Меню

Примеры национализации зарубежных странах

Опыт проведения приватизации и национализации за рубежом

Содержание

Опыт проведения приватизации и национализации за рубежом

Введение

Изучение опыта приватизации в экономике развитых стран, а также в странах с переходной экономикой актуально само по себе. Но для нашей страны оно имеет особое значение с тем, чтобы использовать такой опыт с учетом ошибок предшественников, адаптировать его к рыночным условиям России.

Власть и собственность выступают в одной связке: власть в любой момент может быть конвертирована в собственность и, соответственно, собственность во власть. Дискуссия о праве собственности и ее принадлежности – должна ли она быть государственной или частной – имеет долгую и не простую историю. Вопросам приватизации и национализации, а также роли государства в экономике уделялось значительное внимание в рамках таких научных направлений, как историческая школа, марксизм, кейнсианство, институционализм.

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Опыт проведения приватизации и национализации за рубежом

Национализация – средство, применяемое достаточно часто левыми силами для реализации своих предвыборных программ, – причем не только в экономической, но и в социальной сфере. Правые партии, формируя правительства, как правило, стремятся осуществить иной процесс — денационализацию (приватизацию) национализированных левыми силами отраслей 1 .

Во Франции последовательно сменяли друг друга два процесса: национализация и приватизация. 2 Традиция передачи государству основных средств производства существует во Франции давно. Национализация телефонных сетей была осуществлена еще в 1889 г. Далее две заметные “волны” национализации наблюдались в периоды Народного фронта и Освобождения. Первая — национализация “Air France” и 4-х других авиакомпаний (1936 г.), создание Национального общества железных дорог (SNCF) (1937 г.), телеграфного агентства “Havas” и Управления торговли (1940 г.). Вторая волна — национализация четырех депозитных банков, Electricite de France , Gaz de France , Парижского аэропорта и фирмы “Renault” (1945 г.), передача государству 35 страховых компаний, 6 угольных бассейнов и создание государственной компании “ Charbonnage de France ” (1946 г.). Последняя крупномасштабная национализация состоялась в начале 1980-х годов. Были национализированы крупные коммерческие банки и многие предприятия. 3

Во Франции за последние 70 лет прошли три волны национализации. Первая — до Второй мировой войны: были национализированы военная промышленность и железные дороги (1936–1937 гг.). Вторая национализация была проведена в послевоенный период. Были национализированы Французский банк, четыре депозитных банка и 34 страховых компании, а также предприятия угольной, газовой и электроэнергетической промышленности (1945–1946 гг.). Автомобильные заводы «Рено» и авиационные заводы «Гном и Рон» были фактически конфискованы за сотрудничество их собственников с фашистами.

К моменту третьего этапа национализации во Франции большинство предприятий де-факто были убыточными. Расходы на модернизацию компаний, национализированных в 1982 г., возросли почти на 42%. На осуществление структурной перестройки правительством было истрачено в 1982–1983 гг. более 100 млрд франков.

Такие крупные ассигнования обострили проблему бюджетного дефицита и занятости, т.к. в ряде случаев обновление инфраструктуры сопровождалось сокращением рабочих мест. В результате возросло количество безработных. 4

Опыт национализации был не вполне удачным с точки зрения итогов экономической политики, и привел к поражению левых партий на парламентских выборах 1986 г. Изменение состава парламентского большинства привело к тому, что парламентом, несмотря на сопротивление президента Ф. Миттерана, в 1986 г. был принят закон «О методах приватизации». Согласно правительственным декретам, приватизации подлежало 65 фирм с численностью персонала около 900 тысяч человек и капиталом в 300 млрд. франков.

Читайте также:  Культура человека это история его страны

При этом приватизации подверглись не только фирмы, национализированные в 1982 г., но и фирмы, возникшие как государственные, а также компании, национализированные в 1945 г. Вместе с тем приватизация не распространялась на естественные монополии: системы газо — и электроснабжения, телекоммуникации, железнодорожный транспорт, а также на авиационную и космическую промышленность. В дальнейшем (под давлением Европейского Союза) французское правительство вынуждено было изменить свою позицию и в этой области. 5

Таким образом, государство во Франции наиболее активно, вмешивалось в соотношение частной и государственной собственности. Процессы национализации были вызваны сильнейшими экономическими кризисами и в значительной мере стимулировали развитие французской экономики. В процессе национализации под контроль государства полностью или частично попали некоторые предприятия железнодорожного транспорта, энергетики, оборонной промышленности, авиации, некоторые страховые компании и банки. 6

Как и во многих других европейских странах, в Великобритании, обширный государственный сектор экономики образовался после Второй мировой войны. Послевоенное восстановление и реконструкция наиболее капиталоемких отраслей промышленности осуществлялись на государственные средства. В стране доля инвестиций в огосударствленные после Второй мировой войны отрасли экономики достигала 40% вложений. Для послевоенного периода характерным было и огосударствление крупных финансово-кредитных учреждений. В руках государства сосредотачивались военная, атомная промышленность, комплексные предприятия, организации и учреждения, связанные с развитием фундаментальной науки, исследованиями космоса и пр. Нередко в руки государства переходили и сырьевые отрасли, транспорт, связь. В то же время рост государственного участия в ряде отраслей вплоть до их полной национализации не был самоцелью — правительство лишь помогало перераспределять средства между отраслями в таких размерах, которых сложно было бы достичь при свободных рыночных отношениях. Поэтому когда необходимость в таких экстренных переливаниях отпала, начались обратные приватизационные процессы, потому что в новых рыночных условиях более эффективной работы можно уже было ожидать от частного капитала, а не от государственного. 7

В Великобритании национализация (через выкуп, компенсации) практически не встретила серьезного сопротивления (кроме национализации черной металлургии) вследствие низкой рентабельности национализируемых отраслей и огромных размеров компенсаций. К примеру, бывшие собственники в сфере угледобычи получили компенсацию в размере 164 млн. ф. ст., электроэнергетики — 540 млн ф. ст., газовой промышленности — 265 млн ф. ст.

С приходом к власти консервативного правительства под руководством М. Тэтчер, в 1980-е годы началась масштабная приватизация, которая длилась почти 10 лет. Начало приватизационным процессам в стране было положено в 1981 г. передачей в частную собственность компаний British Aerospace и Cable & Wireless. Были приватизированы ряд крупнейших корпораций (в том числе «Бритиш Петролеум», «Бритиш телеком»), электроэнергетика. В очередной раз подверглась приватизации черная металлургия, что принесло государству около 100 млрд. долларов США, существенно повысилась конкурентоспособность многих отраслей экономики. 8

Приватизация в Великобритании преследовала не только экономические цели, она также имела и серьезный политический подтекст, будучи составной частью общей политики кабинета М.Тэтчер. При этом в качестве одной из основных целей приватизации правительством Тэтчер было провозглашено намерение обеспечить госпредприятиям, в первую очередь тем, которые «определяли лицо» британской экономики, приток инвестиций, так как в меняющихся рыночных условиях государственный сектор уже не мог обеспечить соответствующих вложений.

В начале 1970-х гг., в Чили, пришедшая к власти в результате выборов левая коалиция во главе с президентом С. Альенде принялась активно исполнять свои предвыборные обещания, в которых главным пунктом была национализация промышленности, прежде всего медной, находившейся в руках крупных иностранных ТНК. Ответом на столь рьяные попытки возврата государственной собственности явился государственный переворот, проведенный военными во главе с генералом Пиночетом и поддержанным многими ТНК, и последующий пересмотр результатов национализации.

Читайте также:  Приведите пример полуостровных стран

Процессы национализации в конце 1940-х — начале 1950-х годов активно происходили также в Центральной и Восточной Европе. В настоящее время признается, что была допущена поспешность в обобществлении частного мелкотоварного сектора в сфере торговли, ремесла, услуг. На деле оказалось, что в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, уровень экономического развития которых был относительно невысоким, создание автономной экономики с многоотраслевой структурой нанесло существенный ущерб развитию этих стран, породив структурные диспропорции в экономике и социальную напряженность в обществе. Следствием этого ошибочного экономического курса, игнорировавшего национальные особенности народнохозяйственных систем и возможности международного разделения труда, стали серьезные социально — политические кризисы 1953–1956 гг. в Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии. 9

В 1950-х — начале 1960-х гг. в Египте Г. Насер, избранный президентом, стал осуществлять линию на превращение своей в достаточной степени отсталой и зависимой от других держав страны в современное суверенное государство. В политико-пропагандистских целях он решил обратиться к великой, но не осуществленной до тех пор идее предков: построить на Ниле у Асуана мощное гидросооружение, которое позволило бы использовать воды реки не только для повышения плодородия египетской земли, но и для производства электроэнергии, необходимой для развития экономики страны. Он обратился к США с просьбой предоставить Египту ссуду на эту грандиозную стройку. Речь шла о 1300 млн долларов. Правительство США выдвинуло ряд заведомо неприемлемых условий. 10

В ответ на заявления американских лидеров, объявивших о том, что они лишают Египет обещанных кредитов на строительство Ассуанской плотины, Г. Насер провозгласил о переходе компании Суэцкого канала в руки государства. 11

В целом с конца 1960-х гг. вплоть до 1990-х гг. в Египте наблюдался абсолютный прирост собственности государства, включая производственную сферу. Эти процессы разворачивались на фоне серьезных трудностей и периодических кризисных осложнений в экономике, особенно ухудшения финансовых позиций к 1990 г., когда египетский внешний долг достиг 50 млрд. долларов. Лишь после этого здесь началась приватизация, которая стала составным элементом экономической политики, причем вначале отнюдь не приоритетным, а входящим в комплексную программу реформ. 12

Страны Латинской Америки также имеют довольно большой опыт национализации, проводимой прежде всего в сфере природных ресурсов. Так, уже в 1920-е годы, например, был подписан декрет о национализации железных дорог в Мексике.

После победы революции на Кубе и прихода к власти Ф. Кастро в стране были национализированы все предприятия во всех отраслях промышленности, причем особое внимание уделялось национализации предприятий с иностранным капиталом. Начиная с 1959 г. (после свержения режима Батисты), на Кубе была проведена национализация земли, предприятий и другой собственности. В июле 1960 г. правительство Ф. Кастро объявило об окончательной национализации всех сахарных заводов и плантаций, принадлежавших американским компаниям. Это стало началом крупнейших экономических потерь США в Латинской Америке. Продолжением стала полная национализация на Острове свободы всей собственности США, совокупная стоимость которой составила около 1 млрд. долл. Американское правительство, как известно, объявило о полной экономической блокаде Кубы, прекратив все операции по фьючерсным контрактам на поставку нефти на Кубу, а также экспорт оттуда сахара. 13

В 1980-е годы пришедшие к власти военные попытались провести национализацию в Аргентине, закончившуюся полным провалом.

В наше время процессы национализации, затронувшие нефтегазовый сектор, прошли сначала в Венесуэле, а затем в Боливии. Начиная с 1998 года правительство Венесуэлы национализирует крупнейшие компании, работающие в основных секторах экономики. В 1998 г. нынешний глава Венесуэлы У.Чавес принял решение национализировать нефтяную отрасль страны. В 2004 г. им было инициировано крупное повышение налогов для иностранных компаний, добывающих нефть в бассейне реки Ориноко. 14 В 2009 г. Уго Чавес заявил, что правительство страны национализирует около 60 нефтяных компаний в целях более жесткого государственного контроля над нефтяной промышленностью страны 15 . В этом же году Чавес объявил о национализации Banco de Venezuel. В 2010 г. было национализировано все движимое и недвижимое имущество одного из крупнейших в мире производителей азотных удобрений — компании Fertilizantes Nitrogenados de Oriente (Fertinitro).

Читайте также:  Электронные почты других стран

Схожие процессы происходят в Боливии. 1 мая 2006 г. президент Боливии Э.Моралес подписал декрет о переводе газовой промышленности страны под контроль государства 16 . Контракты, заключенные в Боливии зарубежными компаниями и предоставляющие им права акционеров, признаны недействительными, поскольку они не были одобрены Конгрессом, как того требует конституция страны. В мае 2010 г. Президент Боливии заявил о национализации четырех энергетических компаний (дочернее подразделение французской GDF Suez, компания Corani, на 50% принадлежащая боливийской Inversiones Ecoenergy Bolivia S.A, Guaracachi, которой на 50% владеет британская комапния Rurelec PLC и ELFEC, которой управляют профсоюз рабочих и местные инвесторы) в рамках попыток по усилению государственного контроля в сфере экономики.

Заключение

Проведенный анализ мирового опыта, показывает, что процессы приватизации и национализации периодически проходят, как в экономически развитых, так и в развивающихся странах.Национализация обычно проводится двумя основными путями. Первый путь, практикующийся в развитых странах — на пример, Великобритании и Франции — подразумевает выплату компенсации владельцам национализированного предприятия. И второй путь, характерный, как правило, для развивающихся стран и стран, в которых произошла революция или смена политического режима, подразумевает экспроприацию частной собственности без выплаты компенсации — это СССР, страны Восточной Европы, Египет, страны Латинской Америки и ряд других.

Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован, главным образом, исходя из того, что некоторые страны, полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста, добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали ставку на государственный сектор. Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики — стимула к максимизации прибыли.

Список литературы

Аналитическая записка «Опыт проведения национализации в некоторых зарубежных странах: правовой аспект» // Фонд развития парламентаризма в России, июнь 2003 г. // http://www.legislature.ru

Анохин М.Г., Матвеенков Д.О., Нигматулин З.Х. Политические аспекты проблемы: «Приватизация-национализация» // http://journal.orags.org/index.php?idx=6&razdel=eip

Анохин М.Г., Матвеенков Д.О., Нигматуллин З.Х. Приватизация в России: возможна ли «работа над ошибками» // Мир и согласие № 3 (28), 2006. — с. 36 — 51.

Великобритания: национализация и приватизация // http://bunich.ru

Лозинский С.В., Праздничных А.Н. Процессы трансформации собственности: мировой опыт // Менеджмент в России и за рубежом № 2, 1998.

Национализация в Боливии. http//www.aglob.ru, 12.05. 2006.

Национализация нефтяных компаний в Венесуэле // http://kprf.ru/international/66482.html

Национализация по латиноамерикански // «Газета.Ru». 2006. 2 мая.

Национализация Суэцкого канала. http//www.egypt best.ru/history/

Орлик И.И. Трансформации в Центральной и Восточной Европе во второй половине ХХ века // Вестник РГНФ. 2001. №1. С. 43.

Источник

Adblock
detector