2006 году – 26,58 трлн. долл. Таким образом, за полтора десятилетия абсолютная величина мирового государственного долга выросла в 3,37 раза.

В конце 2018 года мировой государственный долг составлял 82,3% мирового ВВП, в конце 2019 года — 83,5%. Прирост за год на 1,2 процентных пункта. А вот в конце 2020 года он уже был равен 97,6%. Прирост за год оказался равным 14,1 процентному пункту! Правда, показатель долга на конец 2020 года оказался ниже той оценки, которая была сделана в середине прошлого года: Фонд прогнозировал, что мировой государственный долг вырастет к концу года до 101,5%.

Как видим, летний прогноз МВФ не подтвердился. Тем не менее, таких резких взлетов показателей относительного уровня государственного долга, какой был зафиксирован в прошлом году, послевоенная история не знает. Согласно прогнозу МВФ, к концу нынешнего 2021 года относительный уровень государственного долга в мире вырастет до 99,5% ВВП. Впрочем, эта оценка чрезмерно консервативная. Думаю, что еще до окончания нынешнего года будет пробита планка в 100%.

Главная причина резкого скачка долга за прошлый год, как отмечается в публикации МВФ, — пандемия «COVID-19». А точнее – меры, которые были приняты властями подавляющей части стран и которые принято называть lockdown.

Спровоцированные этими мерами кризисные явления в социально-экономической сфере (остановка или сворачивание многих видов экономической деятельности, рост безработицы, падение доходов населения и др.) компенсировались увеличениями бюджетных расходов. А из-за того, что сбор налогов в подавляющем числе стран в прошлом году сократился, дополнительные бюджетные расходы финансировались за счет увеличения государственного долга.

Дополнительная финансовая подпитка в связи с мерами, обусловленными факторами «COVID-19» и «lockdown» составила, согласно оценкам МВФ, по миру в прошлом году около 14 трлн. долл. Величина упомянутых дополнительных бюджетных расходов по отношению к величине ВВП составила в среднем по группе экономически развитых стран 13%.

В группе стран с переходными экономиками – в среднем 4%. В группе развивающихся стран – 1,6%. В первой из названных групп некоторые страны особенно щедро поддерживали социально-экономическую сферу за счет дополнительные бюджетных вливаний (% ВВП): Новая Зеландия – 20; США – 18; Великобритания – 17; Япония – 16; Канада – 14. Из общей величины фискальной поддержки в 14 трлн. долл. на экономически развитые страны пришлось 11,8 трлн. долл., или 84%.

Почти во всех странах мира государственные бюджеты в 2020 году были исполнены с дефицитом, т.е. расходы превышали доходную часть. Так, по группе экономически развитых стран совокупная величина бюджетных дефицитов по итогам 2019 года составила 3,3% ВВП. И по итогам 2020 года МВФ оценивает совокупные бюджетные дефициты уже в 13,3% ВВП.

Один из самых больших бюджетных дефицитов возник у США. МВФ оценивает, что по итогам 2020 года он составил 17,5% ВВП. Для сравнения: в 2019 году этот дефицит бюджета США был равен 6,4% ВВП. Но у одного государства бюджетный дефицит оказался еще выше. Это Канада.

Примечательно, что у Канады в 2019 году был даже профицит бюджета, равный 0,5% ВВП. А вот по итогам 2020 года канадский бюджет сведен с дефицитом в 20% ВВП. Кстати, следует обратить внимание на то, что весьма велик бюджетный дефицит у Китая. Он был большим уже большим в конце 2019 года – 6,3% ВВП. А к концу 2020 года вырос уже до 11,8% ВВП.

Читайте также:  Наиболее плотно заселенные страны

Особенно существенный подъем госдолга в прошлом году был зафиксирован в развитых странах, их задолженность повысилась до 123% на конец декабря со 105% в конце 2019 года. В истекшем году относительный уровень государственного долга по группе экономически развитых стран превысил рекордные значения, которые были на момент окончания второй мировой войны. Затем страны Запада восстанавливали экономики и последовательно снижали свою государственную задолженность. К 1959 году показатель опустился ниже 50%.

В 2021 году ожидается повышение относительного государственного дола экономически развитых стран до 125%. Процентные ставки по казначейским долговым бумагам в этих странах очень низкие, что позволяет наращивать государственный долг без опасного увеличения процентных расходов (расходов на обслуживание долга) в расходной части бюджета.

А ставки низкие потому, что ключевые ставки их Центробанков являются символическими или даже отрицательными. А именно эти ставки определяют «температуру» (уровень процентных ставок) по всем видам финансовых операций. На данный момент ключевая ставка ФРС США находится в диапазоне 0-0,25%. У Европейского центрального банка она нулевая. У Банка Японии – минус 0,25%. Рекордсменом по отрицательной величине ключевой ставки является Национальный банк Швейцарии – минус 0,75%.

По абсолютной величине прироста государственного дола вне конкуренции были США. Согласно предварительным оценкам, за год этот долг увеличился на 4,5 трлн. долл. Госдолг США в 2020 году почти достиг 129% ВВП против 108% годом ранее. МВФ прогнозирует дальнейший его рост в этом году, до 132,5% ВВП, с учетом двух масштабных пакетов финансовой помощи экономике страны на 2,2 трлн. и 900 млрд. долл., анонсированных Джо Байденом и Джанет Йеллен (ее объявили будущим министров финансов США).

Америке остается себя успокаивать тем, что в мире есть страны с более высоким относительным уровнем государственного долга. Рекордсменом является Япония, у которой в конце 2019 года государственный долг составил 234,8% ВВП. А в конце 2020 года он уже вырос до 258,7% ВВП. Среди лидеров также Италия. Ее государственный долг за тот же период вырос со 134,6 до 157,5% ВВП.

МВФ прогнозирует восстановление мировой экономики в 2021 году. Если в прошлом году падение мирового ВВП оценено в 3,5%, то в нынешнем году МВФ ожидает прироста ВВП на 5,5%. Соответственно ожидается восстановление докризисных уровней налоговых поступлений, снизятся расходы с ликвидацией последствий вирусно-экономического кризиса.

Впрочем, подобные прогнозы МВФ делает с оговорками: если не будет новой волны (новых волн) пандемии. Но такое допущение является большим упрощением картины. Ибо немалое число экспертов предсказывает возможность новых рецидивов вирусно-экономического кризиса. Но даже прогнозы МВФ, исходящие из «оптимистического сценария» развития событий в текущем году, свидетельствуют, что абсолютные и относительные уровни государственного долга к докризисному состоянию вернуться не смогут.

В обзоре делается осторожное предположение, что вернуться к докризисной ситуации с государственным долгом удастся лишь «в среднесрочном перспективе». Предположение более чем оптимистичное. Та же статистика МВФ по государственному долгу за многие предыдущие годы свидетельствует о том, что увеличение государственного долга в группе экономически развитых стран является процессом необратимым.

Что касается развивающихся стран, то прецеденты снижения относительных и даже абсолютных размеров государственного долга имеются. Как правило такие снижения происходили под сильнейшим нажимом со стороны того же Международного валютного фонда. Как известно, знаменитый «Вашингтонский консенсус» (неписанные правила МВФ) требует от получателей кредитов Фонда снижения (или как минимум заморозки) государственного долга.

В заключение хочу обратить внимание на то, что в тексте январского обзора МВФ, где упоминаются многие страны (как развитые, так и развивающиеся), о России вообще не сказано ни одного слова (она фигурирует лишь в общей таблице). Вероятно, по той причине, что у РФ показатели государственного долга (как абсолютные, так и относительные) весьма скромные на фоне других стран.

В 2019 году бюджет РФ был сведен с профицитом, равным 1,9% ВВП. А по итогам 2020 года, по оценкам МВФ, российский бюджет имел дефицит, равный 4,6% ВВП. Государственный долг РФ в конце 2019 года равнялся 13,8% ВВП, а в конце 2020 года, по оценкам МВФ, он подрос до 21,0% ВВП.

Читайте также:  Бюджет государств по странам

А вот последние данные Минфина России. На 1 января 2021 года российский государственный внутренний долг (по размещенным займам) составил 14,956 трлн. руб. Годом раньше он был равен 10,171 трлн. руб. Прирост за год составил 4,785 трлн. руб. Внешний государственный долг на 1 января 2021 года равнялся 56,80 млрд. долл. против 54,36 млрд. долл. годом раньше. Прирост за год составил 2,44 млрд. долл.

Структура государственного долга России такова, что основная его часть приходится на внутренний долг. При пересчете в иностранную валюту государственный внутренний долг на начало 2021 года составил около 217 млрд. долл. Получается, что почти 80% всего государственного долга приходится на внутренний и лишь немного более 20% — на внешний.

Приращение российского государственного долга происходило преимущественно за счет размещения Минфином новых займов на внутреннем рынке. Не исключено, что с приходом в Белый дом Джо Байдена Вашингтон может вообще принять санкционные меры по блокировке размещения новых займов России на международном рынке.

Мы знаем, что на фоне многих стран Россия продемонстрировала «сверхэкономный» подход к решению социально-экономических проблем, вызванных пандемией. Так, по предварительным оценкам, приводимым агентством S&P, расходы на борьбу с последствиями вирусно-экономического кризиса в России в прошлом году составили 3,5% ВВП. Для сравнения этот показатель в отдельных развивающихся странах оценивается следующим образом: Южная Африка – 7,3; Индия – 9,0; Аргентина – 11,7.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

МВФ ухудшил прогноз развития мировой экономики в 2020 году

МВФ пересмотрел прогноз роста мировой экономики в 2020 году. Глобальный ВВП упадет на 4,9%, это на 1,9 процентного пункта ниже апрельского прогноза. Падение ВВП еврозоны превысит 10%, экономика США — снизится на 8%.

В Китае, где продолжается восстановление после резкого сокращения в 1 квартале, прогнозируется рост на уровне 1% в 2020 году, частично благодаря политическим стимулам. Согласно прогнозам, экономика Индии сократится на 4,5% после более длительного периода локаута и более медленного восстановления, чем ожидалось в апреле. В Латинской Америке, где большинство стран все еще борются с распространением коронавирусной инфекции, две крупнейшие экономики, Бразилия и Мексика, согласно прогнозам, сократятся на 9,1% и 10,5%, соответственно, в 2020 году. Пандемия, а также снижение дохода экспортеров нефти после резкого снижения цен на топливо означают резкую рецессию в России (–6,6%), Саудовской Аравии (–6,8%) и Нигерии (–5,4%), тогда как показатели Южной Африки (–8%) серьезно пострадают от кризиса в области здравоохранения.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Вы можете ознакомиться с мнением эксперта (Полевой Дмитрий, главный экономист, РФПИ) об этой новости.

Вы можете ознакомиться с мнением эксперта (Орлова Наталия, и Анна Киюцевская, аналитики, «Альфа-Банк») об этой новости.

Источник

Бал оптимистов во время чумы: почему в прогноз МВФ развития мировой экономики сложно поверить

Октябрьский прогноз Международного валютного фонда (МВФ) оказался более оптимистичным по сравнению с тем, как фонд оценивал перспективы мировой экономики в июне 2020 года. Вместо снижения мирового ВВП в текущем году на 4,9% теперь прогнозируется падение на 4,4%. Объясняется такой прилив оптимизма тем, что, благодаря ослаблению ограничений и беспрецедентной масштабной поддержке со стороны центральных банков и правительств, глобальная экономика оживает.

Сегодня возникает один вопрос: не поторопились ли? Не поспешили ли улучшить прогноз в условиях, когда весь мир стремительно погружается во вторую волну коронавирусного кризиса? По моему убеждению, поторопились.

Но сначала еще одна порция оптимизма от МВФ. В 2020 году Фонд ожидает падения российской экономики не на 6,6%, как это было еще в июне текущего года, а всего лишь на 4,1%. И этот новый прогнозный показатель очень близок к нынешним ожиданиям российского Минэкономразвития: минус 3,9% по ВВП в 2020 году. Минэкономразвития тоже, кстати, улучшило свой прогноз (с минус 4,8%) буквально только что, накануне внесения правительством в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Читайте также:  Рейтинг самых красивых девушек мира по странам 2020

Российский Центробанк, который тоже хотел пересмотреть свои макроэкономические показатели, в последний момент спохватился и пока решил понаблюдать. Прогноз Банка России остается прежним: минус 4,5–5,5% по ВВП в 2020 году. Что касается 2021 года, то тут МВФ снизил прогнозные оценки по сравнению с ранее имевшимися: вместо роста мирового ВВП на 5,4% теперь прогнозируется его повышение в будущем году на 5,2%. По России, соответственно, вместо ранее ожидавшегося роста ВВП в 2021 году на 4,1% теперь прогнозируется рост на 2,8%. Однако рассматривать такое ухудшение прогноза на 2021 год необходимо как чисто техническое: он сделан с учетом, что база — 2020 год — по обновленному прогнозу вырастет.

Что касается прогноза МВФ по другим странам, здесь практически везде картина схожая: в США ВВП упадет в 2020 году не на 8%, а всего лишь на 4,3%; в странах ЕС вместо снижения на 10,8% теперь прогнозируется рецессия на уровне 8,3%, в Германии, например, ожидается снижение экономики не на 7,8%, а на 6%. Чуть ли не единственной страной, по которой МВФ ухудшил прогноз на 2020 год, стала Индия: вместо прогнозировавшегося в июне минус 4,5% по ВВП теперь ожидается падение на 10,3%.

Прогноз МВФ — это тот самый случай, когда, казалось бы, новость хорошая, а радоваться ей невозможно. Потому что, как отмечалось выше, МВФ просто поторопился с улучшением прогноза. Уже в сентябре 2020 года было понятно, что вторая волна пандемии, увы, становится реальностью. Как можно было на этом фоне улучшать прогнозные оценки? Прогноз получился таким оптимистичным в том числе и потому, что подобные документы готовятся заранее, прорабатываются. В условиях летнего оживления экономики казалось, что восстановление продолжится. В результате получился во многом целевой прогноз, который, естественно, не очень-то хотелось менять. Сработала определенная инерционность, что нередко ухудшает достоверность прогнозирования. В результате оставили оптимистичные оценки как есть.

На решение, очевидно, повлияло и то, что в условиях подступающего коронавирусного кризиса правительства практически всех стран стали решительно заявлять, что нельзя допустить повторного локдауна. Зачем тогда отказываться от оптимистических оценок? Вот и получили порцию оптимизма от МВФ. Этот оптимизм нельзя признать обоснованным. Говорят, что экономики не выдержат новых локдаунов. Что это значит? Насколько должен упасть ВВП, чтобы констатировать, что экономика «не выдержала»? Если же смотреть фактам в лицо, нужно признать: если придется закрываться, то закроемся, никуда не денемся. И экономики выдержат, хотя потери и будут большими. Вероятность новых локдаунов растет с каждой неделей. Ограничения уже начинают касаться некоторых видов деятельности, тех же баров и клубов. Так что риторика о недопустимости закрытия экономик — это одно, а то, что все-таки приходится предпринимать — совсем другое. Как раз этого новый прогноз МВФ и не учитывает.

Но экономики падают не только из-за локдаунов, еще и из-за того, что растет неопределенность экономической ситуации. Ставшая реальностью вторая волна коронавируса — это резко возросшая неопределенность, что сильно тормозит всяческую предпринимательскую активность. Зачем инвестировать, если не понятно, что будет дальше? Именно от этого экономики несут потери не меньшие, чем от локдаунов.

Представляется, что предыдущий вариант прогноза был более достоверным, чем его последняя версия. Обычно чем ближе к концу года, тем более точным становится прогноз. Но в этот раз, похоже, получилось наоборот.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Adblock
detector