Политическая система зарубежных стран кратко

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Политическая система

Для характеристики современного государства, для анализа его деятельности недостаточно использовать термины, относящиеся только к государству, недостаточно изучать только институты государства, государственного механизма. Для того, чтобы усвоить всю полноту деятельности государства, весь государственно–политический спектр, необходимо изучение и иных институтов общественно–политической жизни, которые также принимают участие в политике, т.е. в осуществлении государственной власти. В современном обществе политические отношения проявляют себя посредством деятельности широкого комплекса систем и организаций. Естественно, к ним относятся, прежде всего, институты государства, но, кроме этого, нужно учитывать деятельность еще и таких общественных формирований, как политические партии, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, воинские, кооперативные организации и ряд других, о которых будет идти речь ниже.

Понятие (термин) «политическая система» появился не просто для обогащения терминологии. Оно отразило важные изменения – расширение спектра государственно–политических или, точнее говоря, политико–государственных институтов. Термин «политическая система» возник в начале XX века и первоначально применялся лишь в научных трудах, а в правовой сфере почти не встречался. В отечественной (советской) научной литературе понятие политической системы появилось в 60–е годы, в эпоху, так называемой «оттепели», под влиянием западной теории, а также под влиянием работ наших соседей в зарубежных странах «социалистического содружества», которые, очевидно, быстрее подхватывали зарубежные термины.

Правовое закрепление понятия политической системы у нас произошло после принятия Конституции СССР 1977 года, потому что первая глава этой Конституции называлась «Политическая система общества». Первые определения политической системы после принятия этой конституции были достаточно лаконичны. Например, она определялась так: «Политическая система общества – это комплекс организаций, осуществляющих управление делами этого общества». Однако постепенно, и довольно быстро, было наработано немало трудов, где встречались более развернутые определения и перечислялся, более или менее, широкий круг составных частей этой системы. Попутно возникали вопросы, куда отнести такие факторы, влияющие на политическую жизнь, как политические нормы, политические традиции, политическую идеологию, средства массовой информации (иначе говоря, «систему коммуникаций») и т.д. При изучении функционирования политической системы стало вполне очевидно, что на политическую жизнь, принятие ответственных политических решений данные факторы оказывали и оказывают весьма существенное, а иногда и решающее воздействие. Необходимостью как–то обозначить активную роль этих феноменов в современной общественной жизни, стремлением увязать их с привычными звеньями политической системы (государством, партиями, общественными организациями) и объясняются долгие споры по поводу определения понятия политической системы и состава ее элементов.

Мы полагаем, что прежде, чем определить понятие «политической системы», нужно разложить его на составные части, а именно: определить, что такое «политика», что такое «система», а потом соединить эти понятия, и тогда мы получим искомый ответ.

Итак, термин «политика», очевидно, следует определять, как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, основой которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

«Системой», очевидно, следует считать совокупность взаимосвязанных элементов, которые в процессе своей деятельности, в результате осуществления своих связей выполняют определенную функцию или несколько функций.

Если объединить эти термины, то можно сформулировать следующее понятие: политическая система общества – это совокупность взаимосвязанных общественных формирований, а именно – государства, политических партий, общественных организаций или, иначе говоря, союзов и ассоциаций, посредством которых народ осуществляет свою государственную, политическую власть.

Как совместить данное определение политической системы с такими факторами политической жизни, как политические нормы, традиции; с существованием противоборствующих партий, иногда вообще противостоящих государственному механизму организаций, находящихся в подполье, ведущих партизанскую борьбу и т.д.? Полагаем, что понятие политической системы общества вместить все эти компоненты не может и не должно. В приведенном определении политической системы ключевыми словами являются слова «совокупность» и «власть». Мы полагаем, что в комплекс организаций, осуществляющих политическую власть, организации, представляющие абсолютно противоположные интересы, входить не могут.

Противоборствующие организации не допускаются в систему, иначе она не сможет работать. Такие организации могут лишь прямо или косвенно влиять на эти системы. Однако ясно и то, что при использовании политических терминов надо как–то учитывать и такие факторы, которые, не будучи элементами политической системы, являются как бы производными от этих элементов, оказывают на нее влияние, дают ей определенный импульс развития и т.д. Речь идет о нормах, традициях, средствах коммуникации, массовой информации и т.д. Где место политических идеологий, норм, традиций, политического сознания, если они не входят в рамки политической системы? По нашему мнению, такому требованию отвечает более широкое понятие политической надстройки.

Политическая надстройка – это совокупность всех элементов политической жизни конкретной страны как непосредственно реализующих власть, так и влияющих на нее, и даже, возможно, борющихся против господствующей власти, т.е. это все элементы политической жизни в широком смысле слова.

Понятие «политической надстройки» не нужно смешивать с понятием надстройки. Общее понятие «надстройка» – более широкое понятие, оно включает всю совокупность идеологических отношений и взглядов – политику, право, мораль, различные религии, философии, искусство, т.е. всю духовную сферу общества, плюс политические организации. Понятие «политической надстройки» включает лишь элементы политической жизни, т.е. это – политические институты, учреждения, организации и различные идеологии (нематериальная сфера политики). Отметим, что политические институты всегда связаны с проблемой завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политическая надстройка, а не политическая система, включает в себя все политические силы данного общества, как осуществляющие власть, так и борющиеся за нее. Именно политическая надстройка охватывает политическую идеологию, обычаи, традиции, систему коммуникации и т.д.

Политическая надстройка включает в себя политическую систему, как совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющих функцию реализации государственной власти, политические силы, борющиеся против нее, а также все материальные и нематериальные производные этих политических сил, т.е. радио, телевидение, другие средства массовой информации, политические нормы, традиции и т.п.

Возникает вопрос о политических силах, борющихся против реальной господствующей государственной власти. Образуют ли они или могут ли они образовывать какую–то контрсистему, если есть ряд общественных институтов, противостоящих господствующей власти? Однозначного ответа нет, так как он зависит от конкретной ситуации в конкретной стране.

Если организации, борющиеся против правящего режима, господствующей власти, не объединены и не оказывают существенного влияния на политические процессы и их роль ограничивается лишь сферой идеологии или участием в экономической борьбе, то говорить о политической контрсистеме невозможно. В других случаях, когда политические партии и их союзники существенно, активно влияют на политический процесс, когда имеются общественные организации, поддерживающие их, т.е. имеется некая совокупность политических организаций, противостоящих государственной власти, то можно говорить о политической контрсистеме.

Структура политических систем в отдельных странах – это не обязательно некое незыблемое явление. Эти структуры претерпевают изменения вместе с изменениями в экономике, социальной структуре, формах политических режимов и т.д.

Меняются и некоторые функции элементов политической системы, но при этом основная характеристика, основные функции самой системы существенно не меняются. Политическая система всегда имеет большую стабильность, чем ее элементы.

Мы полагаем, что при наличии комплекса факторов, необходимых для включения общественного формирования в политическую систему, решающее значение имеют не только и не столько формальное, сколько фактическое участие в реализации государственной власти. А когда мы говорим о фактическом участии в отправлении власти, то тогда есть основания включать в политическую систему некоторых зарубежных стран и полулегальные и нелегальные политические структуры. К нелегальным элементам, очевидно, можно отнести организованную преступность, к полулегальным – масонские ложи и т.п. структуры.

К числу признаков элемента политической системы, очевидно, следует отнести определенную обособленность общественного формирования, наличие собственных интересов, которые не противоречат интересам системы в целом. Поэтому мы полагаем, что в некоторых случаях в качестве элементов политической системы зарубежных стран можно выделить органы политического сыска и разведки. Их возрастающая время от времени роль в некоторых странах отмечалась и в научной литературе.

Например, при рассмотрении роли ЦРУ, ФБР в жизни США в 60–70 гг., когда Конгрессом США принимались законы для ограничения этих организаций, обнаруживается, что такое предположение заслуживает, по крайней мере, внимания и изучения.

Иногда об этих ведомствах говорят, что они являются государством в государстве, поэтому у них всегда особая роль и особое место не только в государственном механизме, но и в политической системе.

Хотя, это может показаться спорным, мы полагаем, что есть основания включать в число элементов политической системы некоторых западных стран, кроме легальных элементов, т.е. государства (это органы государственной и исполнительной власти), политических партий, различных союзов и ассоциации (прежде всего – профессиональные союзы, ассоциации промышленников, банкиров, торговцев, фонды миллионеров) в ряде случаев религиозные конфессии (исламские, буддистские, католические), организации лоббистов, в некоторых случаях – органы политического сыска, также нелегальные и полулегальные элементы (группы организованной преступности, масонские организации).

В политические системы развивающихся стран, помимо более или менее традиционных элементов, названных выше, могут входить и нетрадиционные, скажем, для Европы, элементы – такие, как армия, которая в ряде развивающихся стран имеет роль самостоятельной политической силы, родоплеменные группы (этнические группы, порождающие трайбализм), религиозные общности (например, община друзов в Ливане).

По нашему мнению, нет политических систем, ибо нет совокупности каких–то общественных формирований в развивающихся странах, где отсутствуют политические партии, союзы и ассоциации. Примерами могут служить Оман, Объединенные Арабские Эмираты или гималайское государство Бутан.

Достаточно условный характер носят политические системы стран с неразвитыми политическими традициями, например, Папуа – Новая Гвинея.

Политические системы современного мира проходят разные этапы развития, изменяются, приспосабливаются к нуждам политических элит, господствующих классов, либо после революций и переворотов ломаются, перекраиваются, заменяются новыми – меняется их состав, структура.

Изучение этих процессов – серьезная задача не только политических, но и государственных наук.

Важным понятием является понятие политического процесса. Политический процесс – это многосложный термин, но, чаще всего, его понимают, как функционирование политической системы общества и ее институтов или элементов. Под функционированием понимают как самостоятельную деятельность элементов, т.е. непосредственное отправление функций, так и взаимоотношения между элементами политической системы. Собственно говоря, во взаимоотношениях элементов политической системы и реализуются их функции.

Политический процесс регулируется как нормами конституционного права, так и иными источниками права, в том числе обычаями, традициями, судебными прецедентами и иными правовыми и даже неправовыми нормами. К неправовым нормам можно отнести нормы общественных организаций, партий, союзов, а также религиозные нормы, моральные нормы и иные правила, регулирующие поведение людей.

Конституционно–правовое регулирование касается, прежде всего, той части политического процесса, в которой участвуют самые активные элементы политической системы – государство (т.е. части государственного механизма) и примыкающие к государственным формированиям образования – прежде всего, партии. Понятие политического процесса в самом широком смысле может включать иные, более конкретные, регулируемые нормами права, процессы, как то: избирательный процесс (процедура), законодательный процесс, бюджетный процесс и т.п.

Иногда говорят о материальных нормах конституционного права и процессуальных нормах. В данном случае употребляемое нами понятие политического процесса – это очень широкое понятие, и процессуальные нормы конституционного права не могут влиять на него, а являются инструментом реализации некоторых сторон политического процесса, таких его частей, как законодательный процесс и другие, названные выше.

Источник

Читайте также:  Тип демографической политики особенности реализуют страны таблица
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Понятие партийных систем зарубежных стран.
  2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.
  3. Функции и организационная структура политических партий.
  4. Институализация политических партий.

1. Понятие партийных систем зарубежных стран

Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Для этих стран при демократическом режиме характерно наличие нескольких политических партий.

Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институ-циализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

А). Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства. В этих странах нет одной партии, которая исключительно осуществляет формирование правительства страны. Это Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.

Б). Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

Многопартийная система такого типа существует, например, в Мексике, США, Великобритании, Индии. Либо это господство одной коалиции: Германия и др.

В). Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.

В зарубежных странах действуют различные по своим социально-экономическим установкам политические партии. Их можно подразделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии.

Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов, что позволяет, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни граждан. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др.

Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

В политических системах демократических стран коммунистические партии, как правило, выступают за огосударствление экономики, в той или иной степени придерживаются идеологии марксизма-ленинизма или его модификаций.

Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. Эти партии часто являются весьма влиятельными политическими организациями. В числе католических партий можно назвать Христианско-демократический союз ФРГ (эта партия сотрудничает и с протестантской церковью), социально-христианскую и христианскую народную партии Бельгии. Конфессиональные партии могут опираться на самые различные религии. Так, партия комэйто в Японии является политической организацией религиозного буддистского общества Сока-гаккай.

В некоторых странах определенным влиянием пользуются националистические партии. Питательной базой для них являются националистически настроенные группы населения.

3. Функции и организационная структура политических партий

Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами.

Вторая функция политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

Третья функция политических партий состоит в том, что они принимают прямое или опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации. Оппозиционные партии предлагают альтернативные решения, которые могут стать правительственными в случае изменения политической ситуации.

Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Выделяют и другие функции политических партий: информационная, институциональная, коммуникативная и др.

В основу структуры положено членство. Хотя существуют партии и без официально установленного членства. Типичным примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США — республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.

Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера, например, партийное отделение или ячейка.

Главным звеном партийной структуры является комитет избирательного участка, возглавляемый участковым партийным капитаном.

В крупных городах вышестоящей партийной организацией по отношению к избирательному участку является партийный комитет квартала.

В некоторых странах создаются партийные комитеты округов — избирательных, судебных и др. Округа по своим размерам различны. Высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета).

Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет. Важное место в механизме партий занимают фракции партии в парламенте.

Общая тенденция к бюрократизации и централизации, свойственная политическим партиям, находит свое выражение в том, что количество организационно неоформленных партий неуклонно сокращается. Организационно оформленное членство с обязательной уплатой партийных взносов и обязанностью подчиняться партийной дисциплине становится обязательным атрибутом организационной структуры политических партий.

4. Институализация политических партий.

В зарубежных странах особую важность в современную эпоху приобретает институализация политических партий. Речь идет прежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности. Длительное время это было вне пределов правового регулирования государства. Политические партии рассматривались государственной властью как частные организации, подобные различного рода клубам и обществам. Положение изменилось, когда партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституционным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах.

В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий — внешний и внутренний.

Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий — съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности.

Издаваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.).

Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государственным аппаратом. Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.