Меню

При помощи руководства страны

Как Сталин ответил на план Маршалла

70 лет назад, 18 января 1949 года, в Москве были подписан протокол о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Сталин ответил на неоколониальный план Маршалла, ведущий к экономическому порабощению Европы.

В первые годы после Второй мировой войны Советский Союз оказал беспрецедентную помощь странам Восточной Европы. С помощью Великой России (СССР) там быстро восстановили и стали развивать энергетику, промышленность, транспортную сеть. Была устранена угроза послевоенного голода, хронического недоедания и распространения эпидемий, что могло унести ещё миллионы жизней. Стал расти уровень жизни, вводились широкие социальные гарантии. К сожалению, в нынешней Восточной Европе об этом предпочитают не вспоминать. Хотя материальная помощь СССР (и это в условиях необходимости восстановления собственного хозяйства) спасла миллионы людей в послевоенной Европе.

США же использовали бедствия Европы от большой войны для закабаления Старого Света. Необходимо помнить, что хозяева Лондона и Вашингтона сами подготовили и организовали Вторую мировую войну с помощью фашистских и нацистских режимов Италии и Германии. Англия и США, по сути, создали «чёрную чуму» — немецкий нацизм, чтобы развязать новую мировую бойню и выйти из очередного кризиса капитализма. Война должна была привести к большому разрушению Европы и краху советской (русской) цивилизации. Это позволяло хозяевам США и Англии (глобальной мафии) завершить строительство «нового мирового порядка» и сокрушить тысячелетнего геополитического противника Русь-Россию, уничтожить советский (русский) проект, который позволял провести глобализацию планеты на основе социальной справедливости, нравственной концепции жизнеустройства.

Сокрушить советскую цивилизацию не удалось. Однако Европа стала полем боя и была в руинах. Это позволило произвести перезагрузку капиталистической (паразитарно-грабительской) системы и подчинить элиты и государства Старого света доминирующей силе западного проекта – хозяевам Лондона и Вашингтона. Планы хозяев Британии и США были масштабными. В частности, Германию планировали расчленить и разделить на несколько зависимых стран, полностью лишить её военно-промышленного потенциала, обескровить германский народ (голод, лишения и пр. бедствия вели к депопуляции немцев). Только жесткая позиция Москвы спасла Германию и немецкий народ от наиболее мрачного и жесткого сценария.

Однако США, которые после мировой бойни, стали «старшим партнером» в тандеме Лондон – Вашингтон, смогли экономически, а значит и политически подчинить себе страны Западной Европы. Доктрина подчинения стран Старого света долговременным интересам Вашингтона была названа по фамилии тогдашнего госсекретаря США, генерала Джорджа Маршалла. Она была принята летом 1947 года и её реализация началась в 1948 году. Маршалл же разработал и концепцию блока НАТО, созданного весной 1949 года. С этого времени США подчинили себе Западную Европу и военном отношении – эта ситуация сохраняется вплоть до настоящего времени. В целом же все эти планы и меры были частью стратегии хозяев Запада по продолжению тысячелетней войны против России-СССР – сразу же после завершения Второй мировой войны началась Третья мировая война – т. н. «холодная война». Запад уже не мог напрямую атаковать Россию, как раньше (Гитлер, Наполеон, Карл XII и т. д.), так как СССР по итогам Великой войны обладал самой мощной армией в мире и благодаря социалистическому курсу создал самодостаточное народное хозяйство, науку и образование. В прямой схватке Союз мог взять верх, поэтому война была идеологической, информационной, тайной и экономической.

США под видом бескорыстной якобы экономическо-финансовой помощи ставили под свой контроль внешнюю и внутреннюю политику европейских стран, а также их оборону. Что было затем закреплено в виде создания Североатлантического альянса. Не удивительно, что большую часть помощи получили военно-политические союзники США: Англия, Франция, Италия, Западная Германия и Голландия. Интересно, что значительную часть полученных от американцев финансов Лондон, Париж и Амстердам использовали для ведения неоколониальных войн в Малайе, Индокитае и Индонезии.

Глава советской державы Иосиф Сталин и министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов всё это отлично видели. Они отмечали, что с помощью финансовой удавки США вмешиваются во внутренние дела европейских стран, ставят экономику этих стран в зависимость от интересов Соединенных Штатов. В итоге Вашингтон планирует сколотить антисоветский военный блок и изолировать СССР и его союзников в Восточной Европе. Москва не ошиблась в своих прогнозах. В частности, одним из условий оказания финансовой помощи было преимущественное использование доллара США во взаиморасчётах, что вскоре привело к жесткой привязке стран Западной Европы к долларовой системе. Также устанавливалась приоритетность экспорта сырья и полуфабрикатов в Штаты, и открытие внутренних рынков для американских товаров. Кроме того, США ограничивали экономические связи со странами социалистического лагеря. В условиях, когда США имели развитую, передовую индустрию, а экономика и инфраструктура других западных стран были подорваны войной, стран – получатели кредитов превращались в экономические протектораты американской империи.

Таким образом, «План Маршалла» позволил Вашингтону подчинить себе экономически, а затем и политически, в военной сфере значительную часть Европы. А долларизация мирового хозяйства и создание блока НАТО, позволили США после уничтожения СССР и соцлагеря, стать «мировым жандармом», единственной на планете сверхдержавой.

В условиях экономического противостояния с Западом (против СССР и его союзников вводились всё новые финансово-экономические санкции), что ограничивало торговые и производственные возможности СССР и стран соцлагеря, ещё более тесное экономические и политическое сближение России и стран Восточной Европы становилось неизбежным и даже необходимым. Поэтому в 1946 – 1948 гг. в Москве и союзных столицах обсуждались долгосрочные планы экономического сближения и согласования общего развития СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Албании и Югославии. Югославский лидер Тито в итоге в 1950 году присоединился к плану Маршалла, спровоцировав разрыв политико-экономических связей с СССР и поставив Югославию в финансовую зависимость от США.

Читайте также:  Канада с какими странами граничит как называется столица

В октябре 1948 года государственные плановые комитеты СССР, Польши, Венгрии, Чехословакии и Албании приняли совместную резолюцию о целесообразности координации внешнеэкономической политики и цен во взаимной торговле. В этом же году по инициативе Сталина был разработан план совместных мероприятий по изучению и комплексному освоению сырьевой базы стран-союзников. В декабре 1948 года в Москве предали широкой огласке проект создания Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Советский Союз и его восточноевропейские союзники начали процесс создания равноправной мирохозяйственной системы. 5 января 1949 года в Москве по инициативе СССР и Румынии было созвано закрытое экономическое совещание (оно продлилось до 8 января), которое приняло решение об образовании СЭВ. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года.

Стоит отметить, что при Сталине учитывался риск превращения Советского Союза в «дойную корову» — сырьевого и особенно нефтегазового донора стран Восточной Европы. Этот замысел преобладал до начала 1960-х годов, а затем был заморожен (он сохранил силу только в Румынии и Албании, где отвергли хрущевскую десталинизацию и «перестройку»). В итоге послесталинское руководство среди множества ошибок совершило и ещё одну – стало питать страны Восточной Европы сырьем по символическим ценам и вывозить оттуда всё более широкий ряд готовой продукции и товаров почти по мировым ценам.

Таким образом, план Сталина по равномерному развитию СЭВ был нарушен. За счёт помощи и сырья Советского Союза быстро развивалась легкая, пищевая, химическая промышленность, машиностроение и т. д. социалистических стран Восточной Европы. Помощь СССР привела к успешному развитию хозяйств стран Восточной Европы и даже опережала темпы развития западноевропейских стран (это ещё с учётом более слабого довоенного развития и послевоенной разрухи стран Восточной Европы). Всё это продолжалось до развала СССР и соцлагеря. Соответственно, советское хозяйство теряло темпы развития, и советские отрасли деградировали.

К сожалению, среди забытых добрых дел России-СССР и создание СЭВ. Страны Восточной Европы и их народы не помнят, что базовые производственные, энергетические и транспортные мощности им создал или помогал построить Советский Союз (в ущерб собственному развитию).

Источник

Меры руководства страны по укреплению российской государственности.

Российское государство провозглашено и строится как демок­ратическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают наиболее важные и принципиальные черты нашего государства и составляют основы его конституционного строя.При демократическом политическом режиме, действующем в со­ответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необхо­димо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из этих принципов возво­дятся в ранг конституционных и составляют основы строя. Таким образом, основы конституционного строя* — это основ­ные принципы, начала, лежащие в основе политической системы общества, формы правления и государственного устройс­тва, отношений государства и гражданина.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

· права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;

· народовластие и республиканская форма правления;

· политическое и идеологическое многообразие;

· единство экономического пространства и свобода экономи­ческой деятельности;

· социальный характер государства;

· светский характер государства;

· признание и гарантирование местного самоуправления.

Все эти положения собраны в Главе I Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона и им не могут противоречить никакие дру­гие его нормы. Положения главы в Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений — возможно только при­нятие новой Конституции.

Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республи­канской формой правления.

Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и поли­тического плюрализма, разделения властей, а также местного са­моуправления.

Конституция РФ закрепляет основные политические права че­ловека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении де­лами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Пра­ва и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

Единственным источником власти в России, носителем ее суве­ренитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Наро­довластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами. Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Характерным атрибутом демократического государства являет­ся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может ус­танавливаться в качестве государственной или обязательной. Дан­ный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффектив­ности народовластия, вовлечению в политическую деятельность бо­лее широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти.

Читайте также:  Водные ресурсы стран центральной азии

Государственная власть в Российской Федерации осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .

Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разгра­ничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республи­ками, краями, областями, городами федерального значения, авто­номной областью, автономными округами и местным самоуправлени­ем.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство самоогра­ничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.

Правовое государство — это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе стро­ится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри­тории России.

Основы государственного, территориального устройства Рос­сии определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принци­пе федерализма.

Российский федерализм — это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация госу­дарственной власти и распределение ее по регионам является важ­ной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация еди­ной государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и ее субъектами и органа­ми местного самоуправления.

Конституция РФ установила в Россииреспубликанскую форму правления. Российская Федерация — смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и прези­дентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляется выбор­ными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения прин­ципа народовластия.

Конституция РФ устанавливает, что Россия — это светское государство . Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиоз­ные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероис­поведания.

Статья 7 Конституции РФ закладывает в основу конституцион­ного строя понятие «социальное государство«, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который бы характеризовался ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Основной Закон исходит из того, что обеспече­ние достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной госу­дарственности состоит в том, чтобы создать для этого необходи­мые условия.

Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собс­твенность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различ­ных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со ст. 6 Конституции это: частная, государствен­ная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить ст. 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.

Наличие в государстве конституции не означает, что в нем уже установлен конституционный строй. При конституционном строе прежде всего должно обеспечиваться подчинение государства пра­ву. Как показала практика это — длительный процесс, предполагающий осознанную потребность всех граждан России строго исполнять Основной Закон страны.

За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальные перемены — Конституцией гарантированы права и свободы личности, сформирована демократическая политическая система, стала реаль­ностью многопартийность. Россияне избирают Президента, депута­тов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Однако построен лишь каркас правового государства. Даль­нейшее его укрепление потребовало решения целого ряда неотлож­ных задач.

Одним из первых шагов по укреплению российской государс­твенности стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента.

13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой го­сударства своих конституционных полномочий, повышения эффектив­ности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ.

Согласно Указу, на территории страны образовано семь Феде­ральных округов — структурных единиц нового политического деле­ния России: Центральный федеральный округ, Северо-Западный фе­деральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, , Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный ок­руг.

В каждом округе Президентом назначен полномочный предста­витель, который подчинен только ему. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы госу­дарства в пределах своих «владений». В задачи этого должностно­го лица входит организация контроля за исполнением в федераль­ном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной бе­зопасности в округе, а также о политическом, социальном и эко­номическом положении дел в нем, посредничество во взаимодейс­твии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Полномочный представитель должен обеспечи­вать и реализацию кадровой политики главы государства.

Примечательно, что пятеро из семи представителей Президен­та — выходцы из силовых структур. Выдвижение на ключевые посты в государстве такого типа людей, несомненно, оправданно. Это осо­бый тип государственного человека, более дисциплинированный, сохранивший навыки управления, верящий, что власть дается не в корыстных интересах, а на благо всей страны, всего на­рода. Это еще и свидетельство того, что и простые люди, и власть стали видеть в военных свое будущее.

Читайте также:  Страны победители кубка мира по футболу

Второй шаг в укреплении нашей государственности определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда орга­нами власти на местах попираются Конституция России и федераль­ные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России. Ведь именно отсутствие в государстве единого конституцион­но-правового пространства является одним из наиболее опасных проявлений дезинтеграции. А такое пространство формируется, как известно, только при условии обеспечения в правовой системе страны реального верховенства федеральной Конституции и феде­рального права, соответствия им конституций, уставов, законов субъектов федерации. Это провозглашенное в Конституции России верховенство торпедируется многочисленными региональными норма­тивными актами, включая конституции, противоречащими федераль­ным конституционным принципам и нормам, федеральным законам, да и нередкими отклонениями от федерального права при правоприме­нении на местах. Так в 1998 году зафиксировано 2000 несоответс­твий региональных законодательств нормам федеративного, а в 2000 году — уже 6000 таких противоречий.

В большинстве республик изменения в конституции уже внесе­ны. Главное, однако, заключается в том, чтобы обеспечение вер­ховенства Конституции России, формирование единого конституционного пространства, в котором гарантируются права и интересы Федерации и ее субъектов, единые права и свободы чело­века и гражданина стали повседневной заботой всех, кто наделен соответствующими конституционными полномочиями и обязанностями,

— Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов за­конодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, су­дов, прокуратуры.

Как показала жизнь, последствия таких нарушений катастро­фичны. Из подобных, казалось бы, частных вопросов постепенно вызревает сепаратизм, который подчас становится плацдар­мом для еще более опасного зла — терроризма.

Так было и в Чечне. Ситуация в республике осложнилась настолько, что ее территория и стала таким плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Исходной причиной здесь также было отсуствие государственного единства. И Чечня 99-го напомнила о ранее совершенных ошибках. Лишь контртер­рористическая операция смогла отвести угрозу распада России. Достоинство и целостность государства помогли сохранить профес­сиональные военные.

Поэтому назрела необходимость срочной разработки правовых оснований для введения прямого федерального правления на территории субъектов Российской Федерации, где нарушаются конституционные принципы, попираются права и свободы человека. Кроме того, не­обходимо как можно быстрее законодательно закрепить систему ин­струментов федерального контроля за законностью нормативных ак­тов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, веде­ние федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление санкций за умышленное неподчинение должностных лиц правовым актам федеральных органов власти.

Следующий шаг укрепления власти в стране — реформа Совета Федерации. Президент Российской Федерации Владимир Путин не раз подчеркивал, что власть в стране должна быть работающей. Каждый должен заниматься своим делом. Законодатели и в верхней, и в нижней палатах — принимать законы. А губернаторы, на которых лежит огромная ответственность за социальное благополучие лю­дей, за успех регионального хозяйства, должны исполнять свою работу. Президентом РФ был подписан Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно закону формирование нового состава СФ должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.

Новый порядок формирования Совета Федерации предусматрива­ет, что в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ — от законодательного и исполнительного органов власти. Гла­ва исполнительной власти, то есть губернатор или президент субъекта Федерации, самостоятельно назначает члена верхней па­латы. Правда, его решение вступает в силу только в том случае, если на ближайшем заседании регионального парламента оно не бу­дет опротестовано двумя третями голосов. Представители от зако­нодательных органов избираются региональным парламентом на срок полномочий этого органа.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим или назначившим его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в кото­ром осуществлялось его избрание или назначение.

Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопрос об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о фор­ме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосу­дарственных решений. Такой формой стал Госсовет Российской Фе­дерации. В новый совещательный орган войдут руководители всех 89 регионов страны. Указ об образовании Госсовета РФ был подпи­сан Президентом Российской Федерации 1 сентября 2000 года.

Все эти меры направлены прежде всего на наведение порядка в органах власти. Но это — не конечная цель, а лишь самый пер­вый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов фе­деральной, региональных и местных властей потребуется для реше­ния других сложных задач. Главными среди них являются:

совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;

фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициа­тивы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

Эти задачи будут последовательно решаться для укрепления российской государственности.

Источник

Adblock
detector