Меню

Подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной индустриальной

Пользуясь таблицей 18 в приложениях подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной индустриальной. Главные направления развития производства в эпоху нтр

Деление стран на аграрные, индустриальные, постиндустриальные

Сельское хозяйство и скотоводство представлено в основном в развивающихся государствах. Дело в том, что это напрямую связано с техническим продвижением каждой конкретной страны, поэтому великие державы концентрируют своё внимание на высоких технологиях и крупных городах. В основном они закупают еду как раз у аграрных стран бедного мира. Теперь смотрим список с конкретными примерами государств, где хорошее земледелие является основой экономики.

  • Непал
  • Папуа Новая Гвинея
  • Эфиопия
  • Индия
  • Бутан

  • Страны среднего уровня уже могут позволить себе сочетать в себе индустриальные ресурсы и применять их в мировом разделении труда, для достижения высоких результатов при посадке и выращивании урожая. Любому населению становится проще, поскольку труд уже каким-либо образом автоматизирован. В качестве примера стран с развитой аграрной политикой можно отметить эти:
  • Россия
  • Китай
  • Бразилия
  • Франция
  • Германия

  • группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Новые индустриальные страны (НИС)

Исходные новые индустриальные страны:

  • НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их ещё называют «4 азиатских тигра» и «3 азиатские драконы»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику

Новейшие индустриальные страны:

  • НИС «второй волны»: Малайзия, Таиланд, Чили
  • НИС «третьей волны»: Индонезия, также Турция
  • НИС «четвертой волны»: Филиппины, также Иран

Новые индустриальные страны (НИС)

Существует две основные модели НИС:

  • Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
  • Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Новые индустриальные страны (НИС)

Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

  • демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
  • ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
  • экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;
  • активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
  • образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
  • большое внимание уделяется образованию;
  • использование высоких технологий;
  • привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
  • главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

  • высокоразвитые государства. К развитым постиндустиальным странам Запада относятся США, Япония, Западная Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль.

  • Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении труда зависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горнодобывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Саудовская Аравия занимает первое место в мире по разведанным запасам, добыче, а также по экспорту нефти. В связи с нефтяная промышленность является отраслью международной специализации этой страны.

Для выращивания чая необходима совокупность нескольких природных факторов: высота над уровнем моря, влажность, температура. Такое сочетание можно найти на о. Шри-Ланка, в связи с чем одной из главных отраслей сельскохозяйственной специализации этой страны является выращивание чая.

Задание 3. Составьте в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:

Задание 4. Пользуясь текстом учебника, нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в тексте, а также страны — члены ОПЕК. Используйте эту карту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК): Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): Канада, США, Мексика.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС): Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Задание 5. Для изучения показателей структуры ВВП отдельных стран мира (табл. 17 в «Приложениях») разбейтесь на пять групп, каждая из которых проанализирует ситуацию в одной из групп стран, включённых в таблицу. Затем сообща сравните эти пять групп и сделайте выводы. Используйте их в качестве примеров к тексту учебника.

Для наиболее отсталых стран характерна агарная структура экономики, где наблюдается значительное преобладание сельского хозяйства в структуре ВВП (50% и более) и малый процент промышленности. Примером таких стран могут быть Либерия (77% сельское хозяйство, 5% промышленность, 18% сфера услуг), Сомали (65% сельское хозяйство, 10% промышленность, 26% сфера услуг), ДР Конго (55% сельское хозяйство, 11% промышленность, 34% сфера услуг) и пр.

Задание 6. Используя табл. 18 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования.

Задание 7. Используйте рис. 19 для иллюстрации того описания тер-риториальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Территориальная структура хозяйства — это совокупность определённым образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В развивающихся странах рисунок территориальной структуры хозяйства в большинстве случаев сложился еще в колониальный период. Для него характерен низкий уровень насыщенности промышленными и сельскохо-зяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщённость отдельных частей, своего рода очаговое использование территории.

Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт.

Задание 8. Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран:

а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим городом и одновременно морским портом;

б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Ответ: а) примером таких стран могут быть: Индонезия (столица Джакарта), Тунис (столица Тунис), Аргентина (столица Буэнос-Айрес);

б) ЮАР (столица Претория – крупный порт Кейптаун), Китай (столица Пекин – порт Шанхай), Россия (столица Москва – порт Мурманск, Владивосток и пр.)

Задание 9. Пользуясь текстом учебника, сформулируйте три главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте их краткую характеристику.

Региональная политика в экономически развитых странах имеет три главных направления:

Первое направление заключается в сглаживании региональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми аграрными и депрессивными с другой.

Второе направление заключается в сдерживании гипертрофированного роста городских агломераций, особенно столичных сверхгородов.

Третье направление заключается в освоении новых районов, преимущественно окраинных, периферийных, о которых мы уже говорили.

Задание 10. Пользуясь поисковыми системами Интернета, определите акватории континентального шельфа Мирового океана, где ведётся добыча нефти и природного газа. Способом значков нанесите эти районы на контурную карту мира, проанализируйте её и сделайте выводы.

Нефть с континентального шельфа добывается в следующих регионах: Мексиканский залив (северная часть у побережья США) и около п-ва Юкатан (Мексика), у побережья Аляски (США) и Канады, в Северном море, в Персидском заливе, у западного побережья Австралии. Все эти регионы являются активными пользователями продукции нефтепереработки, что приводит их к необходимости поиска и разработки новых месторождений нефти как на суше, так и на континентальном шельфе.

Задание 11. С помощью различных источников информации подготовьте устное сообщение на тему «Инноград Сколково».

Инновационный центр «Сколково» (российская «Кремневая долина») — современный научно-технологический комплекс по разработке новых технологий (в г. Москва). На специально отведенной территории создаются особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий.

Задание 12. (Работа в тетради)

12.1. На основе приобретённых знаний охарактеризуйте (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

12.2. Подготовьте проблемное сообщение на тему «Научно-техническая революция и размещение производства».

НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Также оно влияет на размещение производства. Так экологический фактор приводит к ограничению концентрации загрязняющих производств в различных регионах и странах мира.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?

Так как революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии.

2. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?

Основное отличие постиндустриальной экономики от индустриальной — преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной.

3. Что прежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?

Наличие нескольких центров мирового хозяйства: США, Европа, Восточная Азия (Китай, Япония).

4. Что характерно для так называемого колониального типа территориальной структуры хозяйства?

Для такого типа территориальной структуры хозяйства характерно преобладание малотоварного потребительского сельского хозяйства, слабым развитием обрабатывающей промышленности и транспорта.

1. Почему в эпоху НТР отраслями «авангардной тройки» стали электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность?

Так как эти отрасли влияют на развитие других отраслей, они обеспечивают другие отрасли новыми технологиями и оборудованием.

2. Почему не были осуществлены проекты строительства супертанкеров грузоподъёмностью в 1 млн т?

Так как такие танкеры из-за своих размеров не смогли бы проходить через каналы, подплывать близко к портам выгрузки и загрузки (из-за возможности сесть на мель), также в случае аварии на таком танкере масштабы выброса нефти в море были бы ужасающие. Так крупнейшим супертанкером в мире Knock Nevis был построен в 1979 году. Его длина составляла 458,45 м, ширина — 68,86 м, осадка с грузом — 24,61 м. Таким образом данный танке не могу пройти через Суэцкий и Панамский канал, а также был ограничен в проходах через ряд проливов.

3. Какую разновидность ЭГП имел в виду Н.Н. Баранский, когда приводил примеры Москвы, Парижа, Лондона, Мадрида, Праги?

Н.Н. Баранский говорил о факторе территории, а именно о центральном положении столицы в рамках определенной государственной территории.

4. Почему добывающую промышленность часто называют пионерной отраслью?

Так как добывающая промышленность поставляет сырье для всех остальных отраслей промышленности.

5. Почему фактор наукоёмкости следует относить к числу новых факторов?

В эпоху НТР научно-техническая база становится всё более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоёмким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам — большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные «города науки».

1. Какие из перечисленных ниже районов относятся к районам нового освоения: Север Канады, Лондонский, Рурский, Север России, Запад Австралии?

Ответ: север Канада, север России.

2. Какие из перечисленных ниже морских акваторий являются главными районами добычи нефти и природного газа: Северное море, Балтийское море, Средиземное море, Персидский залив, Аравийское море, Мексиканский залив?

Ответ: Северное море, Персидский залив, Мексиканский залив.

2. Дать определение понятий: научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, территориальная структура хозяйства, региональная политика?

Научно-техническая революция — качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Географическое (территориальное) разделение труда — результат развития человеческого общества, который выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

Территориальная структура хозяйства — это совокупность определённым образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.

3. Пользуясь различными источниками информации, привести (в дополнение к учебнику) новые данные о прогрессе в технике и технологии?

В отрасли машиностроение — переход от механических способов обработки металлов к немеханическим — электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии — применение прогрессивных способов получения чугуна и пр.

4. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

а) робототехника является одной из новейших наукоёмких отраслей НТР? — УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО.

б) мировое хозяйство сложилось на рубеже XVIII и XIX вв? — УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО.

в) отраслью международной специализации Японии является угольная промышленность? — НЕВЕРНО.

Ответ: Отраслью международной специализации Япония является приборостроение и электронная промышленность.

5. Указать, какие из следующих стран входят в состав Европейского союза: Канада, Бельгия, Норвегия, Швейцария, Польша, Испания, Италия, Греция?

В состав ЕС входят: Бельгия, Польша, Испания, Италия, Греция.

6. Из приведённых ниже стран выбрать те, которые входят в состав ОПЕК: Китай, Индонезия, ОАЭ, Ливия, Алжир, Венесуэла, Мексика?

В состав ОПЕК входят: ОАЭ, Ливия, Алжир, Венесуэла.

7. Указать, какой из приведённых ниже крупных районов мира занимает первое место в валовом мировом продукте: 1) зарубежная Европа, 2) зарубежная Азия, 3) Северная Америка, 4) Латинская Америка, 5) СНГ?

Ответ: 3-Северная Америка.

8. Привести примеры районов, специализация которых во многом зависит от их природно-ресурсного потенциала?

В силу особенностей природно-ресурсного потенциала Экваториальная Африка специализируется на выращивание какао-бобов, Юго-Восточная и Восточная Азия на выращивании риса, Европа на выращивании пшеницы.

Урок 12. Мировое хозяйство в эпоху НТР

21.08.2014 9681 0

Цели: сформировать представление о типах структуры хозяйства и гео­графических моделях мирового хозяйства; дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства; дать по­нятия «региональная политика», «депрессивный район», «район ново­го освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высоко­развитый район»; развивать умения самостоятельной работы со статисти­ческим материалом, умение составлять схемы, конспекты при изучении нового материала.

Оборудование: атлас, учебник.

Тип урока: урок — лекция с элементами самостоятельной работы.

Проверка домашнего задания

Учитель проводит географический диктант.

На доске термины:

Учитель читает определения этих терминов и понятий, учащиеся вы­бирают правильные слова и в своих тетрадях расставляют цифры в том порядке, в котором о них говорит учитель, или по порядку записывают термины и понятия.

Н.Н. Баранский назвал его основным понятием экономической географии. (МГРТ.)

Оно сформировалось в конце XIX-XX в. в результате развития ма­шинной индустрии, мирового рынка и транспорта. (Мировоехозяйство.)

Коренной качественный переворот в производительных силах челове­чества, основанный на превращении науки в производительную силу. (НТР.)

Группировка стран экспортеров нефти. (ОПЕК.)

Отрасли, ориентированные на экспорт продукции. (Отрасли специ­ализации.)

Эта интеграционная группировка стран основана в 1957 году как «Общий рынок». (ЕС.)

Североамериканская ассоциация свободной торговли. (НАФТА.)

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. (АСЕАН.)

В эту группировку входят: Бразилия, Аргентина, Перу, Парагвай, Колумбия и другие страны этого континента. (ЛАИ.)

Читайте также:  Определите за какие страны выступали чемпион настольного тенниса

В эту региональную группировку входит 21 страна, в том числе и Россия. (АТЭС.)

На доске написан план изучения новой темы:

Структура мирового хозяйства:

Влияние НТР на отраслевую структуру материального производства:

а) промышленность: добывающая (1/10); обрабатывающая (9/10).

б) «авангардная тройка» —

в) сельское хозяйство: животноводство; растениеводство (технические, кормовые, овощные культуры).

г) транспорт: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный.

Географические модели мирового хозяйства:

а) двучленная: Север — Юг.

б) трехчленная: Центр, Полупериферия, Периферия.

в) десятичленная: 1) Зарубежная Европа, 2) Северная Америка, 3) Ки­тай, 4) Япония, 5) НИС Азии, 6) Индия, 7) Бразилия, 8) СНГ, 9) Страны Персидского залива, 10) Мексика.

Территориальная структура мирового хозяйства:

в развитых странах (высокий уровень зрелости) 4 типа экономичес­ких районов:

а) высокоразвитые (наукоемкие отрасли, динамичное развитие). Пример.

б) старопромышленные районы, депрессивные (старые отрасли, про­блемы: депрессия, безработица, экологические). Пример.

в) аграрные районы (отсталые, сельское хозяйство).

г) районы нового освоения (труднодоступные, с экстремальными при­родными условиями, но богаты природными ресурсами). Пример.

Сфера международного обмена товарами и услугами, в основе ко­торого лежит международное разделение труда; в узком смысле — сово­купность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-эко- номическими отношениями. Одна из предпосылок возникновения ми­рового хозяйства.

Б. Совокупность национальных хозяйств всех стран мира, их эконо­мических взаимосвязей и взаимоотношений, включающих внешнюю тор­говлю, вывоз капитала, миграции рабочей силы, заключение экономи­ческих соглашений, создание международных экономических органи­заций, обмен научно-технической информацией.

Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри стра­ны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и ре­альные (вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, стро­ительство и др.).

Г. 1) Совокупность отраслей экономики, продукция которых высту­пает в виде услуг — непроизводственная сфера;

Торговля, общественное питание, услуги по производству и ре­монту различной продукции народного потребления (одежды, обуви, предметов хозяйственного назначения и т. д.).

Д. 1) Экспортная или импортная, выдается компетентным государ­ственным органом на осуществление внешнеторговых операций.

Разрешение на использование изобретения или иного техни­ческого достижения, выдается владельцем патента.

Разрешение на ведение какой-либо деятельности, на отстрел животных и др.

Е. 1) Документ, удостоверяющий государственное признание техни­ческого решения изобретением, полезной моделью, промышленным об­разцом и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на использование указанных объектов.

Документ на право заниматься торговлей или промыслом и т. д., в некоторых государствах — на занятие определенной должности.

Задание: Ответить на вопросы блока самоконтроля и взаимного кон­троля. На обсуждение вопросов можно выделить несколько минут, дать вопросы на группу. Например, 1 группа обсуждает вопросы №№ 1, 2 из части «Как вы объясните». 2 группа обсуждает вопросы № 3, 4, 3 груп­па — вопросы № 5 «Как вы объясните» и № 1 «Как вы думаете», 4 груп­па — вопросы № 4, 5 «Как вы думаете». Учащиеся с низким уровнем умений и навыков могут найти в тексте и дать определения понятий «Мо­жете ли вы» № 2.)

ГУ. Домашнее задание

Ответить на вопросы блока самоконтроля и взаимного контроля на с. 107.

Законспектировать тему № 4. (Максаковский В.П. Географичес­кая картина мира. — Ярославль: Верхневолжское кн. изд-во, 1998.-ч.1.)

Ученик на уроке – не пассивный исполнитель, а активный участник.

Введение

Требования к современному уроку в настоящее время заставляют учителей вести поиск новых форм организации учебного процесса, которые стимулировали бы учащихся к самостоятельным решениям, к формированию собственной позиции и ее утверждению.
В период демократизации общества необходимо воспитывать, не пассивных слушателей, а активных людей, способных принимать решения и брать ответственность на себя.
Целью методов самостоятельной деятельности, применяемых на уроках, является, максимальное развитие личности, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимание роли людей и значение их деятельности в,оптимальном соотношении природы и общества, углубление чувств патриотизма и укрепления любви к своей стране, расширение знаний о природе и хозяйстве стран мира.

Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли личностью. Составными компонентами познавательной деятельности являются: объект, на который направлено действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент); понимание его сущности; знание способов действия; перенос действия в новые ситуации. Познавательная активность учащихся проявляется по-разному. Она предполагает не только активный поиск, отбор, но и оперирование способами, необходимыми для решения выдвинутых задач. Высший уровень активности подводит ученика к познавательной самостоятельности. Она характеризуется потребностью в знаниях, умение мыслить самостоятельно, способностью ориентироваться в новой ситуации, желанием глубже понять не только полученную информацию, но и способы ее добывания. В познавательной самостоятельности ученика сливаются стремление и умение действовать без чьей либо подсказки, в единстве выступают мотивационная и операционная стороны учения.

Высокий уровень познавательной деятельности учащихся отражается на организации работы, на характере педагогического руководства. Оно принимает форму управления действиями учеников. Учитель организует, направляет самостоятельную работу школьника, увеличивает число исследовательских элементов.

Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие пытливого, острого, наблюдательного ума, вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющие им самостоятельно приобретать; и анализировать новую географическую информацию из различных источников.

Научная основа методики проведения самостоятельных работ

Анализ педагогической литературы свидетельствует о различном подходе к раскрытию сущности самостоятельной работе методистами, учителями – практиками и специалистами по дидактике.

Некоторые авторы пытаются раскрыть ее через описание путей, с помощью которых можно руководить самостоятельной работой, а некоторые – через формы организации учебных занятий. Именно поэтому возникает различное определение самостоятельной работы, сводя его к методу обучения, к приему учения или к организации деятельности учащихся. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от многих факторов: характера знаний, источника знаний, условий организации и т.д. Поэтому часто возникает вопрос: что является основой, которая объединяет все перечисленные условия при определении конкретного вида самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, – что это такое?

Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенной некоторой односторонности дается в работе Б. П. Есипова.

«Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» .

При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе организуемой с учебно-воспитательными целями.

Классификация самостоятельных работ. Для раскрытия основных вдов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности, предложенную И.И. Малкиным, который выделяет следующие виды самостоятельных работ:

1. Работы репродуктивного типа:

а) воспроизводящие;
б) тренировочные;
в) обзорные;
г) проверочные.

2. Работы познавательно-поискового типа:

а) подготовительные;
б) констатирующие;
в) экспериментально-поисковые;
г) логически-поисковые.

3. Работы творческого типа:

а) художественно-образные;
б) научно-творческие;
в) конструктивно-творческие.

4. Работы познавательно-практического типа:

а) учебно-практические;
б) общественно-практические.

Примеры использования самостоятельной работы на практике

Работы репродуктивного типа

A) воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так перед изучением темы «Австралия» в курсе «География материков и океанов» 7 класс предлагаю учащимся охарактеризовать географическое положение материка. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить алгоритм работы по описанию географического положения, привести его в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

Б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а так же в процессе закрепления. Выполнение таких работ способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков связанных с изучением конкретных тем.

B) Обзорные работы. Это задание на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны. Например, при повторении темы « Природные зоны России» можно предложить учащимся составить план характеристики природной зоны.

Г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий, у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения. При изучении многих тем по физической географии необходима проверка усвоения географический номенклатуры.

Работы познавательно поискового типа

A) Подготовительные работы. При их выполнении учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Осмысление учащимися противоречий между имеющимися у них знаниями новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. Можно сказать, что самостоятельных работы данного типа особенно полезны на начальном этапе изложения нового материала.

Б) Констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых факторов явлений по их внешним признакам: наблюдение над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т.д. Подобные упражнения особенно важны в изучении географии. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает в них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении так и в процессе закрепления.

B) Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственный в зависимости, «открывают» законы и т.д. Выполнив задание, ученики делают выводы. Учитель подтверждает правильность выводов, дает определения и организует дальнейшую работу учащихся. Данный вид учебных занятий эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.

Г) Логически поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. К логически самостоятельным поисковым работам относятся задания на обобщение изученного по основным проблемным вопросам. Такие работы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения.

Работы творческого типа

A) Художественно-образные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отношении действительности. Так при работе с текстовым редактором, учащимся предлагается написать собственный рассказ, используя элементы форматирования и работы с таблицами. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

Б) Научно творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д. Примером такого задания служит создание обучающих и контролирующих программ, для школьного курса по избранному предмету. Вовлечение учащихся в подобную работу – важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.

B) Конструктивно технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ.
Учащиеся, при работе с графическим редактором могут создавать эмблемы для своей команды обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые эффекты и т.д. Этот вид учебных занятий является действенным средством политехнического образования. Работы познавательно практического типа

Работы познавательно-практического типа

A) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов, написание рефератов, сообщений и т.п.). В процессе такой работы знания, у меня и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.

Б) Общественно самостоятельные практические работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – не заменимый путь связи обучения с жизнью.

Из опыта применения и внедрения разнообразных форм самостоятельной работы учащихся

В своей практике мне приходится применять многие из названных выше типов самостоятельных работ.

Даром содержания школьной географии, как бы оно не модернизировалось, остаются основы науки, которые представлены для учащихся в источниках знаний аналогичным формам выражения научных знаний, но адаптированных для школьников в учебных картах таблицах, учебниках, экранных пособиях и т.д. Таким образом, содержание школьной географии предопределяет источники знаний и деятельность учащихся с ними под руководством учителя и самостоятельно по его заданию. Предмет изучения географии (климат, рельеф, Мировой океан и т.д.) нельзя принести в класс его заменяют многочисленные учебные пособия. И задача учителя научить ребенка самостоятельно извлекать знания из учебных пособий. Например, при изучении темы « научно техническая революция и мировое хозяйство» учащимся предлагается ряд заданий по различным источникам информации: картам, таблицам, рисункам учебника, тексту параграфа.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу «главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2. Пользуясь таблицей 15 в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

Задание 3. Используя таблицу 16 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира 10 главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования и перспективы развития.

Задание 4. Используйте рисунок 22 для иллюстрации того описания территориальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Задание 5. Пользуясь текстом учебника, сформулируйте 4 главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте им краткую характеристику.

Учащиеся 6-го класса при знакомстве с планом местности и географической картой получаю знания, самостоятельно решая ряд заданий:

Задание 1. Определить с помощью глобуса, в каком направлении от Южной Америки находится:

Задание 2. Определите кратчайшее расстояние от острова пасхи до экватора при помощи:

Задание 3. По физической карте полушарий определите, какие объекты находятся в точках с координатами:

а) 43 град. С. Ш. и 79 град З.Д.;
б) 35 град.Ю.Ш. и 59 град З.Д.;
в) 19 град Ю.Ш. и 27 град В.Д.
г) 64 град С.Ш. и 18 град З.Д..

Применяя методику самостоятельного изучения материала очень важно продумать формы урока, на которых бы обеспечивалась активная работа всех учащихся класса. Эффективность таких уроков в значительной мере зависит от подготовленности школьников работать самостоятельно. Для развития и самостоятельности и активности учащихся я использую различные формы и методы. Одной из форм работы на уроке является групповая.

Для этого я разрабатываю систему уроков сразу по всей теме. Определяю степень наиболее важных и более сложных тем, степень самостоятельности учащихся на каждом уроке подумываю связь нового материала с пройденным.

Составляю карточки для групп, каждая из которых имеет свою учебную задачу. Отмечаю, на что при ответах учащихся необходимо обратить внимание. Материал распределяю с учетом подготовленности каждого ученика. В каждой группе есть лидер, который распределяет задании. Таким образом, каждый ученик работает, и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.

Читайте также:  Рейтинг самых счастливых стран этого года

Кроме таких групп есть группа консультантов, они получают от учителя опережающее задание. Когда группы учащихся работают по заданиям, консультанты помогают им. Лидер группы, которая нуждается в помощи, поднимает красную карточку, что является сигналом о помощи. Когда же группа готова к ответу, он поднимает зеленую карточку.

Кроме того, консультанты проверяют степень готовности групп к ответу, помогают учителю принимать зачет, подводят вместе с учителем итоги урока.

Лидер, каждой группы может рекомендовать какого либо из учеников в консультанты. Этот учащийся проходит как бы стажировку, и если он справляется, то становится консультантом своей группы. Но случается и так, что в группе работает недобросовестно, тогда лидер группы направляет его на индивидуальную работу. Группы получают разные задания. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового материала, решению экономических задач и т.д.

При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся составляют графический конспект ответа. Вообще ребятам нравится работать в группе, составлять графические конспекты по темам, особенно, если они сами предлагают свои варианты. Во время обсуждения конспекта мы находим самый оптимальный вариант и берм его за основу. Часто мы работаем с блоками которые строим по плану. Опрос по блокам я провожу с помощью консультантов, оцениваю работу и отвечающих и консультантов.

В групповой форме урока, где прослеживается самостоятельность каждого учащегося относится так же и урок игра.

В командах, созданных для проведения игры, каждый ученик выполняет свою нагрузку по степени сложности, и при анализе участия в команде получает за работу отметку.
Приведу пример проведения игры « Счастливый случай» в седьмом классе.

Игра удобна тем, что в зависимости от времени, которым располагаем, можно без ущерба менять количество туров (геймов). От телевикторины наша игра отличается тем, что в ней максимально используется время, болельщики не только выслушивают ответы, но и сами принимают участие в игре. В команде знатоков 4-6 игроков, в команде болельщиков – произвольное количество. 2-3 члена жури, фиксируют количество заработанных очков и следят за временем.

Перед началом игры команды располагаются по разные стороны классной комнаты. Ведущий задает вопросы командам. Приведу пример вопросов:

Вопросы первой команде

  1. Какую область земли называют Антарктикой?
  2. Кто впервые обогнул Южную оконечность Африки? (Васко да Гама.)
  3. Как называют пересыхающее русло рек в Австралии? (крики.)
  4. Как называют ветер в пустыне? (Самун.)
  5. Какое самое распространенное полезное ископаемое в Андах? (Медь.)
  6. Назовите пустыни Африки. (Сахара, Калахари, Намиб.)

Вопросы второй команде

  1. Назовите английского ученого, посвятившего свою жизнь изучению Африки (Давид Ливингстон.)
  2. На каком материке нет землетрясений (в Антарктиде.)
  3. Как называют пересыхающие русла рек в Африке? (Вади)
  4. Как называют ураганы разрушительной силы в Америке? (Торнадо)
  5. Какая страна Африки самая богатая полезными ископаемыми (ЮАР)
  6. Назовите низменности Южной Америки. (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская.)

Вопросы первой команде во втором гейме:

1) Команда получает пакетик с зернами кофе.

Задание: назовите растение, которое дает эти плоды, его родину, технологию приготовления. (Родина кофе Африка, сейчас в основном, культивируется в Южной Америке и т.д.)

  1. Опишите, что представляет собой оазис в Сахаре?
  2. Представьте, что вы летите на самолете над экватором Африки. Увидите ли вы снег и лед? (Да, например, на г. Килиманджаро, которая находится почти на экваторе.) Высота ее большая, поэтому на вершине вечные снега и лед.)
  3. Это растение – достопримечательность государства Нибия и часто изображается на его марках. Расскажите об этом растении, (Вельвичия.)

Вопросы второй команде во втором гейме:

1) Команда получает пакетик с порошком какао, звучит тот же вопрос. (Родина какао Южная Америка, сейчас культивируется в обоих полушариях.) Учащиеся рассказывают, как выглядит плод какао, как готовят из него порошок.

  1. Опишите оазис в Антарктиде.
  2. Представьте, что вы находитесь у водопада Анхель. Сможете ли вы увидеть его весь? (Нет, так как высота водопада очень большая, полностью его увидеть нельзя, мы ведь находимся у водопада, а не над ним.)
  3. Это растение – чудо на реке Амазонке. В его названии есть слова « Корона», « Победа». Расскажите о нем. (Виктория – регия)

Количество вопросов и геймов (туров) зависит от подготовленности учащихся по данной теме и от уровня организации классного коллектива на уроке. Можно задействовать и болельщиков. Им предлагается так же серия вопросов между геймами. Наиболее активные из них получают за урок отметку.

В конце урока оцениваются все участники игры по их вкладу в работу команды. Самостоятельная работа учащихся реализуется в ходе проблемного обучения. Часто учитель, чтобы стимулировать поисковую деятельность творческое мышление учащихся создает проблемную ситуацию, организует учащихся на анализ поставленной проблемы и поиск ее решения. Однако умение самостоятельно решать проблемные ситуации необходимо формировать постепенно, показывая выполнение отдельных шагов решений, отдельных этапов исследования. В процессе выполнения проблемных заданий у учащихся происходит овладение опытом творческой деятельности. Однако для достижения ощутимых результатов обучения я применяю систему таких вопросов и заданий. В обучении географии использую следующие виды проблемных заданий:

– в основе содержания, которых лежит научная гипотеза (например, о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на земле);
– проблемный характер, которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса (например, при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического поясов Африки школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном);
– задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями, (например, известно, что чем севернее, тем природные условия Сибири более суровые, однако в 15 веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с севера на юг);
– на установление многозначных причинно – следственных связей (какие изменения произойдут на территории Амазонии, если вырубят сельву);
– требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать противоположными суждениями (увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека). Ценными результатами технологии проблемного обучения являются – осознание детьми характера своей умственной деятельности;
– формирование умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы;
– активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.

Исследования психологов показали, что для умственного развития школьников самостоятельное составление нестандартных вопросов является даже более эффективным, нежели решение предложенных учителем проблем. Поэтому наряду с постановкой перед школьниками уже готовых проблемных вопросов и заданий, рекомендуется с начального курса географии я учу детей самостоятельно придумывать нестандартные вопросы и задания, на которые нет прямого ответа в тексте учебника. Такую работу школьники выполняют с большим интересом.

В ходе решения проблемного задания вы классе с ним справляются несколько наиболее сильных учащихся. Остальные школьники в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение. В месте с тем все школьники приобщаются к творческой мыслительной деятельности.

Одной из современных форм самостоятельной исследовательской работы является подготовка творческого проекта.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей исследователи. Это особенно характерно для одаренных детей. Неуемная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяются на все сферы деятельности, что, конечно же, доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии и реализации творческих способностей ученика этот опыт имеет важное значение. Традиционный учебный процесс при этом выстроен так, что реализовать эту особенность детской природы очень сложно. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно-практических поисков. Не менее сложным оказывается для ученика проведение исследований и в других сферах жизни и деятельности. Хотя во многих психолого-педагогических работах доказано, как важны эти поиски, как ценны их результаты для развития исследовательской творческой активности учащегося. С педагогической точки зрения, неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию, или начинающий исследователь открывает уже известное, и у выдающегося ученого, сделавшего шаг в неизведанное, и у ребенка, нашедшего много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но если в первом случае главное само новое знание, то во втором – самое ценное – исследовательский опыт.

Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.

Большие возможности в этом плане имеет внеклассная, внеурочная работа с детьми. Одним из направлений такой работы является практика создания собственных творческих исследовательских проектов. Например, изучение изменений климатов Земли и в частности изменение климата в Ноябрьском регионе; использование природных ресурсов, их истощения и сохранности; экологические проблемы и экологическая ситуация в России и т.д.

Развитие творческой личности учащихся – важнейшая и сложная задача современной школы. Формирование системы знаний ученика происходит в рамках учебного процесса, а также в процессе самообразования школьников. Но самообразование есть процесс перманентный, и, на мой взгляд, он должен продолжаться и в период летних каникул, не теряя своей целенаправленности и эффективности.

Летние задания учащимся помимо задачи закрепления пройденного учебного материала имеют цель совершенствования навыков самостоятельной работы и через нее побуждают к дальнейшему самообразованию.

Известно, что существенное место в обучении физической географии занимают различные практические работы школьников на местности: метеорологические, фенологические, топографические и др. Если программные практические работы на местности выполняются учениками под непосредственным руководством учителя познавательной деятельности выходят не только на 2 ,но и на 3 уровень усвоения знаний, требующий творческого применения знаний и умений в новой учебной ситуации, самостоятельного поиска решения поставленной задачи. Учитель, не принимая в данной ситуации непосредственного участия в обучении, ставит цель реализации частично-поисковый и исследовательский методы обучения.

Предлагаемые летние задания по курсу физической географии позволяют развивать у школьников такие качества, как наблюдательность, пытливость, логическое мышление, глубокое осмысление природных явлений и процессов, а также взаимодействия человеческого общества и природной среды.

Летние задания по физической географии для учащихся 6 класса:

1. Проверить какие способы ориентирования на местности у вас лучше получаются
2. Проведите глазомерную съемку одного из ваших обычных маршрутов (вдоль реки, лесной дороги пути от железнодорожной станции к даче и др.)
3. Проведите наблюдения за погодой в течение 2-3 недель любого летнего месяца по плану и форме, которые применялись в школе.
4. Исследуйте, и составьте по плану описание родника, ручья, небольшого участка реки, озера, пруда, холма, оврага и других объектов.
5. Составьте описание одного из природных комплексов в окрестности вашего населенного пункта.
б. Прочитайте книгу о природе нашей страны. Наиболее интересные описания, цитаты, факты выпишите в тетрадь.

Летние задания по географии для учащихся 7 класса:

1. Составьте топографический план небольшого участка местности в окрестностях населенного пункта, где вы отдыхаете.
2. Составьте по плану характеристику реки, которая протекает вблизи вашего места отдыха.
3. Опишите, какие процессы, происходящие в природе, вам удалось наблюдать во время летнего отдыха (развитие оврагов, резкие подъемы воды в водоемах и т. д.)
4. 0пишите несколько природных комплексов (лесной массив, болото, участок морского побережья, поле, луг и т. д.) с анализом взаимосвязей компонентов, которые изобразите в виде схемы. Выявите степень их изменения человеком.
5.Прочтите, и напишите краткие аннотации на прочитанные книги о природе России. Соберите материалы из периодической печати об интересных географических объектах нашей страны, проблемах охраны природы.

Летние задания по географии для учащихся 8 класса:

1. Установите и опишите взаимосвязи между компонентами природы той местности, где вы отдыхали. Составьте схему этих связей.
2. Попытайтесь в течение нескольких дней предсказать погоду на следующий день, на ближайшую неделю.
3. Вспомните, под действием, каких сил формируется рельеф территории. Действие, каких из этих сил вы могли бы наблюдать или наблюдали летом?
4. Проведите экскурсию в районе вашего места отдыха с друзьями или родителями, во время которой расскажите им о компонентах природы, о ПТК местности, о влиянии человека на природу. В начале нового учебного года я провожу урок конференцию, на котором ученики рассказывают о выполнении заданий. Хорошо, когда учащиеся выполняют летние задания ежегодно с 6 по 8 кл. такая постановка самостоятельной работы поможет эффективней развивать у школьников потребность и навыки самостоятельной работы в дальнейшем.

Заключение

Организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех ее форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой и воспитать творческую личность. Нельзя не согласиться с Есиповым Б. П., что широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объем домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приемы работы по заданиям.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Самостоятельность одна из качественных характеристик интеллектуальной деятельности. В школе создается методическая система обучения, обеспечивающая развитие активности и самостоятельности познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся. Она основана:

а) на применении педагогически и психологически обоснованной системы методов и приемов, побуждающих школьников к самостоятельному применению основных логических
приемов в учебном процессе познания;
б) на использовании системы познавательных задач, усиливающих направленность мышления на раскрытие существенных сторон изучаемого материала;
в) на установке на осознание учащимися логической структуры своей познавательной деятельности и приемов умственной работы,
г) на активизации субъективных факторов, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников.

Эта система позволяет максимально использовать внутренние потребности учащихся в новых знаниях, правильно спланировать, и организовать их познавательную деятельность через самостоятельные виды деятельности и добиться высоких показателей успеваемости и качества знаний учащихся.

Составьте систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2 . Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении трудазависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горнодобывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Задание 3 . Нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в текстеучебника, а также страны — члены ОПЕК. Используйте эту карту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Задание 4. Пользуясь таблицей 15 в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

Задание 5 . Используя таблицу 16 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования и перспективы развития.

Задание 6 . Используйте рисунок 22 для иллюстрации того описания территориальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Дополнитель- Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в

ное задание которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим (усложнен- городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или ное). «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль ее морских ворот выполняет другой порт. Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Читайте также:  Штат пенджаб главная пшеничная зона этой страны

Г) на размещение отраслей добывающей промышленности большое воздействие оказывает природно-ресурсный фактор?

4. Заполнить пропуски в следующих предложениях:

А) В эпоху НТР особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более. .

Б) Н. Н. Баранский назвал географическое разделение труда. .

В) Роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране выполняет. .

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 4

Что нужно вспомнить

1. Значение и результаты Великих географических открытий XV-XVIII вв. (География, 6-7 классы; История, 7 класс). 2. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период новой истории (История, 7-8 классы). 3. Роль ЭВМ в современном обществе (Основы информатики и вычислительной техники, 9, 10 классы). 4. Понятия и термины: производственная сфера, непроизводственная сфера, отрасль народного хозяйства, межотраслевой комплекс, географическое (территориальное) разделение труда, территориальное планирование, национальный доход, концентрация.

Ведущие идеи темы IV:

1. Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой. 2. Интернационализация хозяйственной жизни приводит к созданию единой глобальной системы рыночной экономики.

Главные научные знания темы:

1.Понятие о научно-технической революции. 2. Главные направления развития производства в эпоху НТР. 3, Понятие о мировом хозяйстве. 4. Понятие о международном географическом разделении труда. 5. Международная экономическая интеграция. 6. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства. 7. Пространственные модели мирового хозяйства. 8. Территориальная структура мирового хозяйства. 9. Региональная политика. 10. Факторы размещения. 11. Ключевые слова темы: 1) научно-техническая революция, 2) мировое хозяйство , 3) география ми­рового хозяйства, 4) международное географическое разделение труда, 5) отрасль международной специализации, 6) международная экономическая интеграция, 7) аграрная структура экономики, 8) индустриальная структура экономики, 9) постиндустриальная структура экономики, 10) центр, периферия и полупериферия мирового хозяйства, 11) территориальная структура хозяйства, 12) высокоразвитый район, 13) старопромышленный район, 14) район нового освоения, 15) региональная политика, 16) фактор размещения, 17) технопарк , технополис.

^ Что нужно уметь

1. Давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий. 2. Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений. 3. Составлять письменный конспект прочитанной книги (главы, раздела). 4. Готовить проблемное сообщение по заданной теме.

Тема 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

^ БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Проанализируйте рисунок 23. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в мировом потреблении первичных энергоресурсов на протяжении XX в., установите границы этапов его развития.

^ Пользуясь таблицей 22 в «Приложениях», проведите сравнение стран по показателю душевого потребления первичных энергоресурсов. Подберите яркие примеры для иллюстрации положения учебника о больших различиях между странами по этому показателю.

Задание 2. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4 и рисунков 24 и 25, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран, «нефтяные мосты». Подумайте, о чем они свидетельствуют. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 3. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4, рисунка 26, а также таблицы 20 в «Приложениях» и карты мировой энергетики в атласе дайте развернутую характеристику мировой газовой промышленности. Выделите «первую десятку» газодобывающих стран. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

^ Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь рисунком 26, охарактеризуйте главные «газовые мосты». Какие из них осуществляются с помощью газопроводов, а какие- путем морской транспортировки сжиженного природного газа?

Задание 4. На основе текста учебника, данных таблицы 4 и рисунка 27, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой угольной промышленности. Выделите «первую десятку» угледобывающих стран, главные «угольные мосты». Какие сравнения у вас возникают в связи с этим? Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 5. Пользуясь текстом учебника , таблицей 4, таблицами 20, 23 и 24 в «Приложениях» и картой мировой энергетики в атласе, дайте характеристику мировой электроэнергетики. Сравните страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС.

Задание 6. Проанализируйте рисунок 28 и охарактеризуйте главные «железорудные мосты», сложившиеся в мировой горнодобывающей промышленности.

Задание 7. На основе текста учебника, данных таблицы 5 и рисунков 28 и 29, а также карты черной металлургии мира в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой черной металлургии. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

^ Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь картой мировой черной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1) сочетание запасов каменного угля и железной руды , 2) запасы каменного угля, 3) запасы железной руды, 4) грузопотоки угля и руды.

Задание 8. По мировой карте цветной металлургии в атласе определите главные страны выплавки тяжелых цветных металлов. По той же карте приведите примеры ориентации алюминиевой промышленности: 1) на собственное сырье, 2) на привозное сырье. Сделайте возможные выводы на основе этого анализа. Используйте также таблицы 20,25 в «Приложениях».

Задание 9. По карте мирового машиностроения в атласе и данным таблицы 6 и таблиц 20 и 26 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника. Приведите примеры, характеризующие неравномерность размещения этой отрасли в мировом хозяйстве.

^ Дополнительное задание (усложненное). По той же карте в атласе составьте в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран.

Задание 10. По карте мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 27 в «Приложениях».

Задание 11. По карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 28 в «Приложениях».

Задание 12. На основе текста учебника, данных таблицы 7, рисунков 32, 33, карты мирового сельского хозяйства в атласе и таблиц 20 и 29 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника о размещении зерновых культур. Выделите «первую десятку» стран по производству пшеницы и риса.

Задание 13. Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:

Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?

Задание 14. Используя карту мирового транспорта в атласе, сравните страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортной сетью. Приведите примеры стран, где железные дороги вообще отсутствуют.

Задание 15. С помощью таблицы 32 в «Приложениях» охарактеризуйте «первую десятку» стран мира по тоннажу морского торгового флота. По рисунку 37 определите основные направления мирового судоходства. Приведите примеры мировых портов и попробуйте объяснить их географию.

^ Дополнительное задание (для удовольствия). Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, подсчитайте, на сколько сокращается водный путь между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала. На той же карте найдите наибольшие по протяженности морские трассы.

Задание 16. Используйте рисунки 43-44 и таблицу 33 в «Приложениях» для конкретизации текста учебника. Покажите масштабы туристического бума в мире. Охарактеризуйте распределение туристов по крупным регионам.

^ Задание 17 (итоговое). 1.(Работа в тетради.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте диаграмму «Страны, занимающие первое — третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Какие вопросы можно поставить в связи с анализом этой диаграммы?

  1. Проанализируйте карты учебника и атласа, которыми вы пользовались при изучении данной темы. Определите, какие способы картографического изображения применены на них. Какую информацию они могут дать?
  2. (Работа в тетради и на контурной карте.) На основе текста учебника , таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицы «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».

Как по-вашему, можно ли считать, что перечисленные экспортные товары определяют отрасли международной специализации соответствующих стран? Нанесите эти страны на контурную карту.

  1. (Работа в тетради.) Использую знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составьте систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду» по следующей форме:
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
отраслей отраслей отраслей отраслей
Воздействие на Преимущественное Преимущественное Преимущественное
все или большин- загрязнение загрязнение воды нарушение земель
ство компонентов воздуха
окружающей среды

Пользуясь текстом учебника, проиллюстрируйте данные таблицы конкретными географическими примерами.

  1. Сформулируйте по тексту одного из параграфов темы 5 два — три вопроса, на которые в тексте нет прямого ответа. Попробуйте дать эти ответы.

6. Составьте краткий реферат одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1.Какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливно -энергетического баланса на протяжении XX в.?

  1. Почему особенно большой территориальный разрыв возник между районами добычи и потребления нефти?
  2. Почему на мировой карте машиностроения и химической промышленности развивающиеся страны образуют почти сплошное «белое пятно»?

4. Каковы основные черты размещения зерновых культур?

  1. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре экономики развитых стран Запада? О чем она свидетельствует?
  2. Можно ли утверждать, что крупный, особенно мировой, порт — это своеобразный барометр, который отражает состояние экономики страны, да и мирового хозяйства?
  3. Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, «великим путем мировой торговли»?

Знаете ли вы:

  1. Какие из перечисленных ниже стран занимают два первых места в мире по добыче угля: Канада, Китай, Великобритания, Россия, Польша, США?
  2. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку: а) черных металлов , б) цветных металлов, в) черных и цветных металлов- Россия, Украина, Канада, Замбия, Чили, Малайзия, Япония, США?
  3. Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами, являются крупнейшими в мире производителями: 1)картофеля, 2) сои, 3)подсолнечника, 4) сахарной свеклы, 5) сахарного тростника, 6) чая, 7) кофе, 8) какао, 9) хлопка-волокна?
  4. Какие пять из перечисленных ниже стран являются важнейшими экспортерами пшеницы на мировой рынок: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия, Египет?
  5. По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?
  6. Какие три из перечисленных ниже стран обладают самыми крупными в мире морскими флотами: США, Великобритания, Греция, Франция, Япония, Либерия, Панама, Норвегия?

Можете ли вы:

  1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Польшу, Румынию, Грецию, Филиппины, Малайзию, Республику Корею, Либерию, Замбию, Чили, Панаму?
  2. Дать определение следующим терминам: новейшая отрасль, нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, контейнеризация, свободная экономическая зона?
  3. Расположить пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убывающей): 1) Мексика, 2)Иран, 3) Россия, 4) США, 5)Саудовская Аравия?
  4. Расположить пять главных стран-производителей электроэнергии (по возрастающей): 1) Россия, 2) Япония, 3) США, 4) Китай, 5) Канада?
  5. Привести по два примера стран с высоким, средним и низким уровнем развития машиностроительной промышленности.
  6. Назвать и показать на карте крупнейший порт мира и по два мировых порта в Европе, Азии и Северной Америке?

7. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: 1)большая часть добываемой в мире нефти потребляется странами-производителями этого вида топлива; 2) Япония является крупнейшим среди экономически развитых стран Запада производителем стали; 3) 9/10 мирового сбора риса приходиться на страны Азии; 4) общая протяженность мировой железнодорожной сети растет очень быстро ; 5) в экспорте Австралии преобладают машины и оборудование?

8. Заполнить пропуски в следующих предложениях? 1)В своем развитии мировая энергетика прошла ______________ главных этапа. 2) В мире сложились ____________ главных района машиностроительной промышленности. 3) Зерновые культуры занимают_______________ всей обрабатываемой площади, среди них особо выделяются ________________. 4) Яркими примерами стран-обладательниц «дешевых флагов» могут служить ___________________.

^ Методические ключи к теме 5

Что нужно вспомнить

1. Структуру народного хозяйства России и основные черты географии важнейших межотраслевых производственных комплексов. (География, 9 класс.) 2. Размещение природных зон на материках. (География, 7 класс.) 3. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океанах. (География, 7 класс.) 4. Происхождение культурных растений. (Биология, 7 класс.) 5. Состав и свойства нефти, природные соединения железа и алюминия, классификацию удобрений. (Химия, 9, 10 классы.) 6. Тепловые двигатели и охрану природы. (Физика, 10 класс.) 7. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы, факторы размещения производства, отрасль международной специализации. (География, 10 класс.) 8. Понятия и термины: территориально- производственный комплекс (ТПК), обрабатываемая промышленность, добывающая промышленность, материало- и энергоемкость, интенсивный и экстенсивный пути развития, топливно- энергетический баланс, конструкционные материалы, грузооборот, экспорт, импорт. (География, 9 класс).

^ Что нужно усвоить Ведущие идеи темы 5:

1. В эпоху НТР все большее воздействие на географию производительных сил оказывает научно- технический прогресс. 2. Ни одна, даже самая большая, страна не может быстро развиваться без активного участия во всемирных экономических отношениях.

Главные научные знания темы 5:

1. Состав и основные черты размещения топливно- энергетической, металлургической , машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира. 2. Понятие о «зеленой революции». 3. Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства. 4. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира. 5. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений. 6. Ключевые слова темы: 1) старая отрасль, 2) новая отрасль, 3) новейшая отрасль, 4) мировой энергетический кризис, 5) нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, 6) мировой сырьевой кризис, 7) «великая горнодобывающая держава», 8) товарное сельское хозяйство, 9) агробизнес, 10) потребительское сельское хозяйство, 11) «зеленая революция», 12) мировая транспортная система, 13) региональная транспортная система, 14) мировой порт , 15) всемирные экономические отношения, 16) открытая экономика, 17) свободная экономическая зона, 18) прямые инвестиции.

^ Что нужно уметь

1. Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, использую типовой план. 2. Использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещениях отраслей мирового хозяйства. 3. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение. 4. Составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников. 5. Готовить краткий реферат прочитанной книги (главы, раздела).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

План характеристики отрасли мирового хозяйства.

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. 3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 4. Главные страны- производители. 5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах. 6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. 8. Перспективы развития и размещения отрасли.

Источник

Adblock
detector