- Законодательство зарубежных стран в области образования: основные модели
- Сборник докладов Международной научно-практической конференции
- Зарубежный опыт реализации права на образование и возможность его использования в российских условиях
- Конституционное право зарубежных стран
- Право на образование и академическая свобода
Законодательство зарубежных стран в области образования: основные модели
Национальное законодательство об образовании формируется на основе международно-правовых актов и договоров в этой сфере с учетом уровня экономического развития, культурных традиций, этнических и прочих особенностей каждого государства. Можно провести классификацию основных национальных моделей образовательного законодательства по различным критериям. В частности, в зависимости от степени ее развития и с учетом соответствия важнейшим международно-правовым нормам можно выделить страны с развитым или формирующимся законодательством об образовании. Можно выделить региональные модели: законодательство европейских стран, государств — участников СНГ, государств Латинской Америки и т.д. Можно также говорить о различиях в структуре законодательства об образовании в унитарных и федеративных государствах. В последних имеет место двухуровневая структура образовательного законодательства, включающая федеральные акты и акты субъектов РФ. В зависимости от степени воздействия религиозных институтов на сферу образования можно говорить о светском или религиозном характере системы образования и соответствующей сферы законодательства.
Структура образовательного законодательства в большинстве государств выдержана в русле-публично-правовых начал. Как правило, основные нормы о праве граждан на образование закрепляются в конституциях и находят свое дальнейшее развитие и конкретизацию в законах. Законы являются обязательным источником образовательного права как в странах романо-германской правовой системы, так и в государствах, принадлежащих к англо-саксонской правовой системе. Для стран континентального права характерно наличие подзаконных нормативных актов в системе образовательного законодательства.
Различия в структуре и содержании законодательства об образовании государств, конечно, имеются. Но образование сегодня представляет собой универсальную ценность. Мир стремится к формированию единого образовательного пространства. Особенно четко эти тенденции прослеживаются в Европе.
Аналогичные тенденции набирают силу и в рамках СНГ. Хотя в законодательстве об образовании различных государств существуют разные нормативные акты, принципы и основы регулирования отношений в этой сфере аналогичны. Так, среди государств — участников СНГ Республика Беларусь первой приняла Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития».
Стройную и логичную структуру имеет образовательное законодательство Республики Казахстан, согласно которому система образования республики выстроена аналогично российской системе образования. Закон Республики Казахстан «Об образовании» был принят 7 июня 1999 г. и впоследствии подвергался изменениям и дополнениям. Этот закон разъясняет понятие образовательного права, устанавливает принципы государственной политики в области образования и государственные гарантии прав граждан в области образования. Специальная глава посвящена правовому статусу организаций образования. Здесь устанавливается порядок их создания, реорганизации и ликвидации, лицензирование образовательной деятельности, а также общие требования по организации учебно-воспитательного процесса. Обращает на себя внимание тот факт, что дистанционное обучение рассматривается в Казахстане как форма получения образования, а в России — только как особая образовательная технология.
В указанном законе Казахстана закрепляются правовые основы профессиональной практики обучающихся, определяется содержание образовательных программ, фиксируются уровни образования, специально регулируются программы дополнительного развития для детей и юношества. Закон закрепляет основы управления системой образования и ее экономики, разграничивает компетенцию центральных и местных властей в рассматриваемой области. Специальная глава посвящена правам, обязанностям и социальным гарантиям субъектов образовательного процесса. В главе, посвященной международному сотрудничеству, особо оговариваются вопросы удовлетворения образовательных потребностей зарубежной казахской диаспоры: лица казахской национальности, не являющиеся гражданами Республики Казахстан, имеют право на получение образования в соответствии с данным законом. Закон Республики Казахстан регулирует в том числе и отношения в сфере высшего профессионального образования: специального закона о данном уровне образования нет.
Подзаконный нормативный массив представлен актами различной юридической силы: постановлениями Правительства Рес-
публики Казахстан (например, Правила лицензирования образовательной деятельности утверждены постановлением Правительства от 18 апреля 2000 г.), ведомственными нормативными актами (например, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2000 г. Правила о порядке организации деятельности гимназий) и т.д.
Вопросы для контроля
1. Назовите основные международно-правовые акты в области обра
зования.
2. Охарактеризуйте деятельность ЮНЕСКО и ее роль в формировании
международного образовательного права.
3. Какие международные акты представляют собой основу формиро
вания единого европейского образовательного пространства?
4. Дайте общую характеристику актам СНГ в области образования.
5. Какие международные договоры Российской Федерации в области
образования вы знаете? Приведите дополнительные примеры, обратив
шись к литературе и справочным правовым системам («Консультант-
плюс», «Гарант» и др.).
6. По каким основаниям может быть проведена классификация ос
новных моделей зарубежного образовательного законодательства?
Источник
Сборник докладов Международной научно-практической конференции
Зарубежный опыт реализации права на образование и возможность его использования в российских условиях
Право на образование — одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.
Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных. Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.
Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 г. содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.
Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.
Согласно ст. 7 Основного закона для Германии, все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.). Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Такое обширное регулирование содержит германская конституция.
Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, — бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.
Однако во многих конституциях право на образование по- прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:
«Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.
Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».
Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством. Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения.
Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где ч. 2-4 § 1 ст. 24 в редакции 1988 г. установили:
«Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.
Сообщество организует образование, которое является нейтральным.
Нейтральность предполагает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».
Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».
Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.
Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (59-я), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования». Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.
Что касается практики реализации конституционного права на высшее образование, то здесь сложилась немного другая ситуация, и именно отсюда можно перенять положительный опыт для России.
С целью заимствования положительного опыта автором рассматривается возможность получения бесплатного высшего образования в Германии, Франции и в Скандинавских странах (Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии), которые рассматривают право на получение бесплатного высшего образования как условие построения социального государства.
Особый интерес представляет опыт США, которые занимают первое место в мире по количеству учащейся молодежи в высших учебных заведениях, а американская система высшего образования имеет ряд отличительных особенностей.
Следует отметить, что Конституция Германии не закрепляет права на получение бесплатного высшего образования, однако Рамочный закон о высшем образовании устанавливает бесплатность получения высшего образования с ограничением по сроку обучения.
Анализ системы высшего образования Франции позволяет нам сделать вывод о том, что государственное обеспечение права на бесплатное высшее образование является долгом государства. С введением в действие в 2000 г. Кодекса образования Франция явилась лидером в вопросах кодификации образовательного законодательства.
Анализ законодательства и систем образования ряда европейских стран позволяет сделать вывод о социальной направленности государственной политики этих стран в сфере высшего образования. На практике у населения имеется возможность получения бесплатного высшего образования. Однако в каждой стране существуют свои особенности, в том числе связанные с финансированием.
Несмотря на отсутствие в ряде стран конституционной нормы, закрепляющей бесплатность высшего образования, государства рассматривают высшее образование как инвестирование в коллективное будущее обществ и наций, а не только как образование отдельного человека. Государственная политика многих стран направлена на серьезную финансовую поддержку студентов, которая выражается в предоставлении кредитов, займов, выплате стипендий и пособий, предоставлении льгот на проживание и транспорт и др.
В результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что финансирование образования осуществляется в первую очередь государством, и государство должно быть заинтересовано в максимальном доступе к бесплатному высшему образованию.
Источник
Конституционное право зарубежных стран
Право на образование и академическая свобода
Право на образование – одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.
Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных.
Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.
Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 года содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.
С правом на образование тесно связана академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным. Можно сказать, что академическая свобода – это проявление и продолжение права на распространение информации, свободы мысли и слова.
Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми. Различные взгляды, выражаемые преподавателями, побуждают учащегося самостоятельно мыслить и самостоятельно формировать свои убеждения.
Именно поэтому тоталитарные режимы, используя всеобщее образование для воспитания всего общества в желательном для правящей верхушки духе, не допускают свободы преподавания. А значит, тщетно было бы искать данную свободу в социалистических конституциях. Разумеется, свобода преподавания имеет свои пределы, установленные в конституциях. Они сводятся к запрещению внушать учащимся идеи, пропагандирующие насилие, презрение или ненависть к другим людям или народам.
Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.
Согласно ст. 7 Основного закона для Германии все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.).
Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Разрешение должно быть дано, если частные школы по своим целям обучения и оборудованию, а также по научной подготовке своих преподавателей не уступают публичным школам и не требуют различать учеников по имущественному положению их родителей. В разрешении следует отказать, если экономическое и правовое положение преподавателей недостаточно гарантировано.
Частная народная школа допускается только в случае, если управление образования признает наличие в этом особого педагогического интереса или если она по ходатайству управомоченных на воспитание лиц учреждается как общая школа, конфессиональная или неконфессиональная, и в общине нет публичной школы такого типа. Сохраняется отмена подготовительных школ.
Такое обширное регулирование содержит германская конституция. Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, – бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.
Однако во многих конституциях право на образование по-прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:
«Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.
Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».
Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством.
Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения. Это своеобразная гарантия для малолетних или несовершеннолетних лиц от равнодушия или легкомыслия родителей, которые не заботятся об образовании и воспитании своих детей, что чревато негативными последствиями не только для них, но и для общества. Асоциальное поведение нередко коррелируется с отсутствием или низким уровнем образованности.
Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где части вторая – четвертая § 1 ст. 24 в редакции 1988 года установили:
«Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.
Сообщество организует образование, которое является нейтральным.
Нейтральность предполагает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».
Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».
Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.
Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (ст. 59), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования».
Однако в предшествующей главе «Культура», определяющей государственную политику в данной области, образованию отведены пять статей (ст. 39–43). Примечательно, что они следуют за ст. 38, в которой буквально сказано следующее: «Государство ликвидирует во всех областях образ жизни старого общества и всесторонне утверждает новый, социалистический образ жизни». Роль образования в достижении этой цели очевидна и определяет содержание указанных пяти статей.
Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». В последующих статьях сказано, что государство добивается опережающего развития дела народного образования и подготовки национальных кадров, тесно сочетает общее образование с техническим, обучение – с производительным трудом.
Оно вводит для всего подрастающего поколения, не достигшего трудоспособного возраста, всеобщее обязательное 10-летнее полное среднее образование и обучает всех учащихся бесплатно. Государство развивает систему стационарного образования и различные формы образования без отрыва от производства; студентам вузов и учащимся техникумов выплачивается стипендия. Государство осуществляет обязательное годичное дошкольное образование для всех детей в детских яслях и садах за счет государственных и общественных средств.
Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.
Источник