Меню

Применение ндс зарубежных странах

НДС в зарубежных странах (Е. Смирнова, «Финансовая газета», N 33, август 2011 г.)

НДС в зарубежных странах

В современных налоговых системах НДС относится к одним из самых сложных и проблемных налогов.

НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 40 лет. Так, в странах Западной Европы данный налог был введен в конце 60-х гг. (Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция) и начале 70-х гг. (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург, Норвегия) прошлого века. НДС, как основной налог на потребление, взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Широкое распространение НДС стало возможным благодаря подписанию в 1957 г. в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны, его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 г. Вторая директива Совета Европейского экономического сообщества провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 г. В том же 1967 г. НДС был введен в Дании, в 1968 — в ФРГ. Шестая директива Совета Европейского экономического сообщества 1977 г. окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 г. Десятой директивой Совета Европейского экономического сообщества, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран — членов ЕЭС.

В таблице представлены ставки НДС в отдельных странах Евросоюза в настоящее время.

Минимальная, или 1-я ставка, %

Льготная, или 2-я ставка, %

Стандартная, или 3-я ставка, %

* С 2010 г. ставка НДС в Греции повышена с 19 до 21%.

В настоящее время общий механизм взимания НДС во многих странах идентичен. Как известно, плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налоговая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, как правило, не располагая квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налоговой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения малые предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.

По данным Международного валютного фонда, более 70% стран, которые ввели НДС после 1995 г., выбрали единую унифицированную ставку, что объясняется, в частности, следующим: многие зарубежные специалисты считают, что дифференциация ставок НДС ведет к ряду негативных последствий (к их числу относится нецелесообразность налогообложения ряда товаров с неэластичным спросом). Отмечаются также высокие издержки администрирования НДС при использовании дифференцированных ставок, значительные потери доходов бюджета, создание дополнительных условий для уклонения от уплаты налогов за счет неправомерного использования разницы ставок. Кроме того, применение льготных ставок НДС на одни товары увеличивает угрозу давления в пользу установления льгот на более широкий круг товаров и соответственно опасность дальнейшей дифференциации ставок.

Проблема унификации ставок рассматривалась на первой мировой конференции по вопросам НДС, которая состоялась в Риме в марте 2005 г. Участниками конференции был поднят вопрос о возможности обложения различных элементов потребления по различным ставкам. Кроме того, обсуждался вопрос теоретического характера, а именно соблюдение принципа эластичности спроса и принципа социальной справедливости в условиях дифференциации ставок НДС.

Принцип эластичности спроса на товары. Товары, характеризующиеся неэластичным спросом, облагаются НДС по повышенной ставке. Однако является ли такой принцип дифференциации ставок целесообразным, учитывая, что некоторые из них (например, бензин, табачные изделия, алкогольные напитки и др.) и так дополнительно облагаются акцизами?

Принцип социальной справедливости. Дифференциация ставок НДС основывается на доле расходов на те или иные товары в структуре расходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения. Так, социально значимые товары, которые преобладают в структуре расходов малообеспеченного населения, должны облагаться по пониженным льготным ставкам, в то время как предметы роскоши, на которые приходится значительная доля расходов обеспеченных слоев, наоборот, по повышенным ставкам.

Такой подход, однако, несет в себе внутреннее противоречие, поскольку, даже если малообеспеченные слои населения тратят на какой-то определенный вид товара большую долю своих расходов, абсолютная величина таких расходов все равно окажется меньшей по сравнению с расходами наиболее обеспеченных слоев.

В связи с этим интересными являются результаты расчетов Международного валютного фонда: из каждых 100 долл., «сэкономленных» при приобретении некоторого товара, облагаемого по льготной ставке; 15 долл. «экономит» 30% наиболее бедного населения и 45 долл. — 30% наиболее богатого. Таким образом, принцип социальной справедливости, положенный в основу рассматриваемой дифференциации ставок, изначально не соблюдается.

В качестве более эффективного средства достижения поставленной цели является минимизация льготных ставок НДС с одновременным использованием дополнительно мобилизованных за счет этого средств на выплату целевых пособий малообеспеченным слоям населения. Особенно это актуально для развивающихся стран со слабым налоговым администрированием.

Большинство стран, которые когда-то сделали выбор в пользу дифференцированной шкалы ставок НДС, не спешат отказываться от нее, предпочитая совершенствовать администрирование налога, а не изменять ставки.

Читайте также:  Австралия интересные факты этой страны

к.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение»

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

«Финансовая газета», N 33, август 2011 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета «Финансовая газета»

Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО «Международная Медиа Группа»

Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.

Источник

НДС в зарубежных странах

«Финансовая газета», 2011, N 33

В современных налоговых системах НДС относится к одним из самых сложных и проблемных налогов.

НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 40 лет. Так, в странах Западной Европы данный налог был введен в конце 60-х гг. (Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция) и начале 70-х гг. (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург, Норвегия) прошлого века. НДС, как основной налог на потребление, взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Широкое распространение НДС стало возможным благодаря подписанию в 1957 г. в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны, его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 г. Вторая директива Совета Европейского экономического сообщества провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 г. В том же 1967 г. НДС был введен в Дании, в 1968 — в ФРГ. Шестая директива Совета Европейского экономического сообщества 1977 г. окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 г. Десятой директивой Совета Европейского экономического сообщества, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран — членов ЕЭС.

В таблице представлены ставки НДС в отдельных странах Евросоюза в настоящее время.

С 2010 г. ставка НДС в Греции повышена с 19 до 21%.

В настоящее время общий механизм взимания НДС во многих странах идентичен. Как известно, плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налоговая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, как правило, не располагая квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налоговой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения малые предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.

По данным Международного валютного фонда, более 70% стран, которые ввели НДС после 1995 г., выбрали единую унифицированную ставку, что объясняется, в частности, следующим: многие зарубежные специалисты считают, что дифференциация ставок НДС ведет к ряду негативных последствий (к их числу относится нецелесообразность налогообложения ряда товаров с неэластичным спросом). Отмечаются также высокие издержки администрирования НДС при использовании дифференцированных ставок, значительные потери доходов бюджета, создание дополнительных условий для уклонения от уплаты налогов за счет неправомерного использования разницы ставок. Кроме того, применение льготных ставок НДС на одни товары увеличивает угрозу давления в пользу установления льгот на более широкий круг товаров и, соответственно, опасность дальнейшей дифференциации ставок.

Проблема унификации ставок рассматривалась на первой мировой конференции по вопросам НДС, которая состоялась в Риме в марте 2005 г. Участниками конференции был поднят вопрос о возможности обложения различных элементов потребления по различным ставкам. Кроме того, обсуждался вопрос теоретического характера, а именно соблюдение принципа эластичности спроса и принципа социальной справедливости в условиях дифференциации ставок НДС.

Принцип эластичности спроса на товары. Товары, характеризующиеся неэластичным спросом, облагаются НДС по повышенной ставке. Однако является ли такой принцип дифференциации ставок целесообразным, учитывая, что некоторые из них (например, бензин, табачные изделия, алкогольные напитки и др.) и так дополнительно облагаются акцизами?

Принцип социальной справедливости. Дифференциация ставок НДС основывается на доле расходов на те или иные товары в структуре расходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения. Так, социально значимые товары, которые преобладают в структуре расходов малообеспеченного населения, должны облагаться по пониженным льготным ставкам, в то время как предметы роскоши, на которые приходится значительная доля расходов обеспеченных слоев, наоборот, — по повышенным ставкам.

Такой подход, однако, несет в себе внутреннее противоречие, поскольку, даже если малообеспеченные слои населения тратят на какой-то определенный вид товара большую долю своих расходов, абсолютная величина таких расходов все равно окажется меньшей по сравнению с расходами наиболее обеспеченных слоев.

Читайте также:  Страны центральной азии после распада ссср

В связи с этим интересными являются результаты расчетов Международного валютного фонда: из каждых 100 долл., «сэкономленных» при приобретении некоторого товара, облагаемого по льготной ставке, 15 долл. «экономят» 30% наиболее бедного населения и 45 долл. — 30% наиболее богатого. Таким образом, принцип социальной справедливости, положенный в основу рассматриваемой дифференциации ставок, изначально не соблюдается.

В качестве более эффективного средства достижения поставленной цели является минимизация льготных ставок НДС с одновременным использованием дополнительно мобилизованных за счет этого средств на выплату целевых пособий малообеспеченным слоям населения. Особенно это актуально для развивающихся стран со слабым налоговым администрированием.

Большинство стран, которые когда-то сделали выбор в пользу дифференцированной шкалы ставок НДС, не спешат отказываться от нее, предпочитая совершенствовать администрирование налога, а не изменять ставки.

Источник

НДС и практика его взимания в зарубежных странах

Главная > Реферат >Финансы

1 НДС и практика его взимания в зарубежных странах………….…….…..4-12

2 Сравнение налогообложения доходов физических лиц в России и Франции………………………………………………………………..……..12-20

Список использованных источников…………………………………………..21

Налоги сегодня – сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. И это далеко не весь список возможностей, которые открывает использование налогов.

В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики), особенно актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Одним из налогов играющих важную (и, возможно, важнейшую) роль в данной системе является налог на добавленную стоимость.

В Россию он пришел сравнительно недавно, и в процессе его применения возникает очень много проблем. Пути их решения логично было бы искать в странах, уже имеющих большой опыт применения НДС. Но даже переняв долю опыта, его применение в условиях российской экономики не дает желаемых результатов.

Поэтому актуальность данной работы я считаю очень высокой. Так как именно сегодня Правительство РФ обсуждает ту же самую проблему. И целью работы я ставлю проведение сравнительного анализа применения НДС в России и в развитых зарубежных странах.

С целью реализации вышеуказанной цели ставлю следующие задачи: изучить сущность налогообложения в принципе, так как это дает полное представление о сущности налогов; рассмотреть налоговую систему Российской Федерации и классификацию налогов, для представления о системе, которая существует в стране и для изучения условий применения НДС в первой части работы. Во второй части будет произведен сам процесс сравнения. Для этого будут освещены история введения НДС в России, а так же изучена практика его применения, его роль в федеральном бюджете страны и рассмотрен опыт применения НДС в зарубежных странах. Как уже было сказано, при использовании НДС на практике стали возникать проблемы и спорные ситуации. Основные их них, а так же пути их решения и перспективы налога на добавочную стоимость будут рассмотрены в третьей части работы. Выводы и результаты сравнения будут описаны в заключении работы.

При написании работы были использованы разные источники информации: это учебная литература, пресса, налоговый кодекс, законы РФ, компьютерные справочные правовые системы и прочее.

1 НДС и практика его взимания в зарубежных странах

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года.

В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 — в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.1

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 — 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 — 23%) — к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) — к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице № 1.

Читайте также:  Сша граничит по суше с тремя странами

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.

Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

Рассмотрим применение НДС в трех основных ведущих странах Европы: Германия, Франция, Великобритания.

1) Применяемая в налоговой практике Германии схема исчисления НДС проста и реально доступна каждому налогоплательщику. Пожалуй, это самый удобный вариант исчисления НДС, действующий в Европейском Союзе. НДС взимается по единой форме и построен таким образом, что все товары и услуги при одинаковой налоговой ставке, попа­дая к конечному потребителю, оказываются обремененными в одинаковом размере. Размер налога соответствует налоговой ставке, распространяющейся на товар или услугу. При этом неважно, сколько ступеней экономического развития проходит товар или услуга на пути к потребителю — налоговая кумуляция (взимание налога с налога) принципиально исключена, так как применяется практика предварительного вычета налога. Предварительный вычет дает предпринимателю право уменьшить свой НДС на суммы НДС, которые выставлены ему в счет другими предпринимателями за их налогооблагаемые обороты. В качестве предварительного налога предприниматель может вычитать НДС на товары, приобретенные внутри ЕС, а также с ввозимых товаров, уплаченный предпринимателем таможенному правлению при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС.

В Германии удельный вес НДС в доходах бюджета равен примерно 28% — второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 16%. При этом основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке 8%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. Следует отметить, что НДС имеет некоторую тенденцию к росту. Так, ранее основная ставка составляла 14%, льготная ставка — 7%. Затем основная ставка была повышена до 15, в дальнейшем до 16%. Эти изменения происходили в последние 15 лет прошлого века.

НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тысяч евро, а в текущем году не превысит 100 тысяч евро, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, он лишается при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на него счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тысяч евро, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% от расчетной суммы НДС. Указанные цифры могут меняться при формировании бюджета.

Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты НДС. Освобождены и товары, идущие на экспорт. Проводится политика поощрения малого предпринимательства, стимулирования начала процесса предпринимательской деятельности. Однако эти же предприниматели лишены права на вычет выставленных им в счетах предварительных налогов. Им самим также запрещено выставлять счета с отраженным налогом. Из-за такого отказа от предварительного вычета налогов данная ситуация может иметь для мелких предпринимателей как положительные, так и отри­цательные последствия. Резонно поэтому, что закон дает им право выбора: либо использовать возможность реализации своего права на неуплату НДС, либо отказаться от такого решения и выбрать путь налогообложения по общим правилам.

2) Именно во Франции был разработан в 1954 году. налог на добавленную стоимость. Его автором по праву считается экономист М. Лоре. Впервые в бюджете Франции НДС появился в 1958 году.

В отличие от большинства западных стран, где ведущее место в доходах бюджета пря подоходному налогу с физических лиц, во Франции, как и в России сегодня, ведущим звеном бюджетной системы выступает НДС. Его доля в доходах бюджета превышает 40%. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Что касается импортных операций, то они подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.

Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины, исключая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

Источник

Adblock
detector