Меню

Принцип правового регулирования стран

Типы и принципы правового регулирования

В теории права выделяются типы правового регулирования — общедозволительный, разрешительный и дозволительно-обязывающий.[260]

Общедозволительный тип правового регулирования «основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение», что можно выразить формулой: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Однако непонятно, в чем выражено или выражается это общее дозволение, если только не считать его абстрактной установкой, скажем, общественного и государственного правосознания.

Разрешительный тип правового регулирования, также по А.Ф. Черданцеву, «основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается». Однако столь же непонятно, в чем выражен или выражается этот общий запрет, если его также не считать абстрактной установкой того же общественного и государственного правосознания. При этом речь идет именно о типе правового регулирования, т.е. об общем правовом регулировании как целом правовом явлении в масштабах всего государственно организованного общества, но указывается, по существу, только на отдельные виды отношений и даже случаи, в которых проявляется данный тип, т.е. возникает подмена общего его частью, что относится к логическим ошибкам.

Дозволительно-обязывающий тип правового регулирования, по А.Ф. Черданцеву, основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей. И этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам, выражаясь в формуле: дозволено только то, что предписано законом. Однако здесь также усматривается подмена общего его частью.

В целом, исходя из приведенных определений, о типах правового регулирования фактически можно говорить только применительно к отдельным предметным случаям (казуальным видам общественных отношений) правового регулирования, а не о правовом регулировании как общегосударственном явлении. Хотя в юридической литературе высказано и более категоричное суждение: «Безусловно, нет таких общественных отношений, правовое регулирование которых основывалось бы на одном типе. Так и рыночные отношения регулируются на основе как общедозволительного, так и разрешительного типа.»[261]

В рассмотренных типах правового регулирования верно отражены некоторые подходы к правовому регулированию отдельно-видовых общественных отношений, которые выражены формулами-принципами: «разрешено всё, что не запрещено законом», «разрешено всё, что разрешено законом», «запрещено всё, что не разрешено законом». Такие подходы в теории права иначе называют принципами правового регулирования. При этом указывается, что принцип «разрешено всё, что не запрещено законом» находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права, а принцип «запрещено всё, что не разрешено законом» используется (в демократическом государстве) в сфере публичного права – регулировании отношений, связанных с организацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в административно-правовых, уголовно-правовых, налоговых, таможенных, процессуально-правовых и т.п. отношений.[262]

Использование данных принципов в регулировании конкретно-определенных общественных отношений (определение и осуществление необходимости и меры этого использования) связано с динамикой содержания и социально-экономических, нравственно-психологических и социально-политических условий осуществления общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

В сфере правового регулирования реализуются и иные принципы. С учетом отмеченного триединства правового регулирования (правотворчество-правореализация-правозащита) такими принципами являются: 1) правообразующие (креативные) — научность, демократизм, справедливость, гуманность, законность, системность и др.; 2) правоорганизующие — федерализм, законность, системность и др.; 3) правореализующие принципы — справедливость, гуманность, законность, обоснованность, мотивированность, системность, гласность, демократизм и др.

Некоторые из названных принципов -«сквозные»,т.е. скрепляющие все стадии правового регулирования и одновременно выражающими его единство (например, принципы законности и системности), а некоторые присущи только одной его (своей) стадии (например, обоснованность). И все эти принципы совпадают с известными (и еще разрабатываемыми) в теории права общими принципами права, являясь последними, но только в своем функциональном значении в рамках всего правового регулирования. Здесь важно отметить и признать, что данные принципы призваны быть исходными, руководящими началами (в т.ч. социально-правовыми идеями), которые должны практически определять направление и содержание правового регулирования (особенно отраслевого) во всех его стадиях, участвуя и непосредственно в нем, а не быть просто некими, как иногда думают, абстрактными идеями, благими пожеланиями, не имеющими практического значения. Допустимо предположить, что ещё не все возможные принципы правового регулирования выявлены, отражены и признаны теорией права.

И способы, и принципы правового регулирования логически связаны с государственно-правовым режимом как составляющей правовой категории «форма государства», что предполагает исследование соотношения правового регулирования (во всех его основных проявлениях) с формой государства.

Читайте также:  Страны входили состав римской империи

Понятие «правовое регулирование» находится в сложной, устойчивой связи с большинством понятий теории права и государства, которая имеет системный характер, образуя понятийный структурный ряд соответствующих правовых понятий (категорий) в виде своеобразных понятийных «матрешек»: одна категория входит в другую, другая – в третью и т.д. «Правовое регулирование» является наиболее общей, интегративной правовой категорией, уступая лишь таким максимально общим правовым категориям, как «государство», «право», «форма государства», «правовая система», «политическая система».

Данная логическая характеристика правового регулирования выражена в теории права следующим образом: «Категория «правовое регулирование» предстает как единство трех взаимосвязанных компонентов: правотворчества, реализации норм права и применения юридической ответственности – и тем самым охватывает все процессы, явления, характеризующие действие права в обществе.

Каждая категория основного структурного ряда (в теории права) в свою очередь образует самостоятельный структурный ряд. В него входят понятия, характеризующие (выражающие) структуру, содержание и форму явления, процесса, отображенного соответствующей правовой категорией.

Наиболее сложным и развитым оказывается структурный ряд, основанный на категории «правовое регулирование». Образующие его категории «правотворчество», «реализация норм права» и «юридическая ответственность» закладывают основу структурных рядов, объединяющих значительную часть понятий теории права. Так, структурный ряд «правотворчества» образуют такие категории, как «правотворческий процесс», «источники права», «система права», «система законодательства». Структурный ряд «реализации права» состоит из понятий «толкование права», «формы реализации права», «правоотношение», «юридические факты», «правомерное поведение». Структурный ряд «юридической ответственности» включает в себя такие понятия, как «правонарушение», «государственное принуждение, «применение ответственности», в т.ч. ее принципы.[263]

Таким образом, правовое регулирование в теории права и жизнедеятельности государственно организованного общества является сложным, целенаправленным и системным явлением, связанным с целым рядом других правовых явлений. Системность правового регулирования проявляется и в его внутренней структуре, состоящей из трех стадий. Включение в понимание правового регулирования наличия у него своих стадий в их единстве предполагает их соответствующее выяснение.

Источник

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПОНЯТИЕ ПРАВА

Под словом «право» в любом его значении подразумевается обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признаётся в обществе.

В то же время термин «право» может пониматься в следующих значениях:

1) в смысле обычных прав – свобода или возможность поведения, основанная на обычаях, т.е. нормах вошедших в привычку;

2) в смысле моральных прав – свобода или возможность поведения, основанная на принципах добра, справедливости;

3) в смысле корпоративных прав – свобода или возможность поведения, основанная на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных объединений, партий;

4) в юридическом смысле – свобода или возможность поведения, основанная на законе и иных официальных источниках, отличающаяся государственной защищённостью.

В юридической области термин «право» имеет несколько значений. Основных из них – два.

1) Субъективное право – свобода или возможность субъекта на юридически обеспеченное поведение (например, права собственника на владение, пользование, распоряжение имуществом).

2) Объективное право – юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (российское право), либо его часть (гражданское право).

Между двумя названными значениями термина «право» существует тесная взаимосвязь. Субъективные юридические права (а также обязанности) возникают на основе норм объективного права. Например, гражданин имеет право на льготу по налогам в силу того, что такая льгота предусмотрена в нормах налогового права. Следовательно, объективное право есть система норм, выраженная в законах.

Таким образом, право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещённого и предписанного) поведения.

Право – сложное явление. Оно охватывает три слоя (три элемента): правовые идеи, правовые нормы, правовые отношения.

ПРИЗНАКИ ПРАВА

Признаками права являются[1]:

1) системность (упорядоченная система определённых правил поведения);

2) нормативность (право выступает как система официально признаваемых и действующих в государстве норм);

3) обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);

4) формальная определённость (право фиксируется в письменном виде в специальной форме);

5) связь права с государством (государство официально устанавливает право и обеспечивает его исполнение; право регулирует общественные отношения и служит орудием проведения в жизнь политики государства, осуществления его задач и функций);

6) выражение в праве государственной воли.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА

Читайте также:  Значение международного туризма во внешнеэкономических отношениях между странами

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Виды принципов права:

I) Общие принципы – распространяются на всю систему права и определяют её характер, содержание, наиболее важные особенности и черты:

3) социальная справедливость.

II) Межотраслевые принципы – распространяются на две или более отрасли права (например, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальное право):

1) осуществление правосудия только судом;

2) независимость судей и подчинение их только закону;

3) равенство всех перед законом и судом;

4) гласность судебного разбирательства;

5) государственный язык судопроизводства.

III) Отраслевые принципы – распространяются только на некоторые отрасли права:

1) в гражданском праве – равенство сторон в имущественных отношениях;

2) в трудовом праве – принцип свободы труда;

3) в земельном праве – целевой характер использования земли.

ФУНКЦИИ ПРАВА

Функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Общесоциальные функции права:

1) Экономическая (право, устанавливая правила игры в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.);

2) Политическая (право закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и т.п.);

3) Воспитательная (право, отражая определённую идеологию, оказывает специфические педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

4) Коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом).

Специально-юридические функции права:

1) Регулятивная – упорядочение общественных отношений путём закрепления существующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция, например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию, распоряжению имуществом) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функций, например, возложение обязанности платить налоги);

2) Охранительная – установление юридических гарантий, мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи права, всей системы правовых средств воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание, запрещение.

1) Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определённые действия в собственных интересах.

Дозволение может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные действия, указанные в законе или договоре.

3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении из которого путём запрещения делается исключение. Его формулировка: дозволено всё, кроме того, что запрещено (например, в гражданском праве).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещённое поведение разрешается. Его формулировка: запрещено всё кроме прямо разрешённого. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия – запрещены. (Например, при применении мер юридической ответственности).

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Основными элементами механизма правового регулирования являются:

2) юридический факт или фактический состав;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

Пять стадий механизма правового регулирования жестко связаны с его элементами.

Первая стадия – формулируется правило поведения, выраженное в нормах права.

Вторая стадия – определение специальных условий, позволяющих перейти от общих правил к более детальным. Этими специальными условиями являются юридические факты.

Третья стадия – установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Выявляется, какая из сторон имеет интерес и субъективное право, а какая – обязанность. Данная стадия воплощается в правоотношениях.

Четвёртая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей.

Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей могут выражаться в трёх формах: соблюдении, исполнении, использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещённых нормами права.

При исполнении обязанностей субъект активно действует в общественных интересах или в интересах контрсубъекта.

Читайте также:  Какие группы развивающихся стран ввозят сырье

При использовании субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы.

Пятая стадия вступает в действие, когда беспрепятственная реализация права не удаётся без соответствующей правоприменительной деятельности (например, судебное решение о признании права собственности).

В основу подразделения права на отдельные части (отрасли) положены материальный критерий – предмет правового регулирования и юридический критерий – метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – область общественных отношений, на которую направлены те или иные нормы.

Метод правового регулирования – совокупность приёмов и средств при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений.

НОРМЫ ПРАВА

Норма права – общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных официальных источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, а также запрещённого и предписываемого поведения субъектов.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1) Гипотеза – часть нормы, указывающая на условия её действия.

2) Диспозиция – часть нормы, указывающая на содержание самого правила поведения, т.е. на юридические права и обязанности.

3) Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, наступающие при её несоблюдении.

По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по отраслям права, например: нормы конституционного права, нормы административного права, нормы уголовного права, нормы гражданского права и т.д.

По функциям права выделяют регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путём предоставления субъектам прав и возложения на них обязанностей.

Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

По характеру содержащихся предписаний регулятивные нормы подразделяются на три вида:

1) Обязывающие – устанавливающие обязанность лица совершать определённые положительные действия;

2) Запрещающие – устанавливающие обязанность лица воздерживаться от действий определённого рода;

3) Управомочивающие – устанавливающие субъективные права с положительным содержанием, т.е. управомочивающие на совершение действий, предусмотренных нормой.

По специализации предписания:

1) Общие (общезакрепительные) – направленные на фиксирование в общем виде определённых элементов регулируемых отношений. Например, нормы общей части УК РФ, устанавливающие единые признаки преступления;

2) Дефинитивные – направленные на закрепление в обобщённом виде признаков данной правовой категории. Например, понятие сделки в ГК РФ;

3) Декларативные (нормы-принципы) – формулирующие правовые принципы (общие, отраслевые) и задачи данной совокупности юридических норм. Например, цели и задачи трудового законодательства;

4) Коллизионные – указывающие на нормы (закон, правовую систему), которые должны быть применены в данном случае, т.е. регулирующие выбор между нормами. Например, нормы международного частного права.

СИСТЕМА ПРАВА

Система права – это внутреннее строение права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов находящихся между собой в определённой иерархической связи.

Для уяснения структуры права необходимо рассмотреть его вертикальное и горизонтальное строение.

Вертикальное строение права предполагает рассмотрение следующих элементов:

1)Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

2) Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений (например, институт материальной ответственности в трудовом праве).

3) Норма права – обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения.

Горизонтальное строение права позволяет рассмотреть отрасли, входящие в его состав.

Материальные отрасли устанавливают права и обязанности субъектов.

Процессуальные отрасли устанавливают порядок осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

1) Конституционное право – закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Административное право – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти.

3) Гражданское право – система норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения.

4) Трудовое право регулирует трудовые и производные от них общественные отношен6ия.

5) Финансовое право – система норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовой деятельности.

6) Уголовное право – система норм, устанавливающих преступность и наказуемость деяний.

Процессуальные отрасли:

1) Уголовное процессуальное право – определяет порядок назначения наказания за совершение преступления.

2) Гражданское процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения гражданских дел в суде.

3) Арбитражное процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения хозяйственных споров.

Источник

Adblock
detector