Меню

Призвание варягов значение для нашей страны

Призвание варягов на Русь

Принято полагать, что Русское государство началось с призвания варягов на Русь в роли правителей. Как же это происходило, а главное почему. На протяжении всей первой половины 9 века, славянские и финские племена выплачивали варягам дань. Варяги приходили каждый месяц из-за моря, чтобы собрать её. В 862 году племена набрались сил и смогли прогнать их со своих земель. Но как утверждает одна летопись, сразу после этого между ними вспыхнули конфликты.

Тогда, чтобы прекратить междоусобные войны, старейшины племён решают пригласить на роль правителя кого ни будь со стороны. Этот правитель должен был сохранять менталитет и не идти на поводу ни у одного племени. Таким способом старейшины хотели добиться равноправия. Они долго перебирали все возможные кандидатуры и решили остановить свой на Варягах.

По мнению другой версии, князь Новгородский Гостомысл до своей смерти наказал, чтобы наследником его стал потомок Рюрика варяга, который женат был на его дочери, которую звали Умила. Как бы там ни было в одном обе легенды сходятся. Старейшины племён отправились искать себе правителя из варягов. Лихачёв в одном из своих переводов летописей утверждает, что варягов прозвали “Русь”. Говорил, что к Руси пришли кривичи и представители других племён и просили выбрать князя, который будет править их поселениями.

Лишь трое братьев согласились на столь странное предложение. Забрав Русь с собой, они ушли на новые для себя земли, то стать там князьями. Самы старший из трёх братьев Рюрик, стал князем в Новгороде, средний брат Сениус начал царствовать в Белоозере, а младший из братьев Трувор остался в Изборске. Отсюда и пошло название Земля Русская. Теперь варяги были ответственные за мир и порядок между племенами. Они также следили за сбором податей для того, чтобы содержать войско, а также гарантировали защиту от иноземных захватчиков.

По мнению другой версии, эту запись в летописи сделали Печерские монахи. Они придумали эту легенду для того, чтобы выделить независимое положение Киевской Руси от Византийского влияния. Как считает Лихачёв, эта легенда была создана для того, чтобы потомки искали истоки правительства за границей. Это должно было укрепить веру народа во власть, а также поднимет на значительный уровень авторитет всей династии.

Некоторые историки считают варяжскую легенду весьма правдоподобной, ведь она отвечала всем сюжетам фольклора о возникновении отдельных государств. Такие сюжеты можно просмотреть в легенде образования любого государства. Некоторые утверждают, что переписывая историю, монахи называли Русью не варягов а племя, которое вместе с остальными пришло просить князя для их племён.

Значимым аргументом подтверждения этой истории служит запись о существовании города Старая Руса, которая была сделана ещё раньше чем появились варяги. Город этот стоял на территории Новгорода. В следствии чего становиться ясно, что Руссы появились тут задолго до варяжских князей.

Источник

Призвание варягов

Главное

Призвание варягов – легендарное событие в истории России, в основе которого лежит призвание славянскими и финскими племенами варягов на княжение на Русь. Событие датируется 862 г., однако точная дата неизвестна. Призвание варягов носит символическое значение для русской государственности. Дата считается началом становления Руси.

История

В начале IX в. Новгородские славяне и финские племена находились в зависимости от варягов – народа, жившего на берегах Скандинавии. В 862 г. племена освободились от денежной повинности, получив самоуправление. Однако между самостоятельными русскими городами началась борьба за главенство. Усобицы носили такой разрушительный характер, что советом старейшин было принято решение найти князя, способного восстановить справедливость и равенство. Было предложено множество кандидатур, способных справиться со столь серьезной задачей: поляки, хазары, дунайчи и, наконец, варяги, за помощью к которым и обратились славянские и финские племена. Выбор пал на трех братьев-варягов. Рюрик, старший из братьев, был приглашен на княжение в Новгород (по другой версии — в Ладогу), Синеус – в Белоозеро, а Трувор – в Изборск. Началось формирование Русской Земли. Через несколько лет Синеус и Трувор умерли, а Рюрик принял единоличную власть.

Состояние

Призвание варягов описывается в летописи «Повесть временных лет». Автор: монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Оригинал утрачен. Современные историки спорят о достоверности события. Это вызвано отсутствием точной датировки и обстоятельств, а также самим фактом призвания. Но, несмотря на сомнения, легенда продолжает жить.

Сегодня недалеко от города Изборска находится Труворово городище, названное в честь князя Трувора, правившего здесь до своей смерти. Основание городища датируется VII – XVIII вв. Здесь располагается знаменитый Труворов крест – каменное сооружение в форме креста выше человеческого роста. По преданию, именно здесь находится могила Трувора. Крест является объектом культурного наследия России федерального значения.

Что касается города Белоозера (ныне Белоозерск), то на настоящий момент у ученых нет археологических подтверждений не только о княжении здесь князя Синеуса, но и о существовании Белоозера в принципе.

Читайте также:  Зарубежные страны безвизовые для

В 1862 г. Великом Новгороде был установлен монумент «Тысячелетие России», посвященный юбилею призвания варягов. Памятник спроектирован скульпторами Михаилом Микешиным, Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Монумент представляет собой колокообразную фигуру, состоящую из трех уровней. Верхний ярус символизирует православие. Средний ярус состоит из 17 фигур, с именами которых связаны основные этапы становления Российского государства. В центре яруса располагается фигура князя Рюрика. На нижнем ярусе изображены еще 109 образов, олицетворяющих сильнейших представителей русского самодержавия. Памятник является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Также в честь двух братьев-варягов Трувора и Синеуса сегодня названы речные круизные теплоходы: российский «Викинг Трувор» и украинский «Вікінг Сінеус». События 862 г. нашли отражение в полотнах великого русского живописца В. Васнецова с одноименным названием «Призвание варягов».

Впечатления

Легенда о призвании варягов является широко известной. Любой школьный учебник истории начинается именно с нее. Сегодня в городах, где правили братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор находятся материальные объекты, воплощающие легенду в жизнь. Некоторые региональные исторические фестивали включают «призвание варягов» в программы, например, Крымский военно-исторический фестиваль. Однако с научной точки зрения легенда о призвании варягов все-таки остается легендой.

Источник

Призвание варягов на княжение в Новгород

Предыстория и события 862 года

Древнейшая русская летопись, «Повесть временных лет», сообщает, что в 859 году варяги собирали дань со славянских и финно-угорских племен, которые проживали на территории между Ладожским озером и Западной Двиной.

Рис. 1. Призвание варягов.

К таковым относились:

  • славяне: кривичи и словене ильменские;
  • финно-угры: меря, весь, чудь.

В 862 году произошло изгнание варягов, но потом племена решили снова позвать их. Согласно летописям, причиной были разногласия между племенами и отсутствие порядка в их богатой земле. Призванных варягов в летописях называют «русью», а также шведами, англами и готами. От этого названия они выводят термин «Русская земля».

Варяжским морем средневековые летописцы называли Балтийское. Из него шел путь на юг, в Черное море. Он получил название «путь из варяг в греки». Путь проходил по рекам: Западная Двина, Днепр, Нева, Волхов, Ловать.

Рис. 2. Призвание варягов картина.

Трактовки события

Историки начали споры вокруг варягов еще в середине XVIII века. В историю это вошло как дискуссия между норманистами и антинорманистами. К первым относились немецкие историки XVIII века, которые работали в Российской империи, Миллер, Байер и Шлёцер, а ко вторым — Михаил Ломоносов. Последний предположил, что предводитель варягов Рюрик происходил из полабских славян.

Некоторые историки XX века, например, Борис Рыбаков, полагали, что новгородцы внесли легенду о варягах в свою «Остромирову летопись», а потом она попала в киевскую.

Сами варяги, очевидно, были скандинавами. На это указывают многочисленные археологические находки и захоронения VIII-XI веков между Смоленском и Ладогой. Последний город был построен около 750 года. Рюрик вполне мог успеть покняжить и в Ладоге, и потом в Великом Новгороде, где есть Рюриково городище с интересным для археологов культурным слоем. К 879 году под контролем этого князя была территория от Западной Двины на юге и до Ладоги на севере, от Чудского озера на западе и до Клязьмы на востоке.

Похожие сюжеты о происхождении государственности и правящей династии встречаются и у других народов. Например, бритты в сочинении «Деяния саксов» обратились к трем братьям-саксам с просьбой взять власть над собой. Таким образом, легендарные личности и их действия у разных народов похожи.

Рис. 3. Русь при Рюрике.

Что мы узнали?

Варяги были призваны на княжение в Новгород в 862 году, что стало поворотной точкой в истории Руси. Во главе варягов — Рюрик и его братья Синеус и Трувор. Рюрик княжил в городе Ладога, а после смерти братьев правил единолично и в остальных городах. Многочисленные археологические находки и захоронения указывают, что варяги, очевидно, были скандинавами.

Источник

Призвание варягов на Русь

Отправной точной русской истории принято считать 862 год, когда в качестве правителей в Новгород были призваны варяги. Почему это произошло? Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. О том, что происходило на Руси до власти Рюрика практически ничего не известно. Легенды дают малое представление о состоянии славянских земель в те времена. Попробуем разобраться.

Кто такие варяги

Термин «варяги» появился на Руси в XI веке и олицетворял воинов-наемников, давших клятву верности византийскому императору. К их помощи прибегали и русские князья. В 943 году они помогли Игорю выиграть военный поход, а в 979 году способствовали Владимиру Святославичу захватить престол.

Изначально варяги занимались морским разбоем, вели мелкую торговлю, добывали соль. Это пришлые люди, появляющиеся в населенных пунктах с разными целями. Но все они мечтали захватить Византию и постепенно внедрялись вглубь страны.

Что было до Рюрика

Согласно исследованиям, славянские и финские племена в IX веке были вынуждены платить дань варягам – варварам, совершавшим периодические набеги на Русь. В 862 году племена объединились и прогнали чужеземцев. Но жить лучше не стали. Между ними стали вспыхивать конфликты и междоусобицы. Чтобы племена не распались, старейшины приняли решение позвать правителей со стороны. Пришлый предводитель должен добиться равноправия и не идти на поводу у племен. Подходящих кандидатур было много, но старейшины остановились на варягах. Они обратились к ним с речью: «Земля наша богата и обильна. Нет только в ней порядка. Приходите княжить и владеть нами».

Читайте также:  Приведите пример стран для которых характерны три вида движения капитала

Привлекательное предложение принял князь Рюрик и вместе со своей дружиной отправился в Российское государство.

Призвание

«Повесит временных лет» гласит, что вместе с Рюриком править древнерусскими землями пришли и его братья. Города между ними были поделены:

  • Рюрик был посажен в Новгороде.
  • Синеус получил Белоозеро.
  • Трувор завладел Изворском.

Братья несли ответственность за порядок в княжествах, занимались сбором дани для содержания войска, вели переговоры, защищали земли от внешних врагов. С их приходом на Руси возобновился порядок, прекратились междоусобицы и деление власти.

К моменту появления варягов, славянские племена уже начинали объединяться. Новые правители смогли ускорить этот процесс. Установив собственную власть, Рюрик объединил большую часть племен и сформировал внутреннюю политику.

В древних летописях описаны разные варианты призвания варягов. Исследователи не исключают, что легенду могли создать печерские монахи, чтобы показать независимость Руси от запада.

Источник

Призвание варягов

Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).

Содержание

Предыстория призвания варягов

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря [1] . В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды» [2] .

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». [3] По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…» [4]

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках. [5]

Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку [6] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым [7] ) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.

Читайте также:  Достопримечательности любой страны африки

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян. [8]

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. [9] [10]

Участие руси в призвании

В Лаврентьевском [11] , Ипатьевском [12] и Троицком списке «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в «Новгородской Кормчей» (1280) русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — указывали Нейман И. Г., Д. И. Иловайский, Потебня А. А., М. Н. Тихомиров [13] и Вернадский Г. В. [14] . Проблему вызывает склонение слова «русь» во фразе — «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» в традиционном переводе летописи, или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.

Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:

«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.» [15]

Следует отметить, что изначальное предположение Классена о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно» [16] . По исследованным памятникам археолог Г.С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежа X—XI вв. [17] . Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В. В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь» [18] .

Академик А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи» в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем» [19] .

Участие руси в призвании варягов фиксируется в более поздних, чем Повесть временных лет, источниках: «Владимирском летописце» [20] и «Сокращённом Новгородском Летописце» [21] , а также в «Степенной книге» митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь» [22] и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…» [23] и некоторых других.

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород. [24]

Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.

В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково Городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.

Источник

Adblock
detector