Меню

Принципы внешней политики страны

Б. Принципы внешней политики государства.

Внешняя политика базируется на определенных принципах, представляющих собой ее исходные начала, руководящие основополагающие идеи, правила которыми руководствуются субъекты внешней политики при ее планировании и организации. Эти принципы носят глобальный, международный характер. Они должны соблюдаться всеми государствами независимо от их политического строя и уровня экономического развития. В наше время они должны быть положены в основу всей мировой политики.

Первым из этих принципов является принцип приоритета во внешней политике государства общечеловеческих ценностей и интересов. Современный мир представляет собой глобальную систему тесно взаимосвязанных между собою народов и государств. Все основные стороны международных отношений – экономическая, политическая, гуманитарная, военно-стратегическая и другие могут существовать, функционировать только в тесном контакте всех субъектов мировой политики. Современные экологические, продовольственные, энергетические проблемы, реальные пути борьбы с болезнями, против международного терроризм — все это возможно лишь на основе общих, совместных усилий народов Земли.

Только при соблюдении этого принци­па каждая отдельная страна может рассчитывать на индивидуальную безопасность, суверенитете мировом сообществе.

Следующий принцип внешней политики госу­дарств в современную эпоху — принцип мирного со­существования всех народов Земли, обеспечение их сотрудничества, добрососедства на взаимовыгодной основе.

Принцип мирного сосуществования — категория конкретно-историческая. Это значит, что он имел раз­личное содержание и назначение в разные периоды истории и для разных стран. Так, для нашей страны, с октября 1917 года и до второй мировой войны вопрос о мирном сосуществовании ограничивался взаимоот­ношением СССР с государствами капиталистического мира. Целью политики мирного сосуществования было отсрочить на возможно длительный период надвигав­шуюся военную катастрофу, особенно после прихода к власти Гитлера в Германии (1933г.).

После окончания второй мировой войны, с образо­ванием союза социалистических государств в Восточ­ной Европе и Юго-Восточной Азии, а также с началом серийного производства ракетно-ядерного оружия в ряде стран противоположных военно -политических блоков (НАТО и Варшавский Договор), вопрос о недо­пущении новой войны, о мирном сосуществовании государств с различными социально-политическими системами встал особенно остро. Были приняты ряд международных документов, в которых признавалась настоятельная необходимость соблюдения всеми госу­дарствами принципа мирного сосуществования при проведении ими внешней политики.

Мирное сосуществование предполагает:

1.Отказ от войны как средства решения спорных
межгосударственных вопросов, разрешение их
путем переговоров.

2.Равноправие, взаимопонимание и доверие между
государствами, учет ими интересов Друг друга.

3.Невмешательство во внутренние дела, признание
за каждым народом права самостоятельно решать
все вопросы своей страны.

4.Строгое уважение суверенитета и территориаль­ной целостности всех стран.

5.Развитие экономического и культурного сотрудни­чества на основе полного равенства и взаимной выгоды.

6.Добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм меж­дународного права, из заключенных международных договоров.

Перечисленные положения (требования) принци­па мирного сосуществования сохраняют свою общече­ловеческую значимость и в современных условиях. Основанная на этом принципе внешняя политика го­сударств будет способствовать утверждению в между­народных отношениях политической стабильности, предсказуемости в «поведении» каждого государства, развитию доверия между народами. Только при этом условии человечество сегодня может выжить в бук­вальном смысле слова.

Рассмотренные выше оба принципа внешней по­литики государств отражают современное состояние мирового сообщества, где все страны и народы тесно взаимосвязаны друг с другом; мировые проблемы мо­гут решаться только их совместными усилиями.

Вместе с тем современный мир разделен на мно­жество государств, и каждое из них имеет собствен­ные интересы, которые оно стремится реализовать, в том числе средствами своей внешней политики.

Отсюда одним из основополагающих принципов внешней политики каждого государства является за­щита своих национально-государственных интересов, суверенитета как самостоятельного субъекта меж­дународного права.

Этот принцип весьма по-разному понимали в про­шлом и понимают сегодня правящие круги и лидеры отдельных государств. В не столь давние времена не­которые крупные державы, опираясь на свою мощь, прежде всего военную силу, стремились «доказать», что их интересы находятся в самых различных регио­нах мира и, что они силой будут реализовывать эти ин­тересы, не считаясь с интересами других народов. Это означало не что иное, как стремление к мировому гос­подству.

Известно, что идея мирового господства имела место в правительственных кругах Англии в XIX веке, когда она обладала действительно мощным военно-морским флотом и захватывала с его помощью одну колонию за другой в разных частях света. На памяти живущего ныне старшего поколения людей бредовая идея Гитлера и его сподвижников о возможности дос­тижения мирового господства Германией.

Читайте также:  Критерии выбора страны партнера

В послевоенные десятилетия идея преобладания в мире легла в основу внешней политики США. Чтобы обеспечить «американское руководство миром», Соеди­ненные Штаты объявляют зоной своих «жизненных интересов» самые различные регионы планеты, отсто­ящие географически от США порой на многие тысячи километров. Все это выходит далеко за рамки обычно­го внешнеполитического принципа государства — за­щиты своих национально-государственных интере­сов — и выступает уже как принцип обеспечения мирового господства за счет ущемления интересов других народов.

Таковы общие принципы внешней политики госу­дарств в современных условиях. Их соблюдение всеми странами мира должно носить императивный харак­тер. Только при этом условии могут быть обеспечены мир и стабильность на Земле.

Важное место в успешном проведении внешней политики любым государством занимает выработка ее общей концепции, а также планирование процесса всей внешнеполитической деятельности страны. Это планирование, как отмечается в некоторых изданиях политологической литературы, может состоять из не­скольких стадий. Во-первых, разрабатывается прогноз предполагаемого развития международной обстанов­ки в мире в целом, в отдельных регионах, где имеют место национальные интересы государства, а также отношений данной страны с некоторыми другими дер­жавами, с которыми она непосредственно граничит или связана традиционными отношениями, имеющи­ми исторический характер. Спрогнозировать внешнеполитическую ситуацию даже на ближайшую, и тем более отдаленную перспективу — дело чрезвычайно сложное. Оно может быть выполнено только хорошо подготовленными специалистами в этой области, име­ющими практический опыт внешнеполитической дея­тельности. Без всесторонне проработанного, глубоко продуманного прогноза внешняя политика государ­ства будет «блуждать в потемках», проводиться мето­дом «проб и ошибок», что обречет ее на неминуемый провал.

Во-вторых, оцениваются возможности своей стра­ны, ее материальные, культурные, демографические, морально-политические ресурсы, которые могут обес­печить результативное осуществление внешнеполити­ческого курса государства в существующих междуна­родных условиях. Не в последнюю очередь имеет зна­чение военная мощь государства, которая будет стоять за спиной дипломатии и потенциально влиять на ее успех.

В-третьих, определяются конкретные цели внеш­ней политики, ее приоритеты, перспективные на­правления по реализации национальных интересов страны. Важно, чтобы эти цели были реальными, вы­полнимыми при любых поворотах международной обстановки.

В-четвертых, разрабатывается комплексная про­грамма, система мер по реализации поставленных внешнеполитических целей. В этой программе сво­дятся воедино все мероприятия, как государственных органов, так и общественно-политических организа­ций, занимающихся внешнеполитической деятельно­стью. Программа рассчитывается или на определен­ный срок или для достижения каких-то конкретных целей[3].

Таким образом, внешняя политика государства во все времена представляла собой широкое поле деятель­ности его органов, специально создаваемых для ее проведения. Средствами внешней политики народы решали задачи по защите своих национальных инте­ресов, а некоторые государства и их лидеры этими средствами готовили агрессивные войны, захват чужих богатств и территорий. В современных условиях вне­шняя политика большинства государств мира направ­лена (должна быть направлена) на решение глобаль­ных проблем, недопущение вооруженных конфликтов, защиту интересов всего человеческого сообщества.

Источник

Внешняя политика РФ и основные принципы международного права

Ч.3 ст.80 Конституции: Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Концепция внешней политики РФ (12 июля 2008 года)- система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Дополняет Концепцию 2000 года. Признает неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН.

Цели внешней политики (не все):

· обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

· создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

· всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

· поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства.

Основные прин­ципы — обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное, содержание МП и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о прин­ципах МП, касающихся дружественных отношений и со­трудничества между государствами в соответствии с Ус­тавом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.

Читайте также:  Какая страна богатая узбекистан или таджикистан

1. Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооружен­ные силы применяются не иначе как в общих интересах.

2. Принцип мирного разрешения споров. Каждое госу­дарство разрешает свои межд. споры с другими государ­ствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и спра­ведливость.

3. Принцип уважения прав человека. ст. 55 Устава: «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной заня­тости населения и условиям экономического и социаль­ного прогресса и развития. с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. ». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один — о гражданских и политических правах, другой — об экономических, социальных и культурных правах.

4. Принцип суверенного равенства. Государства обя­заны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Все государства облада­ют равными основными правами и обязанностями.

5. Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутрен­нюю компетенцию любого государства». Указанное за­прещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.

6. Принцип территориальной целостности. Террито­рия служит материальной основой государства, являет­ся необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенно­сти государств.

7. Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме­нения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разреше­ния межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

8. Принцип равноправия и самоопределения наро­дов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осу­ществлять свое экономическое, социальное и культур­ное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

9. Принцип сотрудничества. Принцип обязывает госу­дарства сотрудничать друг с другом независимо от раз­личий их систем. Основные направления сотрудничест­ва: поддержание мира и безопасности; всеобщее уваже­ние прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.

10. Принцип добросовестного выполнения обяза­тельств по межд. праву закрепил соглашение госу­дарств о признании юридической силы за нормами МП.

Источник

1. Принципы внешней политики

1. Принципы внешней политики

1.1. Противоречия внешнеполитической концепции большевиков. Советские лидеры преследовали во внешней политике две противоречивые цели:

– подготовку мировой пролетарской революции и в то же время

– установление мирных отношений с другими государствами с целью обеспечения существования Советского государства, создания внешнеполитических условий для его экономического развития.

1.2. Концепция внешней политики Советского государства и мировая революция. В связи с переходом к НЭПу после окончания Гражданской войны начала формироваться новая внешнеполитическая концепция. Ленин настаивал на необходимости мирной передышки. Соответственно должны измениться формы борьбы с капитализмом и концепция мировой революции. Хотя ряд большевистских руководителей (Троцкий, Бухарин) заявляли о возможности «красной интервенции», Ленин, не отказываясь от идеи подготовки мировой революции, считал неизбежным переход «от штурма к осаде капиталистической крепости» (для коммунистического движения этот лозунг прежде всего означал завоевание трудящихся на свою сторону).

Вопросы внешней политики детально обсуждались на X съезде РКП(б) в 1921 г. Были поставлены следующие задачи: превратить завоеванную передышку в длительный мир для восстановления народного хозяйства, вывести страну из экономической (а для этого – из внешнеполитической) изоляции, привлечь иностранный капитал и заставить его служить целям возрождения страны.

В 1920 г. после падения советской власти в республиках Прибалтики правительство РСФСР заключило договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии, подтвердив их независимость и самостоятельность.

1.3. Трудности советской дипломатии. Стремление советского руководства преодолеть дипломатическую изоляцию затруднялось рядом факторов, таких как:

– идеологические расхождения и отсюда неприятие советского строя на Западе;

– сохранявшиеся претензии к России по царским долгам;

Читайте также:  Стыд какие страны снимали

– отрицательное отношение к государственной монополии внешней торговли;

– неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции;

– недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке, а также национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Принципы внешней политики при Николае

Принципы внешней политики при Николае От своего предшественника Александра I император Николай I унаследовал дух и букву Священного союза. Принципы его сводились к следующему:1. Священный союз европейских государств есть высшее благо, для которого возможно жертвовать

13. Принципы внешней политики Германии

13. Принципы внешней политики Германии Восемь принципов. В связи с безнадежной военной ситуацией в Германии, следующие условия должны иметься в виду при разработке будущей Немецкой внешней политики.Германия не может вызвать изменения в ее нынешней ситуации сама по себе,

Последствия рейгановской внешней политики

Последствия рейгановской внешней политики Международная политика, которую проводила администрация Рейгана, дала совершенно неожиданные, с точки зрения американских избирателей, результаты. Первый сюрприз касался взаимоотношений с Советским Союзом. Хотя президент в

Итоги внешней политики

Итоги внешней политики Итак, на юго-западных границах внешняя политика России разрешала совсем не такую задачу, какая разрешалась ею на окраине юго-восточных. Эту задачу можно выразить такими словами — призвание к политическому бытию славянских и православных племен

Задачи внешней политики

Задачи внешней политики Внешнее международное положение государства существенно изменилось под действием Смуты, стало несравненно тяжелее прежнего. Старая династия в продолжение полутора века неуклонно вела внешнюю политику в одном направлении, действовала

Значение внешней политики

Значение внешней политики Так осложнялись и затруднялись внешние отношения государства. Они оказали разностороннее действие на его внутреннюю жизнь. Учащавшиеся войны все ощутительнее давали чувствовать неудовлетворительность домашних порядков и заставляли

Становление внешней политики ФРГ

Становление внешней политики ФРГ Период с 1949 по 1955 г. можно охарактеризовать как время становления внешней политики ФРГ и обретения ею формального внешнеполитического суверенитета. Согласно Оккупационному статуту, внешняя политика была изъята из компетенции

Введение: принципы сталинской внешней политики

Введение: принципы сталинской внешней политики Нет особых оснований считать, будто Сталин в своей внешней политике следовал догме и существует прямая связь между воинственной программой ленинской работы «Империализм, как высшая стадия капитализма», задуманной в 1915 г.

Ослабление активности внешней политики

Ослабление активности внешней политики МИД во главе с бароном Сидэхарой Кидзюро оставался в дружественных отношениях с государствами — участниками Вашингтонской конференции. Тем не менее националисты выражали обеспокоенность серией случаев пренебрежительного, по их

1. Основные задачи внешней политики

1. Основные задачи внешней политики 1.1. Отражение внешней агрессии против России, что ярче всего проявилось в Отечественной войне 1812 г.1.2. Усиление влияния России в Европе, достигнутое в ходе войн против Франции, а также благодаря созданию и деятельности Священного

1. Основные задачи внешней политики

1. Основные задачи внешней политики Россия стремилась проводить активную внешнюю политику, ориентированную на гегемонию как в Европе, так и на Востоке.1.1. Сохранение Венской системы и внешнеполитического могущества России в Европе. Этому способствовали:– огромные

2. Факторы внешней политики России

2. Факторы внешней политики России 2.1. Социально-экономическое развитие России. Крепостническая Россия именно в 20—50-е гг. XIX в. все более отставала от передовых буржуазных стран Запада, а поэтому:• не могла эффективно конкурировать с Англией и Францией в торговле и в

2. Факторы внешней политики

2. Факторы внешней политики 2.1. Процесс модернизации России. Данный период российской истории носил переходный характер – осуществлялись глубокие реформы, ликвидировалась крепостническая система, проходила структурная модернизация страны. Это требовало огромного

Украшение советской внешней политики?

Украшение советской внешней политики? Любопытна и точка зрения на «уроки Карибского кризиса» очевидца и участника тех событий, политика и историка Александра Фурсенко, которому свою книгу «Адская игра» о Карибском кризисе пришлось, отметим, издавать не в Союзе, а в

6. Обзор внешней политики

6. Обзор внешней политики Что еще относится к первому периоду царствования? Николай наследовал от Александра не только совсем забытые внутренние дела (и начал здесь с наведения элементарного порядка, причем не силовыми методами), но и запутанную внешнюю политику.

Источник

Adblock
detector