Меню

Природные ресурсы арабские страны

Природные ресурсы ОАЭ

Федеративное государство, в состав которого входит 7 обособленных эмиратов, расположено на северо-востоке Аравийского полуострова и омывается водами Персидского залива.

Политика руководства страны направлена на диверсификацию экономики, поэтому главный долгое время источник дохода – нефтяные месторождения с каждым годом всё больше уступают своё влияние другим активно развивающимся отраслям экономики. Для этого используются все доступные природные ресурсы.

Основные ресурсы ОАЭ

Облик страны во многом определяется ее географическим положением. ОАЭ расположены в пустынной части Аравии, где только небольшие оазисы вдоль побережья дают все необходимое для жизни людей. Однако, в этой казалось бы бесплодной земле таится немало природных богатств.

Водные

Это главная ценность в пустыне. Сегодня по всей стране строятся опреснительные заводы, чтобы получить воду для сельского хозяйства и нужд людей. Действующих уже – 35. Естественных пресных водоемов крайне мало, поэтому зачастую иного способа добыть воду нет. Имеющиеся небольшие речки в самую жаркую половину года пересыхают полностью. Грунтовые воды по большей части засолены и непригодны для питья или полива.

Почвенные

Плодородных земель в ОАЭ мало и ценятся они очень высоко. Подавляющая часть территории представлена пустыней. На долю пахотных площадей отведено всего 0,77% страны, а под сады – около 2,27%. Это и есть те немногочисленные оазисы, вокруг которых сосредоточены крупнейшие населенные пункты государства.

Нефтяные

Известно, что после 2010 г. запасы нефтяных месторождений в ОАЭ по экспертным оценкам составляли около 13 млрд. тонн. Большая часть из них находятся в шельфе Персидского залива, а остальное – в Дубае и Абу-Даби. Сорта добываемой в разных местах нефти преимущественно относятся к легким, в них невелика концентрация серы. Добычу ведут 3 предприятия, часть акций которых принадлежит государству: ADCO, ZADCO и ADMA-OPCO.

Переработанные нефтепродукты поставляются на экспорт, а ключевые покупатели – Япония (до 70% от всего объема), Коря, Таиланд, Индия, Сингапур, Китай. Доставка осуществляется исключительно морским путем.

По объему уже разведанных запасов страна устойчиво занимает 7-ю позицию в мире. Сопутствующие запасы природного газа позволяют ОАЭ занимать 5-ю строчку мирового рейтинга. По последним оценкам при известных запасах и текущем уровне добычи нефти и газа хватит еще не менее, чем на 100 лет.

Другие торговые ресурсы ОАЭ

В ОАЭ добывают немало полезных ископаемых: каменный уголь, уран, железо, хром, медь, никель, платину, закись меди, магнезит, асбест, бокситы. Все это позволяет развивать такие отрасли промышленности, как машиностроение и судостроение, химическое производство.

Собственный рыболовецкий флот курсирует в Персидском заливе и ведет добычу морепродуктов и рыбы. В свежем, замороженном, вяленом виде продукцию закупают ближайшие соседи, а также Япония, Китай, Сингапур, Таиланд. В водах залива обитают раковины жемчужницы, поэтому одна из статей экспорта – высококачественный натуральный жемчуг, который обрабатывают и превращают в ювелирные изделия местные фабрики. Эмираты являются одними из лидеров в экспорте золота, серебра и драгоценных камней.

Нельзя не упомянуть и о таком ресурсе, как рекреационный. Пляжи прибрежных районов ОАЭ становятся с каждым годом все популярнее. Гигантские туристические центры ежегодно принимают растущий пассажиропоток, перешагнувший порог в 250 тыс. человек в год. С этой целью строятся аэропорты, отели, а также развивается индустрия развлечений.

Огромную прибыль стране приносит реэкспорт. Это тем более выгодно, что в ОАЭ существует несколько свободных экономических зон, участники которых освобождены от большей части налогообложения. Это тот фактор, что накладывает серьезный отпечаток на облик современной экономики Эмиратов, перестающих быть исключительно сырьевой страной.

Источник

Природные ресурсы арабские страны

Вы будете перенаправлены на Автор24

Водные ресурсы

Водные ресурсы ОАЭ незначительны и малочисленны. Из-за засушливого климата и практически полного отсутствия осадков природные водные ресурсы почти полностью исчерпаны и истощены. В Арабских Эмиратах нет постоянных рек.

В стране много «вади» — сухих русел рек, долин периодических и временных водных потоков, которые заполняются во время сильных дождей. Вади имеют значительную протяженность (до нескольких сотен километров). Заканчиваются вади чаще всего в бессточных впадинах, их дно покрыто пролювием.

Постоянный поверхностный сток отсутствует. Подземные воды залегают глубоко. Ежегодно возобновляемые водные ресурсы составляют до 0,2 куб. км. Первые оросительные каналы появились в ОАЭ более 1000 лет до нашей эры на территории оазисов Дхаид (эмират Шарджа) и аль-Айн (эмират Абу-Даби).

Готовые работы на аналогичную тему

ОАЭ омывается водами Оманского и Персидского заливов. Их берега заселены коралловыми рифами. Посредством Аравийского моря Оманский залив соединен с Индийским океаном. Ормузский пролив соединяет оба залива.

С каждым годом вследствие интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, роста бытовых нужд на воду, спрос на водные ресурсы возрастает.

Земельные ресурсы

Общая площадь территории Арабских Эмиратов составляет 83,6 тыс. кв. км. Большую часть территории занимают песчаные пустыни, в частности пустыня Руб-эль-Хали и солончаки.

Более-менее плодородные почвы находятся в северных и восточных районах страны. Земли, отведенные под пашню, составляют 0,77%. Под постоянные сельскохозяйственные культуры отведено 2,27%.

Прибрежные области ОАЭ покрыты слоем соли.

Полезные ископаемые

ОАЭ богаты топливно-энергетическими ресурсами, основные запасы которых сосредоточены в эмиратах Дубай и Абу-Даби. Запасы нефти и природного газа принадлежат Персидскому заливу нефтегазоносного бассейна.

В ОАЭ открыто 29 нефтяных, 6 газовых, 5 газонефтяных и газоконденсатных месторождений.

Основные залежи топливно-энергетических ресурсов выявлены в:

К крупным месторождениям на суше относятся: Мурбан-Бу-Xaca, Мурбан-Баб, Сахиль, Асаб.

Основные месторождения нефти в ОАЭ и их начальные запасы: Абу Аль Бухуш (около 200 млн. тонн); Аль-Даббия (271 млн. тонн); Аль-Закум включает Нижний Закум и Верхний Закум (10,7 млрд. тонн); Асаб (843 млн. тонн); Бундук (100 млн. тонн); Мубарраз (160 млн. тонн); Рашид (около 200 млн. тонн); Румайтха (300 млн. тонн); Сахил (около 160 млн. тонн); Умм-Шаиф (573 млн. тонн); Фатех (200 млн. тонн).

Залежи нефти главным образом приурочены к известнякам нижнемелового возраста, карбонатные отложения верхней и средней юры, верхнемеловые отложения (месторождение Мубарек).

Читайте также:  Главные страны импортеры природного газа

ОАЭ занимает четвертое место по залежам природного газа. Наиболее крупные месторождения газа находятся в Абу Дабы (до 5,6 трилл. куб. м), Дубаи (283 млрд. куб. м), эмираты Шарджи (113 млрд. куб. м), эмираты Рас Эль-Хаймы (34 млрд. куб. м). Залежи природного газа обнаружены в доломитах и известняках верхнепермского возраста, иногда — в меловых отложениях (месторождение Мурбан-Баб). Глубина залегания продуктивных горизонтов: в пермских отложениях (4500-4700 м); в юрских отложениях (3300-4000 м); в меловых отложениях (1650- 3200 м).

В Абу-Даби имеется крупнейший в мире резервуар непопутного газа «Хуфф», расположенный под нефтяным месторождением «Абу Эль Бухуш» и «Умм Шаиф».

В Оманских горах на севере страны к югу от Диббы открыты хромитсодержащие россыпи, приуроченные к породам офиолитового комплекса. Здесь обнаружены небольшие залежи руд марганца и меди.

В Эль-Фуджайре выявлены залежи урановой руды.

Биологические ресурсы

Растительность ОАЭ скудная, представленная кустарниками и сухими травами.

В пустынях встречаются редкие оазисы с акациями, финиковой пальмой, эвкалиптами. В оазисах так же произрастают тамариски, культивируются кокосовые и финиковые пальмы, лимонное дерево, виноград, мандарины, апельсины, бананы, манго, табак, зерновые.

В понижениях и по склонам барханов произрастают отдельные деревья и кустарники: верблюжья колючка, прозопис, тамарикс, на уплотнённых почвах растут каперсы. На сыпучих песках растут единичные жёсткие злаки (дикое просо и аристида). Саванны и редколесья занимают 3,8% площади всей территории страны.

В горах произрастают саванновые редколесья из моринги, фикусов, акации, на подгорных пролювиальных равнинах встречаются акациевые саванны.

Вне Рас-аль-Каймы и Эль-Фуджейры зеленые массивы являются результатом программы по озеленению. В оазисе Бурайми имеются естественные рощи финиковых пальм. Благодаря специальным программам по сохранению и культивированию лесов значительно увеличилось количество мангровых деревьев. Большой лесной массив мангровых деревьев находится на границе с островом Абу-Даби и объявлен заповедником.

Рисунок 1. Объединенные Арабские Эмираты. Оман. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фауна ОАЭ бедна. Типичными представителями животного мира являются зайцы, шакалы, газели, лисицы, тушканчики, змеи и ящерицы. Под угрозой исчезновения колючая хвостатая ящерица. Много грызунов. Основные представители фауны: ибекс (козерог), аравийский леопард, дикие козы и верблюды (одногорбые дромедары). В прибрежных районах водятся скаты, каракатицы, кальмары, крабы, креветки, лангусты, акулы, медузы, мидии, устрицы, черепахи и морские ежи, а также морские тюлени – дюгони. Из рыб обитают сардины, скумбрия, рыба-пила, сельдь, тунец, макрели и др.

В стране водятся различные виды дельфинов и китов. Здесь обитает редкий вид дельфинов – горбатый дельфин.

В ОАЭ богатая орнитофауна. Зарегистрированы более 400 разновидностей птиц, большая часть из которых – мигранты. Многие разновидности остаются здесь на зиму, в частности перелетные птицы из Центральной Азии и Сибири. Типичные представители: персидский баклан, беловоротничковый зимородок, дрофа-красотка. На побережье Персидского залива обитают фламинго, чайки, цапли, бакланы, гуси, утки.

Коралловые рифы Корфакхана славятся уникальной флорой и фауной подводного мира.

Источник

Природные ресурсы арабские страны

Ближневосточная политика промышленно развитых стран, роль Ближнего Востока и Северной Африки в мировом хозяйстве, в целом геополитическая роль региона в современном мире определяются рядом факторов как фундаментального, так и конъюнктурного характера. Среди них значительное место занимают природные ресурсы, которыми располагают арабские страны, и их использование в мировом хозяйстве. В начале ХХI в. страны региона обладали крупными, мирового значения разведанными запасами нефти и газа, фосфатов, отдельных редкоземельных металлов, включая золото, других видов ископаемого сырья. Значителен объем производимых на Ближнем Востоке и в Северной Африке и поставляемых на мировой рынок продуктов питания субтропического происхождения – кофе, специй, разнообразных фруктов, а также хлопка, лекарственных трав и сырья для парфюмерной промышленности. Велика доля прибрежных стран региона в мировых ресурсах морепродуктов.

За почти полувековую историю независимого политического развития лишь отдельные государства смогли создать современный промышленный комплекс по переработке добываемого сырья на месте. Но и в них, как правило, отсутствуют или лишь частично представлены конечные стадии переработки сырья и превращения его в готовую продукцию. Производимое сырье в основном в необработанном виде или в виде полуфабрикатов продолжает экспортироваться главным образом в промышленно развитые государства, где оно перерабатывается в готовую продукцию. При этом, по оценке международных экспертов, стоимость конечной продукции примерно в 30 раз превышает стоимость первичного сырья, из которого она была произведена. В результате и в настоящее время львиную долю добавленной стоимости получают индустриально развитые государства, промышленность которых включает глубокую переработку исходного сырья.

Отсутствие или недостаточное развитие перерабатывающих, а нередко и добывающих мощностей все еще характерно для экономики арабских стран. Переработка сырья осуществляется, как правило, либо за пределами добывающих стран, либо компаниями зарубежных, в основном промышленно развитых государств.

Сложившееся к началу ХХI в. положение в сырьевом секторе региона не исключает того, что отдельные государства достигли ощутимого прогресса в деле переработки сырьевых товаров. Так, производители углеводородов из числа стран Северной Африки добились переработки до 2/3 добываемой нефти на месте. Постоянно растут мощности по переработке сельскохозяйственного сырья, используемого в производстве продуктов питания и в текстильной промышленности. По отдельным группам товаров (текстиль, готовая одежда, фрукты и овощи, оливковое масло и т.п.) арабские страны занимают значительную нишу как на европейском, так и на других мировых рынках.

Однако прогресс в области переработки сырья и экспорта готовой продукции не внес кардинальных изменений в ситуацию, сложившуюся на периферии мирового хозяйства после получения арабскими странами политической независимости. Сохранение большинством государств прежней, традиционной роли в мировом хозяйстве как экспортеров сырья предопределяет положение, которое нельзя назвать удовлетворительным. Во-первых, экспортеры сырья более уязвимы вследствие негативных влияний изменчивой конъюнктуры мирового рынка, нежели экспортеры готовой промышленной продукции. Во-вторых, они лишены львиной доли добавленной стоимости, которую получают индустриально развитые государства, импортирующие и перерабатывающие сырье. Данное обстоятельство крайне отрицательно сказывается на экономическом росте рассматриваемых государств, некоторые из которых относятся к наименее развитым странам мира. В-третьих, гипертрофированная, превышающая потребности внутреннего рынка добыча сырья часто сопряжена с трудно восполнимым из-за дефицита финансовых средств ущербом, наносимым окружающей среде, либо с истощением порой невозобновляемых запасов сырьевых ресурсов. В-четвертых, ряд важных сырьевых товаров в необработанном виде вывозится нелегально, доходы от их хищнической разработки нередко питают авторитарные, деспотические режимы, различные криминальные, террористические и сепаратистские группировки и движения.

Читайте также:  Способ формирования парламента зарубежных стран

Во многом эти составляющие и предопределяют роль и характер влияния фактора природных ресурсов на современную политику промышленно развитых государств в отношении стран региона. За последние полвека с распадом колониальной системы и установлением национального суверенитета над природными ресурсами прежде всего под воздействием крупных сдвигов в мировом хозяйстве в мире произошли качественные изменения в сфере ресурсопользования. Это относится и к региону Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе в области доступа индустриальных государств к его сырьевым ресурсам. Вкратце эти изменения сводятся к тому, что во второй половине ХХ в. в основном завершился процесс формирования механизма, при котором доминирующие позиции в мире в области хозяйственного использования сырьевых товаров, включая ценообразование, заняли производители конечной продукции, к которым прежде всего относятся промышленно развитые государства. По сравнению с ними влияние стран — производителей сырья на эти процессы более ограничено. В этом отношении показателен опыт продуцентов и экспортеров нефти, включая членов ОПЕК, которые спустя всего несколько лет после нефтяного кризиса середины 70-х годов ХХ в. фактически вынуждены были признать основополагающую роль индустриально развитых государств в энергетическом секторе и в мировой экономике в целом.

Промышленно развитые страны обладают широким арсеналом средств и механизмов для того, чтобы с помощью экономических рычагов обеспечить относительную стабильность на мировых рынках сырья, а также доступ к сырьевым ресурсам, необходимым для бесперебойной работы собственных национальных экономик. Этой цели, в частности, служат сложившаяся в последние десятилетия обширная сеть транснациональных компаний, по каналам которых проходит основная доля производимого сырья; деятельность международных региональных и межрегиональных экономических альянсов и союзов (ВТО, ЕС, АТЭС, НАФТА и др.), обеспечивающих более либеральный, более свободный международный режим обращения сырьевых товаров, а также комплекс наработанных за продолжительный период международных договоров и соглашений, регулирующих вопросы ресурсопользования и в основном обеспечивающих права различных сторон (государств), включая интересы индустриально развитых стран.

Вследствие этих изменений, а также окончания «холодной войны», международной разрядки в прошлое уходит эпоха борьбы (исключительно или в основном) политическими и военно-политическими средствами за контроль над топливно-сырьевыми ресурсами, в том числе и теми, которыми обладают арабские страны.

Политика промышленно развитых государств в этой области переходит в иную плоскость. Суть ее сводится как к поддержке сложившихся главным образом во второй половине ХХ в. международных механизмов воспроизводства и обращения сырьевых товаров, так и к обеспечению стабильности в регионах и странах – производителях и экспортерах сырьевых товаров. Последнее особенно актуально для арабских и африканских стран с имеющимися в них очагами региональных, двусторонних межгосударственных конфликтов, гражданскими войнами. Достигается это в последние десятилетия прежде всего экономическими средствами и механизмами, включая их международную составляющую. Политические и военно-политические средства имеют главным образом вспомогательное значение, при этом претерпела существенные изменения их функциональная роль.

В основе сырьевой составляющей ближневосточной политики промышленных государств, наряду с другими, приоритетными для индустриально развитых государств целями и задачами, лежит содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран региона, которые рассматриваются в качестве необходимых предпосылок внутриполитической стабильности, профилактики межгосударственных и региональных конфликтов, обеспечения безопасности международного капитала, занятого в сырьевом секторе, мировых транспортных коммуникаций и т.п.

Содействие хозяйственному развитию и социальному прогрессу в арабских государствах закреплено, в частности, в провозглашенной в 1992 г. Новой интеграционной политике ЕС в отношении стран южного Средиземноморья, в целом в ближневосточной политике промышленно развитых стран Европы и североамериканских государств, включая США, в курсе на включение арабских стран в международные торгово-экономические союзы, в реализации двусторонних межгосударственных программ помощи развитию и т.д.

Данный курс зафиксирован и в заявленной и неоднократно подтвержденной позиции индустриально развитых государств в отношении НЕПАД, представляющей собой комплексную долгосрочную программу по преодолению отсталости и кризиса, поразившего Африку в последние десятилетия и касающуюся арабских стран континента.

Учитывая сырьевой характер экономики большинства арабских стран, в вышеперечисленных программах, структурирующих политику индустриально развитых государств на данном направлении, особое место принадлежит сырьевой составляющей. В этой связи прежде всего следует отметить, что на протяжении последних десятилетий развитые страны не только декларируют, но и делают практические шаги на пути реализации одного из главных экономических требований развивающихся государств – снятия таможенных ограничений, сдерживающих экспорт сырья. Такой подход проявляется, в частности, в снятии индустриальными государствами количественных ограничений, снижении или полной отмене таможенных пошлин, которыми облагаются сырьевые товары из развивающихся государств, в совместных решениях о создании единого торгового пространства (между ЕС и отдельными арабскими государствами), в приеме арабских государств во Всемирную торговую организацию, призванную либерализовать международную торговлю, в других совместных решениях и инициативах, переговорном процессе по различным аспектам сырьевой проблемы.

Вместе с тем промышленно развитые государства продолжают и в настоящее время сохранять некоторые прямые и косвенные ограничения на импорт отдельных видов сырьевых товаров. Это связано главным образом со стремлением избежать разрушительных последствий для своих национальных производителей сырья, в особенности некоторых стратегических его видов, полной отмены таможенных ограничений на его ввоз. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе по мере создания соответствующих предпосылок таможенные ограничения, видимо, будут сняты в основном или полностью.

Важным элементом внешней политики индустриально развитых стран, связанной с природными ресурсами, являются меры, направленные на обеспечение стабильности цен на сырьевые товары на мировых рынках. Это достигается в основном вышеуказанными инструментами и механизмами общего порядка наряду с государственной поддержкой капитала, участвующего в разработке и сбыте стратегически важных видов сырья (государственные гарантии инвесторам и импортерам, кредиты и т.п.).

Читайте также:  Восстановление народного хозяйства страны достижения трудности противоречия

Элементы и механизмы поддержания стабильности в сфере ресурсопользования не означают, что безвозвратно в прошлое ушли кризисные ситуации между производителями и потребителями сырья. В отдельных случаях индустриально развитые государства вынуждены прибегать и к специальным внешнеполитическим инструментам и методам международной дипломатии. Так, отказ Марокко от продления соглашения с европейскими странами по рыболовству в своей экономической зоне потребовал от последних ряда уступок в области квот на вылов, создания совместных компаний, увеличения компенсационных выплат и т.д. Однако в целом это не нанесло политического ущерба или серьезного экономического урона европейским странам, имеющим соглашение с этой африканской страной. Конфликт вокруг соглашения еще раз показал не только наличие проблем между владельцами и потребителями ресурсов, но и возросшие возможности их решения путем переговоров, с помощью международной дипломатии и экономическими методами. В то же время он продемонстрировал, с одной стороны, что страны – владельцы ресурсов имеют определенные возможности, чтобы добиваться отдельных, порой существенных уступок, а с другой — готовность потребителей сырьевых товаров к разумным компромиссам.

Важным аспектом политики промышленно развитых государств в отношении отдельных видов сырья является курс на принятие коллективных мер со стороны международного сообщества, направленных на предупреждение проникновения в сферу международной торговли контрабандного сырья, будь то нефть, редкоземельные металлы, ценные породы дерева и т.п. Прежде всего, это относится к тем странам, в которых идут гражданские войны, действуют сепаратистские движения и где одна или несколько конфликтующих сторон вопреки решениям ООН осуществляет закупки оружия на средства от незаконного, по сути, вывоза сырья с контролируемых ими территорий за рубеж.

В отдельных случаях международные санкции, принятые по инициативе индустриально развитых государств, как это было, например, в 90-е годы с Ливией, серьезно ограничивают разработку месторождений сырья. Такие санкции носят временный характер, и их действие прекращается после урегулирования возникшей проблемы. Вместе с тем они достаточно эффективны и в последние десятилетия находят все большее применение в международной практике.

Несмотря на определенные рестриктивные аспекты в «сырьевой» политике в целом, для индустриально развитых стран характерно усиление курса на утверждение либерального режима международной торговли сырьевыми товарами, что соответствует глобализации хозяйственной жизни и либеральным рыночным принципам, декларируемым лидерами индустриально развитых государств и реализуемым на практике. В этой связи важным аспектом их внешней политики в конце ХХ – начале ХХI вв. стала борьба с терроризмом за обеспечение безопасности международного капитала, в том числе действующего в сфере добычи сырья, и международных торговых путей, особенно транспортировки углеводородного сырья и топлива, а также с незаконным оборотом сырья для производства радиоактивных материалов и т.п.

Одной из особенностей проводимого индустриальными странами курса в рассматриваемой области является стремление диверсифицировать источники импорта жизненно важных видов сырья. Особенно это касается энергоносителей. И страны Европы, и США, и другие промышленные державы на протяжении последних десятилетий заметно изменили географию источников ввозимой ими нефти, снизив свою критически высокую зависимость от ближневосточной нефти, в частности за счет наращивания производства и импорта нефти из неарабских государств. В целом через систему национальных и транснациональных, международных экономических структур и организаций ими поощряются диверсификация, расширение источников добычи и предложения на мировом рынке разнообразных видов сырья.

Что касается роли индустриально развитых государств в развитии производственных мощностей по переработке сырья в самих странах-производителях, то в основном она определяется концепциями либеральной экономики (минимум вмешательства государства в дела транснационального капитала) и вместе с тем стремлением содействовать арабским странам в преодолении слаборазвитости. В русле такой политики лежат и меры, направленные на вынос за национальные границы индустриально развитых государств экологически «грязных» видов производств, к числу которых относится большинство видов первичной переработки сырья. Параллельно промышленные страны усиливают связанную с этим экологическую составляющую своей внешней политики, хотя здесь просматриваются довольно существенные различия в подходах к отдельным аспектам охраны окружающей среды. Поэтому как индустриально развитые государства, так и развивающиеся страны региона стоят перед необходимостью продолжения переговорного процесса по ограничению ущерба экологии и поиску взаимоприемлемых решений в этой области, в том числе и путем компенсаций.

Вместе с тем вышеназванные направления во внешней политике развитых государств имеют свои пределы и ограничения, связанные с особенностями отдельных стран – продуцентов сырья: уровнем и динамикой внутриполитической стабильности, продвижением по пути формирования основ рыночной экономики и гражданского общества и т.п. В предстоящие годы они будут оказывать существенное влияние на курс экономически развитых государств в отношении экспортеров сырья. Вероятно, этот курс будет характеризоваться сочетанием усиления избирательного подхода к отдельным продуцентам сырья с продолжением усилий по утверждению либеральных основ ресурсопользования через сложившиеся к началу ХХI в. международные экономические механизмы, с содействием профилактике и прекращению вооруженных конфликтов, обеспечением безопасности транспортировки сырья, прежде всего углеводородного топлива, с поощрением развития обрабатывающих мощностей в странах – производителях сырья, поддержанием стабильных цен на сырье и т.п.

В целом, в постколониальный период внешнеполитический курс индустриально развитых государств в области ресурсопользования довольно прочно опирается на сформировавшуюся современную систему мирохозяйственных связей и международного права, позволяющих в основном бескризисно обеспечивать свои интересы в этой области, прежде всего ресурсные потребности, а также (все более) направлять хозяйственное использование арабских ресурсов на цели развития стран региона. Вместе с тем проблема эффективного ресурсопользования сохраняет для стран-продуцентов свою актуальность и остроту не столько в том, что касается их отношений с основными потребителями сырьевых товаров – индустриально развитых стран, сколько в сфере создания в самих арабских государствах необходимых для этого политических, экономических и иных условий и предпосылок.

Источник

Adblock
detector